«Культовая и жилищная архитектура Донского казачества»


2о10
«Культовая и жилищная архитектура Донского казачества»
Программа факультативного курса


«Православная и жилая архитектура Донского казачества в дополнительном художественном образовании – сохранение традиций, культуры, возможность инноваций».
Казьмина Елена Викторовна, учитель МХК и ИЗО (высшая квалификационная категория) МОУ Гуляй-Борисовская СОШ № 4.
Пояснительная записка:
Программа факультативного курса «Православная и жилая архитектура Донского казачества» составлена для учащихся старших классов с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта и является продолжением изучения мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования. Срок реализации 1 год. Общение с произведениями искусства на уроках МХК и во внеурочной деятельности способствует воспитанию у детей интереса к искусству, постижению особых средств выражения своих чувств, переживаний и является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Грамотно построенная работа по восприятию произведений искусства (в данном случае – архитектуры) помогает развитию чуткости к специфическому языку архитектуры и пластических искусств в целом, умения понимать этот язык и открывать для себя внутренний мир художника. В результате изучения архитектуры Дона и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно- историческое понимание эпохи, сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры Родного края, развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. Резервное время факультативных часов планируется для проектной работы «Жемчужины Донской архитектуры» по МХК. В данном курсе мы обратимся к архитектурному и градостроительному наследию донских казаков, которое является своеобразным «срезом» этнокультурных процессов, происходивших на территории Подонья . Анализ данного материала показывает, что в постройках и сооружениях очень отчетливо и наглядно можно прочитать историю взросления местного этноса, увидеть все его исторические контакты с сопредельными культурами по отдельным элементам, заимствованным из культового и жилищного строительства соседей. В архитектуре народного жилища рассматривается степень и характер влияния природно-климатических факторов, а также уровень экономического благосостояния населения на различных этапах развития государственности.
По архитектурному образу православных храмов можно достоверно определить приверженность донских казаков православию за всю историю существования этого этноса. Архитектурное творчество представляется тем особым видом человеческой деятельности, в который оказывается вовлечен практически весь этнос, населяющий всю рассматриваемую территорию. Архитектурное творчество – это и утилитарное и духовное занятие, поэтому его можно отнести и к материальной культуре народа. Следовательно, архитектура выступает как один из важнейших признаков самого существования этноса. Предлагаемые курсом темы также подчеркивают, что архитектура как вид деятельности обладает важнейшим качеством – консеквентностью, т.е. способностью оказывать отдаленное воздействие на сознание человека. Другими словами, архитектурный объект обладает информативными качествами и, следовательно, может выступать как фактор, воспитывающий последующие поколения этноса. Это положение делает сегодня необходимым и важным включение в процесс воспитания у молодежи гражданской ответственности изучение архитектурного и жилищного наследия донских казаков.
Цели:
1.Сформировать представление об архитектуре Подонья как особом виде искусства, который рассматривается как отражение истории Донского края. 2. Включить учащихся в исследовательскую деятельность культурологического, исторического и социологического характера. 3. Расширить духовный опыт учащихся путем восприятия архитектурного наследия своего края через познание и переживание увиденного к пониманию ценности сохранения « каменной летописи Дона»
Библиография:
1.А.Г.Лазарев «Архитектура и градостроительство юга России»VI-XX вв. Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону.2003г.
2.А.Г.Лазарев, А.А.Кириллов, Э.А.Сокольский «Православное зодчество Донского края».г. Ростов-на-Дону.2005г. РГСУ.
3.Л.С.Ильюков «Очерки древней истории Донского края» Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС»,2004г.
4.С.Н.Рябухин. Примерная программа регионального компонента образования по изобразительному искусству. г. Ростов – на - Дону. Издательство обл. ИПКиПРО,2006г.
5.С.М.Завьялова «Культура Донского края» ФГОУ ВПО «ЮФУ» Зерноград,2007г.
6.Д.Б.Шелов «Древности Нижнего Дона» Институт Археологии. Академия наук СССР издательство «наука» Москва-1965г.
7.В.Я.Кияшко «Полвека археологии и кое-что еще…» Донские древности. Выпуск 8. Азов, 2007 год
Учебно - тематический план

П.
тема Коли- чество
часов
В том числе
теоретических
В том числе
практических
1
2 3
4
5
1
2
3
4
5 I четверть
«Жилища исторических пред-
шественников Донского казачества»
Древнейшие стоянки на Нижнем
Дону
Жилища скифов – кочевников.
Первые греческие поселения на Дону. Танаис.
Жилища сарматов.
Юрта – жилище раннего средневековья на Дону. 9
2
2
3
1
1 6
1

1
2
1
1 3
1
1
1


1

2


3
4

5

6




1
2
3
4

5
6 II четверть
«Традиционное жилище донских казаков
– курень»
Истоки архитектуры парадного
Жилища на Дону.
Золотоордынский период формирования архитектуры жилища донских казаков.
Донской казачий курень.
Отличия донского казачьего куреня
от аналогичных жилых построек
в других российских регионах.
Конструктивная схема донского
куреня – народного жилища юга
России.
Особенности планировки помещений
донского казачьего куреня
III четверть
«Христианская храмовая архитектура на территории Донской земли»
Православие и византийская культура на древней Донской земле.
Истоки христианской храмовой архитектуры на территории Тихого Дона в VI -XII веках.
Деревянные храмы Подонья в период Золотой Орды в XIII-XVII веках.
Древнее деревянное храмовое зодчество Подонья.
Европеизация культовой архитектуры на территории Области Войска Донского.
Стили барокко и классицизм в храмах Дона.
Нововизантийская стилистика в архитектуре храмов Дона(XIX – XX вв.)



7

1
1

1
1

1


2


10

1
1
1
2
2
3

4
1
1

1

1








6
1
1
1
1

1
1
3


1


2



4
1
1


2

№ тема Количество
часов В том числе
теоретических В том числе
практических
1
2

3 IV четверть
Проектная деятельность
«Шедевры донской храмовой архитектуры»
Выбор тем проектов, деление на группы.
Изучение различных источников по теме миниисследования. Составление план – графика работ. Определение способа представления результатов,
работа по реализации проекта. Презентация проекта.
9
1
7

1 4
1
2

1 4

5

21 Итого: 35 20 15
Содержание учебных тем:
1. Жилища исторических предшественников Донского казачества. Стоянки древних охотников в долине Дона у станицы Золотовской, на правом берегу Мертвого Донца, в балках Каменная и Чулек. Простейшие жилища из веток деревьев, костей крупных животных и их шкур. Скифские жилища на колесах – кибитки. Город боспорских греков – Танаис, его планировочная схема, конструкция жилых домов. Сарматские поселения в дельте Дона (1- е века нашей эры). Города Паниардис и Патарва, расположение жилых построек, их образный строй. Дон в III – IV вв. н.э., преобразование жилищ в IV- VII вв. Н.э. Крепость Саркел – хазарская твердыня на Дону. Конструкция средневековой юрты – жилища кочевых народов, населявших Донской край в те времена, как обобщенный образ.
Практическая работа: композиционное эскизирование древних жилищ, пейзажа по представлению, внешнее построение и внутренняя конструкция шалаша (макет из природных материалов), зарисовки графическими материалами.
2.Традиционное жилище донских казаков – курень. Полуземлянки – наиболее распространенный вид жилища в VI-X веках. Решающие факторы формирования народного жилища в X – XII веках. Влияние «буферной зоны» между русскими княжествами и Золотой Ордой на развитие архитектурных форм народного жилища. Образование нового типа казачьего жилища в XV – XVI веках, совершенствование различных типов казачьих куреней, становление их декоративно- художественного облика в XVI- XVIII веках. Общий вид донского казачьего куреня как самобытная форма народного жилища восточно – славянского этноса. Распространение казачьего куреня на территории Подонья, образование его разновидностей. Сравнительный анализ донского куреня с аналогичными постройками восточно- славянских народов Европы. Его конструктивные и архитектурно- планировочные особенности. Феномен двух входов в донской курень. Некоторые виды куреней Нижнего Донского, Средне - Донского, Верхне - Донского, южного и северного районов. Прямоугольный, близкий по пропорциям к квадрату, план традиционного куреня Подонья, Приазовья, его планировочные особенности - планы двух уровней («верхов» и «низов») практически никогда не совпадают. При этом план «низов» всегда состоит из двух помещений и т.д.
Практическая работа: последовательность работы по изображению куреня, макет куреня (картон).
3.Христианская храмовая архитектура на территории Донской земли.
Значение православия в истории Донской земли, влияние византийской культуры на зарождение основ зодчества. Первые кирпичные храмы византийского наследия: одноапсидные, базиликального типа. Деревянные церкви, строившиеся в Подонье в XVI – XVII веках безымянными для нашего времени казаками – зодчими, дошедшие до нас в чертежах и зарисовках донского краеведа Е.А. Ознобишина. Классический вариант компоновки храмов по продольной оси Донскими зодчими. Нетрадиционный подход к пластическому решению центрального нефа православного храма. Архитектурно- художественный образ донских храмовых построек. Техническая часть возведения церквей этого периода, каркасные церкви. Влияние Москвы на архитектурный образ храмов Дона в XVII веке, возведение новых церквей взамен деревянных. Закладка нового Воскресенского войскового собора в Черкасском городке в 1716 г. Станичные храмы в стиле барокко на территории нынешней Ростовской области. Нововизантийская архитектурная стилистика в постройках, спроектированных и заложенных в конце XIX века. Одновременно во всех регионах исследуемой территории: в Подонье, Приазовье, на Ставрополье. Церковь Святой Троицы в станице Вешенской (Верхний Дон), храм во имя Сятого Александра Невского в столице Области Войска Донского городе Новочеркасске (архитектор Н.Е.Анохин). Технология возведения облегченного купола над центральной частью Новочеркасского Войскового Вознесенского собора (архитектор А.А.Ященко) в конце XIX века. Применение новаторских технологий и стройматериалов архитекторами и инженерами на юге России в начале XX века.
Практическая работа: конструктивный рисунок архитектурной детали, схематическое построение композиционных осей и линий симметрии, поиск средств художественной выразительности для конкретной тематической композиции.
4. Проект «Шедевры донской храмовой архитектуры»(8 часов). Предлагаемые темы: Ростовский Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор - академик архитектуры К. Тон 1854- 1860гг.); церковь Святого Александра Невского в г. Новочеркасске Ростовской области (архитектор Н.Е.Анохин 1887 год); Новочеркасский Кафедральный Вознесенский Войсковой собор, памятник атаману Ермаку Тимофеевичу (архитектор А.А.Ященко, конец XIX века); творчество выдающегося донского архитектора А.А.Ященко; Георгиевская церковь в Новочеркасске (архитектор В.Куликов 1899 год); Покровская церковь в Константиновске, содержащая икону из слободы Гуляй- Борисовка (написана в 1945 году в Гуляй - Борисовке, посвящалась памяти погибших в Великую Отечественную войну), церковь Преображения Господня в хуторе Обуховском 1864 год); Утраченная церковь в с. Гуляй- Борисовка, Воскресенский Войсковой собор в станице Старочеркасской.
Формы представления проектных работ: доклад; стендовый доклад; реферат; компьютерная презентация; видеофильм; макет; коллаж; светотеневой рисунок архитектурного объекта с использованием антуража, стаффажа; архитектурная фантазия.
Ожидаемые результаты.
После прохождения данного курса у обучающихся должны быть сформированы интеллектуальные умения (работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение и т.д.); коммуникативные умения и навыки (вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать, выступать по теме и т.д.); способы и приемы самостоятельной работы с источниками информации, в том числе и интернет - ресурсными. Учащиеся должны применять теоретические знания в процессе творчества: строить композиции; передавать пространственные планы; сознательно применять в рисунке различные художественно- выразительные средства и приемы; узнавать изученные произведения православной архитектуры Дона; использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для восприятия и оценки донской и казачьей архитектуры.


Добавить комментарий