Слово о полку Игореве -вершина древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве» - вершина древнерусской литературы.

Цели:
1) обобщить знания учащихся об особенностях древнерусской литературы;
2) познакомить учащихся с произведениями, близкими по идее «Слову»;
3) воспитывать любовь к литературному наследию страны.

Ход урока:
1. Слова В. Г. Белинского: «Слово о полку Игореве» - прекрасный, благоухающий
цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» - это
эпиграф сегодняшнего урока.

- В 90-х годах 18 столетия Мусин-Пушкин приобрел в Ярославле рукописный сборник древнерусских произведений. Одно неизвестное переписали и рукописный сборник отправили Екатерине II. В 1800 году вышло печатное издание «Слова». В 1812 году при пожаре Москвы сгорела библиотека графа, оригинал исчез. До нас дошли I печатное издание и рукописный экземпляр Екатерины II.
2. Презентация (18 слайдов)


Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства.
Половецкая степь ("страна неузнаема"), "синее море". Дон, Волга, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Немига, а из городов - Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Галич и др. - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Картины русских художников по мотивам «Слова..» - произведения искусства, которые принадлежат не только русской культуре, но и являются шедеврами мировой культуры.

Васнецов - Почему же на ваш взгляд, художник выбирает именно тему: «Поле побоища», а не тему «Битва»?
(Васнецов - художник-гуманист, пацифист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны. Раскрывает патриотизм русских дружинников, отдавших жизнь за Русскую землю).

-Удалось ли, на ваш взгляд, иллюстратору передать настроение героини Ярославны?
(Ярославна - обобщенный образ жен, матерей, сестер, чьи родные и близкие остались лежать на поле брани, там, где земля должна рождать хлеб. Ее плач - это причитание, где выражается страдание, надежда, любовь. Автор вместе с княгиней скорбит о погибших дружинниках, которые могли бы остаться в живых, если бы Русь была объединена в одно сильное, могучее государство).

Словарная работа
Буй-тур - хвалебный эпитет: могучий.
Дева Обида - «нарушение права, несправедливость».
Червленый - темно-красный, багряный.
Хоругвь - религиозное знамя, используется Православной церкви. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Див - демонический персонаж.
Плач - один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п Нашла хула на хвалу - Напало насилье на волю.
Изронить душу - по древним верованиям, душа человека, как только он умирал, отлетала от него через горло и уста, ожерелье облегало шею, отсюда и этот образ изронил душу.

3. Работа по тексту:
- Найдите материал для характеристики русской земли.

Автор "Слова" рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное и живое существо. Автор "Слова" говорит о мирном труде русских "ратаев"- пахарей, нарушенном усобицами князей; о жёнах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря; о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря.

- Природа в "Слове".

Автор уделяет природе немного внимания и только тогда, когда она теснейшим образом связана с судьбой действующих лиц повествования - гроза, буря, разливы рек, засуха, затмение солнца, темнота ночи.
В "Слове" нет пейзажа самого по себе. Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.

Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, "стонущая
грозою", стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя
прислоняются до земли или роняют листву. Автор "Слова" отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории.
Союз природы и человека, с такой силой развернутый в "Слове", - союз поэтический.

-Характеристика Игоря.

- Киевский князь Святослав провел ряд удачных походов против половцев. Игорь из-за весенней распутицы не принял в них участия и поэтому с сыном Владимиром и братом Всеволодом выступил в поход.
На примере Игоря Святославича Новгород - Северского автор показывает несчастные последствия отсутствия единения. Игорь действует по феодальной формуле: "мы собе, а ты собе". По существу, весь рассказ в "Слове" о походе Игоря выдержан в чертах его характеристики Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные "знамения". Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе.

Сам по себе Игорь не плох и не хорош: скорее даже хорош, чем плох, но его деяния дурны. Игорь Святославович- сын эпохи. Это "средний" князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины.

- Характеристика других князей.

С большим осуждением говорит автор "Слова" о родоначальнике князей-ольговичей - Олеге Святославиче, внуке Ярослава Мудрого. Олег наделён ироническим отчеством "Гориславич", имея в виду горе народное, вызванное усобицами Олега, а не его личное.
Таким же зачинателем усобиц изображён и родоначальник полоцких князей - Всеслав Полоцкий. Он изображён в "Слове" с осуждением и с теплотой лирического чувства: неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, "вещий", но несчастный неудачник. В остальных русских князьях автор "Слова" в большей мере подчеркивает их положительные черты, чем отрицательные.

- В чем значение «золотого слова Святослава»?

Святослав решительно высказывает свой гнев и великое недовольство о неразумном, несогласованном походе внука Олегова на землю Половецкую. Он патриотично говорит о неоправданности этих действий, о бесславной потере чести, о том, что посыпали они на его серебряную седину.
Святослав вспоминает о безвозвратно, на его взгляд, ушедших временах процветания
единого государства в правление великого князя Олега, Владимира Святославовича и
Ярослава Мудрого. «О, стонати Руской земли, помянувше первую годину и
первых князей! Того старого Владимира нельзе бе пригвоздити к горам киевским! Сего бо
ныне стажа стязи Рюриковы, а друзии Давидовы, но рознося им хоботы пашут, коша
поют».

Святослав обращается не к силам природы, не к Богам, а к людям, автор к «братиям» с призывом объединиться.

- Какое значение имеет плач Ярославны в «Слове...»? Как плач Ярославны связан с основной мыслью «Слова о полку Игореве»? Чтение наизусть.

Женские характеры овеяны мыслью о семье, доме, проникнуты нежностью и лаской. Ярославна оплакивает не только своего мужа, а скорбит о всех павших русских воинах.
Особенность жанра «плача» как фольклорного произведения содержание просьба бескорыстная. Женским характерам автор противопоставляет войну. .

Сравнить "Плач Ярославны" в переводах В. А. Жуковского, Н. А. Заболоцкого.

- Н. Заболоцкий. У него Ярославна находится с природой в антагонистических отношениях, ждет от нее зла, кроме того, его желание вернуть мужа более эгоистично, чем в оригинале. Плачет больше о себе.
В. Жуковский. Ярославна печалится о том, что страдает муж

М.Цветаева ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

Вопль стародавний,
Плач Ярославны - Слышите?
С башенной вышечки
Неперерывный Вопль - неизбывный:

- Игорь мой! Князь
Игорь мой! Князь Игорь!

Ворон, не сглазь
Глаз моих - пусть Плачут!

Солнце, мечи
Стрелы в них - пусть Слепнут!

Кончена Русь!
Игорь мой! Русь! Игорь!

Вопль стародавний,
Плач Ярославны –
Слышите?
Вопль ее - ярый, Плач ее, плач - Плавный:

- Кто мне заздравную чару
Из рук - выбил?
Старой не быть мне,
Под камешком гнить, Игорь!

Дерном-глиной заткните рот
Алый мой - нонче ж.
Кончен Белый поход. 5 января 1921

Стихотворение Цветаевой сразу ассоциируется с великим памятником древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Однако трудно представить, что между ними так много общего. Общая героиня под именем Ярославна, и та, и другая оплакивают своего мужа. Но это еще и очередная трагедия русской женщины, трагедия народа России, личная трагедия поэтессы Марины Цветаевой. Да, ее героиня сильна, она готова вынести все во имя спасения Отечества, Руси, мужа. Без них она и жить не хочет.
Такова Ярославна Цветаевой. Такова Ярославна во все времена.

-Каким вы видите автора «Слова...»?

Настоящий патриот, человек с широкими историческими познаниями и политическими взглядами, тонкий психолог и новатор. Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя, потому что полон горести, сожаления. Также автором мог быть храбрый дружинник, потому что так ярко и точно может описать сражения только тот, кто сам принимал участие на них. Некоторые исследователи «Слова» считают, что автором был сам Святослав Всеволодович Златослов. Но, кем бы ни был автор, монахом или смелым воином, он является выдающимся гениальным человеком своего времени, имеющим здравые взгляды на Русь в сложной обстановке.

-Жанр «Слова...»

Сам автор относит «Слово» то к «трудным повестям», то именует «словом», то «песнею».

Принадлежа одновременно к двум системам жанров, «Слово» ломает рамки обоих. Как произведение литературное, книжное, «Слово о полку Игореве» ближе всего стоит к форме письменных ораторских произведений (отчетливее всего выражено в обращениях к князьям с предложением организации военного похода против половцев «за землю Русскую, за раны Игоревы»).
Как произведение, теснейшим образом, связанное с устной народной поэзией, оно стоит ближе всего к народным плачам и прославлениям (обращение к широкому общественному мнению, к мнению общенародному и призывающему всех русских людей сплотиться в борьбе со страшной внешней опасностью).
„Слово" произведение книжное, но близкое жанрам народной поэзии.

4. Подведение итогов.
- Какова же идея «Слова о полку Игореве»?

Главная идея произведения заключена в Золотом слове Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! » Призыв к единению перед лицом надвигающейся опасности. Русь должна быть единой, а раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели.










15

Приложенные файлы


Добавить комментарий