Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» (урок-исследование).

Вахрушева Татьяна Валерьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея №7 г.Таганрога

ТЕМА: Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» (урок-исследование).
Класс 10
Цели:
Образовательные:
выявить языковые средства изображения «города-обмана» в повести «Невский проспект»
определить ведущий художественный прием в изображении Петербурга
сформулировать художественную идею повести.
Развивающие:
развивать навыки анализа художественного текста;
развивать навыки работы в группе.

До урока учащиеся получают (в произвольном порядке) карточки пяти разных цветов и в соответствии с этим распределяются на пять групп.

Учебная
ситуация
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Слово учителя

















Беседа











Сообщение темы урока.




Анализ текста
























Беседа
















Повесть «Невский проспект» состоит из трех частей: первая часть реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории двух молодых людей, выхваченных автором из толпы, гуляющей по проспекту; третья часть метафизическое пространство высшего порядка, мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга.
Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная.
Мы уже не раз сталкивались с рамочной композицией в художественных произведениях.
Вопросы:
Что обычно в них было более важным: то, что внутри рамки, или сама рамка?
Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что в повести «Невский проспект» всё именно так?
А как тогда можно интерпретировать внутреннюю часть произведения?


Ну а поскольку рамка в этом произведении играет очень важную роль, сегодняшний урок и будет посвящён анализу описания Невского проспекта, которое содержится в первой и третьей частях повести.
Задание для всех групп:
Прочитайте описание Невского проспекта в начале и в конце повести и отметьте элементы со знаком «+» и со знаком « - »


















Вопросы:
Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести?









В чём еще особенность изображения Невского проспекта в конце повести?
























Учащиеся отвечают на вопросы

То, что внутри.

Нет, в повести «Невский проспект» более важна сама рамка, т. к. она выражает художественную идею произведения.

Иллюстрация, пример того, что может произойти на Невском проспекте.







Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений.




Начало повести: “+”
Конец повести: “ – ”



Нет ничего лучше Невского проспекта!
Чем не блестит эта улица красавица нашей столицы!
Да и кому же он не приятен?
Всемогущий Невский проспект!
О, не верьте этому Невскому проспекту! стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
Ничуть не бывало Совсем нет Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.



Учащиеся отвечают на вопрос.
Утверждение через отрицание


















Обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением).

Используется прием олицетворения: автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.

Слово учителя


























Анализ текста












Беседа по результатам работы в группах


























































Слово учителя





Беседа






























Слово учителя


















Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Итак, Невский проспект в изображении Гоголя живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых лживость.
Сейчас я предлагаю вам вернуться к описанию того самого дышащего обманом Невского проспекта в начале повести и посмотреть на него более пристальным взглядом.
Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня: “Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только дня!”
Слово фантасмагория означает 1) Причудливые, удивительные изменения, превращения; 2) Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени; 3) Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
Безусловно, все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.

Задание для групп Итак, каков же он, человек, в изображении Гоголя? Давайте найдём группу слов с лексическим значением “человек”, “люди”.
Группа 1 анализирует отрывок от слов «Начнем с самого утра»
Группа 2 анализирует отрывок от слов «ближе к двум часам»
Группа 3 анализирует отрывок от слов « В три часа»
Группа 4 анализирует отрывок от слов “С четырёх часов”
Группа 5 «И, наконец, сумерки».

Вопросы:
Какие слова из лексической группы «человек» вы обнаружили?


Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты?
Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте.






Почему для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения? Какова их роль?
С помощью каких слов описаны прохожие?
Почему это все – неодушевленные существительные? Как называется средство выразительности, которое при этом использует Гоголь?



Какие еще слова, обозначающие людей, вы обнаружили?

Почему автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением “насекомое”.


Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?



Почему называются лишь чины прохожих?



Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?




Зачем повторяется неопределенное местоимение?
Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек - вещь, абстрактное понятие.
Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь?






















Давайте подведём итог нашим наблюдениям. Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части. Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести?
Красота? Что, связанное с понятием красоты, увидели мы на Невском проспекте?
· Коммуникация? Явились ли мы свидетелями общения людей друг с другом, взаимообогащения личностей?
· Выставка? А что показано как лучшее произведение человека?
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни”




Составить письменное высказывание по теме урока.














Учащиеся записывают значение слова в тетрадь













Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений.










Учащиеся, работавшие в 1 группе, предъявляют результаты исследования:
Человек, мужик, житель, мальчики, народ, гувернеры, чиновник.

Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол. Индивидуальные черты не обозначены.


Учащиеся, работавшие во 2 группе, предъявляют результаты исследования:
Все, окончившие довольно важные домашние задания Поговорившие со своим доктором Узнавшие о здоровье лошадей Прочитавшие афишу Те, которые служат в иностранных коллегиях Встретите разговаривающих о концерте или о погоде

Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.



Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, талии, дамские рукава.
Для обозначения человека Гоголь использует неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”. Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией.
Целое море мотыльков, блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола,

Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.

Учащиеся, работавшие в 3 группе, предъявляют результаты исследования:
Титулярные, надворные и прочие советники
Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари.
Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!
Учащиеся, работавшие в 4 группе, предъявляют результаты исследования:
Какая-нибудь швея, какая-нибудь жалкая добыча, какой-нибудь заезжий чудак, какая-нибудь длинная высокая англичанка, какой-нибудь артельщик
Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность означенных персон.







Учащиеся, работавшие в 4 группе, предъявляют результаты исследования:
Невский проспект оживает и начинает шевелиться.
Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.
В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное (приём градации)
Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю. А люди превращаются в длинные тени.
Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы
Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.

Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.













13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415

Приложенные файлы


Добавить комментарий