Практическое занятие по сказам П.Бажова и Н.Лескова

Практическое занятие : «Сказы П.Бажова и Н.Лескова»
1 группа: Н.Лесков «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе»
- Как автор показал состязание русской смекалки и диковинной заморской штучки?
- Какой показал лесков жизнь левши и его друзей, тульских мастеров?
Можно ли их жизнь назвать «скверной и бессмысленной»?
- В чем трагедия Левши?
- О чем заботится Левша в конце сказа? Почему? Как это его характеризует?

2 группа: П.Бажов «Таюткино зеркальце»
- Кто является главным героем сказа? Почему? Схожи ли они с героями фольклора?
- Как Бажов показывает взаимоотношения между простыми рабочими и начальством ? (из текста)
- Особенности языка сказа: образные сравнения,
постоянные эпитеты,
обороты из народной речи . Приведите примеры из текста.
- В чем заключается идея этого произведения?

3 группа: П.Бажов «Серебряное копытце»
- Как Бажов показал цепную связь добра в сказе (дед – Даренка - кошка-козел)?
- Как автору удалось передать малейшие оттенки разговорной интонации? (зачитайте в разных эпизодах: разговор с соседями, хозяйкой, девочкой; как разговаривает Даренка с кошкой; «кошкина речь»)
- Какими изображает автор своих героев (близость к фольклору)?
- Жизнь Даренки у Коковани.
- Художественно-выразительные средства: эпитеты,
образные сравнения.
обороты и выражения из народной речи
повторы. Приведите примеры из текста.
- В чем невольно убеждает автор своих читателей?
- Какие два мира переплетены в сказе?

4 группа: П.Бажов «Огневушка-поскакушка»
- Почему так назван сказ?
- О каком поверье среди рабочих рассказал Бажов?
- Как изображена жизнь Федюньки?
- В чем сходство со сказкой? Особенности языка, стиля: троекратный повтор
образные сравнения
постоянные эпитеты
обороты из народной речи.
- В чем вымысел? Где реальность?

5 группа: П.Бажов «Голубая змейка»
- Смысл названия.
- Главные герои? Какими их изобразил автор?
- В чем проявляется близость к фольклорному произведению (ритуал гадания)?
- Особенности стиля, языка: образные сравнения
постоянные эпитеты
обороты из народной речи
повтор.

1. Н. Лесков «Левша»
Английские штучки: корабли, одежда, оружие, производство сахара, чучела животных, пирамиды – всем этим англичане хвастаются перед императором Александром Павловичем. Но главная их гордость - НИМФОЗОРИЯ - стальная блоха. (с. 14-15, гл.3) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
Император Николай Павлович в русских людях уверен: «Я на своих надеюсь, они никого не хуже».
Жизни простых людей: Левша – гл.6 с. 22; гл.13 с.31; гл.15 с. 36.
Мастера – гл.7 с.23; гл. 10 с. 27; гл.12 с.29; гл. 14 с. 33.
Отчасти, да.
Горькая судьба левши – гл. 12 с. 43. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
О русском оружии – гл. 19 с. 46.

2. «Таюткино зеркальце»
Главные герои – простые люди – рабочие рудника: Гаврила (Ганя), его дочь Тайка и другие шахтеры. Ганя: безответный мужик, слова поперек не скажет; умерла жена, потом сын; осталась 4 летняя дочь, единственная отдушина в жизни. Тайка: востроглазенькая и здоровенькая; на всякие игры первая выдумщица; на обиды не жалуется, больше о веселом помнит; очень любопытная; «Натал Гаврилыч»- с. 222.
Простые рабочие помогают друг другу, поддерживают Гаврилу (с.-223-225). Берегут Таютку в шахте, забавляют, кто как может. Предложили поменяться местами в забое (опасность обвала) или тянуть жребий. Полукарпыч рассказывает Таютке о Хозяйке горы, отвлекая от мрачных мыслей.
Смотритель Ераска по прозвищу Поспешай (с.-220): чтобы выслужиться перед начальством, готов отправить людей в опасный забой. Для этого он выбрал Ганю, смирного и безропотного.
Хозяйка горы открыла свои тайны маленькой девочке с чистой бескорыстной душой, а не хозяину шахты или смотрителю. Шахтеры верят, что Хозяйка горы добрая, дитя от обвала помилует. Так и происходит. Зеркало с узорчатым ободком, созданное самой природой, нашла именно Таютка, а за ним отборная руда, камешек к камешку.
Сказ основан на фольклоре, глубоко народен и по языку, и по стилю:
Образные сравнения: работа как на-машок пошла; гора рудой плюнула; жена весной свечкой стаяла; Таютка отцу как порошина в глазу; цветок у Хозяйки как охапка смолья.
Постоянные эпитеты: и такая, и сякая, и немазаная-сухая; Таютка вострошарая; востроглазая; камешек гладехонек; мил любезный друг; глазенки вострые.
Обороты народной речи: оставила красных деток на черное житье; пообидел; ротище раззявил; язык вывалил; накуксилась маленько; тятя; сбычился; будьте покойны; сказывают.
Идея сказа: Хозяйка горы открывает свои тайны и богатства тому, кто добр душой, независтлив, нежаден. Для кого главное – красота, доброта и труд.

3. «Серебряное копытце»
Кокованя принял участие в судьбе Даренки (семья, в которой она жила, взъелась на неё, куском хлеба попрекают). Даренка подобрала и приласкала бездомную облезлую кошку Муренку, и та ей платит лаской. Кошка за доброту этих людей отплатила добром – что-то «рассказала» Серебряному копытцу, а тот крышу дедова балагана дорогими камешками усыпал.
Все звучит совершенно живо: как дед разговаривает с соседями, хозяйкой – с. 163.
с маленькой девочкой – с. 164, 166, 168
как разговаривает Даренка с кошкой – с. 167, 168.
кошка – «Правильно говоришь».
Кокованя – добрый мудрый человек, многое знает и умеет. Потому «жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого было дело».
Даренка – девочка 6 лет, сирота, умна и рассудительна не по годам. Чувствует фальшь в человеческих отношениях. Жалеет бездомных животных. Очень любопытная, бесстрашная. Для нее камушки ценны не их стоимостью, а красотой.
Живя у Коковани, Даренка много узнала о лесных животных. Прибирает избу, похлебку да кашу варит, пока дед на работе. У всех есть дело. Некогда скучать. - с. 165.
Особенности стиля и языка:
Повторы: рада-радехонька; жили-поживали.
Сравнения: носишко пуговкой, кошка вместо балалайки.
Эпитеты: звонкая кошка, камень дорогой, снега большие; душной козел; ножки тоненькие, головка легонькая.
Слова и обороты народной речи: не думал, не гадал. Нечаянно попал; дедо; спокойнехонько; слезки запокапывали; попривыкла; забоишься; угрузнешь в снегу.
Жаль, что пропала Муренка; жаль, что Серебряное копытце больше не показывался; жаль, что на красоту камней на крыше балагана полюбоваться не пришлось больше – снегом засыпало. НЕ В БОГАТСТВЕ РАДОСТЬ!
Обыденный мир – где переплетено добро и зло, сказочный мир – где сказка переплетается с реальностью.

4. «Огневушка-поскакушка»
Один из персонажей сказа – маленькая пляшущая девочка Поскакушка. Трижды появляется она перед главным героем 8летним Федюнькой, дает ему знак на золото.
Поверье – знак на золото (одна из легенд Урала) – с.185.
Жизнь Федюньки – с. 186.
Девчушка появляется из огня, из дыма, из закрутившегося снежка. Из маленькой она превращается в большую. Зимой лето делает. Где побежит – снег тает, трава зеленеет. Это вымысел.
Реальность – жизнь рабочих прииска – старателей: Федюнька и дед Ефим нашли по подсказке Поскакушки золото, а барин на себя это место перевел; взаимоотношения Федюньки с отцом, мачехой, ровесниками.
Особенности языка и стиля:
Обороты из народной речи: тятенька; хоть горшком назови, только в печь не ставь; всё гладко да дружно; счастье обухал да обохал; ни жарко ни холодно; ни жив ни мертв.
Эпитеты: девчонка махонькая; филин пучеглазый; шубейка-ветродуйка.
Сравнения: мачеха прям медведица; сама волчком, сарафанчик пузырем.

5. «Голубая змейка»
Голубая змейка (из народных поверий) указывает золото. Проверяет на прочность человеческие отношения: для злых и алчных – беда, для добрых и бескорыстных – счастье и удача. –с. 269.
Главные герои – два парнишки Ланко Пужанко и Лейко Шапочка –с.265. Они проказничают; при встрече с голубой змейкой переживают друг за друга, потому и дерутся –с. 274-275. Змейка испытывает на прочность их дружбу (золотая плитка – желание изменить судьбу Марьюшки, сестры Лейко). Делят поровну награду голубой змейки.
Мальчики Лейко и Ланко – добрые ребята, защищают друг друга, опасаясь, что встреча с голубой змейкой принесет гибель. Они нежадные, бескорыстные, все делят поровну. За эти качества Змейка и награждает их богатством.
Сказ близок к фольклору: сказочная голубая змейка не имеет веса, трава под ней не гнется; не ползает, а отталкивается хвостом и скачет; может превращаться в человека. Ритуал гадания, ворожбы сближает сказ с фольклорным произведением.
Особенности языка и стиля:
Повторы: заснули крепко-накрепко; строго-настрого; струя черная-пречерная.
Эпитеты: черная беда; снег белый; посиживают смирнехонько.
Образные сравнения: обувка жиденькая.
Обороты и слова из народной речи: росли рядком да ладком; умишком и силенкой вровень; маленько; ровнехонькие половинки; зубами чакает; мытарились; позднехонько; охоч поговорить; сподручно; дивятся; не прогневайся.

Вывод: сказы Бажова основаны на фольклоре, глубоко народны по языку и стилю – есть положительные герои, образные сравнения, постоянные эпитеты, обороты из народной речи, повторы. Всё это придает сказочность и выразительность языку сказов Бажова.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий