Разработкм уроков об истории кубани в курсе кубановедения



Разработка урока по кубановедению
учителя МОУ СОШ №1 Попп Н.В.

Урок 2
Тема урока: «Освоение Кубани русскими переселенцами».
Цели урока:
Подвести учащихся к пониманию причин церковного раскола и старообрядческого движения в России.
Выяснить, какие взаимоотношения складывались у кубанских раскольников с Россией и Крымским ханством.
Продолжать формирование умений работать с текстом учебника и историческими источниками.
Тип урока - комбинированный. Учебное оборудование: атлас по истории Кубани.
Ход урока

I. Организационный момент.
И. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Кубани».
1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.
Карточка № 1 Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни кочевых народов Кубани в средние века?» Для этого вспомните:
Кого называют археологами?
Что такое «летописи»?
Что называют историческим источником? Сделайте вывод.
2. Фронтальная беседа по вопросам:
Что такое «средние века»9 Каковы их хронологические рамки?
Дайте определение понятию «малая Родина».
Какое событие из истории средних веков на территории Кубани тебе запомнилось?
- Какие народы проживали на территории Краснодарского края в средние века? ' . '
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1.
III. Изучение новой темы
План

Возникновение церковного раскола.
Раскольники на Кубани.
Отношения кубанских раскольников с Россией и Крымским ханством.
На доске записаны новые слова (раскольники, церковно-обрядовая реформа) и проблемный вопрос урока: «Почему кубанские старообрядцы приняли покровительство крымского хана?»
1. Рассказ учителя.
Итак, мы выяснили, что к середине XVII века на территории Северного Кавказа проживали адыги, ногайцы, черкесы, кабардинцы и другие местные народы, а сегодня узнаем, как начиналось освоение Кубани русскими переселенцами. Мы знаем, что история нашей малой Родины неразрывно связана с историей великой России. Именно в ее истории нам нужно искать причины переселения русских старообрядцев на территорию сдарского края.Г
Сообщение о возникновении церковного расколасщщСООБЩЕНИЕ УЧАШ (можно в объеме материала учебника Б. А. Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII в.». Гл. 9, п. 1, с. 132).
Дополнительная информация для учителя.
XVII век вошел в историю России как «бунташный». Отголоски русской смуты не могли не затронуть пограничные с Русским государством кубанские земли. Церковная реформа патриарха Никона имела немало противников среди неистовых поборников «старой веры». Царское правительство беспощадно расправлялось со старообрядцами, пытая их и уничтожая идеологов раскола..

Немало их осело и на вольном Дону, но эта вольность была относительной, так как донские казаки получачи «царское жалование» и приняли присягу на верность царю. Поэтому донским староверам было не очень вольготно на Дону, особенно когда в 1682 г. царем стал Петр I, не терпевший никакого своеволия и непослушания. Царю не нравилась стародавняя традиция донцов никого не выдавать с Дона. Дон, как и Запорожье, был гостеприимным пристанищем для всех беглых и недовольных крепостными и церковными порядками. В 1680-х годах правительство ужесточило требования о выдаче скрывавшихся на Дону. Это заставляло многих, спасаясь от репрессий, объединяться в отряды и уходить подачьше от тяжелой царской руки.
2.Беседа по вопросам:
- Что послужило причиной церковного раскола в России в середине XVII в.? (Церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 г. начал проводить патриарх Никон.)
-Какие слои русского общества выступили на защиту «старой веры»? {Посадские люди и крестьянство.)
-Почему крестьяне связывали свое закрепощение с церковными реформами и поддерживали «старую веру»? {Религиозные реформы Никона совпали по времени с полным закрепощением крестьян в России, с изданием «Соборного уложения». Поэтому народные массы, становясь на защиту «старой веры», выра-жачи свой протест против феодального гнета.)физкультминтка!
3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 133).Беседа по вопросам:
-Почему раскольники выбрали местом поселения Кубань? -Кто стоял во главе кубанских раскольников? -Почему они стати именовать себя «кубанскими казаками»? -Где поселились русские переселенцы в 1692 г.? -Какова судьба одного из предводителей кубанских старообрядцев - Льва Манацкого?
IV.Закрепление изученного на уроке.
Словарная работа. Записать в тетради: раскольники - противники церковной реформы патриарха Никона; церковно-обрядовая реформа - изменение обрядов в православной церкви России в конце XVII в.
Дискуссия (ответ на проблемный вопрос урока): -Подумайте, почему кубанские старообрядцы приняли покровительство крымского хана.
-Как складывались отношения кубанских раскольников с Россией?
-Каково ваше отношение к кубанским раскольникам? -Сделайте вывод о влиянии внутренней политики государства на процесс освоения кубанских земель русскими переселенцами.
Умейте спорить
При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?
Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.
Умейте слушать оппонента, даже если вы не согласны с его точкой зрения.
Вдумываясь в положения, которые высказывает оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.
Выяснив позицию оппонента в споре, определив, в чем вы конкретно не согласны с ним, начните опровержение этих положений.
Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.
В любом диспуте важен вывод.
V.Итоги урока. Выставление оценок.Домашнее задание:
Прочитать п. 1 учебника Б.А. Трехбратова или гл.1, п. 1 учебника В. Н. Ратушняка «История Кубани с древнейших времен до конца XIX века».
Составить рассказ от имени русского старообрядца о причинах его переселения на Кубань.




































Разработка урока по кубановедению

учителя МОУ СОШ №1 Попп Н.В.

Урок 3 Тема: «Казаки-некрасовцы на Кубани».
Цели урока:
Выяснить, почему казаки-некрасовцы выбрали местом поселения Кубань.
Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний.
На положительных образах жизни казаков-некрасовцев, почерпнутых из «Заветов Игната», воспитывать трудолюбие, смекалку, уважение к старшим, стремление помогать людям и соблюдать законы общества.
Тин урока - устный журнал.
Учебное оборудование: «страницы» устного журнала, атлас по истории Кубани, пластинка с записью песни, видеозапись с танцем некрасовских казаков в исполнении танцевальной группы Кубанского казачьего хора.
Ход урока
I. Организационный момент.
И. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Освоение
Кубани русскими переселенцами».
1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.
Карточка № 2 Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Почему раскольники выбрали местом поселения Кубань?» Для этого вспомните:
Что такое церковный раскол?
Кто такие раскольники?
Каково было отношение Российского государства к старообрядцам на Дону?
Где на К2.Работа с классом (письменно):
1-й вариант: «Какие взаимоотношения установились у кубанских раскольников с Россией и Крымским ханством?» 2-й вариант: «Составьте рассказ от имени русского старообрядца о причинах его переселения на Кубань».
3.Устный ответ ученика по карточке № 2.III. Изучение новой темы.
На доске - проблемный вопрос урока: «Почему некрасовцы сумели сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?»

План устного журнала (на «страницах» на доске):
Появление некрасовцев на Кубани (литературно-географическая).
Переселение некрасовцев в Турцию (музыкальная).
«Заветы Игната» (документально-театральная).
4.Этапы возвращения «игнат-казаков» на историческую родину
(хронологическая).
1-я страница (литературно-географическая).
1. Рассказ учителя.
Степь да степь, камыш да плавни,
Поля желтое литье,
Море, речки Прикубанья -
Удалое забытье.
То ль не здесь у старых вязов От петровских батогов Укрывал вожак Некрасов С Дона вольных казаков? I Как стало понятно из стихов, не только русские старообрядцы в XVII веке переселились на Кубань. Сюда же в начале XVIII века «от петровских батогов» с Дона вольных казаков привел атаман Игнат Некрасов.
- Что вы понимаете под выражением «от петровских батогов»?
Дело в том, что переселение некрасовцев на Кубань было связано с антифеодальным движением крепостных крестьян,раскольников и бедного казачества под руководством Кондратия Афанасьевича Булавина.
В сентябре 1708 г. часть восставших численностью от трех до восьми тысяч человек, спасаясь от правительственных войск, с семьями ушли с Дона на Кубань. Переселенцев возглавил один из выдающихся предводителей Булавинского восстания атаман станицы Есауловской Донского казачьего войска Игнат Некрасов («...укрываа вожак Некрасов с Дона вольных казаков...»). -Как вы думаете, почему пришедшие на Кубань казаки стали называться некрасовцами или «игнат-казаками»?
2. Работа по карте (находим на карте место поселения некрасовцев).
Крымский хан Каплан-Гирей разрешил им поселиться в низовьях Кубани, между Копылом и Темрюком, и предоставил казакам самостоятельное управление. Здесь казаки-некрасовцы основали ряд своих городков, таких как Чирянский, Блудилов-ский и др.
-Как вы расцениваете условия, на которых поселились некрасовцы на территории, в то время принадлежавшей крымскому хану?
-Почему крымский хан был так благосклонен к «игнат-казакам»? (Рассчитывал в будущем использовать некрасовцев в качестве хорошо обученной вооруженной силы.)
3.Самостоятельная работа по учебнику: определите главные занятия некрасовцев (судостроение, рыболовство, охота, коневодство).
2-я страница (музыкальная)
1. Выступление ученика, выполнявшего индивидуальное задание (на фоне кубанской народной песни): ,
Привлекая в свои ряды недовольных, некрасовцы либо сами появлялись в русских пределах, либо посылали на Дон и в другие районы своих агитаторов, ратовавших за уход на вольную Кубань. Походы на Дон предпринимались не только как акции в борьбе с царизмом, но и были средством пополнения людьми, лошадьми, порохом и продовольствием. В свою очередь, правительство отвечало на эти акции карательными экспедициям разорявшими селения некрасовцев. Крымский хан был заинтересован в пребывании казаков на Кубани, так как ценил их как опытных и отважных воинов, но и он не мог открыто поддерживать некрасовцев - бывших русских мятежников. Поэтому с начала 40-х годов некрасовцы стали покидать Кубань. Так, в середине 50-х годов некоторые из них переселились на Дунай. В 1778 году, с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселились в Османскую империю. 2. Просмотр видеозаписи с танцем казаков-некрасовцев. Беседа:
-Какие особенности в костюмах танцоров вы заметили? -Почему танец сопровождает восточная музыка? -Сделайте вывод о влиянии жизни некрасовцев в Османской империи на их культуру. 3-я страница (документально-театральная)
1.Рассказ учителя.
Как вы убедились на примере танца некрасовских казаков, они, хоть и претерпели влияние турецкой культуры, но все же сохранили свою самобытность и отождествляли себя с русскими людьми, подданными России. Их протест - это выступление против царизма, а не отрицание Родины.
На чужбине некрасовцы сохранили те формы управления и быта, которые существовали у них на Кубани. Они жили по так называемым «Заветам Игната», своего первого атамана. В этих «Заветах» нашло отражение общеказачье обычное право. Его нормы были сгруппированы в 170 статей.
2.Работа в группах (по рядам): чтение текста учебника и ответы на вопросы по заданию:
1-я группа: «Демократическое устройство жизни некрасовцев».
2-я группа: «Общественные права мужчин-некрасовцев».
3-я группа: «Права женщин, отношение младших к старшим».
3.Работа в группах: придумайте и покажите сценку из жизнинекрасовцев по «Заветам Игната» (каждая группа показываетсценку по своему заданию).
4. Работа в тетрадях - записывают выводы по содержанию «Заветов Игната»:
власть в общине принадлежит Кругу - народному собранию
запрет эксплуатации чужого труда в целях обогащения
1 /3 заработка от промыслов - в войсковую казну
полнота прав у мужчин с 18 лет
ограничение в правах женщин
почтительное отношение к старшим
запрет на установление родственных связей с турками.
- Какой завет вы считаете самым важным для некрасовцев?
4-я страница (хронологическая)
1.Составление хронологии возвращения некрасовцев в Россию:
1828 -1829 гг. - отуреченные потомки поселились в Дахов-ском ущелье, в селении Высоком возле Адлера
1908-1911 гг. - обращение к русскому послу с просьбой разрешить им поселиться на Дону
1912-1913 гг. - 140 некрасовских семей поселились в Грузии (поселки Успенский и Воскресенский)
1918 г. - переезд на Кубань в станицу Прочноокопскую. Основали хутор Некрасовский возле Приморско-Ахтарска
1921 г. - основан хутор Новопокровский
1924-1925 гг. - Потемкинский хутор
1947 г. - из Румынии 2000 некрасовских семей переселились в СССР (в Ейском районе - село Воронцовка)
1962 г. - 215 семей из Турции поселились в Ставропольском крае.
2.Ответ на проблемный вопрос урока:
Почему некрасовцы сумели сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?
IV. Закрепление материала.
•Игра между группами «Заморочки из бочки». Представительот команды достает из бочонка карточку с вопросом:
Почему казаки-некрасовцы с Дона переселились в XVIII в. на Кубань?
Когда они переселились? С каким событием в истории России связано их переселение?
Почему их называли некрасовцами?
А как их называл крымский хан?
Как назывались первые поселки «игнат-казаков» на Кубани?
Каковы были основные занятия казаков-некрасовцев?
Когда и почему они переселились в Турцию?
Что такое «Заветы Игната»?
Когда и в какие районы России вернулись из Турции некра-совцы?
V. Итоги урока. Выставление оценок, домашнее задание согласно теме урока.


Разработка урока кубановедения
Учителя кубановедения МОУ СОШ №1
Попп Наталии Витальевны


Урок 4
Тема урока: «Культура некрасовцев».
Цели урока:
Познакомить учащихся с самобытностью некрасовской культуры и быта, с особенностями их песенного и былинного творчества.
Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, литературные источники, распознавать существенные признаки казачьей культуры.
3.Воспитывать чувство прекрасного, уважения к традициям,культуре кубанского казачества, гордости за свою историческуюРодину.
Тип урока - интегрированный с литературой и музыкой. Учебное оборудование: запись песен «Ой, загорелась в поле ковылушка» и «Ой, воздолийка да далекого», стихи местного поэта С. А. Соболева.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний по теме «Казаки-некрасовцы».Поскольку объем изучаемого материала велик, то в целях экономии времени можно в начале урока в течение 10 минут провести тест.
Тест
1.Почему казаки-некрасовцы с Дона переселились в XVIII в. наКубань?
а)спасаясь от правительственных войск после подавления восстания К. Булавина
б)желая принять покровительство крымского хана
в)для пополнения людьми, лошадьми и порохом.
2.Как называл некрасовцев крымский хан?
а)«девлет-казаками»
б)«гирей-казаками»
в)«игнат-казаками».
3.Как назывался документ, регламентировавший нормы праванекрасовцев?
а)«Судебник Игната»
б)«Устав Игната»
в)«Заветы Игната».
4.Как назывались первые городки некрасовцев на Кубани?
а)Чумяновский и Ахтарский
б)Успенский и Воскресенский
в)Голубинский и Блудиловский.
5.Каковы были основные занятия казаков-некрасовцев в началеXVIII в.?
а)судостроение и рыболовство
б)земледелие и скотоводство
в)охота и собирательство.
6.Правила некрасовцев запрещали:
а)установление родственных связей с турками
б)поселение в Османской империи
в) участие мужчин после 18 лет в Народном собрании
7. Главная причина возвращения некрасовцев из Турции:
а)турецкое правительство насаждало среди них мусульманскую
религию
б)турецкое правительство ввело всеобщую воинскую повинность
в)турецкое правительство объявило войну России.
Ключ к тесту: 1 - а, 2 - в, 3 - в), 4 - в), 5 - а), 6 - а, 7 - б. III. Изучение новой темы.
План
Обычаи казаков-некрасовцев.
Песенное творчество «игнат-казаков».
Занятия и быт некрасовцев.
I, Обычаи казаков-некрасовцев.
1. Работа с документом.
Ф. А. Щербина, «История Кубанского казачьего войска»:
«...Татары, давшие некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков остались свое управление, свои выборные власти.
Завися от ханской администрации, в своей внутренней жизни казаки руководились вековыми обычаями и исторически сложившимися установлениями. Во главе казачьей общины стоял выборный войсковой атаман и «казачий круг» или сход полноправных представителей общины.
Вместе с самоуправлением некрасовцы пользовались самой широкой религиозной свободой, живя среди мусульман. Татары не посягали на их веру, ни даже на народные обычаи; некрасовцы совершенно свободно строили церкви и отправляли в них по своим обрядам богослужение. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к этим религиозным учреждениям. Вера отцов, «старая вера» находилась у татар под защитою властей, как неприкосновенная народная святыня».
Беседа по тексту документа!
Чьих обычаев и традиций придерживались некрасовцы, проживая в Османской империи?
Какую религию они исповедовали?
Какие религиозные традиции они соблюдали?
Как турецкие власти относились к обычаям, традициям и религии некрасовцев?
Сделайте вывод о соблюдении общекультурных традиций казачества некрасовцами.
3. Самостоятельная работа по группам с текстом учебника
(с.141-145):
1-я группа (с. 141-143) - О суде и наказаниях у некрасовцев.
2-я группа (с. 143-144) - Об артелыцине и наказании атамана.
3-я группа (с. 144-145)- О занятии рыбной ловлей.
После прочтения - пересказ по цепочке содержания и смысла
прочитанного.
И. Песенное творчество «игнат-казаков».
1. Учитель музыки:
Свое песенное богатство некрасовские казаки делили на ряд тематических пластов: песни об Игнате, песни «под Игната», служивые песни, беседные или компанейские (сюда, кстати, входят и исторические песни), женские, свадебные, хороводные, серцебитные, уличные, пригудки (колыбельные), игровые (считалки), шуточные прибаутки; духовные стихи (песни речитативного характера, например, «Про Лазаря», «Расставание души с телом», «О блудном сыне» и т.д.).
Как и большинство выходцев с Дона, некрасовцы знали былины. Вот несколько названий этого уникального жанра устного народного творчества: «Шел по дороженьке Илья Муромец», «Нападала на Илюшеньку собака - зверя лютая», «Змей Тугарин и Алеша», «Садко».
Необъятные просторы донских степей, величавый Тихий Дон Иванович, морские и конные походы казаков, наконец, многие особечества - все это придает донским былинам и историческим песням некрасовцев своеобразные черты. С ними «игнат-казаки» отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти так, как хранили на своей груди ладанку с горстью родной земли. И звучание этих былин было так же дорого им, как дорог был горьковатый запах степного полынка.
2.Учитель литературы:
Выдающийся собиратель песенного фольклора донских казаков А. М. Листопадов в одной из статей приводит любопытный фрагмент диалога казаков, от которых ему довелось записать старинные песни:
Разве в наше время так служили, как теперь?! - замечает один из седобородых песенников, ветеран тяжелой кавказской службы. - Теперь сядет себе служивый в машину, не успеет оглянуться - и на месте! Когда уж там играть старые протяжные песни! А ты, бывало, идешь месяца три, четыре, а то и больше, а сколько песен за это время переиграешь!
Нонче-то ведь все мелочью забавляются, - добавляет с сокрушением другой такой же древний служака. - Не песни, а ветер!
3.Учитель музыки:
Вот пример такой песни, вернее, ее части. Это песня «Ой, загорелась во поле ковылушка», в ней отражаются события крестьянской войны под руководством С. Разина. (Прослушивание записи песни.):
Ой, подымались жаркие огонюшки Вот под самые они небеса, Е-ой да подпалили ясному соколику Вот и ему правое, братцы, крыло.
Ой, подпалили ясному соколику Вот по чистому полю, братцы, летать. Е-ой да прилетели к ясному соколику Вот и стадо черных вороньев к нему.
нности стародавнего военно-бытового уклада жизни каза-
Ой, прилетали к ясному соколику Вот стадо черных вороньев к нему, Е-ой да насмехались над ясным соколиком Вот и называли все вороною.
Ой, насмехались над ясным соколиком Вот и называли все вороною. «Е-ой да как пройдет мое горе-кручинушка, Вот и посмеюся сам над вами я»...
4.Учитель музыки:
Что же касается песен, родившихся непосредственно в среде некрасовских казаков, то для нас несомненный интерес своей мелодикой представляет полная тоски и грусти старинная казачья песня «Ой, воздалийка да далекого». (Прослушивание записи песни.):
Ой, возоапийка да далекого Было во раздольице,
Э-эх, пролегла степь-дороженька, Она широкая.
Э-эх, шириной, ой она, степь-дороженька,
Она широкая.
Э-эх, долиной, ой она, степь-дороженька.
А ей конца-краю нет.
Э-эх, да как по той ли злодей по дороженьке
Никто да не хаживал...
Э-эх, только шел-то, прошел-то Игнат-сударь,
А он сын Некрасовиць;
Э-эх, долиною, ой она, степь-дороженька,
Брал он сорок тысяч -увел...
Э-эх, он присчитывал, ох, присманывал
Только молодцов одних...
III. Занятия и быт некрасовцев.
1. Учитель истории:
В стихах современных поэтов отражены многовековые традиции, обычаи, быт, занятия, культура кубанского казачества, в том числе и некрасовцев. Ведь они, живя 200 лет на чужбине, не порывали со своей исторической родиной и не предавали обычаев своих предков, следовали традициям, сохраняя самобытность казачьей культуры. Из поэтических строк мы можем узнать о занятиях, жизненном укладе казаков, живших в XVIII в. Ведь если наши предки сохраняли их в неизменном виде, то и мы тоже должны чтить обычаи, уклад, бытовые особенности наших дедов и прадедов.

На обед спешишь в беседку, Где на праздничном столе Расшитая скатерть в клетку, Хлеб кубанский в рушнике.
Сала шмот, краюха хлеба. Пока борщ казацкий .ждешь. Стол кубанский пред тобою Удивительно хорош.
Зелень, что копенка с сеном, Посреди стола стоит, Перец горький вместе с хреном Терпким запахом манит.
Вот налили борщ в тарелку. Бац, сметаны черпачок, А к нему еще пампушки Да зеленый чесночок.
Весь зажаренный лежит Сом, в духовке запеченный, Усом скатерть бороздит.
На десерт кавун кубанский С хрустом режут тесаком, Сам арбуз, большой, грудастый, Манит сахарным бочком.
Рядом с ним янтарно дыня
Ароматом пчел манит.' - '"
Соты с медом, пчелок крылья
Сквознячок чуть шевелит.
Ешь, казак, гуляй с гостями! Хлеб-соль на столе. Виноград висит гроздями Рядом, не в Москве!
Какую пищу, традиционную для нашего края, описал поэт в стихотворении?
Какие культуры выращивают в казачьем крае?
Можно предположить, что и на праздничном столе казака-некрасовца XVIII - XIX вв. можно было увидеть такое изобилие угощений. Может, и не в каждой хате, но у зажиточного казака -непременно.
В станице полдень, в хате тишина, Казачка быстрый борщ куриный варит, Вот-вот придет хозяин со двора, Управившись, кормить себя заставит.
За лето нужно накосить травы И высушить ее на сено, Хозяйке фруктов наварить, Повидл, варений и, конечно, джемов.
Корова, лошадь, Мелка у двора, Свиней пяток в хлеву томится. Овец, гусей сторожит детвора, Должна Буренка скоро отелиться.
Вот огород, огурчики, редис, Есть помидоры, перец, лук родится, Картофель, и капуста, и пшеницы гурт От моли на ветру еще хранится.
Как это стихотворение подтверждает кубанскую пословицу «Один летний день весь год кормит»?
Какие культуры выращивали казаки у себя на огороде?
Каких домашних животных выращивали?
Какие работы в летнюю страду должны были успеть выполнить казаки?
Каким было хозяйство казака? (Натуральным.)
На масленице русской Блины, варенье, мед, Икра степных лиманов На скатерти всех ждет.
А у костра бандура, Грибные пироги, Весенняя окрошка, Идут вовсю торги.
Таи ряженые пляшут, Жгут чучело зимы, Мед на оладьи мажут. Жуют с икрой блины.
Еще играют в крепость Из талого снежка, Мужчины что-то лепят, Конструкция легка.
Потом ее с разгону Берет лихой казак И, празднуя победу, Кричит «Ура!» чудак.
Еще в разгар веселья В снежки идут бои, Так празднуют кубанцы Прощание зимы.
Какой праздник описан в стихотворении?
А сейчас он отмечается?
Какие еще народные языческие и христианские праздники, отмечаемые на Кубани, вы знаете?
IV.Закрепление изученного материала.Беседа по вопросам:
-Какие особенности общественного уклада казаков-некрасовцев вам запомнились?
-Каковы полномочия казачьего круга «игнат-казаков»?
-Какие особенности музыкальной культуры некрасовцев вы подметили?
-Почему их песни и былины протяжны и насчитывают до сотни стихов?
-С каким занятием казаков это связано? (С длительными военными походами и переходами.)
Вывод: Культура некрасовцев, как и в целом культура кубанского казачества, - это бесценное богатство нашего народа. По ее историческим образцам можно увидеть историю отдельного народа, региона, страны. По семейно-бытовым традициям, по песням и былинам, по общественному укладу можно познать особенности жизни некрасовцев, их обычаи, культурные особенности.
Мы, потомки тех славных казаков, которые начинали обживать кубанские (и даже турецкие) земли, растем и взрослеем на примере лучших образцов кубанской культуры. И наша задача -сохранить ее, преумножить, развить, как это делали и на чужбине, и на Кубани казаки-некрасовцы.
V.Итог урока. Выставление оценок,домашнее задание
согласно теме урока.'
















Разработка урока
Учителя истории Попп Н.В.


Население Кубани в различные исторические эпохи.
Особенности быта и культуры
Открытые уроки в IV классе
Урок №1 Тема: «Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры».
Цели:
знать особенности быта и культуры жителей Кубани и их связь с историческим прошлым края
уметь находить эти зависимости в бытовой жизни и обрядах
развивать речь, логическое мышление, творческие способности
воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение к людям Кубани
Оборудование:
учебник Б.А.Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Краснодар, 2003
книга для чтения под редакцией В.Н.Ратушняка «Родная Кубань. Страницы истории». Краснодар, 2003
фонограмма «Гимн Кубани»
карта Краснодарского края
наглядные пособия
Ход урока
Учитель. Привет, Кубань моя родная!
Привет, все реки и поля!
Во всей стране одна такая
Моя родимая земля' Здравствуйте, ребята! Я позволила себе начать урок со стихотворения, сочиненного вами о нашем родном крае. Нам сегодня предстоит пройти путь с VIII в. до и. э. до заселения земли Кубанской казаками. Готовы ли вы к этому путешествию?
Дома вы трудились НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, чтобы выучить ГИМН Кубани. Прошу встать. (Дети исполняют гимн Кубани.; С домашним заданием вы справились отлично.
А теперь прошу вашей помощи в оформлении плана урока. Тема его (открывается запись на доске)— «Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры». Какие знания нам понадобятся? Дети:
-В прошлом году на уроках кубановедения мы говорили о разных народах, живших на территории Кубани в древние времена. Даже вспоминали о некоторых их обычаях.
-А еще мы готовили линейку, посвященную Кубани, и на ней рассказывали о казаках.
-А в ! классе у нас был классный час, и я помню несколько вопросов, которые мы вам задавали, а вы нам на них отвечали. -Мне кажется, что надо знать, в каком месте на территории края жили эти народы, потому что жизнь в горах отличается от жизни на равнине.
Учитель: Я с вами вполне согласна, но хочу добавить, что время тоже имеет значение. Об этом не нужно забывать. Вспомним, какие народы в прошлом населяли территорию нашего края.
Ученики называют, а учитель записывает названные ими народности. Если дети замечают ошибку, то ее можно исправить. Если нет - это делает учитель. В результате на доске появляется запись:
КАЗАКИАДЫГИ
МЕОТЫСАРМАТЫ
ГРЕКИСКИФЫ
Расскажем о них, используя уже известные вам факты. Одновременно мы будем «заселять» карту нашего края определенными народами.
Работаем в группах. Каждой группе я предлагаю рисунок человека в национальной одежде и с указанием времени, в которое этот народ жил на территории нашего края. Членам группы предстоит;
• вспомнить все, что они знают об этом народе
постараться определить род занятий и место поселения
особенности этого народа (это могут быть обычаи, традиции).
На выполнение задания пять минут.
Учитель раздает нарисованные на бумаге фигурки людей в национальной одежде с указанием времени заселения этим народом территории края. (Можно использовать рисунки с форзаца книги для чтения «Родная Кубань» под редакцией В.Н.Ратушняка.) 1 группа - САРМАТЫ, 2 группа - МЕОТЫ, 3 группа - ГРЕКИ, 4 группа - АДЫГИ.
Детям предлагается учебник Б. Л. Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века», в котором учителем отмечены статьи, где описывается жизнь этих народов.
Каждой группе предлагается план ответа, который можно составить вместе с детьми, а можно дать в готовом виде:
Название. Время заселения.
Основные занятия населения.
Зависимость места поселения и занятий населения.
Интересные факты, обряды.
Одежда.
Пока дети работают, учитель открывает доску, на которой размещена карта Краснодарского края (желательно физическая). Прошу вторую группу начать свой рассказ. Как вы думаете, почему она начинает, а не 1 группа?
Дети. Это, наверное, первые народы, заселившие наш край?..
Учитель. Нет, не первые, но они были первыми из названных сегодня на уроке.
Один человек от группы рассказывает: - Слово «меоты» означает «море, которое мутнеет» или «соленое болото», потому что жили они возле плавней, вблизи реки Кубани. Поселились в тех местах в VIII веке до нашей эры. {Прикрепляет на карту своего «героя».)
Главным занятием меотов было земледелие. Выращивали просо, рожь, ячмень, чечевицу, лен. Этому помогала река. Еще один вид занятий - скотоводство. Животные помогали людям пахать, навозом удобряли поля. Из льна делали одежду.
Меоты были ремесленниками, умели плавить металл и изготавливать глиняную посуду.
Жили они в круглых домах с соломенными крышами. Поселок окружали рвы и земляные валы с частоколами. В центре поселений размещалась цитадель, где находилось жилище вождя, хранились оружие и запасы продовольствия.
Поселения находились недалеко друг от друга, поэтому во время опасности сигналы подавались с помощью костра.
Учитель. Скажите, пожалуйста, меоты были воинственными племенами или мирными?
Ученик. Они воевали только тогда, когда на них нападали.
Учитель. Спасибо. Теперь познакомимся с жизнью САРМАТОВ. Слово первой группе.
Ученик. Сарматы были соседями СКИФОВ. Заселились они в ГУ веке до нашей эры. Основное занятие сарматов - кочевое скотоводство. У них не было домов, а только кибитки, сделанные из войлока. Они прикрепляли их к повозкам, на которых и жили. Вокруг повозок пасся скот.(Прикрепляет на карту своего «героя».)
Они научились очень хорошо делать шлемы и панцири из воловьей кожи. Еще одно занятие - сбор дани с соседних земледельческих племен, может быть, и меотов. Поэтому они очень большое значение придавали военной одежде и оружию.
Но самое интересное то, что один обычай сарматов нам знаком. Когда сармата хоронили, в курганы, как и скифы, клали одежду, деньги, украшения, но перед захоронением надо было разбить зеркало или зашить его в футляр. Сарматы считали, что в зеркале отражается душа умершего. Верили сарматы в силу огня, поэтому в захоронениях встречаются курильни, дым которых, как считалось, освобождал от злых сил.
Сарматов можно было узнать по внешнему облику: от морозов они защищались шкурами животных и сшитыми из них штанами. Только лицо было открыто, но и его защищала густая борода.
Учитель. Спасибо. Вопрос о зеркале. Почему этот культ нам знаком?
Ученик. У нас в станице во время похорон завешивают зеркала, как у сарматов.
Учитель. Предлагаю передохнуть и физминутку провести в виде игры «Зеркало». Повернитесь друг к другу парами и по очереди «подразните» друг друга. (Проходит физминутка.) Предоставляем слово третьей группе.
Ученик. Нашей группе предстоит рассказать о ГРЕКАХ, которые поселились на территории края в VI веке до нашей эры. (Прикрепляет на карту своего «героя».)
На родине грекам стало не хватать еды, лучшие земли захватили богатые греки, поэтому простому народу пришлось искать новые места для жизни. Так они добрались до побережья Черного моря, где и основали колонию. Селились греки рядом с местным населением, чтобы можно было с ним торговать: продавали оливковое масло, вина, тонкие ткани, дорогое оружие, стеклянные украшения и гончарные изделия, а покупали рыбу, соль,
хлеб, воск и лес.
Основное занятие греков - торговля. На кораблях они плавали вдоль всего побережья.
В греческих городах обязательно строили храмы, в них были жрецы, приносились жертвы богам.
Вокруг городов выросли виноградники. До сих пор они занимают много места на побережье, там, где жили греки. Даже завод по производству вин носит греческое название «Фанагория». Учитель. Вопросов нет. Слово четвертой группе. Ученик. Мы расскажем об АДЫГАХ. Есть у них еще одно название - ЧЕРКЕСЫ. Поселились адыги на территории края примерно в I тысячелетии нашей эры по всему левому берегу реки Кубани. (Прикрепляет на карту своего «героя»).
Племен у адыгов было множество: ЖАНЕЕВЦЫ, ХАТУКА-ЕВЦЫ, ШЕГАКИ, ТЕМИРГОЕВЦЫ, БЕСЛЕНЕЕВЦЫ и пр. Одними правили князья, другими - старосты.
Основного занятия у адыгов не было. Одни занимались скотоводством, в основном овцами и козами, так как в горной местности это удобнее, чем пасти коров. Другие выращивали виноград. Третьи ловили рыбу. Четвертые собирали в лесу мед. Но все очень ценили коней. Все их сказки и легенды посвящены этим животным. За хорошего коня адыги могли отдать все, что у них было.
Дома же адыги строили из простых материалов - дерева и соломы. Считалось, что дом из камня строит тот. кто не может за себя постоять. Поэтому военному делу они уделяли большое внимание. Нас до сих пор восхищает мастерство джигитов.Одежда их нам тоже знакома - у казаков в народном костюме есть черкеска с галунами - это от черкесов, то есть адыгов.
Учитель. От адыгов у нас осталась только черкеска или есть еще что-то?
Ученик. Адыги и сейчас живут на Кубани. Столица Адыгеи -город Майкоп.
Учитель. Спасибо. Хорошо потрудились. Но не прозвучали рассказы о СКИФАХ и КАЗАКАХ. О них мы говорили много. Вспомним отдельные моменты из их жизни. СКИФЫ. Предлагаю решить задачу о скифских племенах. Кстати, где они селились и чем занимались?
Дети. Поселения скифов были на востоке края. (Появляется на карте еще одна картинка.) Основное их занятие - война. А еще они царей хоронили и насыпали курганы.
Учитель. Молодцы. А теперь - задача (да задачника А.Литвинова «История становится ближе»).
Клятва
«Отец истории» Геродот рассказывает о скифах: все договоры о дружбе, освященные клятвой, совершались у них так. В большую глиняную чашу наливали вино. Затем в нее погружали меч, стрелы, секиру и копье. После этого произносили длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствовавших пили из чаши.
Вопрос: Предположите, что еще добавлялось в вино, доказывающее личную причастность каждого участника договора, кроме меча, стрел, секиры и копья.
Одна минута на обсуждение.
Дети обсуждают задание в тех же группах. Лидера группы могут сменить, а могут и оставить.
Учитель. Начнем с четвертой группы.
Ученик. Нам кажется, что они лили туда вино, чтобы скрепить договор.


Разработка урока учителя истории
МОУ СОШ №1
Попп Наталии Витальевны



Урок № 2
Тема: «Население Кубани в различные исторические эпохи.
Особенности быта и культуры».
Цели:
знать причины заселения территории края казаками, особенности их быта и культуры
уметь находить зависимость между современной жизнью на Кубани и историческими корнями
развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами
воспитывать любовь к родной земле, уважение к народным традициям, культуру общения в детском коллективе. Оборудование:
карта Краснодарского края
текст песни «Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»
иллюстрация с изображением казака
книги для книжной выставки
кроссворд
клочок шерсти овцы
перья
мелкие монетки
льняное полотенце
ваганы (корыто)
рубэль (приспособление для глаженья белья)
серп
рушник (вышитое полотенце)
макитра
крынка
Ход урока
Учитель. Теплое солнце, пшеница в полях,
Множество ягод и фруктов в садах, Тихая речка, огромное море, Леса, и луга, и бескрайнее поле -Все это - милый, богатый наш край. Нет его лучше - ты так и знай!
Я снова начинаю урок поэтическими строками, сочиненными Астрецовой Олей. Добрый день! Однажды в Новокубанском районе был записан фразеологизм: «Он в работе горит». Как вы его понимаете?
Дети. Это когда кто-то очень хорошо работает.
Учитель. Предлагаю и вам потрудиться так, чтобы в течение урока и вы «горели в работе». Согласны? Тогда вперед!
Дома я просила вас выполнить задание по группам. Покажите, пожалуйста, те книги, которые вы использовали при подготовке к уроку.
Дети раскладывают книги, в результате получается книжная выставка.
Тема нашего урока - «Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности культуры и быта». Мы продолжаем эту тему, но остановимся на кубанском казачестве.
Каждая группа расскажет о своих исследованиях, а нам предстоит все выслушать, выделить главное и постараться найти зависимость между прошлым и настоящим казаков.
Предоставляем слово первой группе, готовившей рассказ о причинах переселения казаков на Кубань. Дети.
1. Почему-то все говорят о казаках, которые переселились на Кубань из Запорожской Сечи. А мы нашли в библиотеке материал о казаках, которые раньше запорожцев переселились к нам, -это донские казаки под руководством Игната Некрасова. В истории Кубани их так и называют - некрасовцы. Но жизнь их не оставила доброго следа, потому что эти казаки, вместе с турками и черкесами, промышляли разбоем. Некрасовцы встали на сторону крымского хана, и во время войны, потерпев поражение, Россия признала их подданными крымского хана. А жили эти казаки между Таманью и Темрюком. Многие из них переселились в Турцию, а другие вернулись назад, на Дон. Последние из них возвратились на родину в 1962 году.
2. Прославилась Кубань запорожскими казаками. В 1777 году началась война с Турцией. Командование приняло решение отправить на Кубань опытного генерала. Им стал А. В. Суворов. Под его руководством за 106 дней было построено более два дцати укреплений - крепостей. Суворов сумел подружиться с черкесскими князьями и называл их своими приятелями.
В апреле 1783 года был опубликован манифест о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России. Новые российские земли нужно было заселять. И в 1792 году императрица Екатерина II дала казакам особую грамоту, разрешавшую поселение на землях между Кубанью и Азовским морем, а ездил к императрице за этой грамотой Антон Головатый.
3. В Полтавской губернии, на Украине, родился в семье казачьего старшины Антон Андреевич Головатый, ставший позже полковником казачьей гребной флотилии Запорожской Сечи. Четыре месяца он был казачьим депутатом в г. Санкт-Петербурге, где получил от Екатерины II грамоту на вечное пользование кубанской землей, о чем поется в песне «Ой, тысяча семьсот девяносто першого року».
Ой, тысяча семьсот
Девяносто першого року, гэй!
Выйшовуказ вид нашой царыци
3 Петербургу городу, гэй, гэй!
Ой, що пан Чепига и пан Головатый,
Зибравши всэ вийско Запорижсъкэ,
Гэй, выступае та на Кубань - ричку,
На вишнее время всэ, гэй, гэй!
Ой, вы прощавайтэ, курени казацъки.
Уже ж нам у вас быльш не жыты.
Ой вы, прощавайте, вы, стэпы буджацьки
Вжэ ж нам по вас билъш не ходыты, гэй, гэй!
Бувай жэ здорова, Днипр - вода мутная,
Пидэм на Кубань, иншон напьемся.
Бувайтэ здоровы, вси курени наши, -
Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!
Там будэмо рыты, там будэм гуляты
Ирыбу ловыты, гэй!
А вражого турка, та як того зайця,
По скалам гоняты, гэй, гэй! Учитель. Спасибо за труд. Но не забыли ли вы что-то важное?
Открывается запись на доске:
-
Откуда переселились казаки на территорию Краснодарского края?
Зачем Екатерина II пожаловала эти земли казакам из Запорожской Сечи?
В каком месте высадились первые казаки-запорожцы?
Как называлась столица Кубани?
Дети читают вопросы и обсуждают рассказ 1 группы:
Дети. На первый вопрос группа ответила: мы узнали, что казаки переселились на Кубань и с Дона, и из Запорожской Сечи.
На второй вопрос они тоже ответили, потому что мы узнали, что Екатерина подарила эти земли, чтобы заселить их своими жителями и охранять от турок.
На третий вопрос они не ответили. На четвертый вопрос ответа тоже не было.
Учитель. Члены первой группы, сможете ли вы дать ответы на эти вопросы?
Ученик. Я могу ответить на последний вопрос. В честь того, что Екатерина II подарила казакам эти земли, город так и назвали - ЕКАТЕРИНОДАР. А сейчас он называется Краснодаром. Учитель. На третий вопрос я отвечу. В том месте, где высадились первые казаки из Запорожской Сечи, стоит памятник. Вот он на фотографии (учитель показывает фото памятника из фотоальбома «Нива Кубани». Москва: издательство «Планета», 1982 год). Автор этого памятника - эстонский скульптор А.Адамсон. Стоит памятник в станице Тамань.
Предоставляем слово второй г руппе, которая расскажет о занятиях казаков.
Дети. Как вы поняли, казаки сначала занимались охраной южных границ России от набегов. Они строили КУРЕНИ - казармы, казацкие поселения. Таких куреней было 40. Потом эти курени переросли в станицы. Есть станицы, которые не поменяли своих названий. (Пашковская, Динская, Крыловская и другие)
Со временем необходимость в защите границ отпала. Казаки стали заниматься мирным трудом. Очень большая ценность Кубани - ЧЕРНОЗЕМ - самый плодородный вид почв. Благодаря ему казаки собирают хорошие урожаи. Мы предлагаем разгадать кроссворд, в котором зашифрованы названия некоторых культур, выращиваемых в нашем крае. Есть еще одно зашифро-
ванное слово. Если вы правильно разгадаете его, то узнаете, как называют наш край в России.
Дети коллективно разгадывают кроссворд (по рисункам и наглядным пособиям, предлагаемым учителем).

Р 0 Ж ь

р р е ч и X а

т

п о д с о л н е ч н и к
р и с
п ш е н и И а
с в ё к л а
Учитель. Я попрошу вас назвать еще одно важное занятие населения нашего края (помимо растениеводства).
Дети. Животноводство. В прошлом году мы чествовали доярку - Бабенко Дину Николаевну. Ей присвоили звание Героя труда Кубани.
Учитель. Молодцы, ребята! А что подготовила третья группа? У них было самое веселое задание - быт и культура казаков.
Дети: Казаки селились на хуторах или в станицах. Каждая станица имела от 100 до 600 дворов, церковь, торговые лавки, кузницу, водяные и 5 - 10 ветряных мельниц, 2-3 общественных здания (правления). Дворы в станицах строили так, чтобы на дорогу смотрела глухая стена без окон. Проходы между домами были запутаны, в них было много тупиков.
Некоторые архивные документы донесли до нас свидетельство о жизни и быте наших предков на кубанской земле. Вполне естественно, что большинство подобных документов отражают жизнь главного города Кубани - Екатеринодара.
Например, в 1845 году в городе было около 4.000 домов, причем в основном турлучных. За этот год в городе не было совершено ни одного убийства, грабежа, разбоя, воровства и мошенничества. Зарегистрировано одно самоубийство, пойман один солдат - дезертир и каторжник - беглец. Как тут не позавидовать?!
В каждом казачьем курене действовали СТАНИЧНЫЙ СХОД, СТАНИЧНЫЙ АТАМАН, СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, СТАНИЧНЫЙ СУД.
СТАНИЧНЫЙ СХОД - орган власти, который созывался для решения самых важных вопросов.
СТАНИЧНЫЙ АТАМАН избирался на три года. Ему подчинялись все жители станицы.
СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ состояло из атамана, его помощника, казначея и доверенных лиц от населения.
СТАНИЧНЫЙ СУД избирался ежегодно сходом станицы в количестве 4-12 человек. Суд атаману не подчинялся, и атаман не имел права присутствовать на суде.
В каждом доме в правом углу висели обязательные иконы: ИИСУС ХРИСТОС, БОГОМАТЕРЬ, СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Также висела икона, покровительствовавшая местному храму, например, Покров пресвятой Богородицы, Св. Параскева Пятница и др. В г. Тихорецке есть Свято-Успенский храм, поэтому казаки повесили бы икону Богородицы. Праздник, связанный с этим святым, отмечали всей станицей, как самый большой.
В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны, но самой интересной традицией было то, что строили дома всей станицей, притом за помощь денег не брали.
Мы вам сейчас покажем предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома, а вы попробуйте определить их назначение.
Дети показывают предметы, а остальные ребята говорят об их назначении.
При закладке фундамента в него бросали куски шерсти домашних животных и перья домашней птицы. Зачем? Дети. Чтобы хозяйство водилось.
Матицу (несущее бревно для крыши) поднимали на полотенцах, а не на «пустых» руках. Зачем? Дети. Чтобы в доме не было пусто.
Под матицу закладывали мелкие деньги. Зачем? Дети. Чтобы в доме деньги водились.
В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем?
Дети: Чтобы Бог помогал.
Л теперь поиграем. Эта игра была одной из любимых у казачат.
Дети разучивают игру «Коршун».
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун делает вид, что роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него. Цыплята держатся за наседку и друг за друга. Им нельзя разрывать цепочку. Наседка с коршуном ведут диалог:
Коршун, коршун, что ты делаешь?
Ямку рою.
На что тебе ямка?
Копеечку ищу.
На что тебе копеечка?
Иголочку ищу.
Зачем тебе иголочка?
Мешочек сшить.
Зачем мешочек?
Камешки класть.
Зачем тебе камешки?
В твоих деток кидать.
За что?
Ко мне в огород лазят.

Ты бы делал забор выше,
Коль не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, прогоняет коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда пойманы несколько цыплят.
Учитель. Вот спасибо вам! Мы и новое узнали, и поиграли -
отдохнули.
Дети. У нас еще не все. Мы хотели бы показать предметы, которыми казаки пользовались раньше, а вы угадайте, что это и зачем нужен был этот предмет.
Показывают предметы из музея: ваганы - корыто, рубэль -приспособление для глажки белья: серп, рушник; макитру - приспособление для хранения маринадов, молочных продуктов; крынку - глиняный кувшин без ручки.
Учитель. Предоставляем слово четвертой группе. Нам предстоит услышать рассказ об истории казачества в нашем районе.
Дети. Началась история Тихорецкого района с А.В.Суворова, который летом 1778 года поставил здесь первые укрепления -коммуникационный Терновский фельдшанец на реке Терновке (сейчас это станица Терновская) и коммуникационный пост на реке Челбас (сейчас это станица Архангельская). В 1801 году на месте поста на Челбасе появилось казенное поселение Архангельское, в 1812 году - селение Терновское, в 1829 году - селение Тихорецкое. Названия свои они получили по-разному. Станица Терновская названа так потому, что в этом месте были заросли терна; Архангельскую основали переселенцы из села Архангельское Новодевицкого уезда Воронежской губернии. Город Тихорецк стоит на берегу речки Тихонькой, поэтому и носит такое название - Тихая речка.
А вот дата основания нашей станицы не выяснена. История ее появления тоже путаная. По одной из версий, в 20-е годы XIX века здесь была помещичья деревня Демьяновка. На правом берегу реки Борисовки располагался хутор Ярмизин. В конце ХГХ века несколько хуторов объединились в один большой хутор Борисовский, в 1907 году село Демьяновка, хутор Ярмизин и другие хутора объединились в крупное Ярмизинское крестьянское товарищество, а в 1922 году это были хутора Борисовский и Еремизин. В 1924 году они объединились в хутор Еремизино-Борисовский. В 1998 году хутор стал станицей.
Учитель. Спасибо всем исследователям, проделавшим кропотливую работу к уроку. Подведем его итог.
На нашей карте еще не размещена иллюстрация с изображением казака. Куда бы вы ее поместили?
Дети. Предлагаем определить на карте местоположение станицы Тамань и поместить фотографию туда, потому что именно в этом месте на кубанскую землю ступили казаки.'
*Ая бы поместил в центр, потому что казаки и по сей день живут на территории края, притом повсюду. (Дети прикрепляют иллюстрацию к карте.)
Учитель. Нам осталось установить взаимосвязь кубанской казацкой жизни прошлых лет с современной. Вы услышали мно-
го интересного. Скажите, что осталось в современной жизни от быта и традиций кубанского казачества.
Дети. Дома у некоторых кубанцев построены так же. как и у казаков, из самана, а покрыты камышом. Национальный казацкий костюм не поменялся с тех лет. В нашей речи остались старые слова, например, рушник, макитра. Много праздников мы отмечаем по казацким традициям, например, свадьба, Рождество.
Казаки за это время нашли много разных занятий, но главными остались земледелие и животноводство.
Учитель. Дома предлагаю найти и разучить какой-нибудь казацкий обряд или казацкую игру. А теперь я прочитаю еще одно стихотворение Оли Астрецовой. Оно посвящено нашей станице:
Наша станица совсем небольшая,
Но все равно для меня дорогая.
В ней нет театра, в ней нет вокзала,
Электрички не ходят, автобусов мало.
Но здесь родилась я, и здесь я живу,
И нашу станицу я очень люблю.
Литература
Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения/ под редакцией В.Н.Ратушняка. Краснодар, 2003.
Е.М.Сидоров. Земля Тихорецкая, Краснодар, 1995.
Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Москва,1995.
И.Горлова, А.Манаенков, В.Лях. Культура кубанских станиц. Краснодар, 1993.
Е.М.Сидоров. Тихорецкое краеведение, Краснодар, 1999.
Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год/ под редакцией В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996.
Литературно-исторический журнал «Родная Кубань» №3 за 1998 год.
Фотоальбом о Краснодарском крае «Нива Кубани». Москва, 1982.
9.Стихи Астрецовой Ольги (8 лет).


Разработка урока
учителя истории Попп Наталии Витальевны


История Кубани. Уроки по кубановедению в IX классе

Тема: «Кубань в XIX в.».
Цели:
Восстановить в памяти учащихся материал, изученный в прошлом учебном году, его основное содержание, последовательность событий и их значение.
Создать образную, целостную картину XIX века на Кубани.
Продолжить формирование умений выделять главное, располагать его в хронологичеТест 1(1) 1. Когда черноморцы прибыли на Тамань?
а) в 1792 году
б)в 1794 году
в)в 1793 году
2.Кошевым атаманом во время переселения черноморцев наКубань был
а)С.Белый
б)А.Головатый
в)З.Чепега
3.Структура управления Черноморским войском на Кубани определялась
а)«Уложением о службе»
б)«Войсковым уставом»
в)«Порядком общей пользы»
4.В Черномории в 1-й половине XIX века преобладали выходцы из
а)Малороссии (Украины)
б)России
в)Крыма
5.Во время Кавказской войны взорвал Михайловское укрепление вместе с противником
а)Федор Дикун
б)Архип Осипов
в)Федор Бурсак
6.По военной реформе 1874 года мужское казачье населениезаступало на службу с
а)18 лет
б)15 лет
в)22 лет
7.У коренных русских крестьян Кубанской области паевой земельный надел составлял
а)до 15 десятин
б)до 7 десятин
в)до 5 десятин
8.Наибольшее распространение на Кубани получила добыча
а)каменного угля
б)нефти
в)горючих сланцев
9.Центр разведения винограда и производства первоклассноговина на Кубани в XIX веке:
а)Абрау-Дюрсо. ,
б)Архипо-Осиповка
в)Анапа
10.Наиболее распространенными учебными заведениями на Кубани были
а)начальные училища
б)гимназии
в)духовные семинарии.
Тест 1(2)
1.Когда был заложен войсковой город Екатеринодар?
а)в 1794 году
б)в 1791 году
в)в 1793 году
2.Первую партию черноморцев, прибывших на Тамань, возглавил
а)З.Чепега
б)С.Белый
в)И.Гудович
3.Северо-восточная часть территории Кубани, так называемаяСтарая линия, заселялась
а)донскими казаками
б)черноморскими казаками
в)государственными крестьянами
4.На Старой линии в 1-й половине XIX века преобладали выходцы из
а)Малороссии (Украины)
б)Крыма
в)России
5.В урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) в мае 1864 годабыли проведены торжества по случаю
а)образования Кубанской области
б)окончания Кавказской войны
в)окончания русско-турецкой войны
6.По реформе 1874 года действительная служба казака продолжалась
а)4 года
б)7 лет
в)2 года
тех событий, которые произошли па Кубани в то же время: третья группа - это консультанты и эксперты. Во время работы члены двух первых групп могут обратиться за помощью к экспертам, но это снижает оценку их работы. Первые две группы выполняют задание на листах формата А-4 (записывают дату и событие на одном листе крупно). Потом на доске располагаются эти листы в хронологической последовательности. На левой стороне - по истории России, на правой - по истории Кубани. Получится своеобразная синхронистическая таблица. Группа экспертов определяет правильность выполнения задания и делает вывод о роли Кубани в истории России. Затем учащиеся переписывают таблицы в тетрадь. (Возможно деление на 5 групп; в этом случае группы 1 и 2 выполняют первое задание, группы 3 и 4 - второе, а группа 5 - эксперты.) I. Организация повторения материала
• Просмотр видеофильма по истории Кубани. Перед про-смотром учащиеся получают задание:
Какие цели преследовало правительство России, переселяя черноморцев на Кубань?
Кто возглавил переселение на Кубань, как оно осуществлялось?
Как расселились казаки на Кубани?

Участие кубанцев в войнах XIX века.
Кавказская война: основные события, план графа Евдокимова.
Возникновение Кубанской области, ее состав.(Просмотр
фильма.)
После просмотра учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
• Работа с атласом по истории Кубани. Вопросы:
/. Этапы присоединения территории Кубани к России (с. 20,
врезка слева внизу).
Создание укрепленных линий (проследить по карте, с.20).
Кавказская война: ее основные события (проследить по карте, с. 22).
Кубанская область и Кубанское войско, из каких частей они
возникли?
5. Промыишенность и транспорт на Кубани (определить основные отрасли, сеть дорог и водных путей, с. 24). II. Обобщение учителя
Учитель указывает на пробелы в знаниях, выделяет наиболее серьезные ошибки, оценивает работу учащихся. III.Задание на дом: сделать вывод о положении Кубани к началу XX века (см.: Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIXв. Краснодар, 2000. С. 225).
Урок № 2
Тема: «Кубань на рубеже веков. Кубань в начале XX века».
Цель урока:
Показать развитие экономики Кубани в начале XX века, особенности столыпинской реформы.
Выяснить особенности социальных отношений, роль казачества, иногородних и инородцев в экономике, политике.
Продолжить формирование умения анализировать и сравнивать понятия.
Продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к своему труду и уважения к людям труда на примере жизни России в начале XX века.
Оборудование: карта «Россия в 1900 - 1914 гг.», атлас по истории Кубани, с.28 - 29. Алексеенко И.И. и др. Новейшая история Кубани XX века. Краснодар, 2001. С. 5 - 12, 19-21. Видеофильм «История Кубани».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I.Организационный момент: сообщение учителем темы и
цели урока.
II.Подготовка к восприятию нового материала.
Проверка домашнего задания «Положение Кубани к началу XX века».
Учащиеся характеризуют положение Кубани следующим образом: «Реформы 60 - 70-х гг. в России дали толчок развитию капитализма в России, в том числе и на Кубани. Началось массовое заселение и освоение края крестьянами из центральной России. Хозяйственные связи между казаками, иногородними и горцами расширялись. Кубань превратилась в крупный культурный и экономический регион с высокоразвитым сельскохозяйственным производством и стала неотъемлемой частью народнохозяйственной системы России». Учитель подчеркивает, что процессы, характерные для XIX века, продолжились и в начале XX века, поскольку само понятие смены века не означает смену, так сказать, «вектора развития».
III.Изучение нового материала


План 1. Экономический кризис 1900- 1903 гг.

Сообщение учителя. В период промышленного кризиса 1900 -1903 гг. в России разорились многие мелкие и средние предприятия и банки. Этот процесс был характерен и для Кубани. На спад пошло нефтяное дело. Лишь в районе станицы Ильской 15 небольших скважин давали немного нефти низкого качества. Сократилось производство новороссийского цемента. 2. Промышленный подъем 1909 - 1913 гг. Сообщение учителя. В 1909 г. начался промышленный подъем. Развивались все отрасли промышленности. В Черноморской губернии наращивали мощности старые цементные заводы, в Новороссийске и Геленджике строились новые. Началась «нефтяная лихорадка» в связи с тем, что в 1909 г. близ Майкопа забил мощный фонтан нефти.
3. Развитие промышленности. Монополии. Иностранный капитал. Активизация среднего и мелкого предпринимательства.
Лучше начать с изучения карты из атласа по истории Кубани «Кубань в начале XX века». Учащиеся должны определить, какие отрасли промышленности были наиболее развиты на Кубани, попытаться объяснить эту ситуацию, найти важнейшие промышленные центры. Выполняя задание, девятиклассники отмечают, что главной отраслью промышленности являлась перерабатывающая, поскольку Кубань была по преимуществу сельскохозяйственным регионом. Кроме этого, была развита цементная промышленность и нефтяная (добыча и переработка). Это связано с наличием природных богатств. Промышленные центры-прежде всего Екатеринодар и Новороссийск, а также Армавир, Майкоп и Ейск. В станицах только предприятия по переработке сельхозпродукции. Учащиеся должны обратить внимание и на то, что на Кубани выращивали виноград и табак; соответственно, появились предприятия по переработке табака и винодельческие предприятия.
Следующий этап - самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с.8 - 12). Задание - составить таблицу «Развитие промышленности на Кубани в начале XX века».
Учитель подчеркивает, что на Кубани были сильны позиции иностранного капитала, особенно в нефтяной промышленности. Основная доля капиталов принадлежала английским предпринимателям. 4. Особенности столыпинской реформы на Кубани.
Беседа с учащимися (па основе их знаний по истории России). - Каково содержание столыпинской аграрной реформы? (Ответ: разрушение общины, передача крестьянам обрабатываемой ими земли в собственность, отруба и хутора, переселенческая политика.)
- Цель столыпинской реформы? (Ответ: создание в деревне слоя зажиточного крестьянства как второй социальной опоры самодержавия, поскольку первая (дворянство; теряла влияние).
Сообщение учителя. Казачьи области не подлежали действию столыпинского законодательства. Но все лее Екатерино-дарское отделение Крестьянского банка стаю предоставлять крестьянам ссуды для приобретения земли, а с 1907 года эта деятельность была распространена и на казачье население. Кулаки из казаков и иногородних покупали участки общинной земли и выделялись в хутора. Беднота такой возможности не имела. Для уменьшения «земельного голода» использоваюсь переселение на свободные земли, но желающих нашлось маю. В целом коренной ломки земельных отношений не произошло. Этому способетвовала и позиция войсковых властей, которые считали, что частное владение землей противоречит традициям казаков. Не смогли воспользоваться услугами Крестьянского банка и большинство горцев.
5. Социальные отношения на Кубани. Казачество, иногородние, инородцы.
Своеобразие социальных отношений определялось рядом факторов:
Казачеству принадлежачо 3А всех земель. Основная форма землепользования - общинная станичная. В личной наследственной собственности - офицерские и генеральские земельные участки.
В кубанской станице основной фигурой был середняк, зажиточные казаки и беднота по численности были приблизительно равны, а среди крестьянства большинство - бедняки. Крестьянство Кубани делилось на три категории: а) коренных жителей (имели право на земельный надел от 3 до 7 десятин); б) иногородних, имевших оседлость (имели право на О, 1 десятины усадебной земли); в) иногородних, не имевших оседлости, т.н. «квартиранты» (не имели права на землю и платили станичному обществу за право проживания).
В Черноморской губернии были высоки доля городского населения и концентрация пролетариата.
Пестрый пационачьный состав: русские, украинцы, черкесы и многие другие народы. Коренное горское население состав ляло лишь несколько процентов от общей численности жителей.
IV. Закрепление нового материала:
•просмотр видеофильма «История Кубани». Перед просмотром учитель задает вопросы учащимся:
Определите основную отрасль хозяйства Кубани в начале XX века.
Какие отрасли промышленности получили наибольшее развитие на территории Кубанской области?
Особенности развития экономики Черноморской губернии.
•Ответы на вопросы, поставленные перед просмотромфильма.
Ответы на вопросы учителя: /. Каковы особенности развития экономики Кубани в годы экономического кризиса 1900 - 1903 гг. и в годы экономического подъема?
Какие отрасли промыитенности были монополизированы?
Особенности социальных отношений на Кубани.
Проведение столыпинской аграрной реформы.
V. Задание на дом: Алексеенко И.И. и др. Новейшая история Кубани XX века, Краснодар, 2001. С. 5- 12, 19-21.
Дополнительная литература для учителя
Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века. Учебное пособие по краеведению. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2003. С.284 - 288.
Энциклопедический словарь по истории Кубани: с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997.
Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994. С. 177- 194.
История Кубани. XX век: Очерки / А.М.Авраменко, А.В.Баранов, Ю.А.Болдырев и др./ Под общ. ред. профессора В.Е.Щетнева. Краснодар, 1998. С. 5 11.
-


Приложенные файлы


Добавить комментарий