Анализ текста стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу»


Урок по курсу «Практическая словесность»
Анализ текста стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу»

Цель: Создать условия для овладения учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения разнообразных мыслей, чувств и для пробуждения потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, конструирования текста

Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Целеполагание
Какова цель нашей работы?
Варианты ответов
- Понять текст художественного произведения
-учиться применять знания правил русского языка на практике
-развивать речь, мышление
-знать нормы русского языка – понимать текст – приобретать все больше знаний, т.е. уметь развиваться, расти


2
Планирование
В какой последовательности мы работаем над текстом?

Назовите три ступени понимания текста
Читаем текст
Разбираем текст, используя знания законов языка
Обобщаем (О чем текст?)
Прочитал, но не все понял
Прочитал и понял то, что там есть
Прочитал и понял даже то, чего в нем нет, но я почувствовал

3.
Реализация плана
-Прослушайте текст
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
1885 А.А.Фет
Цель: определить, что же хотел сказать автор (т.е. понять его коммуникативное намерение)


Работа с текстом




- Какое чувство охватывает лирического героя уже в первой строфе
Возникает отчетливое ощущение соприкосновения с чьей-то напряженной, тревогой. Все неясно и трепетно, все ускользает от точных определений. Автор выражает тревожное душевное состояние, но, в то же время, почти ничего не называет.


- Как это удается поэту?
Необходимо обратиться к форме, к языку стихотворения.


- Вот вы прочитали первую строфу. Как передается нам ощущение тревоги, волнения, неопределенности? Какие части речи использует автор?
В ней только местоимения и глаголы. Я, тебе, ничего...


- Что обозначают местоимения?
А местоимения ничего не называют, они только указывают на что-то.


-Кто я - герой или героиня? Ты - он или она? Что не скажу?
Неясно


- Какое уточнение следует далее?
« о том, что я молча твержу»


- Дается ли ответ на эти вопросы?
Нет. Загадка усиливается еще больше.


- Можно ли понять состояние лирического героя без ответов?
Если поставить себя на место лирического героя , то эти состояния души знакомы каждому человеку, они запоминаются, они дороги...


- А глаголы? Что они обозначают? Какие это глаголы?
А глаголы, которых здесь так много, из слов, обозначающих действие, обращены почти в свою противоположность. Каждый глагол «нейтрализован» частицей не: не скажу, не встревожу, не решусь - этих действий на самом деле не будет.


- Какой глагол без частицы не? Какое слово дополняет значение этого глагола?
Без частицы не только твержу - но рядом наречие молча, выводящее его из поля общения, да намекнуть, само значение которого - неопределенность.



- Где остается это действие?
Действие замкнуто пространством человеческой души и остается внутри него напряженным волнением.


- Местоимения, частицы, союзы – какие это слова? Как они влияют на звучание строфы?
Местоимения, частицы, союзы - короткие слова, поэтому первая строфа и звучит напряженно, прерывисто, беспокойно


- Какое значение несут слова ничего, ничуть, ни за что?
Усиливают напряженность внутреннего сильного тайного чувства, которое тревожит лирического героя


- Вслушайтесь в звучание строк. Какие ударные звуки? Как они расположены?
Первые ударные звуки в каждой строке разные (тебе, тебя, о том, не решусь), но вторые ударные во всех строчках - о, а третьи, конечные, - у. У - самый закрытый гласный русской речи. Каждая строчка словно движение от открытости к закрытости, и повторено это движение четыре раза, так что мы не можем не почувствовать этой гармонии, красоты, даже если не осознаем, чем и как она выражена.



- Как начинается вторая строфа? Какие слова используются автором?
Спокойно.
Здесь все другое, здесь ясно и красиво: цветы, заход солнца - это природа, это тот «божий миря, который, по словам Фета, «в пылинке... лелеет жизнь и множит». Темп речи замедляется, она становится более плавной: здесь в первой строчке пять слов (после семи-шести в последних строках первой строфы), а в третьей всего три. И слова-то совсем другие: целый день, ночные цветы, солнце, роща...


- Что описывает автор?
Мир природы


- Почему от состояния души автор переходит к описанию красоты мира природы?
Создается контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы. Вечность и постоянство этого покоя подчеркнуты тем, что картина, возникающая перед нами, почти символична, ока лишена конкретности и определенности.


- Какие образы мы видим?
Мы не узнаем, какие это цветы: ночными могут быть любые цветы, которые раскрываются ночью. Характерно и время: «лишь солнце за рощу зайдет» - неуловимый миг перехода из «света в мрак». Это не конкретный пейзаж - перед нами жизнь природы.


- Что происходит состоянием души лирического героя? Какое ощущение проникает в человеческое сердце? Какое слово помогает определить состояние души лирического героя?
Волны человеческой тревоги успокаиваются в этом океане мира и покоя. В тишине этого мира расцветает человеческое сердце - можно услышать это цветение. «И я слышу, как сердце цветет»
И это не просто метафора. В трех словах заключены опыт долгой человеческой жизни (стихотворение написано 63-летним поэтом), ощущение и глубокое философское понимание единства человека и природы, мироздания, «божьего мира». Сердце человеческое живет и расцветает только в единстве с миром - только это и важно, только сознание этого и приносит какое-то облегчение.


- О чем третья строка?
«И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной... я дрожу,..». Слышно сплошные у - отзвук первой строфы. Да, это снова человек с его смятением и болью - но она уже смягчена, умиротворена «влагой ночной» (здесь уже ночь: ночная влага и ночные цветы - какой разный смысл у этих определений!), слиянием с природой.


- Как звучат последние две строки?
Соприкосновение с ночной природой как бы успокаивает смятение и тревогу, преобразует их в некое решение. К мысли об этом приводит и перестановка строк, и еще один микроскопически малый, но выразительный штрих: в этих двух строчках теперь два местоимения я - и каждая из них стала самостоятельным предложением.



Вывод
Это маленькое стихотворение -блестящий пример того, что в поэзии содержание и форма неразделимы: только вдумываясь, как, какими средствами языка поэт передает то, что он хочет выразить, мы начинаем понимать смысл его произведений. Если мы не поймем как, то не поймем и что сказал поэт.



4.
Рефлексия
-В чем суть проделанной работы?
-Сумели ли подняться на третью ступень понимания текста? Что вы почувствовали?



Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе данного текста (или проанализировать другой текст, написать свои размышления о состоянии души и др.)

Литература
Н.М.Шанский. Одна из дидактических миниатюр А.Фета. Журнал «Русский язык в школе» 1993.№4
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий