Урок музыки в 8 классе по теме Джаз.


Тема урока: «Джаз – это жизнь».

Тип урока: Изучение нового материала (систематизирующее).

Цель урока: Выявить особенности джазовой музыки через взаимосвязь с жизненными явлениями.

Задачи:
актуализация знаний детей о джазовой музыке;
поиск взаимосвязей жизненных явлений и способов их воплощения в музыке;
пробуждение личностного отношения к жанру через творческие задания.

Методы и приемы:
проблемных ситуаций (сопоставление, наведение, анализ);
контрольных вопросов;
уподобления (творческое задание);
наглядные.

Формы организации деятельности:
слушание;
музыкально-ритмические движения;
просмотр видеоматериала.






Ход урока:
Организационный момент.

У поэта Н.Огарева есть строки:

Когда мы в памяти своей
проходим прежнею дорогой,
В душе все чувства прежних дней
вновь оживают понемногу.

А у вас в жизни бывает, что какое-то воспоминание, слово, аромат, звук рождают ассоциации. Сегодняшний урок я хочу начать, конечно, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т.д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите - какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана. (ответы детей)

Вы узнали этот неповторимый стиль?.. Это, действительно, джаз. А как вы думаете, джазовая музыка существует в мире сама по себе или она каким-то образом связана с жизнью?.. (Конечно, как любое явление, она связана с жизнью А как?) Сегодня на уроке мы с вами попробуем найти ответ на этот вопрос.
Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Как вы в первом классе начиная говорить о музыке опирались на «трех китов» музыки. Что же лежит в основе джаза. Каковы его корни, прежде всего, национальные? (ответы детей)

Корни эти афро-американские. (первая связь – национальные корни. На доске появляется первая карточка). Это музыка, рожденная потомками черных невольников, завезенных в Америку.
Истоки:
спиричуэлз – духовные песни-молитвы американских негров, песни, полные скорби, возникшие в период рабства в южных штатах Америки.
блюзы – светские лирические песни негров, живших вдоль берегов реки Миссисипи. В блюзах тоска соединена весельем отчаяния, безверия.
рэгтаймы – это танцевальные мелодии, очень ритмичные, с характерным синкопированным ритмом. Как говорят про них исследователи джаза: «Это попытки негров сыграть польки и кадрили на свой манер».
Я знаю, что у вас есть опыт общения с джазом. А скажите пожалуйста, какой темой объединены ваши уроки музыки на сегодняшнем этапе. (Музыка легкая и серьезная). Кстати, джаз – это легкая или серьезная музыка? (ответы детей).
Я хочу предложить вам послушать произведение изумительного исполнителя, композитора, подлинного гения джаза. Вы, наверняка узнаете этот характерный голос и его любимый музыкальный инструмент. Послушаем и попробуем ответить на вопрос: легкая или серьезная эта музыка?

(Л.Армстронг «Let My People Go»)

Узнали? (если нет - называю). Какая по восприятию эта музыка? Вам было легко, приятно ее слушать? А какая она по содержанию. Есть специалисты по переводу, или может кто-нибудь знает, о чем эта музыка?.. Это спиричуэлз. В основе лежит библейский сюжет. (рассказываю о содержании произведения) Так как вы думаете, по содержанию какая эта музыка?..

(Видеофрагмент о Л.Армстронге и рассказ о нем)

Вы заметили, на каком инструменте играет Армстронг?.. Какие еще джазовые инструменты вы знаете?.. В чем отличие в инструментальном плане джазовых коллективов от классических?.. (духовые - главные) А почему именно эти инструменты стали сольными? (последствия Гражданской войны между севером и югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров). Оказывается на развитие джаза оказывали влияние (!вторая связь. На доске прикрепляется вторая карточка) социальные факторы, то есть то, что происходило в обществе.

Существует один город, который мы не можем обойти вниманием, говоря о джазе, именно этот город называют колыбелью джаза. Город – легенда и город легенд. Какой? Я уверена, вы назовете его, вспомнив Луи Армстронга (Новый Орлеан и рассказ о нем)... Давайте представим себе атмосферу этого города и предположим каким должен быть новоарлеанский стиль исполнения?.. Проверим?

(«Сент-Луи блюз» в исполнении Л.Армстронга)

Передает музыка атмосферу города?..
Мы с вами говорили, что на музыку оказывают влияние социальные факторы. Прошло 20 лет. За это время что-то изменилось в обществе?..Послушаем как зазвучал «Сент-Луи блюз» через 20 лет, в конце 30-х годов.

(«Сент-Луи блюз» в исп. оркестра Г. Миллера)

Похожа на то, что слушали до этого?.. Что изменилось? Что под такую музыку удобно делать? Что происходило в мире?.. (ответы детей) По Европе маршировал фашизм. Джаз стал музыкой сопротивления. Исторические события повлияли на особенности музыки? (!третья связь – исторические события)

Джаз – человек и его внутренний мир, любовь, родина (!четвертая связь – внутренний мир человека). Кого из джазовых музыкантов вы знаете?

Мы послушали столько замечательной джазовой музыки. Что же ее отличает от других жанров. В чем ее особенность, как мы узнаем, что это именно джазовая музыка? Для русской музыки главным является ее певучесть, песенность, мелодичность, а что для джаза является важнейшим средством выразительности?.. (ритм) Давайте попробуем сами создать джазовую музыкальную картинку и с ритма мы и начнем. Ритмическая партитура будет выглядеть так (ПО плакату делаем ритм. сопровождение). Соединим с музыкой Ребята, у нас очень здорово получается, но даже при таком интересном ритме чего-то не хватает. Какой элемент джаза мы забыли, что дает ему неповторимость при каждом новом исполнении? (импровизацию)
И здесь нам не обойтись без помощи мастера. Сейчас мы услышим настоящую импровизацию блестящего мастера Даниила Крамера.

(Импровизация на тему песни «В лесу родилась елочка»)

Мы услышали замечательного мастера. Посмотрите, какую замечательную музыку можно создать с помощью импровизации.
И я хочу вернуться к теме четверти: так легкая или серьезная музыка «джаз». (ребята с помощью учителя должны сделать вывод, что джаз отражение жизни, насколько разнопланова жизнь - настолько разнообразен и джаз).
И я думаю, обобщат ваши высказывания слова Хулио Кортасара: «Джаз -- как птица, что летает, прилетает, пролетает и перелетает, не зная границ и преград; единственная универсальная музыка века, та, что сближала людей больше и лучше, чем эсперанто, ЮНЕСКО или авиалинии, музыка достаточно простая, чтобы стать универсальной, и достаточно хорошая, чтобы иметь собственную историю»








13PAGE 15


13PAGE 14215
8 к л а с с Д Ж А З Дмитриенко А.А.



гђ Заголовок 1гђ Заголовок 2гђ Заголовок 3гђ Заголовок 4гђ Заголовок 5гђ Заголовок 6гђ Заголовок 7гђ Заголовок 8гђ Заголовок 915

Приложенные файлы


Добавить комментарий