ЕГЭ. Проблемы и решения. Работа с текстом

Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом.

Требования государственного стандарта формировать коммуникативную
компетенцию учащихся предполагают умения говорить, слушать, понимать,
рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся,
однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал,
систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.
Особую роль в этом процессе играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь.
Без планомерной и целенаправленной работы невозможна подготовка к ЕГЭ,
в котором проверяются умения понимать текст, анализировать его, выявляя отличительные признаки и текстообразующие элементы, логически выстраивать план повествования, формулировать основные тезисы, при-
водить аргументы в их защиту, делать обобщения.
Эту систему можно составить из упражнений, выполнение которых готовит
учащихся к итоговому экзаменационному испытанию.
Их можно разделить на следующие группы:
упражнения при работе над основными понятиями текста;
упражнения для формирования умений учащихся определять типы и стили речи;
упражнения для понимания прочитанного;
упражнения, направленные на восстановление разнообразных синтаксических конструкций;
упражнения для работы с искусствоведческим текстом при подготовке к высказыванию по картине.
Все они направлены на формирования знаний о тексте, основных стилях и типах речи, о выразительных средствах языка, которых требует государственный стандарт к уровню выпускников средней школы.

Рассмотрим каждую из групп упражнений.

Упражнения при работе над основными понятиями текста включают в себя
задания, направленные на определение таких понятий как текст, тема и основная мысль текста, его признаки, типы текстов, смысловая связь,
структурные средства. Сюда же можно отнести и синтаксический параллелизм, и лексические повторы, и синонимические замены.
Задания подбираются с учётом возрастных особенностей учащихся.
Например:(приложение 1).



Упражнения для формирования умений определять типы и стили речи
могут представлять собой так называемые «псевдотексты», которые составляются из отрывков известных художественных произведений,
учебных и научно-популярных статей.
Такие задания повышают мотивацию к учению, уровень осмысления языковых единиц, эффективность усвоения программного материала.
Учащиеся овладевают умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений, теоретически обосновывать их единство,
выделять языковые текстообразующие элементы. Для удобства работы
«псевдотекст» должен быть у каждого учащегося, небольшие по объёму задания можно записать на доске. В ходе обсуждения из «разноголосицы»
ребята выбирают предложения, принадлежащие лишь одному конкретному автору и имеющие отношение к одному конкретному тексту. Разбирая текст в соответствии с его лингвистическими особенностями, конструируя из «кусочков» текст-оригинал, учащиеся тренируют умения занимать позиции
читателя и критика.
Основной целью таких аналитико-синтаксических упражнений является овладение умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.
Например (приложение 2).

Упражнения для понимания прочитанного (по методике Н.Шапиро) приучают учащихся к внимательному, вдумчивому чтению. Они состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений, находящихся на другой стороне листа. Учитель определяет время, которое нужно для того, чтобы прочитать 2-3 раза текст, ученики переворачивают листок и читают утверждения Действуя по заданию: выписывают номера правильных и неправильных утверждений, сортируют их. Эти упражнения можно выполнять с пятого класса. Впоследствии тексты можно использовать для контрольного списывания, разных видов изложений, комплексного анализа.
Например (приложение 3).

Упражнения, направленные на восстановление разнообразных синтаксических конструкций
(По методике Н.Шапиро) помогут сформировать умения грамотно строить текст, использовать разнообразные по структуре предложения, избежать повторов. Каждое упражнение представляет собой «испорченный текст»,
который мог быть интересным по содержанию, но выглядит смешным из-за
навязчивых повторений и обрубленных предложений.
Внизу написано задание, как исправить текст:
-устранить ненужные повторы, употребив предложения с однородными членами;
- объединить простые предложения в сложные, используя союзы;
- вставить на месте пропусков слова;
- вставить, где нужно, слова.
Первые упражнения выполняются вместе с учениками, показывается последовательность действий. Потом учащиеся должны записать исправленный текст и выполнить сопутствующие задания:
- найти определённые орфограммы и пунктограммы;
- сделать различные виды разбора;
- определить тип, стиль речи ,тип связи между предложениями;
- озаглавить;
- устно пересказать и т.д.(приложение 4)

Упражнения для работы с искусствоведческим текстом при подготовке к высказыванию по картине.
Текст значительно повышает восприятие учащимися картины, воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу, речь.
Искусствоведческий текст, написанный художником, искусствоведом,
преподавателем изобразительного искусства и являющийся образцом высказывания, помогает ученикам осознать особенности содержания,
композиции и речевого оформления высказывания, экономит время.
Для такой работы используются тексты, ориентированные на детей и массового читателя, т. к. доступны пониманию детей. Они написаны в научно-популярном стиле, иногда с элементами художественной и разговорной речи, некоторые относятся к публицистическому стилю.
Все тексты представляют собой описания с элементами повествования или рассуждения.
Объём таких текстов не должен превышать 250 слов в 5-7 классах и 350 слов в 8-11классах.
В тексте должна быть ясно отражена тема и основная мысль. Он должен иметь чёткую структуру(зачин, основная часть, концовка).
Изображённое на картине должно соответствовать содержанию текста.
В нём должна прослеживаться ярко выраженная авторская позиция, отношение к описываемой картине.
В тексте не должно быть громоздких предложений.
При соблюдении этих требований искусствоведческие тексты позволяют
На их основе обучать детей созданию высказываний определённого жанра и стиля.
Анализ искусствоведческого текста – образца делается после проведённой беседы по картине. Эти тексты можно использовать и для проведения изложения.
Методика анализа текста (приложение 5).







Приложение 1.
Упражнения при работе над основными понятиями текста.

Задание: прочитайте предложения и составьте текст. Докажите, что это текст.

А. Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное чтение.
Б. Потом он мне прочёл кое – что своё, большей частью в отрывках.
В. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её вслух.
Г. Я привёз Пушкину в подарок переписанную от руки комедию Грибоедова «Горе от ума», чем он был очень доволен.

Задание: в тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно.

а) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены.

б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем.

в) В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки.

Определите тип речи текста.
Составьте план полученного текста.
Озаглавьте текст.
Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.
Объясните значение слова телеграф.













Приложение 2.

Упражнения для формирования умений учащихся определять типы и стили речи.

Прочитайте внимательно «псевдотекст». Сумейте определить каждый текст. Имя какого автора вам известно? Что помогло определить авторство?

Жила- была на свете лягушка-квакушка.
Весёлая лягушка жила в одной реке:
Вверх дном её избушка стояла – бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами.
Избушка не стояла. А кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно – конечно , в том случае
Если бы её не съел аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала – пара-пам!


Отгадать авторов и их произведения, из которых составлен данный «текст» несложно. Понаблюдайте, как великие русские поэты
по-разному раскрывают одну и ту же тему. Какую?


Я молод, молодЗнал ли ты
Разгульной юности мечты?
Как весело провёл свою ты младость!
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?



Счастлив! А я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб и сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я так же мог бы жить!
Успел бы я, как ты на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

Герои каких произведений произносят монолог?
Как ритм и размер стиха влияет на образ героя – рассказчика?
Каковы особенности лексики каждого отрывка?
Как лексические особенности отражаются на характере исповеди героя?
Какой из отрывков производит более сильное впечатление? Почему?























Приложение 3.
Упражнения, направленные на понимание прочитанного.

О фиалке.
Фиалка – один из наших любимых цветов, хотя она и очень маленькая. Мы за то любим эти цветы, что они одни из первых растений, которые после зимнего периода, когда совсем нет цветов, расцветают в лесу.
Цвет фиалок настолько интенсивен, что послужил названию краски – фиалковая синь. Запах у них сильный и приятный. Если находишь фиалки, становится ясно – наступает весна!
Ещё до того, как появляются цветы, на земле можно найти маленькие кругловатые листочки, которые сначала бывают скручены как пакетики.
Но вот наступает время, когда из зелёных листков выглядывает первая фиалка.
Есть красивое сказание о том, что, прежде чем создать фиалку, Земля
долго мечтает, глядя в голубое небоКогда мечтаем мы, люди, наши мечты
Остаются у нас в душеКогда мечтает Земля, её мечты превращаются в цветы. Чтобы цветы могли возникнуть из мечты Земли, им должно помочь Солнце.


Внимательно прочитайте текст.
Закончите последнее предложение:

В марте Солнце ещё не может глубоко проникнуть в Землю, поэтому

Запишите номера истинных утверждений.

Фиалка – очень маленький цветок.
Фиалка расцветает после подснежников.
Фиалка – предвестница весны.
Мечты Земли превращаются в цветы.
Солнце помогает Земле создавать красоту.












Приложение 4.

Упражнения, направленные на восстановление разнообразных синтаксических конструкций.

Все любт басни И.А.Крылова.
Всякая басня – иноскзание. Говори(т,ть)ся (в)ней о жвотных. Все понмают, что каждая басня – это расказ о людях. Басня – (не)большое произведение. Нужен особо выразительный язык, что(бы) передать кнкретность характристик, что(бы) передать карти(н,нн)ость действий.
И такой язык создал Иван Андреевич Крылов. Простта – вот основа его
мастерства. Ясность языка и стиха его басен – вот основа его мастерства.
Крылов – мастер находить в словах самые разнообразные оттенки.
Уменшительно(ласкательные) су(ф,фф)иксы. Например, типтчный
«строительный» материал басни «Кукушка и Петух». Они передают фальш
(не)умеренного захвалвания и лести.
Одно из важных средств художественной выразительнсти – глаголы.
Автор выбрает глаголы из усной речи.
В баснях Крылова обилие пословиц. Они (до)того мало пронкали в
Литературную реч . Крылов и сам создвал пословицы и поговорки.
Смысловая точность и живописность языка – отлчительные черты
(К,к)рыловских басен.


Задание.
Исправьте текст, устраните ненужные повторы, соедините простые предложения в сложные разных видов.
















Приложение 5.
Упражнения для работы с искусствоведческим текстом при
подготовке к высказыванию по картине.

Методика анализа искусствоведческого текста.

Чтение текста учителем.
Разъяснение искусствоведческих слов и терминов.
Определение темы и основной мысли.
Нахождение опорных слов.
Выделение структурных частей текста.
Определение авторской позиции в тексте, нахождение слов и словосочетаний, с помощью которых автор достигает большей эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображённое.
Установление способов связей между предложениями, абзацами и частями текста.
Определение жанра и стиля текста.


Г.Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье».
Лес был позади, и перед нами развернулась панорама зимы середины двадцатого века.
В горизонт, рассекая прямоугольник далёкого леса и белый экран равнины,вонзался острый клинок автострады. По ней, свободной от снега, серо – голубой под солнцем, шипя, проносились машины.
Налево от шоссе вздымалась железнодорожная насыпь. Из-за поворота выскочила электричка, и по шоссе, по ёлкам, по снежной равнине хлестнул её отрывистый свист.
Справа от шоссе монументальными пирамидами возвышались ели. Они не дрогнули, когда засвистел озорной зелёный поезд, не шелохнулись. Они,
как небо, оставались величественными и философичными.
А небо простиралось над ними ритмичными ступенями облаков. В облаках, сверкая серебром фюзеляжа, скользил самолёт.
Грандиозная панорама тянула к размышлениям о том, что человек наконец-то покорил природу и очеловечил её высокую гармонию. И тогда кто-то
сказал: «Всё так и должно быть на современной картине. Я сегодня понял
Нисского».(131 слово)
По И.Смольникову.







Районный семинар.





«Подготовка и проведение Единого Государственного Экзамена
по русскому языку».





Сообщение по теме: «Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом».

Подготовила: Упировец Наталья Сергеевна, учитель русского языка
и литературы М-Поселковой СОШ






















с.Мельница – 2006

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий