Занимательное программирование в среде Visual Basic

Рассмотрено на
Методическом
Совете
МОУ «СОШ № 14»
Протокол №_ От_____________

Рекомендовано:
Городским
Методическим
Советом
« ___» ______2010г
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 14»
Фёдоров С.Г.
_______ ___ « ___» ______2010г




Министерство образования Российской федерации
Департамент образования
г. Братск
МОУ «СОШ № 14»







Занимательное программирование в среде Visual Basic



Программа спецкурса
по информатике для 5 класса
(адаптированная)















Разработала: Комарова О.Н., учитель информатики, I кв. категория






2010 Содержание
Пояснительная записка 3
Темы проектных работ 3
Содержание курса 5
Тематическое планирование курса..5
Поурочное планирование курса6 – 8
Литература для учащихся ..9
Литература для учителя ...9
Приложение.10 - 14






















Пояснительная записка
Занимательное программирование в среде Visual Basic
(рассчитан на 34 чаcа)
За основу взята программа элективного курса «Программирование на VISUAL BASIC» по информатике для 7 – 8 классов, разработанного учителем информатики I квалификационной категории МОУ «Гимназия № 1» им.А.А.Иноземцева города Братска Сероштановой Ириной Георгиевной (в настоящее время учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №9») и учебное пособие А.В. Паутовой «Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома».
Выбор темы спецкурса выбран не случайно. Язык программирования Visual Basic является идеальным средством для быстрого создания небольших проектов.
Современная система программирования Visual Basic позволяет легко создавать полноценные Windows-приложения. Это не только полезное, но и очень интересное занятие. Этот язык программирования наиболее прост и доступен для школьников. С помощью Visual Basic можно создавать приложения практически для любой области современных компьютерных технологий: тесты, игры, мультимедиа. При этом приложения могут быть как простыми, так и очень сложными, в зависимости от поставленной задачи. В настоящее время Basic уже не считается учебным языком - знание Visual Basic и его диалектов (VBA, VBScript) становится необходимостью для современного программиста любого уровня.
Систему программирования Visual Basic называют также средой проектирования. Почему в этом термине слово “программирование” заменено словом “проектирование”? Учащиеся должны научиться создавать пусть не очень сложные, но настоящие программные приложения, работающие в системе Windows. Программирование - это лишь один из этапов создания приложения. Есть и другие этапы, которые бывают не менее сложными, трудоемкими и ответственными, чем программирование. В частности, этап разработки интерфейса будущего приложения, с использованием различных элементов управления - кнопок, текстовых: графических нолей, полос прокруток и многого другого.
Программы на языке Visual Basic пишутся по большей части именно для того, чтобы управлять этими элементами. Поэтому программирование вместе с другими этапами создания приложения называют проектированием, а само создаваемое приложение - проектом Visual Basic. По этой же причине систему программирования Visual Basic называют системой или средой проектирования.
Поэтому данный курс в силу своего универсального применения, занимательности, может быть интересен и полезен всем учащимся, также позволит углубить, обобщить ранее приобретенные школьниками программные знания по математике, информатике
В содержании учебной программы по информатике на базовом уровне изучение данной темы начинается в 9 классе. Как показала практика освоение данной темы сложно для учащихся, количество отведённых часов недостаточно для глубокого понимания основ программирования
Почему выбран возраст учащихся 11-12 лет? У детей данного возраста присутствует мотивация к обучению, интерес. Выбранные проекты занимательны, позволяют освоить основные конструкции языка.
К тому же планирую продолжить работу с набранной группой учащихся по этой теме в последующие годы обучения.
Актуальность программы:
необходимость формирования информационной компетенции школьников.
программирование - средство развития мышления школьника, тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление.
Цель курса:
научить создавать проекты в средеVisual Basic
Задачи курса:
формирование практических навыков работы с интегрированной средой программирования языка Visual Basic;
развитие навыков алгоритмизации и программирования;
формирование умения ориентироваться в информационных потоках - учить учащихся различным способам получения информации: Интернет-ресурсам, библиотечным базам данных.
формирование умения планировать свою деятельность.
научить учащихся объединять интегрированную информацию из разных областей знаний в едином проекте.
развивать коммуникативные качества в процессе работы над проектом.
Основным методом обучения в данном курсе являлся метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания на компьютере.
Разработка каждого проекта реализовывается в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В разработке учебного курса содержатся примерные разработки моделей и их реализации в форме проектов.
Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществлялся по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых приводится ниже.
Формы обучения:
урочная форма - учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере непосредственно в классе;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Результатом проведения спецкурса могут явиться выступления учащихся и защита проектов на городских и школьных мероприятиях, а также предполагается подготовка к олимпиадам по программированию.
Темы проектных работ:
Создание фотоальбома
«Устный счёт» - программа тренажер для младших школьников (групповой проект)
«Животный мир нашего края» проект, который выводит по щелчку на кнопке картинку с изображением животного и его название (групповой проект)
«Растительный мир нашего края» (групповой проект)
«Знаешь ли ты геометрические фигуры?» программа тренажёр для младших школьников. Данный проект предназначен для группы детей, которые более успешно освоили данный курс.












Содержание курса
Работа рассчитана на то, что учащиеся имеют опыт работы в среде Windows, могут создавать. Сохранять и открывать файлы в простейшем графическом редакторе и программе Word (будущие пятиклассники, на которых рассчитан курс этими навыками обладают).

1. Введение в Visual Basic. Первый запуск Visual Basic. Открытие проекта в Visual Basic. Выполнение проекта в Visual Basic. Остановка выполнения проекта в Visual Basic. Закрытие среды Visual Basic.
2. Среда Visual Basic. Среда программирования Visual Basic. Форма – основа будущей программы. Объекты управления – Form, Label, Image, Command Button, TextBox - свойства объектов управления.
3. Создание проектов. Размещение элементов управления Label, Image, Command button на форме. Установка свойств элементов управления. Размещение элементов управления на форме. Событие Click, процедура обработки события. Запуск проекта. Запись проекта.
5. Алгоритмы с условием, условный оператор If
4. Создание собственного проекта и защита.

Тематическое планирование курса

№ пункта
Тема раздела
Количество часов

1
Введение в Visual Basic.
1

2
Среда Visual Basic
2

3
Из чего состоит проект. Форма, командные кнопки
2

4
Элементы управления Label, TextBox, Image, PictureBox. Размещение на форме элементов управления. Свойства элементов управления.
3

5
Событие Click, связанное с объектами Label, Command Button, TextBox, Image, процедура обработки события. Оператор присваивания

6

6
Создание проектов
10

7
Алгоритм с условием. Оператор If
5

8
Разработка проекта в среде VB
3

9
Защита проектов
2

Итого
34









Поурочное планирование курса

Модуль
Содержание
Все-го
Теория
Прак-тика

1
Введение в Visual Basic
Первый запуск Visual Basic. Открытие проекта в Visual Basic. Выполнение проекта в Visual Basic. Остановка выполнеия проекта в Visual Basic. Закрытие среды Visual Basic.
1
0,5
0,5

2
Среда Visual Basic
Среда программирования Visual Basic. Основное окно. Окно формы. Окно инструментов. Окно свойств. Окно проекта. Перемещение между окнами в Visual Basic. Окно свойств. Окно кода. Объекты: свойства, методы, события. Графический интерфейс и событийные процедуры.
2
1
1

3
Первый проект на Visual Basic
Пошаговое создание проекта в Visual Basic. Размещение элементов управления на форме. Установка свойств формы. Присваивание имени (name) элементам управления.
2
1
1

4
Элементы управления . Размещение на форме элементов управления. Свойства элементов управления.
Элементы управления Command Button, Label, TextBox, Image, PictureBox.
Объект управления Command Button
Свойства:
Name, Caption, Font, Visible, Style, BackColor, Picture.
Объект управления Label
Свойства:
Name, Caption, Font, ForeColor, Visible, BorderStyle, BackColor, Aligment.
Объект управления Image
Name, Visible, Stretch, Picture.

Размещение на форме элементов управления. Оператор присваивания
4
2
2

5
Событие Click, связанное с объектами Label, Command Button, TextBox, Image, процедура обработки события.

5.1. Событие Click, связанное с объектом Command Button (появление картинки, изменение цвета фона, шрифта при щелчке на кнопке)
5.2. Событие Click, связанное с объектом Label (изменение цвета фона формы, метки при щелчке на кнопке)
5.3. Событие Click, связанное с объектами Image
Отладка проекта в Visual Basic. Синтаксические ошибки (syntax).
Запуск проекта.
6
2
4

Создание проектов

6
Создание проекта
Создание проекта «Ёлочка, зажгись!»
Размещение на форме элементов управления Command Button, Label, Image. Назначение свойств объектам.
Событийные процедуры на кнопки – появление надписи и игрушек.
2
-
2



Создание проекта «Светофор»
Размещение на форме элементов управления Command Button, Label.
Назначение свойств объектам.
Событийные процедуры при событии Click на метке – появление соответствующей надписи в метке и изменение цвета фона
2
-
2



Создание проекта «Щёлкни мышкой, узнаешь, что это такое»
Знакомство с объектом PictureBox, свойством BackStyle объекта Label
2
-
2



Создание простейшего калькулятора с использованием функции Val (в текстовые поля вводятся числа, при нажатии на кнопку +, числа складываются, при нажатии на – вычитаются и т.д.)

Знакомство с объектом TextBox
Функция Val.
Программирование кнопок на очистку текстовых полей и выход из программы.

2
-
2



Проект – Занимательная форма (Form Fun)
Размещение на форме 6 командных кнопок. Каждая кнопка производит действие с формой – увеличение или уменьшение размера, изменение цвета фона, исчезание всех кнопок кроме одной и т .п.)

2
-
2

7
Алгоритмы с условием
Алгоритм с условием.
Оператор If
Правила записи оператора.
Создание простейших проектов с использованием оператора If.

Создание проекта «Догадайся, кто это?»
5
2
3

11
Разработка проекта в среде VB
Проектная деятельность. Создание индивидуального проекта. Защита проекта.
4

4





8
26















Литература для учителя:

Сафронов И.К. Visual Basic в задачах и примерах.- СП. БХВ-Петербург,2006
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 – 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб: Питер, 2007
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 стр.: ил.
Комплект элективных курсов Microsoft. Основы программирования на примере Visual Basic .NET [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Литература для учащихся
Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома». В 3 ч. –М:Классикс Стиль, 2003.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательное программирование: Visual Basic: Книга для родителей, детей, учителей. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2001.
Обучающий курс «Visual Basic для детей» размещён в Интернет на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Азбука Visual Basic [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Приложение
Дидактический материал
Упражнение 1. Запишите название класса объекта, размещённого на форме. Какие свойства объекта были изменены в процессе его создания?


Класс объекта ____________________________________
Свойства ___________________________________________________________

Упражнение 2. Продолжите заполнение таблицы. Допишите название объектов. Запишите только те свойства, которыми вы изменяли, работая над проектом «Ёлочка, зажгись. Знаком «плюс» отметьте те свойства, которыми обладает объект, «минус» - те, которых у объекта нет.
Свойства объектов управления

Свойства объекта
Объекты управления


13 EMBED PBrush 1415
Command Button
13 EMBED PBrush 1415
Label
13 EMBED PBrush 1415
Image

Name
+
+
+

Caption
+
+
-






















Упражнение 3. Запишите код процедуры, связанной с нажатием кнопки с именем Command1. Вид формы после старта программы показан на рисунке 1, после нажатия на кнопку – на рисунке 2. В каждой строчке записано первое слово кода. Продолжите запись.




Рисунок 1 Риcунок 2


Private ____________________________________
Image1____________________________________
End_______________________________________

Дополните программу ещё одной кнопкой, убирающей рисунок с экрана.



Упражнение 4. Изменение цвета объекта во время выполнения программы

Если требуется изменить цвет фона или цвет символов во время выполнения программы, надо изменит свойство BackColor или ForeColor соответствующего объекта.
Рассмотрим программный код изменения цвета фона и цвета символов на примере.
На рисунке 3 представлена форма с одним объектом Label (метка). Имя объекта - Label1. Если щёлкнуть по метке, цвет фона изменится на синий, букв – на жёлтый.

VBRed - красный
VBGreen - зелёный
VBBlue - синий
VBCyan - голубой
VBMagenta - малиновый
VBYellow - жёлтый
VBBlack - чёрный
VBWhite – белый

Запишите процедуру обработки события Click (на метке). Эта процедура состоит из двух операторов присваивания (изменение цвета фона и цвета букв)

рисунок 3
Private Sub Label1_Click() - щелчок по метке
Label1.BackColor = _______________
Label1___________________________
End Sub


Упражнение 5. На форме расположено два объекта Image и один объект Label (рис.4 и 5). В объекте Image1нарисована тучка, а в объекте Image2 – солнышко. Если щёлкнуть по картинке, выполнится одна из двух процедур. Разберите программный код и выполните программу на компьютере.

Нажатие на картинку с тучкой
Нажатие на картинку с солнышком

Private Sub Image1_Click()
Label1.________ = vbBlue
Label1.Caption = "Возьми зонт"
End Sub
Private Sub ______Click()
Label1.___________________
Label1.____ = "Надень панаму"
End Sub

Вид формы после нажатия на картинку с тучкой (Буквы окрашиваются в синий цвет, в метке появляется надпись «Возьми зонт!»)
Вид формы после нажатия на картинку с солнышком (буквы окрашиваются в красный цвет, в метке появляется надпись «Одень панаму!»)


Рисунок 4

Рисунок 5


Упражнение 6. Нажатие на командные кнопки с именами Command1, Command2 и Command3 (рис.6) вызывает изменение цвета букв и фона метки Label1. Заполните пропуски в программном коде обработки событий Click. Выполните проект на компьютере.









Рисунок 6
Private Sub Command1_Click()
Label1.BackColor=vbYellow
Label1.ForeColor=_____________________
End Sub

Private Sub________________________Click()
Label1. ForeColor=vbRed
Label1.____________________= vbWhite
End Sub

Private Sub Command3_ ___________________
Label1.________________________________=vbCyan
___________________________. ForeColor=vbMagenta
End Sub


Упражнение 7. На форме разместите три командные кнопки, позволяющие выбирать рисунок (рис.7).










Картинки могут быть любыми. При щелчке мышкой по картинке должно появляться название её частей. Когда объект Picture Box становится видимым или невидимым, вместе с ним видимым или невидим становятся все объекты, входящие в него, как в контейнер. Приведём пример программного кода для кнопки, которая показывает первую картинку:

Private Sub Command2_Click()
Picture1.Visible = True “первая картинка стала видимой
Picture2.Visible = False “вторая картинка становится невидимой
Picture3.Visible = False “третья картинка становится невидимой
End Sub

Знак “ (апостроф) отделяет комментарии от программного кода. Программный код пишется для компьютера, а комментарий к нему – для программиста. Комментарий позволяет понять программный код, написанный другими программистами.

Объект Picture Box является контейнером. Контейнер может содержать внутри себя другие объекты. Это значит, в частности, что если объект Picture Box не виден (свойство Visible = False), то не видны и все объекты, входящие в него.



Проект 2
«Светофор»
Создайте программу, которая работает следующим образом:
После старта окно программы выглядит так же, как на рисунке 4. Верхний огонёк светофора раскрашен в красный цвет.
После нажатия на средний белый прямоугольник он закрашивается в желтый цвет и появляется надпись «Внимание» (рис. 8)
После нажатия на нижний белый прямоугольник он закрашивается в зелёный цвет. Теперь окно выглядит, как на рисунке (рис.9)
После нажатия на верхний белый прямоугольник окно опять выглядит, как на рисунке 10)













Рисунок 8 рисунок 9 рисунок10



На рис.11 показано расположение объектов на форме. Будем называть такой рисунок схемой проекта. На форме находится пять объектов Label с именами Label1, Label2, Label3 - огоньки светофора, Label4 и Label5 используются по прямому назначению – в них выводятся текстовые надписи. Кроме того, на форме имеется объект Shape1 (фигура). Он схематически изображает светофор.

Рисунок 11

План работы над проектом

Измените значение свойства Caption формы так, чтобы в заголовке формы появилась надпись «Светофор».
Разместите на форме три объекта Label с именами Label1, Label2, Label3. Они будут огоньками светофора. Измените у этих объектов свойства Caption (уберите надпись), BorderStyle, BackColor.

При помощи объекта Shape (рисунок) нарисуйте вокруг объектов Label прямоугольник. Пиктограмма Shape выглядит так:

Вверху формы разместите объект Label с именем Label4 и присвойте нужные значения свойствам Caption, BorderStyle, BackColor, ForeColor и Font.. Добейтесь, чтобы результат был таким как на рисунке.

Внизу формы разместите объект Label с именем Label5. Введите в этот объект надпись «Щёлкните мышкой по светофору».

Дважды щёлкните мышкой по объекту Label1 (верхний огонёк светофора) и запишите четыре оператора присваивания. Первые три оператора будут изменять цвет меток-огоньков. Четвертый оператор будет выводить в метку Label4 надпись «Стойте!»

При щелчке мышки по объекту Label1 цвет фона этого объекта меняется на красный, фон объектов Label2 и Label13 становится белым, в метке Label4 появляется надпись «Стойте!». Запишем код процедуры Label1_Click:

Private Sub Labbel1_Click()
Label1. BackColor=vbRed
Label2. BackColor=vbWhite
Label3. BackColor= vbWhite
Label4.Caption= «Стойте!»
End Sub

Код процедур Label2_Click и Label3_Click запишите самостоятельно.









13PAGE 15


13PAGE 14115










Root Entry М 

Приложенные файлы


Добавить комментарий