Игра.Творчество.Праздник Дополнительная образовательная программа





Образовательная программа
дополнительного образования детей

Игра. Творчество. Праздник

Возраст обучающихся: 6-16лет
Срок реализации: 3 года






Автор-составитель:
И.Б.Ермолина
педагог дополнительного образования







Санкт-Петербург
2010





Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский


Далеко не каждому достаются активные роли в учении, труде, спорте, художественной самодеятельности. Игра, как вид деятельности, доступна всем без исключения.
Игровые технологии активно используются в современной педагогике, т к. игра – сфера всестороннего развития личности. Она предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, активизирующей проявление неограниченных возможностей и талантов.
Игра - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психическому, нравственному развитию.
Игра – способ общения, увлекательный и познавательный досуг.
Игра – метод организации и сплочения коллектива, педагогическая технология воспитания активной творческой личности.
Игра – часть праздничной культуры.
Необходимо признать, что условия современной жизни заставляют детей проживать детство как можно более рационально, с множеством взрослых проблем. Общение становится ситуативным, игры – компьютерными. Проблема возрождения игровой культуры актуальна для повышения культурного уровня общества.
За всю историю человечества накоплено огромное количество самых разнообразных игр, в каждой из которых скрыт определенный педагогический потенциал.
Представленная программа обобщает многолетний опыт автора по созданию детского творческого театрально-игрового коллектива, способного транслировать собственный игровой опыт через овладение навыками подготовки и проведения театрализованных игровых программ. Другими словами – это «школа массовиков-затейников».
Новизна и актуальность программы заключается в ее социальной значимости.
Умение организовать свой досуг и досуг младших товарищей, устойчивая мотивация к творческой деятельности станут гарантией предупреждения асоциального поведения детей среднего возраста, сориентируют в выборе будущей профессии. Навык свободного общения, настойчивость и инициативность, уверенность в собственных силах помогут достижению цели в любой сфере деятельности. Программа доказала на практике свою результативность: творческий коллектив учащихся – победитель Всероссийского фестиваля «Неделя игры и игрушки» (игровая программа по мотивам удмуртского фольклора «Как Лопшо Педунь в Москву добирался», г. Москва, 2003 год), Дипломант первой степени Третьего Открытого Петербургского конкурса игровых программ «Созвездие игры» (С-Пб,2006 год).
Методический комплекс программы включает в себя авторские разработки: игры, упражнения, игровые приемы обучения кукловождению (перчаточная, ростовая кукла), сценарии театрализованных занятий, игровых программ, праздников. Авторский сценарий игровой программы по мотивам русского фольклора «В гостях у тетушки Арины» опубликован в сборнике «Праздник под созвездием игры».


Программа нацелена на решение следующих проблем:
- организация полноценного досуга детей и подростков;
- создание условий для самореализации;
- содействие адаптации детей в современном обществе.


Направленность программы – художественно – эстетическая.
Уровень освоения – углубленный. Новизна и актуальность программы заключается в ее социальной значимости. Усваивая знания и навыки, учащиеся передают свой игровой опыт младшим товарищам, становясь организаторами их досуга.

Цель программы:

Формирование мотивации к познанию и творчеству, совершенствование коммуникативных навыков детей.

В процессе реализации программы решаются следующие основные задачи:

Образовательные:
Обогащать игровой багаж учащихся;
Обучать основам актерской грамоты;
Познакомить с технологией составления сценария игровой программы,
Дать представление о роли ведущего игровой программы, концерта, праздника.
Развивающие:
Развивать у детей качества, необходимые для творческой деятельности (память, внимание, выразительная речь, наблюдательность, фантазия, воображение и др.);
Формировать эмоциональную сферу.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Обогащать опыт социального поведения;
Воспитывать самодисциплину, умения организовать себя и свое время;
Формировать положительные личностные качества: сочувствие, «сорадость», сострадание, взаимопомощь и др.;
Мотивационные:
Создавать комфортную доброжелательную атмосферу для совместной деятельности взрослых и детей, ситуацию успеха;
Удовлетворить детскую потребность в игре;
Эстетические:
Развивать потребности к творчеству, умение видеть прекрасное в искусстве, окружающей жизни, человеческих отношениях.

Программа предназначена для детей от 6 до 16 лет.
Срок реализации – 3 года.
Количество учебных часов:
1-й год – 1 час в неделю, 36/ 72часов в год.
2-й год – 2 часа в неделю, 72/144 часа в год.
3-й год– 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Количество учебных часов по программе на 1-м и 2-м годах обучения вариативно и зависит от степени готовности детей к освоению программы.

Режим занятий.
Занятия, как правило, проводятся
- на 1-м году обучения 1 раз в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю 2 часа;
- на 2-м –1 раз в неделю 2 часа или 2 раза в неделю по 2 часа;
- на 3-м– 2 раза в неделю по 2 часа.

В группы первого года обучения принимаются все желающие. В одной группе могут обучаться дети, чья разница в возрасте не превышает 3-х лет. По результатам набора на 1-м году обучения могут быть сформированы младшая (6-8 лет), средняя (9-12 лет) или старшая (13-16лет) группы. Перед зачислением началом занятий проводится собеседование и анкетирование с целью выявления склонностей и интересов детей. В конце 1-го и 2-го годов обучения на диагностических занятиях определяется степень развития творческих способностей и организаторских навыков занимающихся. По результатам диагностики ребенку предоставляется возможность выбора индивидуального образовательного маршрута.
На первом году обучение строится на основе игровых методик, цель которых – выявление творческих способностей и интересов обучающихся, развитие их личностных качеств и психических процессов, необходимых в творческой деятельности: внимания и памяти, мышления и фантазии, выдержки и терпения, умения ориентироваться в пространстве и действовать согласно правилам. На втором году обучения продолжается работа по развитию творческих способностей в процессе разнообразных игр, однако каждый ребенок имеет возможность теперь выбрать тот вид деятельности в рамках программы, который ему по душе. Так, обучающиеся, проявившие организаторские способности и наклонности, осваивают роль организатора игр с младшими товарищами, ведущего игровых программ. Другие готовят сценки для выступления на школьных праздниках, постановки кукольного театра. Третьи учатся составлять сценарии, принимают участие в изготовлении костюмов, декораций, реквизита для игр и инсценировок. Большое внимание уделяется освоению приемов актерской грамоты, сценической речи. На 3-м году обучения большое внимание уделяется творческой практике: подготовке и проведению игровых программ, выступлений на праздниках, концертах, участию в творческих фестивалях, конкурсах и др. На занятия в группы 3-го года обучения приглашаются дошкольники или младшие школьники в качестве участников игр. На 2-м и 3-м годах обучения, наряду с групповыми занятиями программа предусматривает репетиции, выступления, индивидуальные занятия и занятия в малой подгруппе.

Наполняемость групп.
1-й год – 15 человек,
2-й год – до 12 человек - основной состав, до 10 человек - игровая аудитория,
3-й и 4-й года – до 10 человек – основной состав, до 20 - игровая аудитория.

Предполагаемый результат обучения по программе.
Освоив программу, учащиеся будут
знать
Разнообразные игры (подвижные, народные, театральные, словесные, игры – аттракционы и др.)
Основы актерской грамоты; приемы кукловождения (перчаточная кукла), правила пользования микрофоном.
Общие принципы составления сценария игровой программы, работы над ним;
иметь представление о роли ведущего игровой программы, концерта, праздника;


уметь
Организовать и провести игру, игровой блок театрализованной программы со сверстниками и младшими товарищами.
Придумать роль, составить несложный сценарий игровой программы.
Четко и выразительно говорить, выполняя роль ведущего игры, концерта, праздника.
Мимикой, интонацией, жестами передавать различные эмоциональные состояния.
Подобрать сценический костюм в соответствии с ролью, атрибуты для игры, реквизит.
Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

овладеют средствами творческого самовыражения

основами выразительной речи, пластики, движения,
начальными навыками литературного творчества,
Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др. Будут совершенствоваться коммуникативные навыки, умение организовать себя и свое время.

Способы проверки результата:
Педагогическое наблюдение.
Собеседование.
Самооценка.
Отзывы детей и родителей.
Коллективное обсуждение работы.
Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.
Анкетирование.
Тестирование
Творческая практика.
Сценарии игровых программ, составленные учащимися,
Выступления в дошкольных учреждениях микрорайона и др.

Способы фиксации результата.
Анкета-самоанализ (заполняется учащимися в конце учебного года).
Творческая книжка учащегося.
Сертификат
Грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы.
Сценарии игровых программ, составленные учащимися.
Фотоотчеты (альбомы, папки, стенд).

Формы подведения итогов реализации программы
начальное анкетирование, собеседование;
промежуточный мониторинг развития творческих способностей и организаторских навыков (в процессе обучения): фиксация индивидуальных достижений в творческих книжках, самооценка, отзывы детей и родителей, тестирование; итоги творческой практики: создание сценария игрового блока программы, проведение учащимися занятия с младшими товарищами;
участие в фестивалях, конкурсах, концертах;
итоговая (по окончании 3-го года обучения): оформление портфолио обучающегося, сертификат.














Учебно - тематический план (1-й , 2-й года обучения)

№ п/п
Наименование тем
1 год обучения
2 год обучения



Количество часов
Количество часов



Теория
Практика
Всего
Теория
Практика
Всего

1.
Введение в образовательную
программу. Собеседование

1

-

1

1

1

2

2.
Беседа по технике безопасности.Анкетирование.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

3.
Игры на знакомство, игротренинг взаимдействия.
-
3/6
3/6
-
2/4
2

4.
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.
0,5
3/6
3,5/6,5
-
4/8
4

5.
Народные игры
0,5
3/4
3,5/4,5
1

4/6
5

6.
Игры на ориентировку в пространстве.
0,5
2/4
2,5/4,5
1
3/6
4

7.
Тренинг творческого мышления, логики
0,5
2/4
2,5/4,5
1
4/6
5

8.
Игры на парное и командное взаимодействие
0,5
3/4
3,5/4,5
-
4/8
7

9.
Развитие чувства ритма. Логоритмические игры.
0,5
1/2
1,5/2,5
-
1/4
1

10.
Основы сценической речи.
1
3/5
4/6
1
4/12
5

11.
Актерская выразительность.
1
3/6
4/7
1
6/12
6

12.
Костюм, грим, реквизит
1
-/2
1/3
1
2/8
3

13.
Основы кукловождения
-
2/6
2/6
1
4/9
3

13.
Сам себе сценарист
-
-
-
2
4/6
4

14.
Творческая практика
-
-/2
-/2
2
4/8
7

15.
Репетиции
-
-/6
-/6
-
6/10
6

16.
Выступления
-
-/4
-/4
-
6/6
3

17.
Тестирование, диагностика, оформление творческих книжек, фотоотчетов
1,5
1,5
3
0,5
3,5
4


ИТОГО
9
27/63
36/72
13
59/131
72/144


Содержание программы (1-й год обучения)
№ п/п
Наименование тем
Теория
Практика
Способ проверки результата

1.
Введение в образовательную
программу.Собеседование
Выявление интересов ребенка, мотивации и степени готовности к занятиям. Изложение педагогом краткого содержания программы.
Просмотр видеозаписей занятий, игровых программ, фото-отчетов.
Запись в коллектив.

2.
Беседа по технике безопасности.
Анкетирование.
Инструкции по технике безопасности: поведение во время занятия, на перемене, по дороге в школу, во время праздников и других массовых мероприятий (устное изложение). Разъяснение по заполнению анкеты.
Заполнение анкеты вновь поступающего в коллектив.
Анализ анкет. Составление списка обучающихся в журнале.
Запись в журнале о прохождении инструктажа.

3.
Игры на знакомство, игротренинг взаимдействия.
«Наши правила» (беседа).
Правила игры. Что такое игротренинг (устное изложение).
Упражнения «Кто тише», «Слушай команду», «Снежный ком», «Кого не стало».
Обсуждение итогов игры, самоанализ.

4.
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Что значит быть внимательным? Слуховое и зрительное внимание. Как проверить память.
Как тренировать наблюдательность (устное изложение).Разъяснение правил игры.
«Фотографы», «Магазин игрушек», «Горячо-холодно», «Найди и промолчи», «Что изменилось», «Звукоуловители»., «Воробей, чирикни!», «Запомни и повтори», «Летела ворона». «Воробьи и вороны»., «Летает-не летает», «Командиры», «Голова, плечи».

Обсуждение итогов игры, самоанализ

5.
Народные игры
Народные игры – наследие предков. Чему учат игры. Игрушки крестьянских детей. Хороводные игры (устное изложение, рассматривание иллюстраций).
Игровая программа «В гостях у тетушки Арины»
Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ.

6.
Игры на ориентировку в пространстве.
Пространственные ориентировки
(вправо, влево, вперед, назад, выше, ниже и др.) Построения и перестроения (круг, шеренга, колонна, полукруг, шахматный порядок, врассыпную) План класса (устное изложение, рассматривание иллюстративного материала).
Разъяснение правил игры.
«Рассыпался горох», «Чья команда быстрей соберется» «Запомни свое место», «Акула», «Собери с закрытыми глазами», «Найди стул», «Ударь по мячу», «Разведчики»,
«Тише едешь – дальше будешь», «Тропинка», «Автомобили».

Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ.

7.
Тренинг творческого мышления, логики
Кого называют фантазером? Чем отличается обман от фантазии? Рассказ Н.Носова «Фантазеры» ( чтение, беседа). Разъяснение правил игры.
«Винегрет», «Придумаем сказку вместе», «Закончи сказку», «Подарок», «Что это может быть?», «Превращения из шляпы».
Индивидуальное или коллективное придумывание сказки, истории. Оформление «книжки» с иллюстрациями.

8.
Игры на парное и командное взаимодействие
Способы деления на пары, команды (объяснение педагога, обращение к опыту детей). Выбор командира (ведущего) .Считалки (запись в тетрадь, самостоятельная работа с литературой). Разъяснение правил игры.
«Зеркало», «Тень», «Воробьи и вороны». Разучивание считалок.
«Веселая эстафета», « Поздоровайся в темноте», «Платок за спиной», «Путаница»,

Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ .Соревнование «Знаток считалок».

9.
Развитие чувства ритма. Логоритмические игры.
Понятие о ритме и скорости. Передача ритма в хлопках, притопах. Скорость ходьбы, бега в игре. Речь и движение( устное изложение). Разъяснение правил игры.
«Хлопки по кругу», «Автомобили», «Ежик», «Мы охотимся на льва», «Поезд», «Эхо».
Обсуждение итогов игры, самоанализ.

10.
Основы сценической речи.
Речь как средство общения.
Красивая речь - какая она? (устное изложение).
С.Михалков «Сашина каша» (чтение педагога, беседа). Чистоговорки. Скороговорки.
Разучивание скороговорок, чистоговорок.«Глухой телефон», «Ворона», «Тучи».
Конкурс « Лучший скороговорщик»
Участие в конкурсе чтецов (по желанию).

11.
Актерская выразительность.
Профессия актера. Зритель. Сценическая площадка. Нафантазированные обстоятельства
Жест. Мимика. Пантомима (устное изложение, рассматривание иллюстраций).
«Угадай, что я делаю», «Узнай настроение», «Дразнилка», «Зоопарк». «Прогулка», «Выращивание живого», «Царь Горох».
Обсуждение итогов игры, самоанализ.

12.
Костюм, грим, реквизит
Особенности театрального костюма. Для чего актеру грим. Что такое реквизит (устное изложение, рассматривание иллюстраций).
Экскурсия в костюмерную.
Превращения платка .Грим клоуна, кошки .Викторина «Что нужно для игры».
Коллективное обсуждение итогов занятия. Опрос. Выявление победителя викторины.

13.
Основы кукловождения
Кукольный театр, его особенности. Перчаточная кукла. Приемы кукловождения на ширме (иллюстрации-схемы). Кукла-образ (человек, животное). Декорации в кукольном театре (устное изложение, показ образцов декораций).
Пальчиковая гимнастика. «Кукольный концерт. Правила кукловождения». Разыгрывание импровизированных диалогов с куклами. Кукольный спектакль «Заюшкина избушка» (по мотивам русской народной сказки). Метод обучения – действие по образцу педагога.
Коллективное обсуждение итогов занятия.

13.
Сам себе сценарист
-
-
-

14.
Творческая практика
-
-
-

15.
Репетиции
Организационные моменты (пояснение, обсуждение). Правила пользования микрофоном.
Кукольный спектакль «Заюшкина избушка» (по мотивам русской народной сказки).
Распределение ролей. Показ кукольного спектакля «Заюшкина избушка» Фото-отчет..

16.
Выступления
Поведение актеров кукольного театра во время выступления (беседа)
Показ спектакля «Заюшкина избушка» одноклассникам.
Коллективное обсуждение итогов выступления. Фото-отчет.

17.
Тестирование, диагностика.
Инструкция по заполнению анкеты.
Разъяснение диагностических заданий.
Заполнение анкеты. Выполнение диагностических заданий.
Анкета «Чему я научился».Диагностическая таблица.


Работа на первом году занятий строится на базе развивающих методик. В основе обучения лежит игра. Побуждая детей к активности в игре, педагог устанавливает эмоциональный контакт в группе, изучает индивидуальные особенности детей, формирует интерес к занятиям. На этом этапе у занимающихся вырабатываются навыки работы в группе, осуществляются первые попытки творческого самовыражения в театральной игре. Вместе с тем формируются личностные качества: память, речь, внимание, воображение, мышление и др. Педагог помогает ребенку осознать свою индивидуальность, обеспечивает возможности освоения учебного материала в индивидуальном темпе.
Наряду с игрой активно используется диалог педагога с учащимися. Темой для диалога может стать прочитанное литературное произведение, события из жизни детей, детские переживания, мысли и чувства. Цель педагога – поддерживать положительное самоощущение детей, формировать у них представления о собственных возможностях и способностях.
Главным элементом образовательного процесса является учебное занятие, на котором используются фронтально – индивидуальные методы обучения.
Основная форма занятия – комбинированное. Его структурные компоненты:
1.Вводная беседа, постановка цели.
2.Игротренинг творческих способностей: внимания, памяти, наблюдательности, фантазии.
3.Изложение педагогом новой темы, упражнения, игры, творческие задания, этюды в соответствии с темой.
4.Знакомая игра по желанию детей.
5.Подведение итогов занятия.
Выступление перед зрителями на начальной ступени не является основной задачей обучения, хотя дети, успешно осваивающие программу, привлекаются к участию в концертах и игровых программах.

К концу первого года обучения дети будут:
знать:
разнообразные игры и их правила (подвижные, народные, театральные, словесные, игры – аттракционы и др.)
считалки, скороговорки, игровые стихи.

иметь представление
о некоторых средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима;
о сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;
об актерском этюде;
будут уметь:
соблюдать правила игры,
разрешать конфликты во время игр,
ориентироваться в пространстве учебного помещения,
бережно относиться к игровому реквизиту,
передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.
Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.

Содержание программы (2-й год обучения)
№ п/п
Наименование тем
Теория
Практика
Способ проверки результата

1.
.Собеседование. Решение организационных вопросов.
Беседа по выявлению мотивации и степени готовности к занятиям. Изложение педагогом краткого содержания программы 2-го года обучения. Составление расписания занятий.
Просмотр фотоальбомов, видеозаписей занятий, выступлений. Рассказы детей о своем летнем отдыхе.
Уточнение списка группы. Согласование расписания занятий.

2.
Беседа по технике безопасности.
Анкетирование.
Инструкции по технике безопасности: поведение во время занятия, на перемене, по дороге в школу, во время праздников и других массовых мероприятий (устное изложение). Разъяснение по заполнению анкеты.
Заполнение анкеты вновь поступающего в коллектив
(если такие учащиеся есть по результатам собеседования), анкеты-самоанализа «Чему я хотел бы научиться».
Анализ анкет. Составление списка обучающихся в журнале.
Запись в журнале о прохождении инструктажа.

3.
Игры на знакомство, игротренинг взаимдействия.

-
Упражнения «Постройся по признаку», «Поздоровайся в темноте», «Снежный ком», «Эстафета».
Обсуждение итогов игры, самоанализ. Опрос.

4.
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.




-
«Разведчик», «Таинственные контуры», «Что в мешочке?», «Найди и промолчи», «Переставь с завязанными глазами», «Звукоуловители»., «Узнай по волосам, рукам, голосу», «Запомни и повтори», «Бабушка прислала из Бразилии». «Что за звуки?», «Сыщик и балетмейстер», «Акула».

Обсуждение итогов игры, самоанализ

5.
Народные игры
Игры детей разных национальностей (России, Украины, Белоруссии и др.) Что в них общего и в чем отличие (устное изложение, рассматривание иллюстраций национальных костюмов). Игры-состязания. Разъяснение правил игры.
Знакомство с разными вариантами одной и той же игры: «Наседка и цыплята» и «Змейка», «Горшки» и «Здравствуй, охотник».
Игры-состязания «Ремешок», «Перетягивание каната» «Бой петухов», «Вызов», «Прянична доска», «Медведь, что ешь?», «Мышеловка»
Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ.

6.
Игры на ориентировку в пространстве.
Пространственные ориентировки в классе, на сцене. Ориентация по памяти, по звукам. Правила безопасности во время игр с завязанными глазами.
Разъяснение правил игры.
«Постройся на счет», «Мамы и детки», «Найди будильник по звуку», «Луноходы», «Пастух и овцы», «Кот и мыши». Проигрывание знакомых игр на сцене.

Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ.

7.
Тренинг творческого мышления, логики
Почему мы любим сказки (диспут). Г.Х.Андерсен – мастер оживления предметов. «Штопальная игла», «Свинья-копилка» (чтение, беседа). Игры – упражнения на развитие фантазии - разъяснение правил. Ребусы.
«Фантастическая история-экспромт», «Сказка наоборот», «Если бы», «Зоопарк», «Что это может быть?», «Эрудит», «Оживший предмет». Творческая викторина «А вам слабо?»
Индивидуальное или коллективное придумывание сказки, истории. Оформление «книжки» с иллюстрациями. Розыгрыш призов среди участников викторины, правильно ответивших на все вопросы.

8.
Игры на парное и командное взаимодействие
Способы деления на пары, команды (обращение к опыту детей). Разъяснение правил игры.
«Взгляды», «Слепец и поводырь», «Тень»,
игры-эстафеты, игры-аттракционы.
Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ

9.
Развитие чувства ритма. Логоритмические игры.

-
«Хлопки по кругу», «Ай, ой», «Автомобили», «Острова», «Мы идем в библиотеку», «Расскажи стихи руками»
Обсуждение итогов игры, самоанализ.

10.
Основы сценической речи.
Дикция, артикуляция, сила голоса. Интонация (уточнение и закрепление понятий).
Разучивание скороговорок, сюжетных стихов, «Бег скороговорок»к» Артикуляционная и интонационная гимнастика .Подготовка к конкурсу чтецов.
Конкурс « Лучший скороговорщик». Участие в конкурсе чтецов.

11.
Актерская выразительность.
Актерский этюд.
Жест, мимика, пантомима – инструменты актера (устное изложение, рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписи фрагмента спектакля).
«Одно и то же по-разному», «Немое кино», «Угадай сказку», этюды на темы из жизни детей.

Обсуждение итогов творческих показов, самоанализ.

12.
Костюм, грим, реквизит
Образ и костюм. Грим как средство выразительности образа. Правила наложения грима. Бережное отношение к костюму.
Наложение грима. Подбор элементов костюма в соответствии с образом.
Коллективное обсуждение итогов выполнения задания. Фотографирование наиболее удачных вариантов костюма и грима.

13.
Основы кукловождения
Выбор сюжета для кукольного спектакля под руководством педагога.
Подготовка декораций. реквизита для инсценировки.
Распределение и разучивание ролей.
Коллективное обсуждение итогов .

13.
Сам себе сценарист
Что такое сценарий, кто и как его создает (на примере сценария кукольного спектакля).
Разработка фрагмента сценария – роли кукольного персонажа (запись осуществляет педагог под диктовку ребенка).
Сценарий кукольного спектакля – коллективная творческая работа.

14.
Творческая практика
Обсуждение плана подготовки выступления, решение организационных вопросов.
Оформление ширмы, установка декораций, показ кукольного спектакля (с разным составом исполнителей)

Участие в качестве ведущих игрового блока в театрализованной программе «В гостях у тетушки Арины»
Показ кукольного спектакля для дошкольников в группах подготовки к школе. Обсуждение.
Проведение игровой программы с разными игровыми аудиториями: группами продленного дня начальной школы, в детских садах микрорайона. Фото-отчет.

15.
Репетиции

-
Кукольный спектакль Игровая программа «В гостях у тетушки Арины» Освоение навыков пользования микрофоном, ориентировки на сценической площадке.
Создание творческих групп, готовых к выступлениям

16.
Выступления

-
Участие в школьных праздниках, муниципальном фестивале детского творчества.
Коллективное обсуждение итогов выступления. Грамоты, Дипломы. Фото-отчет.

17.
Тестирование, диагностика.
Инструкция по заполнению анкеты.
Разъяснение диагностических заданий.
Заполнение анкеты. Выполнение диагностических заданий.
Анкета «Чему я научился». Диагностическая таблица.



На втором году обучения знания и навыки детей углубляются и расширяются. В театральных играх, тренингах, упражнениях учащиеся овладевают различными техниками работы над собой (знают, как тренировать терпение, выдержку, добиваться четкой артикуляции, поддерживать в «рабочем состоянии» голос и другое). Через тренинг общения развивается чувство партнера, согласованность, взаимодействие, навыки общения на невербальном уровне, тренируется умение вести диалог, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми.
В этюдном тренинге у детей формируется «чуткость к действию», как основному средству выразительного языка театра, развивается индивидуальная выразительность (речь, движение, мимика).
Большую часть времени педагог уделяет развитию у обучающихся организаторских навыков: дети учатся устанавливать контакт со зрительской аудиторией, вовлекать в игру сверстников, четко и кратко объясняя правила и добиваясь результата.
Выступления перед зрителями на данном этапе обучения стимулируют активность детей, способствуют развитию чувства ответственности за общее дело, умение соподчинять свое желание общей цели.

К концу второго года обучения дети будут
знать:
основы актерской грамоты; правила кукловождения (перчаточная кукла),
способы и приемы тренировки памяти и внимания,
разнообразные игры и их правила, способы выбора ведущего, деления на команды,
как пользоваться микрофоном.
иметь представление:
о литературном сценарии,
о сценическом воплощении роли,
о приемах организации игровой аудитории.
об игровой программе.
будут уметь
согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены,
организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
пользоваться микрофоном,
выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой; четко и выразительно говорить, исполняя роль.
придумать и показать несложный сюжет, сказку с помощью перчаточных кукол,

Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти и внимания, скорость реакции, появятся навыки саморегуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога (условие игры).

Учебно - тематический план (3-й год обучения)

№ п/п
Наименование тем
3 год обучения



Количество часов



Теория
Практика
Всего

1.
Введение.Анкетирование.
0,5
1,5
2

2.
Беседа по технике безопасности.Игротренинг взаимодействия.
1

3
4

3.
Игры на развитие внимания, памяти. наблюдательности
-
8
8

4..
Игротренинг творческого мышления
2
6
8

5.
Интеллектуальные игры.
2
8
10

6.
Игры на взаимодействие.
2
6
8

7.
Народные игры..
2
6
8

8.
Игры-аттракционы.
2
6
8

9.
Игры с залом.
2
6
8

10.
Основы сценической речи.
2
6
8

11.
Актерская выразительность.
2
6
8

12.
Костюм, грим, реквизит
1
3
4

13.
Сам себе сценарист
2
10
12

14.
Творческая практика
2
14
16

15.
Репетиции
2
18
20

16.
Выступления
-
6
6

17.
Подведение итогов.
0.5
5,5
6


ИТОГО
24
120
144



. Содержание программы (3-й год обучения)
№ п/п
Наименование тем
Теория
Практика
Способ проверки результа

1.
.Собеседование. Решение организационных вопросов.
Беседа по выявлению мотивации и степени готовности к занятиям. Изложение педагогом краткого содержания программы 2-го года обучения. Составление расписания занятий.
Просмотр фотоальбомов, видеозаписей занятий, выступлений. Рассказы детей о своем летнем отдыхе.
Уточнение списка группы. Согласование расписания занятий.

2.
Беседа по технике безопасности.
Анкетирование.
Инструкции по технике безопасности: поведение во время занятия, на перемене, по дороге в школу, во время праздников и других массовых мероприятий (устное изложение). Разъяснение по заполнению анкеты.
Заполнение анкеты вновь поступающего в коллектив
(если такие учащиеся есть по результатам собеседования), анкеты-самоанализ «Чему я хотел бы научиться».
Анализ анкет. Составление списка обучающихся в журнале.
Запись в журнале о прохождении инструктажа.

3.
Игры на развитие внимания, памяти. наблюдательности

-
Упражнения «Какой я». «Интервью», «Необитаемый остров», «Снежный ком», «Эстафета» «Счет арабских мудрецов», «Парочки»,.
Обсуждение итогов игры, самоанализ. Опрос.

4.
Игротренинг творческого мышления.
Разъяснение задания
Игровые упражнения
Разгадывание кроссворда.

5.
Интеллектуальные игры
Некоторые виды интеллектуальных игр, их использование в игровых программах
Загадки, вопросы на сообразительность, ребусы, шарады (разгадывание, придумывание)
Создание картотеки игр Изготовление реквизита (картинок, плакатов)

6.
Игры на взаимодействие
Пространственные ориентировки в классе, на сцене, различных игровых площадках: рациональное размещение участников в разных видах игр. Игры со зрителями.
Проигрывание знакомых игр , освоение способов организации играющих.

Активное участие в играх. Обсуждение итогов, самоанализ.

7.
Народные игры
Как правильно объяснить правила игры, проследить их выполнение, подвести итог правил игры (технология проведения игры)

Знакомые игры - составление карточек – мини-сценариев игр
Самостоятельное проведение игр.

8.
Игры - аттракционы
Игры – аттракционы, их многообразие. Особенности организации игр-аттракционов.
Работа с картотекой. Организация выбранной по желанию игры-аттракциона на занятии.
Активное участие в играх. Обсуждение итогов игры, самоанализ

9.
.Игры с залом
Для чего играть с залом?
Массовые игровые танцы. -
«Танец маленьких утят», «Если нравится тебе», «Дударь»
Организация танца или ритмической игры с младшими товарищами..

10.
Основы сценической речи.
Дикция, артикуляция, сила голоса. интонация( уточнение и закрепление понятий). Речь ведущего игровой программы, концерта. Особенности речи игрового персонажа.
Разучивание скороговорок, сюжетных стихов, «Бег скороговорок» Артикуляционная и интонационная гимнастика Подготовка к конкурсу чтецов. Работа над сценическим образом.
Конкурс « Лучший скороговорщик». Участие в конкурсе чтецов.

11.
Актерская выразительность.
Актерский этюд. Пластическое воплощение образа.
Жест, мимика, пантомима – инструменты актера (устное изложение, рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписи фрагмента спектакля).
Этюды. Работа над сценическим воплощением образа игрового персонажа. Конкурс талантов «Минута славы»

Обсуждение итогов творческих показов, самоанализ. Кроссворд.

12.
Костюм, грим, реквизит
Образ и костюм. Прическа и аксессуары. Грим как средство выразительности образа. Правила наложения грима. Бережное отношение к костюму. Игровой реквизит.
Работа над образом игрового персонажа. Наложение грима. Подбор элементов костюма в соответствии с образом. Подбор и изготовление реквизита для игрового блока программы.
Коллективное обсуждение итогов выполнения задания. Фотографирование наиболее удачных вариантов костюма и грима.

13.
Основы кукловождения
Выбор сюжета для кукольного спектакля под руководством педагога.
Подготовка декораций. реквизита для инсценировки.
Распределение и разучивание ролей.
Коллективное обсуждение итогов .

13.
Сам себе сценарист
Особенности сценария игровой программы.
Погружение в тему. Выбор образа ведущего. Конструирование игровой ситуации и написание сценария. Подбор игр и игровых приемов.
Оформление сценарного блока.

14.
Творческая практика
Обсуждение плана подготовки выступления, решение организационных вопросов.
Составление с помощью взрослого сценария игровой программы (45 мин.) Проведение программы самостоятельно или с привлечением товарищей.
.Проведение игровой программы с разными игровыми аудиториями. Фото-отчет.

15.
Репетиции
Решение организационных вопросов по планированию и подготовке выступлений.
Подготовка к игровым программам, праздникам, фестивалям. Конкурсам.
Создание творческих групп, готовых к выступлениям

16.
Выступления

-
Участие в школьных праздниках, муниципальном фестивале детского творчества.
Коллективное обсуждение итогов выступления. Грамоты, Дипломы. Фотоотчет.

17.
Тестирование, диагностика.
Инструкция по заполнению анкеты.
Разъяснение диагностических заданий.
Заполнение анкеты. Выполнение диагностических заданий. Заполнение портфолио.
Анкета «Чему я научился». Диагностическая таблица.


3-й год обучения – этап активной творческой самореализации, когда происходит отбор умений и навыков для участия в практической деятельности (творческом проекте) – как индивидуальной, так и коллективной.
Подростки пробуют себя в роли сценаристов, режиссеров, исполнителей ролей, участвуют в изготовлении костюмов, декораций, реквизита во время подготовки игровых программ, творческих вечеров, постановок и т.д.
На этом этапе педагог выступает как старший друг и наставник, направляя, корректируя творческую активность подростков. В процессе такой совместной работы закрепляются навыки самодисциплины, взаимопомощи. Практический результат - создание игровых программ, выступления на концертах в роли ведущих, участие в инсценировках и др.
Навыки в организации досуга сверстников, полученные в процессе обучения, помогут подростку в выборе профессии.

К концу третьего года обучения дети будут
знать:
более 30 разнообразных игр - театральных, подвижных, народных, словесных и др.
упражнения речевого и дыхательного тренинга,
этикет актера и зрителя.
будут уметь
целенаправленно развивать свои личностные качества (внимание, память.наблюдательность, фантазию и воображение);
использовать в сценках, миниатюрах личный жизненный опыт, наблюдать за людьми и животными;
осваивать пространство сцены, работать с микрофоном, участвовать в выступлениях перед зрителями (стихи, театральная миниатюра),
придумать роль, составить несложный сценарий игровой программы,
изготовить атрибуты для игры, реквизит,
с помощью взрослого и самостоятельно организовать игровой блок занятия с младшими кружковцами.
овладеют средствами творческого самовыражения
основами выразительной речи, пластики, движения,
начальными навыками литературного творчества.

В повседневной жизни ребята будут проявлять такие качества, как общительность, доброжелательность, инициативность, умение увлечь за собой, взаимопомощь.

Обеспечение реализации программы:
Освоение содержания программы осуществляется на основе следующих методических принципов:
Непрерывность и преемственность различных этапов (ступеней) обучения;
Комплексный подход к преподаванию на основе взаимодействия различных видов искусств (музыка, театр, пластика, художественная литература и др.);
Вариативность программы, адаптация к способностям и возможностям каждого обучающегося;
Личностно ориентированный подход к одаренным детям.

Основным элементом образовательного процесса является учебное занятие, на котором используются следующие фронтально – индивидуальные методы обучения:
Метод «физических действий», позволяющий учащимся с самых первых занятий окунуться в атмосферу театральной игры.
Создание проблемных ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельных решений.
Переход из позиции исполнителя в позицию зрителя, анализ и самоанализ выполнения задания.
Программа предполагает разнообразные формы организации детей в учебном процессе:
Обучающая игра;
Тренинг;
Упражнение;
Работа над ролью;
Репетиция;
Выступление перед зрительской аудиторией;
Творческое задание на дом;
Игра-соревнование;
Этюд;
Чтение и обсуждение художественного произведения и т.д.
Методы, используемые педагогом в процессе организации работы на занятиях:
Фронтальный - одновременная работа всех учащихся (игры, упражнения);
Коллективный - организация проблемно- поискового или творческого взаимодействия
между всеми детьми (театрально-творческие задания);
Индивидуально- фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы в процессе занятия;.
Групповой - организация работы по малым группам (придумывание этюдов, сценок, репетиции, выступления);
В парах - организация работы по парам (этюды, задания, творческая практика);
Индивидуальный (показ, репетиция, беседа, диалог).
Формы подведения итогов освоения программы:
Опрос.
Контрольное занятие.
Зачет.
Открытое занятие для родителей.
Концерт.
Коллективная рефлексия.
Самоанализ.
Материально- техническое обеспечение реализации образовательной программы:
Необходимым условием успешной реализации программы является наличие:
просторного помещения, не загроможденного мебелью;
места для хранения костюмов,
звуковоспромзводящей аппаратуры, фонотека,
возможности отрабатывать практические навыки на сцене (организация концертов, игровых программ);
Желательно, чтобы была возможность записи на видеокамеру занятий и выступлений детей для последующего их анализа.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий, в расчете на каждого обучающегося.
1.Стулья по количеству занимающихся,
2.Повязки на глаза (8 шт.)
3.Небольшие игрушки (10 шт.)
4.Мяч надувной (1 шт.)
5.Ткань и круглая палка для импровизированной ширмы.
6.Перчаточные куклы (комплект из 8-10 шт.)
7.Для учащихся 2-го и последующих лет обучения – тетрадь и ручка на каждого.
8.Карманные зеркала (12 шт.)

Кадровое обеспечение: программу может реализовать увлеченный педагог, умеющий завоевать доверие и авторитет у обучающихся.
Литературные произведения для учащихся
Генфьюрд Ю. «Дождинки пляшут» пер. И. Токмаковой.
Домашний кукольный театр. – М.: Росмэн, 1998.
Из английской поэзии «Шалтай-болтай» пер. Маршака.
Из французской нар.поэзии «Дождь».
Из шотландской нар.поэзии «Чудак».
Карнавал. – М.: Росмэн, 1995.
Кем я наряжусь? – М.: Росмэн, 1998.
Маршак С.Я. «Баллада о королевском бутерброде»
Некрасов Н.А. «Зеленый шум».
Николаенко Л. «Все сделалось грустным».
Орлов В. «Ты скажи мне, реченька».
Праздники народов России.- М.: Росмэн, 2002.
Сеф Р. «Дождик».
Смит Д. пер. Б. Заходера «Про летающую корову».
Смит Ульям Дж. пер. Б. Заходера «Маленький енот».
Литература для педагога
Вербицкая Основы сценического движения. – М., 1983. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском творчестве. – М., 1991.
Дмитриева Е.Д. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1975.
Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1990.
Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению, Характер, коммуникабельность.– М.:Академия развития, 1997.
Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. – М.: Советская Россия, 1974.
Кряжева Н. Развитие эмоционального мира детей. – М.: Академия развития, 1997.
Матюгин И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. – Волгоград: Учитель, 2003.
Театр. где играют дети.Под редакцией А.Б.Никитиной. – М.: Владос, 2001.
Театр-студия «Дали»: программы, репертуар, уроки. Составитель А.Б.Никитина. – М.: ВЦХТ, 2001.
Станиславский К. Работа актера над образом и над собой. Том 2. – М., 1954.
Хочу на сцену! Автор-составитель Л.Б.Белянская. – Донецк: Сталкер, 1997.
Чарели Э.М. Как работать над дикцией актеру. – Иркутск: ОДНТ, 1969.






Описание учебно - методического комплекса

Компоненты учебно - методического комплекса
Для педагога, учащихся и родителей

Информационные, справочные материалы.
Рекламный лист с кратким содержанием программы, папка. «Нормативные документы», должностная инструкция педагога доп. образования, инструкции по технике безопасности.

Тематические методические пособия, разработки.
Методические разработки по темам программы («Тренинг творческого мышления», «Театрально-творческие задания», «Организация учебного процесса», «Интересно и поучительно о театре» и др.)

Дидактические игры.
«Слово и движение», «Узнай настроение», «Немое кино», «Угадай мимику», «Изобрази животное», «Да, нет, не знаю» и др. Вопросы к викторинам «Лукоморье», «Безопасное колесо».

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.
Фотоотчеты о проведенных мероприятиях

Раздаточный материал (Карточки, образцы работ, памятки и др.)
Карточки «Эмоции», картотека игр.

Кино- видео- мультимедийные материалы, аудиозаписи.
Аудиозаписи музыки музыкальных произведений разных жанров для сопровождения игр и упрахнений, мероприятий. СD «Русские народные мелодии», О.Гончаров «Любимая игрушка», «Танцевальные мелодии», «Голоса животных»

Конспекты занятий.
Конспекты открытых занятий

Сценарии
Сценарии спортивно- игровых программ (для проведения праздников)

Обобщенный опыт (Фото, рефераты, и др.)
Фотоотчеты, портфолио педагога

Методики психолого-педагогической диагностики личности:


Анкеты
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося, карта самооценки педагогом занятия в ДО, анкета для самодиагностики способностей педагога ДО к саморазвитию. Для детей: Степень удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей программами доп.образования, анкета «Отношение к результату занятий», карта самооценки учащимся своих достижений

Тесты, опросники
Диагностика нравственной мотивации.

Игры
Папка «Театральные игры»

Диагностические карты
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Тематические, авторские, комплексные методики
Рейтинговая оценка освоения программы
Диагностика уровня творческой активности учащихся (комплексная методика)

Памятки для детей и родителей
Правила внутреннего распорядка и техники безопасности, расписание занятий, требования по ТБ во время занятий.

Методики педагогической диагностики коллектива:


Анкеты
«Определение удовлетворенности дополнительным образованием» (для родителей)

Опросники
На самочувствие в коллективе

Игры
Игротренинг на коллективное взаимодействие

Дневники
Дневник педагогических наблюдений

Исследования
Особенности развития творческой активности детей младшего школьного возраста в условиях Культурно-образовательного Центра (зачетная работа Курсов повышения квалификации)

Практикумы


Сценарии коллективных творческих дел
Игровые программы «В гостях у тетушки Арины», «Театральные затеи бабушки Яги», «Новогодние приключения Врунгеля», «Алиса на звездной фабрике» и др.

Методические разработки
Работа над методической темой в МО

Методические рекомендации
Как оценивать исполнительское искусство школьников. Как собрать «Портфолио школьника»

Конспекты занятий


Тексты выступлений
Формирование портфолио в практике отслеживание результативности образовательного процесса в КОЦ «Оккервиль»

Публикации


Описание опыта работы по определенной теме или разделу программы








.






























13PAGE 15


13PAGE 142615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 715


Добавить комментарий