МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»












МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Статья в методический журнал



Учитель музыки, МХК
Бородкина
Наталья Евгеньевна







г. Губкинский
2010 год

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Понятие межпредметных связей

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин).
Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин», или такое: « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками».
Все выше перечисленные определения, конечно, верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое, и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Отсюда становится очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Взаимосвязь музыки с предметами естественных,
гуманитарных и эстетических циклов

О взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов знаменитый физик А. Энштейн говорил: «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».
С древних времён античные философы единодушно признавали музыку самым эффективным средством, которое способно привести в движение духовно-потенциальные возможности человека (эмоциональные, интеллектуальные, эстетические, этические, психологические) и внести изменения в мыслительные способности, в характер, поведение и воспитание личности, умственную и моральную деятельность, а также научную и художественную работу. В Индии, в Китае, арабских странах, в Европе лады и ритмы музыки считались созданными богами и ниспосланными на землю людям. Религиозный мыслитель Среднего Востока XI-XII веков Мухаммед ал-Газали учил, что гармоничные звуки музыки вестники из Того мира, приобщающие человека к Божественной красоте. В Европе представления и верования относительно непосредственной связи музыкальной гармонии с гармонией Вселенной носили устойчивый, долговечный характер. Августин в своих трактатах писал о креационистском порядке Творца, космоса, произведения искусства; Боэций – о гармоническом ритме космоса, отражающего идеальность божественного разума и порождающего «музыку мира», о том, что весь мир – колоссальный музыкальный инструмент и музыка определяет гармонию души и тела человека.
Возможная взаимосвязь наук и музыкального искусства в современном преподавании кажется недоразумением. Тогда как именно органический синтез наук и музыки послужил благодатной основой становления пифагорейского склада мышления, пифагорейской формы создания, позволивших сполна проявить исследовательский дух, поиск разного рода открытий и научных истин.
Пифагорейское исследование музыки имело широкое основание, раскрывающее многосторонний потенциал музыкального искусства, включающий в себя математическую трактовку музыки. Ведь «именно в музыке Пифагор нашёл прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Всё есть число». Более того, Пифагор, используя арифметические соотношения в пределах первых девяти чисел, разработал гармонические интервалы, созвучия, такие, как октава, кварта и квинта, что послужило основой разработки музыкальной теории.
Одним из ярких и замечательных представителей науки, воплотившим в своей научно-творческой деятельности идею взаимодействия двух направлений науки и искусства – физики и музыки – является, конечно же, личность А. Энштейна.
Научная и духовная биография А. Энштейна, автора многочисленных трудов по физике, космологии и механике, была тесно связана с гуманитарными проблемами, вопросами этики, эстетики, культурологи. По мнению Энштейна как физика-музыканта, интеграция науки и искусства «готовит» мышление к открытию объективных истин. Известно, что музыка (особенно Гайдна, Моцарта, Баха) оказала мощное воздействие на стиль мышления и методы работы Энштейна как исследователя.
Глубокие взаимосвязи хранят в себе музыка и естественные науки (химия, биология, география). Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественно-географическим дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты. Ведь «научное познание должно быть связано с критерием красоты» .
Удивителен путь, проделанный музыкой на протяжении тысячелетий. Эстетическое ощущение вообще своими корнями уходит в бездонную древность. И если эстетика цвета, краски насчитывает 40 000 лет, то чувство музыкальной симметрии, симметрии ритма (как считает, например, Ч. Дарвин) присуще также и «меньшим братьям» человека в силу их природной конституции. Так, Ч. Дарвин признавался, размышляя о своей научной деятельности, что «утрата эстетических вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, и ещё вероятнее – на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Занятия музыкой не отвлекали, а наоборот, помогали в научной работе А.Бородину - учёному-химику. Химия и музыка безраздельно царили в его душе и властно предъявляли свои права на внимание, время и творческую энергию.
Влияние музыки на воспитание человеческого характера, нравственности и поведения, роль музыки в гражданском воспитании, обращённость выдающихся людей науки и искусства к музыке как к духовной опоре в жизни и деятельности – это и есть тот классический путь – синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников.
Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Для саморазвития ученика, наверное, самое главное - развитие внутреннего мира, чувств и эмоций. Чрезвычайно важно воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики, на подсознание и надсознание. При этом оно (искусство) незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.
Для этого учитель на уроке должен создать такой психологический климат, при котором всё разнообразие психических состояний (эмоциональных, волевых и интеллектуальных) регулировалось бы благоприятным воздействием исцеляющей и одухотворяющей силы искусства.
В школе на уроках я стараются «организовать труд души» ученика.
Вот рефлексивные высказывания учеников:
«Уроки искусства – учат нас любить все прекрасное, сохранять духовность».
«На уроках музыки, МХК можно свободно высказывать свое мнение, независимо от того, совпадает оно или не совпадает с мнением учителя»
«На этих уроках мы развиваемся нравственно, учимся понимать красоту и гармонию. Произведения искусства (музыка и картины) создают неповторимую и торжественную атмосферу праздника души».
«На уроках мы как бы заглядываем себе в душу, думаем о нашем внутреннем мире»
«Эти уроки помогли нам приобщиться к культуре, почувствовать красоту, осознать себя как личность. Я считаю их необходимыми не только в нашей школе. Мы познакомились с большим количеством прекрасных произведений искусства, о которых должен знать и помнить каждый культурный человек. Думаю, что эти знания и опыт, накопленный нами на уроках очень пригодятся в нашей дальнейшей жизни».
«На уроках мы слушаем замечательные музыкальные произведения, узнаем о творчестве художников мира, обсуждаем проблемы литературы. Эти предметы позволяют нам многое узнать и воспитать в себе душевную красоту»
«Как интересно на уроке! Слушаем музыку, смотрим картины, ведь часто на это просто не хватает времени дома. А это пригодиться в жизни, ведь с одной математикой, химией и физикой далеко не уедешь!»
«Уроки облагораживают духовный мир человека, учат быть добрым, заставляют задуматься об окружающем мире. Никогда физика и математика не научат этому. А что за человек с черствой душой, пусть даже великий математик?».


Межпредметные связи в 1-4 классах

В процессе работы с учащимися 1-4 классов по предлагаемым программным темам я использую их впечатления, знания и умения, полученные на других уроках, прежде всего на уроках изобразительного искусства и чтения.
Так, на уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи; у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года; испытывать наслаждение от созерцания пейзажа. Учащиеся знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – всё это способствует и более полному восприятию музыки.
На уроках чтения дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в музыкальных произведениях.
При восприятии и исполнении детьми музыкальных произведений используются полученные на уроках чтения знания и навыки работы над текстом, умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в содержании. При разборе структуры музыкальных произведений учащимся могут помочь формируемые у них на уроках математики представления о возможности использования букв как символов. В разучивании хоровых сочинений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты используется полученное на уроках чтения умение выразительно читать текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении; используются навыки слогового и звукобуквенного анализа. Специальное внимание при этом обращается на сравнение речевой и музыкальной интонации, на их выразительные возможности. Изучению нотной грамоты помогают навыки счёта, приобретённые на уроках математики, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления. Введение в урок движений под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры.

Межпредметные связи на уроках в 5-8 классах

Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых учащимися на уроках русского языка и литературы. Это понятие о целостности текста и его частях, о смысловых и лексических связях частей текста, о теме и основной идее текста; умение самостоятельно выявить смысл произведения, пользоваться лексическими синонимами для выразительности высказывания и преодоления неоправданного повторения слов. При изучении русского народного музыкального творчества и его связей с профессиональным музыкальным искусством используются знания учащихся, полученные на уроках литературы (изучение отдельных художественных произведений русского фольклора, понятия об устном народном творчестве и письменной литературе), а также на уроках изобразительного искусства (знания и представления о декоративно-прикладном искусстве, понимания эстетической ценности изделий народного прикладного художественного творчества).
При разучивании хоровых произведений и работе по музыкальной импровизации я использую знания и умения, формируемые у учащихся на уроках русского языка (умении правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять в словосочетаниях главное и зависимое слово; знание видов простых предложений – повествовательных, вопросительных, побудительных, умение соблюдать верную интонацию при их произношении).
При знакомстве с произведениями М.И.Глинки, в беседе о близости творчества Глинки и Пушкина используется знание учащимися произведений великого русского поэта, включённых в программу по литературе (поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Песнь о вещем Олеге»), а также имеющихся у учащихся представления о выразительности и своеобразии языка этих произведений.
Рассмотрение заложенных Глинкой традиций на примере оперы Н.А. Рмского-Корсакого «Садко», предполагает обращение учителя к знаниям, полученным учащимися на уроках литературы (Понятие об основных видах устного народного творчества, об особенностях построения, языка былин). Обращаясь к изучению фрагментов из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» следует использовать сведения, полученные учащимися на уроках истории.
Изучение музыкально-исторических стилей предусматривает использование знаний и умений, полученных учащимся на уроках русского языка (понятие о стиле речи, о повествовании и рассуждении; об особенностях различных стилей речи); на уроках литературы (начальное понятие о языке художественной литературы, понятие о пейзаже в литературном произведении, об основных родах художественной литературы, об эпических, лирических и драматических произведениях; умение анализировать образную систему, средства и приёмы художественной выразительности в литературных произведениях); на уроках изобразительного искусства представления о специфике решения образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства, умение раскрыть в изучаемом произведении эмоциональный строй пейзажа; описание характера портретируемого; умение анализировать образную систему, средства и приёмы художественной выразительности).
В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего и дальнего зарубежья рекомендуется использовать знания, приобретаемые школьниками на уроках географии.
Приучая учащихся работать с книгами о музыке, музыкальными справочниками, журналами, полезно опираться на их умение пользоваться справочным материалом, полученные на уроках русского языка и литературы (умение собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; умение пользоваться словарями: толковым и иностранных слов).

Информационные технологии на уроках музыки

Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету «Музыка», которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Казалось бы, компьютер и эстетическое воспитание - вещи мало совместимые, и в педагогической литературе встречаются крайне редко, но отечественные и зарубежные исследователи всё чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер.
Появление компьютеров раскрывает большие возможности в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, проникая в глубину их природной сущности. В настоящее время современные компьютерные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании этих предметов. Практика показывает, что процесс обучения с привлечением компьютерной техники на уроках музыки имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеоматериалы, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества современных компьютерных технологий по сравнению с традиционными довольно многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.
Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию.
Так, например, используя на уроках мультимедийные учебные пособия, мы имеем такие положительные моменты, как:
представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, звука, видеофрагментов и анимация.
удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
тематические экскурсии – музыкальная культура различных стран;
биографические статьи, статьи о произведениях
словарь музыкальных терминов.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Microsoft Pover Point, которую продуктивно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы «Опера» можно использовать видеофрагмент (П.И.Чайковский «Евгений Онегин»). Эта программа позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в нём текстовой информации позволяет учащимся пользоваться готовым материалом для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе «Power Point» это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с использованием программы «Энциклопедия классической музыки» знакомят детей с инструментами древнего мира и современного искусства. Презентации позволяют повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности даёт возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций – серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Программа Microsoft Power Point даёт возможность использовать на уроке карты, рисунки портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Результативность предложенной методики

Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:
1. Личностному развитию учащихся.
2. Повышению интереса школьников к учебным знаниям в целом.
3. Росту познавательной активности учащихся в процессе обучения.
4. Изменению самооценки учащихся.
5. Воспитанию активности и самостоятельности.
6. Формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни.
7. Развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства.
8. Овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
9. Созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности.

Заключение

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколении грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Есть ещё одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.


Список литературы

Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983
Сноу Ч. П. Эйнштейн. В книге: Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985
Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989
Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985
Фролов И.Т.,«Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989


 Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
 Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989
 Сноу Ч. П. Эйнштейн. В книге: Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985
 Фролов И.Т.,«Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989. 8.
 Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий