классный час Жестокие игры


Система работы по формированию нравственных ценностей и жизненных ориентиров подростка на основе произведений художественной литературы.
Более30 лет работаю в Варламовской школе Сызранского района, Самарской области. Долгий путь педагогического поиска привел меня к необходимости создания воспитательной системы, которая бы способствовала активизации познавательной деятельности учащихся, формированию нравственных ценностей. В основе моей воспитательной системы две значимые части: гуманистическая этика и совокупность воспитательных идей: идея традиций, идея природосообразности, идея очеловечивания отношений, идея эстетизации личности и среды. Гуманистическая этика-это стиль взаимоотношений в классе, дух классного коллектива, классные и школьные традиции.
Одним из основных направлений моей воспитательной системы является воспитание учащихся средствами национальной культуры. С этой целью разработала систему классных часов на основе произведений художественной литературы. Полагаю, что именно художественная литература доносит до школьников вечные ценности и ориентиры, дающие возможность человеку даже в сложном современном мире не потерять себя и своей души. Мною были отобраны самые разные произведения по содержанию, характеру, жанру. Данная система направлена на то, чтобы помочь ученикам осознанно и заинтересованно продвигаться в своем литературном развитии, создать и сохранить точки опоры в сознании подрастающего поколения, жизненные ориентиры подростка, нравственные ценности. Организовала для учащихся литературно-драматический кружок « Золотой ключик». Активизирую познавательную деятельность ребят через нестандартные формы воспитания: совместные литературные праздники с родителями учащихся, выступления участников драмкружка перед воспитанниками детского сада и реабелитационного центра нашего поселка, участие во Всероссийских литературных конкурсах. Активно использую в работе педагогические усилия всех образовательных и культурных учреждений поселка Варламово. Традиционными стали в моей воспитательной работе литературные гостиные в детской школе искусств, библиотечные уроки в школьной библиотеке, интеллектуальные игры в районном Доме культуры, экскурсии по литературным местам (с.Тарханы (Лермонтово) и с.Троицкое (имение И.И.Дмитриева) .Через свою воспитательную систему стремлюсь утвердить в классе стиль отношений , основанный на разумной требовательности, на конкретной помощи каждому воспитаннику, уважительном отношении к личности ученика.
На конкурс я представляю разработку классного часа « Жестокие игры». Мне самой очень близко то, о чем хотят поведать писатели современным подросткам. Данные произведения призваны помочь раскрыть ребятам истинный смысл нравственных ценностей и показать им , на чем мир держится. Разговор на эту тему очень важен, потому что основан на духовных ценностях.

Классный час.
«Жестокие игры»
(по материалам произведений художественной литературы)
(6-8 класс)
Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести;
- учить детей видеть авторскую позицию;
- формировать способность детей к переосмыслению своих действий;
- помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со сверстниками.
Оборудование занятия: репродукции портретов писателей, тексты художественных произведений., иллюстрации к произведениям, толковые словари, ученические сочинения на тему «Обижать человека – это сила или слабость ?»
Методические приемы: - беседа по вопросам;
- элементы анализа текста;
- словарная работа;
- выразительное чтение текста.

Ход занятия
1.Вступительное слово учителя.
Л.Н.Толстой в повести «Детство» пишет : « Счастливая, счастливая , невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней ? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.» Мы в жизни часто слышим, что детство -самая счастливая пора . Многие из ребят не совсем согласны с данными утверждениями.
Подтверждением тому служат их сочинения на морально-этическую тему: « Обижать человека- это сила или слабость ?» В своих работах они говорят( о том , что у них очень много проблем. И проблемы эти особенно для них трудны: это и предательство друзей , и оскорбления взрослых, и унижения со стороны учителей., и душевная боль, и жестокие забавы одноклассников.
Иногда мы наблюдаем, как забавные игры переходят в жестокие игры. Это одна из основных проблем детства, когда группа детей обижают, унижают одного человека.
Читая произведения художественной литературы, мы всегда обращаем внимание на конфликты детей, на их поступки, на мотивы их действий, на то , какие роли занимают подростки в конфликтных ситуациях : лидера, мстителя, преследователя, жертвы.
С повестью Л.Н.Толстого «Детство» вы познакомились кратко на уроках (гл.»Маман», «Папа», «Классы».) Я предлагаю вам поразмышлять над отдельными отрывками художественной литературы и ответить на некоторые вопросы.
.
Читаем отрывок главы повести Л.Н.Толстого «Детство»
Вскоре после этого, когда к нашей компании присоединился еще Иленька Грап и мы до обеда отправились наверх, Сережа имел случай еще больше пленить и поразить меня своим удивительным мужеством и твердостью характера.
. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грана в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку.
Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли наверх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он снял курточку — лицо и глаза его разгорелись, — он беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке:
«Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.
— Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!
И Сережа взял его за руку.
— Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.
— Пустите меня, я сам! курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.
Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.
Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.
— Вот теперь молодец, — сказал Сережа, хлопнув его рукою.
Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:
— За что вы меня тираните? ^ Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищеные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.
Первый опомнился Сережа.
— Вот баба, нюня, — сказал он, слегка трогая его ногою, — с ним шутить нельзя... Ну, полно, вставайте.
— Я вам сказал, что ты негодный мальчишка, — злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.
— А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.
— Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает... Пойдемте вниз,— сказал Сережа, неестественно засмеявшись.
Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.
Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?
Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.)
Вопросы и задания:
Как можно распределить роли между мальчиками ?Почему автор употребил слово « жертва».Какой смысл он в него вкладывал ?
Раскаивается ли Николенька по поводу случившегося ?Легко ли поддаться настроению, царящему в компании подростков ?Вывод 1

Легко поддаться общему настроению, царящему в компании сверстников, но необходимо учиться контролировать свои действия, думать об их последствиях, думать о том , не принесут ли они страдания другим людям.

3.Работа над текстом повести В.Железникова « Чучело».
В центре повести конфликт между новенькой ученицей 5 класса и группой ее ровесников.
Много всего пришлось пережить Лене Бессольцевой: первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшим ей прозвище «Чучело»,бойкот. ,который ей объявили ребята, возглавляемые девочкой по прозвищу Железная Кнопка. Они ошибочно и несправедливо обвинили Лену в предательстве. Очень хорошо , что девочке есть с кем поделиться своей бедой. Обо всем она рассказывает своему дедушке.
Прочитаем отрывок из повести. (можно посмотреть фрагмент фильма «Чучело»)
А они веселились вокруг чучела. Прыгали и хохотали:
"Ух, наша красавица-а-а!"
"Дождалась!"
"Я придумала! Я придумала! - Шмакова от радости запрыгала. - Пусть Димка подожжет костер!.."
После этих слов Шмаковой я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру.
А Валька в это время - он повсюду успевал первым - воткнул чучело в землю и насыпал вокруг него хворост.
"У меня спичек нет", - тихо сказал Димка.
"Зато у меня есть!"-Лохматый всунул Димке в руку спички и подтолкнул его к чучелу.
Димка стоял около чучела, низко опустив голову.
Я замерла - ждала в последний раз! Ну, думала, он сейчас оглянется и скажет:
"Ребята, Ленка ни в чем не виновата... Все я!"
"Поджигай!" - приказала Железная Кнопка.
Я не выдержала и закричала:
"Димка! Не надо, Димка-а-а-а!.."
А он по-прежнему стоял около чучела - мне была видна его спина, он ссутулился и казался каким-то маленьким. Может быть, потому, что чучело было на длинной палке. Только он был маленький и некрепкий.
"Ну Сомов! - сказала Железная Кнопка. - Иди же наконец до конца!"
Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель. Он чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами. Потом вскочил и торопливо отбежал в сторону.
Они подтащили меня вплотную к огню. Я не отрываясь смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла.
Я закричала, я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня.
Когда они меня выпустили, я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья руками - мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!

Вопросы и задания по тексту :Опиши чувства, переживаемые тобой во время прослушивания текста или просмотра фрагмента фильма..Как восприняли сожжение чучела ребята из команды Железной Кнопки.?Как отнеслась к содеянному Лена ?Почему Лена не ответила оскорблением на оскорбление ?Приходилось ли вам оценивать свои поступки заново?
Вывод:
Какими бы сложными ни были отношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.
4 Работа на текстом рассказа В.Распутина « Уроки французского»

Однако бывают такие ситуации, когда конфликт достигает своей кульминации.
Он перерастает в драку. О этом повествует данный рассказ.

Читаем отрывок из рассказа. (читает хорошо подготовленный ученик или ученица)
Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.
- Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел. Он сунул мне под нос кулак.
- А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.
Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.
Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул и подвинул вторую. "Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу". Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.
За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я опешил:
-Чего-оты?!
- Кто тебе сказал, что это я? - отперся он. - Приснилось, что ли?
- Давай сюда! - Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?
- Давай сюда! - потребовал Вадик.
- Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.
- Ну-ка повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.
- Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.
Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:
-Перевернул! Перевернул! Перевернул!
Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.
- Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро! Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.
- Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик. Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи.
Вопросы и задания:
С чего началась драка?
Сколько человек принимали в ней участие?
Как были распределены силы?
Какое неписаное правило сработало? Справедливо ли это правило?
Трудно ли во время драки применять правила?
Какие самые главные уроки преподала мальчику жизнь?
Вывод:
Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди подростков .Постоянная внутренняя работа, способность к переосмыслению поступков помогут удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости.
5.Работа над текстом рассказа В.Солоухина « Мститель».
(краткий художественный пересказ текста от 1 лица).
(пересказывает подготовленный ученик ).
Вскоре созрел план мести. Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду. Просто и хорошо. То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: "Ну что, попался на узенькой дорожке?" Нет, я сзади бить не буду, я ему дам прямо в нос. Или отплатить тем же? Раз он меня сзади - значит, и я его сзади. Только он нагнется за сухим сучком, а я как тресну по уху, чтобы загудело по всей голове. Он обернется, тут-то я ему и скажу: "Ну что, попался на узенькой дорожке?" А потом уж и в нос...
В урочный день и час, на большой перемене, я подошел к Витьке. Затаенное коварство не так-то просто скрыть неопытному мальчишке. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь теплинку? Обычно уговариваешься об этом мимоходом, никакого волнения быть не может. На этот раз я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали.
Витька посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосенки, покраснели.
- Да уж... Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.
- Что ты, я забыл давно! Просто пожгем теплинку. А то, если хочешь, палки будем обжигать, а потом разукрасим их. У меня ножичек острый, вчера кузнец наточил...
Между тем положение мое осложнилось. Одно дело - нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело - весь этот разговор. Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. А то после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:
- Ну ладно, тогда пойдем.
"Вот я тебе покажу "пойдем"!" - подумал я про себя. Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток, и как мне было больно, и как мне было обидно, и как я твердо решил ему отплатить. Я так все точно и живо вообразил, что спина опять заболела, как и тогда, а в горле опять остановился горький комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать, - значит, я накалился и готов к отмщению.
На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: его ухо оттопырилось, так и просило, чтобы я по нему стукнул что есть силы.
Смотри, смотри! - закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. Его глаза горели от возбуждения. - Шмель оттуда вылетел, я сам видел. Давай раскопаем. Может быть, там меду полно.
"Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!"
- Надо вырезать острые лопаточки, а ими и копать землю. Нож-то захватил?
Живо вдвоем мы вытесали себе по отличной лопаточке и стали рыть На опушке леса в траве мы тотчас наткнулись на стаю рыжиков. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве. И хоть целый день грело солнце, они все равно были холодные, как лягушки. В большом рыжике в середке стояла чистая водичка, как все равно нарочно налили для красоты. Поджарить бы на прутике, да жаль соли нет. Вот бы славно поели!
- Аида за солью! - предложил Витька. - Далеко ли овраг перебежать. Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
"Аида за солью! - думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. – Только не думай, что все так и кончится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня не уйдешь".
Мы принесли соль и два куриных яйца.
- Теперь давай ямку копать.
В ямку мы положили яйца, засыпали их землей, и на этом месте стали разводить теплинку. От огня земля нагреется, яйца в ней превосходно испекутся. Останется только подержать их в золе около горячих углей, чтобы немного пропахли дымком для вкуса.
(Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку.)На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и теплинка наша разгорелась ровным сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет если даже не подкладывать в нее дров.
Тут мы принялись за рыжики. Когда Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, мне так и вспомнился тяжелый земляной катыш, которым он меня тогда огрел, и я подумал, не сейчас ли мне с ним расправиться, но решил, что всегда успеется, и стал насаживать свой рыжик. Рыжики шипели в огне, соль на них плавилась и вскипала пузырьками, даже что-то с шипением капало в костер - не то соль, не то грибной сок. А кончики прутьев дымились и обугливались. Мы съели все рыжики, но нам хотелось еще, так они были вкусны и душисты. Да и соль оставалась, не выбрасывать же ее! Пришлось снова идти по грибы.
Когда мы раскапывали яйца, из земли шел пар - настолько она прогрелась и пропарилась. Надо ли говорить, что яйца упеклись на славу. Мы съели с ними остатки соли. Никогда я не ел яиц вкуснее этих (конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумает, даром что уши торчат в разные стороны).
Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен... Что бы еще такое придумать, очень не хотелось сразу идти домой.
- Бежим на речку, - говорю я Витьке. - Помоемся там, а то вон как перемазались. Водички попьем холодненькой. Бежим?
Ну вот и попили и умылись. Делать больше нечего, надо идти домой. Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. Витька доверчиво идет впереди. Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
Что стоит? А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.
Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает. Придумал вот яйца стащить...
Ладно! Если он еще раз стукнет меня промежду лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! А теперь - ладно.
Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.
Когда конфликтная ситуация переходит в месть .Желание отомстить –очень сильное желание. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Познакомимься ещё с одним героем художественного произведения, вашим ровесником, который оказывается в трудной ситуации выбора.: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
Знакомо ли тебе чувство мести ?Были ли в твоей жизни такие ситуации ?Какой был финал ?Какие этапы в своих чувствах проходит мститель ?Что повлияло на изменение первоначального плана мести ?Вывод :Мстить -это явление сложное и противоречивое, это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление или обиду. Большинство людей в жизни руководствуются гуманитарными принципами, они приходят к выводу, что в конфликтных ситуациях месть не способствует их разрешению, а наоборот затягивает конфликт, ухудшает его последствия. Мстить или отказаться от мести- это выбор каждого. Но как становится легко на душе ,когда человек отказывается от мести.
Какие же нравственные уроки дают нам произведения художественной литературы?
Писатели в своих произведениях дают нам главные нравственные уроки:

Нельзя допускать унижения человеческого достоинства другого человека.
Надо уметь определять свое место среди сверстников.
Необходимо постоянно работать над собой и стремиться к тому, чтобы уметь себя удерживать от жестокости.
Авторы призывает нас к постоянному самоконтролю и самоанализу действий, поступков, к необходимости иметь чувство сострадания, уметь плакать и при виде выброшенного из гнезда галчонка, и щенка, выброшенного за забор.
Стремитесь быть нужными, полезными, делайте добро, отличайте его от зла. Различайте правду и ложь. Наблюдайте за самим собой, стремитесь понять себя, учитесь понимать и других.

Приложенные файлы


Добавить комментарий