Урок литературы в 11 классе Всякая любовь — великое благо

Всякая любовь – великое благо.
(Лики любви в русской литературе)

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Бальмонт

Верь в великую силу любви,
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет лучезарно спасающий.
Мир, погрязший в грязи,
Верь в великую силу любви.

Кто из нас не слышал о ней, не думал о ней, не прикасался к этому маленькому чуду? Но всё ли мы знаем о любви? Сколько о ней написано, сколько строк оставлено в истории человечества. Сколько исторических судеб людей писательского жанра оставило человечеству эту тему.
Вспомним:
Данте и Биатриче
Петрарка и Лаура
Пушкин и Гончарова
Некрасов и Авдотья Панаева
Тютчев и Елена Денисьева
Блок и Менделеева
Анна Ахматова и Гумилев
Маяковский и Лиля Бриг
С начала человечества во всех произведениях литературы эта тема представлена. Вспомните Библию. Есть там тема любви? В какой части? (Песнь песней Соломона)
А в гомеровская «Одиссее» есть тема любви? Кто ждет Одиссея? (Пенелопа)
А у Шекспира? («Ромео и Джульета»)
Но давайте, все же обратимся к отечественной литературе, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев.
Сегодня мы с вами попробуем перелистать своеобразную книгу любви. Как вы думаете, любовь всегда одинакова? Какой, по вашему мнению, бывает любовь? (Первая, неразделенная)
Сегодня мы посмотрим, как эти лики любви представлены в русской литературе. На секунду представим, что есть эта книга любви. Ее начали писать еще гусиным пером, продолжают, работая за компьютером
Вспомните:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти строки написаны гусиным пером Пушкина.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Это стихотворение написано уже стальным пером Александра Блока.

Горблюсь в окне,
Плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет ?
Какая большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого,
Должно быть маленький смирный любеночек.
Она шарахается автомобильных гудков,
Любит звонки коночек
(Маяковский)

Вот перед нами эта своеобразная книга. В ней оставили свой след многие писатели. Попробуем ее перелистать.
Скажите ребята, о любви написано много? Почему много?
А о любви не написано мало?
Эта тема неисчерпаема, как сама жизнь. Попробуем открыть первую страницу. Вспомним нашего классика, непревзойденного певца любовной лирики А.С. Пушкина. Какое стихотворение вспоминается?
Я помню чудное мгновенье (Читает ученик)
Чем завораживает эти строки?
Скажите в какой части этого стихотворения с наибольшей полнотой говорится о любви? (Сравниваем первую и последнюю часть стихотворения: «Больше о любви говорится в последней части»)
Что пробудилось в душе поэта помимо любви? Как вы думаете, какие же слезы вызвало это чувство?
Это характерно для Пушкина, любовь для него это жизненный восторг. И первая страница – это любовь радость.
Но любовь, конечно представлена не только в поэзии, но и в прозе. Вспомним Ивана Сергеевича Тургенева, его роман «Отцы и дети». Скажите, там есть любовная тема? (Есть)
Сколько пар связано любовными отношениями в романе?
Базаров – Одинцова
Аркадий – Катя
Отец Аркадия и Фенечка
Павел Петрович - княжна Р.
Мы вспомнили 4 линии. Какая же, на ваш взгляд, наиболее яркая? (Любовь Базарова и Одинцовой)
Эта любовь похожа на предыдущую любовь – радость? (Нет)
Скажите, сто произошло с Базаровым нигилистом, ранее отрицающим любовь, когда он полюбил? Как он отнесся к своей любви? Какой теории он придерживался? (Что любовь это не чувство, а лишь)
(Показываю на голову и область сердца)
Кем был Базаров по своей сути? (Человеком разума)
А любовь, что за чувство? (Сердечное)
Смог ли Базаров совладать со своим чувством? Давайте попробуем найти определение любви Базарова и Одинцовой? (Любовь – страдание, любовь – противоречие, страдание, мука).
Когда чувство возобладает над разумом? Когда человек неволен в своих поступках, когда нас поглощают эти чувства? (Любовь – страсть)
Перейдем к следующему лику любви.

Любовь, любовь, - гласит предание –
Союз души с душой родной
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье
И поединок роковой.

И чем одна из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец
Можно ли, страдая, познать любовь? Становится ли любовь менее ценной от того, что мы страдаем? Нет, наоборот, крепче. Почему же любовь приносит страдания и муки?
Еще одно стихотворение Тютчева.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей

О какой любви говорит Тютчев? (Любовь – страдание)
Но у Тютчева есть и иной лик любви, это был поистине многогранным поэтом. Давайте попробуем после романса на стихи Тютчева определить какой же лик любви он нам показал.
(Романс «Я встретил вас)
Мне кажется, что тут даже без подсказок, будет понятно, что это другая грань любовного чувства. Сами слова этого романса наталкивают на размышления, какие? Что для Тютчева здесь любовь? Он говорит о настоящей любви или вспоминает? Какое слово в первой строчке помогает это понять?
Бывает ли так, что воспоминание о любви так же прекрасно, как сама любовь? Иногда бывает так, что пережитое чувство даже сильнее настоящих. Как вы думаете, воспоминания о любви и сама любовь равноценны? Имеет ли право на существование любовь - воспоминание?
Новая грань, новая страница – любовь – воспоминание. Пока мы остановились на этой странице нашей книги.
Но ведь о любви и любви – воспоминании писали не только в 19 веке. В произведениях какого писателя русской литературы начала 20 века тема любви дана с позиций воспоминаний? (У Бунина «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Легкое дыханье»)
Можно ли про героев этих маленьких рассказов сказать словами Грина, что «они жили счастливо и умерли в один день»?
Почему
· в рассказах Бунина любовь имеет печальный финал? (Вспоминаем концовки «Чистого понедельника» и «Легкого дыхания»)
Для чего нужен этот трагический финал Бунину? (Чтобы люди больше ценили это чувство)
Вспомните замечательное произведение мировой литературы, где трагический финал. («Ромео и Джульета» Шекспира)
Что делает трагедия с любовью? (Возвышает, остается в памяти)
Часто любовь завершается трагедией. Но почему все же люди продолжают любить? А писатели продолжают писать об этом? Что испытал человек, который любил? (Обращаюсь к эпиграфу на доске: «Всякая любовь – великое счастье») И не важно чем она заканчивается.
Хорошо, это любовь – трагедия. Есть у нас в русской литературе поэт, который прекрасно писал о любви. (А. Блок)
Скажите, можно ли сказать, что стихи Блока посвящены обычной, земной женщине? Блоковская любовь другая. Какие определения ей можно дать? (Светлая, возвышенная, одухотворенная)
Как называет Блок свою возлюбленную? (Незнакомка, Прекрасная дама, светлая) Это относится к конкретной женщине или образу? К блоковской героине можно прикоснуться, дотронуться до нее руками? Сам лирический герой смог достигнуть этой цели? Как называется то, что недостижимо, но к чему все стремятся? (Идеал.)
Согласны ли вы с тем, что у Блока есть такая любовь? (Перелистываем книгу)
Всем хочется прикоснуться к высокой любви. Был в русской литературе такой писатель, произведения которого вы читали, который увидел и показал эту высокую любовь. (Куприн «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»).
Прежде, чем перейти к произведениям Куприна, хочу у вас спросить вот, что. Каждый писатель проводит героев своих произведений через призму некой идеи. Например, Толстой рассматривает героев с точки зрения души, совести, отношения к себе. Достоевский – через отношение к другим, христианскую любовь, всепрощение.
У Куприна в этой трилогии о любви тоже есть свое мерило, своя цена каждого человека. Как вы думаете, чем мерит людей Куприн, какой гранью жизни? Через отношение к чему показаны купринские герои? (Через отношение к любви)
Давайте вспомним «Гранатовый браслет» кто является главным героем этого рассказа? (Желтков и Вера Николаевна Шеина)
Какое впечатление от любви Желткова у вас было, когда начинали читать этот рассказ? А прочитав его? Отношение к герою поменялось? Что для Желткова любовь к Вере Николаевне? (Все)
Вспомним жизнь Желткова. Можно ли его путь назвать нетернистым? Что сделал он ради своей любви? (Посвятил свою жизнь Вере Николаевне)
Он во всем жертвует собой, всегда только с ней, только о ней. А была его жертва замечена? От того, что Вера Николаевна не любили Желткова был ли он менее счастлив? (Нет)
Несмотря на то, что его любовь платоническая, безответная, он ощущал себя менее счастливым?
Любовь сильнее смерти и страха. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (эпиграф)
можно ли сказать, что Желтков, бедный телеграфист, своей жизнью и своей смертью подтверждает эти слова?
Он умер ради любви, но все же он был счастлив. Мы поговорили о любви Желткова, а теперь давайте подумаем, какая же грань любви дана Куприным. Он пожертвовал ради любви собой. (Любовь – самопожертвование).
Осталось всего две страницы. Как Желтков положил на алтарь любви свое сердце, так писатели кладут свое сердце на алтарь искусства. Мы с вами обыкновенные люди, всем нам нужна любовь. Писатели тоже люди, но что еще кроме любви им необходимо как воздух? Без чего не может существовать любой поэт или писатель? (Вдохновения)
Была у нас замечательная русско-советская поэтесса Анна Ахматова, у которой две темы любовь и искусство неразделимы. Давайте обратимся к ее стихотворениям. К кому обращается поэтесса в первом стихотворении?

Муза! Ты видишь счастливы все
Девушки, женщины, вдовы
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

К кому обращается Ахматова с мольбой о любви? (К Музе)
Почему именно к ней? Что такое Муза для поэта? (Самая главная.) О на просит разрешения у того, кто завладел ее сердцем. Муза и любовь Ахматовой неразделимы. В подтверждение короткое стихотворение:

Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

Что дарит лирическая героиня Ахматовой любимому помимо дней, ночей, очей? (Стихов белую стаю)

(Читаем третье стихотворение)

Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть

Дай мне выпить такой отравы,
Чтобы сделалась я немой,
И мою бесславную славу
Осиянным забвением смой.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, к кому обращается в этом стихотворении лирическая героиня? (Любовная память)
Она поэтесса. Могла ли она пройти мимо любви, как мы, не прикоснувшись, не оставив своих чувст на бумаге? Посмотрите, она говорит о том, что она не хочет не писать («Чтобы сделалась я немой»), но не может.
И для поэтессе это самое важное, да и для русской литературы, писатель, чувствуя любовь, не может о ней не писать.
А что же такое писательское искусство? Как его можно назвать одним словом? (Творчество)
Вот столько страниц у нас перелистано. Столько граней любви мы увидели. Но снова, возвращаясь к теме нашего урока, я хочу сказать. Несмотря на то, что многие произведения наших писателей о любви заканчиваются трагически, о любви будут думать, и будут писать всегда.
Эта книга не будет закончена никогда. В нее будете вписывать свои страницы вы, ваши дети, ваши внуки. Поэтому я хотела бы вам задать такого рода задание.
(Обращаюсь к рисункам)
Попробуйте сотворить лик любви, как вы его видите.
(Звучит музыка)

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

(Романс «Я словно бабочка к огню»)




Приложенные файлы


Добавить комментарий