уроки литературного чтения как средство развития младших школьников

Уроки литературного чтения как средство развития младших школьников
Литературно-творческое развитие учащихся на уроках литературного чтения ведется в трех направлениях:
- Первое - «Изучение алгоритма работы с художественным текстом» отвечает за формирование понятийного аппарата школьников, без которого невозможно чувство эстетического наслаждения текстом, проникновение в художественный мир. Художественное произведение должно будить у ребенка соответствующие чувства, вызывать сопереживания героям.
- Второе - «Формирование литературно-творческих умений учащихся» предполагает развитие умения воспринимать текст в единстве содержания и формы, чувствовать особенности стиля, слога писателя, выделять авторскую позицию, связывая ее с мировоззрением, эстетикой писателя, создавать оригинальный текст, показывая свободное владение литературной речью.
- Третье - "Обучение приемам творческого фантазирования" способствует воспитанию потребности в творческой активности, эстетическом самовыражении и самосовершенствовании.

Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого:
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Виды читательских умений в процессе работы над художественным произведением:
1. На этапе восприятия художественного текста:
- умение воссоздавать в воображении художественные картины
- умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины.

2. На этапе осмысления произведения:
- умение анализировать художественный текст, включающее в себя:
умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка;
умение видеть логику развития действия;
умение «расшифровывать» своеобразие характеров персонажей и средства их создания;
умение различать позиции автора, рассказчика-повествователя и героев;
умение осваивать авторскую концепцию и т.д.
Сопоставить авторский и фольклорный варианты (например, сказки А. С. Пушкина «О мертвой
- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, разные виды тропов, повторы, инверсии и т.д.).
- умение воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя. В дальнейшем, на более сложной ступени развития этого умения, читатель учится умению видеть особенности характера, мотивы поведения персонажа.
- умение осваивать идею произведения

3. На заключительном этапе урока предполагается обобщение результатов анализа. Формы обобщения могут быть разные, это:
Выразительное чтение произведения.
Чтение по ролям и инсценирование.
Творческие пересказы разных видов.
Собственно творческие работы учащихся.
Составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения.

Работа над художественным произведением (по Н.Н. Светловской)
Н. Н. Светловская: «Правильная читательская деятельность – это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения).

1. Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.

2. Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального выступления и понимания прочитанного.

3. На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.
Рассмотрим каждый этап работы над текстом подробнее.

1. Работа с текстом до чтения
Цель: развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов)
1) Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержанию.
·
2)  Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить первоначальные предположения. Детям на уроках обязательно показывается, что чтение- это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором.

2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания на уровне содержания.
1) Дети самостоятельно читают текст (главу, смысловую часть) про себя с установкой применить свои предположения, высказанные до начала чтения.
2) Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, задаваемые учителем,  это вопросы к «автору», ответы на них нужно искать или в прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» характеры героев, работают над языком, представляют нарисованные автором картины, видят, как «накапливаются смыслы» в тексте.
3) Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.
4) Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
Если текст большой по объему и за один урок не прочитан, то детям предлагается дома прочитать про себя следующую главу (фрагмент), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста читает учитель, а затем проводится работа с текстом во время чтения детей вслух.
5) Беседа по содержанию текста в целом повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о содержании текста, развитии событий, о героях?
В результате работы на этом этапе дети учатся пониманию значения каждого отдельного слова, словосочетания, отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного, размышляют по поводу того, почему автор из всего многообразия слов выбрал именно это, внимательно относятся к оттенкам лексического значения слов, достигают понимания прочитанного фрагмента на уровне содержания.

3. Работа с тестом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтения между строк»)
1) Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Ее результатом становится понимание авторского замысла, «спрятанного между сток»
2) Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится на подготовленную почву: ребенок соотносит ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3)Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
4) Выполнение творческих заданий.
Они бывают разнообразными и выполняются как на уроке, так и дома. (Рисуется иллюстрация к любому понравившемуся отрывку, творческая авторская концовка, когда в роли автора выступает сам ребенок, ставятся вопросы к тесту и др.)
Итогом работы данного этапа является развитие у детей умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для анализа поступков героев, формируется внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором.
Учащиеся знакомятся с историей создания литературного произведения, с биографией автора, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному. Достигается понимание основной мысли текста.











Приложенные файлы


Добавить комментарий