Интегрированный урок православной культуры и музыкального искусства Русская духовная музыка 5 класс

Тема: Русская духовная музыка
(интегрированный урок православной культуры и музыкального
искусства в 5 классе (2часа)).

Цели:
обучающая: дать понятие «церковное пение», «псалмы»;
сформировать у учащихся знания о Псалтыре, гимнографии, истории развития церковного пения на Руси, о нотной грамоте;
определить влияние духовной музыки на творчество русских композиторов;

развивающая: развивать музыкальный вкус у обучающихся;

воспитательная: приобщать учащихся к духовной музыке, показывая её истину и красоту;


Оборудование: портреты русских композиторов, царя Давида, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, икона «Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы), компьютерный диск по основам православной культуры для 5-6 классов, компьютеры.


Ход урока:

Организационный момент.
Вводное слово учителя православной культуры.
Тема сегодняшнего урока «Русская духовная музыка».
Материал, с которым мы будем знакомиться, связан с музыкальным искусством и предметом православная культура. Поэтому проводить урок будут учителя музыки и православной культуры.


Эпиграф нашего урока:
Ничто так не возвышает душу,
ничто так не окрыляет её,
как согласная мелодия и управляемое
ритмом божественное пение.
Иоанн Златоуст.
Эпиграф записан на доске.


Изучение нового материала.
Учитель музыки. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание, сорадование – есть лучшие человеческие качества на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите». И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте. Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это не удивительно, ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки.



Учитель православной культуры. Вместе с богослужебным ритуалом Русь после крещения получила от Византии славянские переводы текстов церковных песнопений (распетых молитв). У духовной музыки есть свои каноны. Музыка создаётся на одни и те же канонические тексты молитв. В основу многих песнопений легли тексты Евангелия.
Основные церковные песнопения - псалмы ветхозаветного царя Давида, который был талантливым музыкантом, певцом и поэтом. Он сложил много хвалебных песен – псалмов, которые пел под аккомпанемент псалтири. Этот музыкальный инструмент дал название книге для церковных богослужений, в которой собраны все псалмы Давида и многие другие – Псалтирь. Эта книга была переведена на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием вместе с Евангелием.

Чтение псалмов по учебнику «Православная культура» 5-6 классы. В.Д.Скоробогатов и др. стр.62

Ребята, включите компьютер и прочитайте в рубрике «Основная хрестоматия» статью «Церковное пение».

Учитель музыки. Православная культура настолько вжилась в быт русских людей, что приобрела истинно народный характер. В песнопения вошли интонации народных песен. Тексты псалмов распеваются очень строго, спокойно, плавно. Церковная музыка наполнена высокой духовной красотой. Она характеризуется сдержанностью, глубиной, возвышенным благородством. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах – жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.
Учитель православной культуры. На Руси церковная музыка получила распространение вместе с принятием христианства по византийскому образцу в конце X века. Она была исключительно вокальной. Её певческие жанры отражают сложность и богатство византийской гимнографии. Ребята, включите компьютер и прочитайте в рубрике «Глоссарий» о гимнографии, стихире, тропаре, кондаке, икосе, акафисте, каноне, припевах, антифоне, славословии, величании, кинонике, гимне, аллилуарии, антифоне.



Беседа с детьми.
- Что означает слово канон?
- Что вам известно о Евангелие?
- Что называют молитвой?
Работа с понятиями (запись в тетрадь определений понятий:
молитва, псалмы, Евангелие, Псалтирь).

Прослушивание сообщения о Кирилле и Мефодии, подго-товленного
учащимся (опере-жающее задание)
Работа по учеб-нику, знакомство с примерами псалмов 95,107).
Знакомство со справочным
материалом из рубрики «Основ-ная хрестоматия» (по компьютеру).

Беседа с учащимися.
- К чему приравни-валось церковное пение с древней-ших времен?
- Что означает унисонное пение?



Работа со структурой гимнографии по схеме на доске (дети заносят ее в тетрадь).
Работа с поня-тиями гимно-графии по рубрике «Глоссарий» (запись понятий в тетрадь).


А сейчас мы просмотрим видеолекцию «Русская духовная музыка».

Учитель музыки. С начала XIX века центром духовной музыки стала Придворная певческая капелла, позднее – синодальное училище церковного пения. Композиторы XIX века создали многочисленные духовные концерты, служебные песнопения и обработки древнерусских распевов (А.Ф. Львов, Н.И. Бахметев, П.М. Воротников, Т.Я. Ломакин, Г.Ф. Львовский, П.И. Турчанинов). Церковная музыка всегда оказывала влияние на творчество русских композиторов – М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Вершиной развития церковной музыки конца XIX – начала XX вв. стали «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

Ребята, давайте просмотрим материал видеолекции «Духовная музыка в творчестве знаменитых русских композиторов».

Учитель православной культуры. В последние тысячелетия произошёл перелом: композиторы всё чаще обращаются к духовной музыке – древнейшему пласту отечественной культуры, словно спеша соединить разорванную связь времён, сохранить то ценное, что содержали в себе творения наших великих предков. Диалог с прошлым начинает звучать во множестве произведений, поднимающих темы любви к отеческим святыням, к людям, к древнему творчеству, к народному мастерству. Эти темы переплетаются и получают новое звучание в современной музыке, как будто пробудившейся, открывшейся навстречу духовно-возвышенным традициям, прошедшим сквозь толщу веков.
К таким произведениям относится хоровая композиция Р. Щедрина «Запечатленный ангел», созданная по повести замечательного русского писателя И.Лескова, она музыкальными средствами воссоздает поэтическую идею произведения Лескова, выраженную в словах самого писателя: «Принесите нам сюда запечатленного ангела, мы его молебствовать хотим, и он один нас исцелит».
Учитель музыки. Послушайте фрагмент из этого произведения.
Недаром «Запечатленный ангел» стоит в ряду тех произведений, которые несут душе покой и мир. Такова огромная просветляющая сила духовной музыки, соприкосновение с которой преобразует стиль даже самой «светской» музыки.
Учитель православной культуры. Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов есть свидетельство той неодолимой силы, какую всегда имела и продолжает иметь над душами людей светлая и высокая вера. Никакие запреты, никакие
гонения не смогли загасить этот животворящий свет. И, наверное, не случайно, что в наши дни возвращение к самым дорогим отечественным традициям происходит именно в музыке, которая всегда умела выразить полноту и истинность православной веры. Музыка чистая, высокая, побуждающая к свету, несущая мир и покой, приходя к людям в тяжёлые и смутные времена, уже одним своим появлением как будто подтверждает слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы».

III. Закрепление материала.
Выполнение тестовых заданий.
1. Какой ветхозаветный царь, талантливый музыкант и поэт, являлся создателем многих церковных псалмов?
а) царь Ирод; в) царь Давид;
б) царь Соломон; г) царь Навуходоносор.
2. Кто перевёл Псалтырь на европейский язык?
а) преподобные Зосима и Савватий Соловецкие;
б) преподобный Сергий Радонежский;
в) святитель Геннадий, архиепископ Новгородский и Псковский;
г) святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
3. К какому слову восходит название книги псалмов, входящей в состав Библии?
а) к названию одного из псалмов;
б) к названию струнного музыкального инструмента;
в) к первому слову одного из церковных гимнов.
4. Как называлась специальная запись для многоголосного пения на четыре голоса?
а) знамена; в) псалмы;
б) «киевское письмо»; г) акафист.
5. Многоголосное церковное пение официально сменило одноголосное в середине XYII века. Что послужило причиной?
а) сложность исполнения церковных песнопений в один голос;
б) церковные реформы, предпринятые Петром Великим;
в) влияние польской хоровой культуры;
г) распространение церковной музыки византийского образца.
6. Указать отличительные черты церковного пения первых веков христианства на Руси.
а) было принято многоголосное пение;
б) было принято одноголосное пение;
в) в хоре пели исключительно женщины;
г) в хоре пели исключительно мужчины;
д) в хоре пели мужчины и женщины.
7. Указать центры духовной музыки в России в ХIХ веке.
а) Звенигородское духовное училище Московской епархии;
б) Придворная певческая капелла;
в) Синодальное училище церковного пения;
г) Московская народная консерватория.
8. Что лежит в основе церковных песнопений?
а) притчи Ветхого Завета;
б) народные песни;
г) канонические тексты;
д) тексты Евангелия.
9. Как называются знаки для записи нот русского церковного одноголосого пения? Указать все названия.
а) ноты; в) крюки;
б) цифры; г) знамена.
10. Установите соответствие между названием стиля русского церковного пения и его определением.
1) партесное пение а) основной вид
древнерусского
церковного пения

2) знаменный распев б) стиль русского
многоголосого
искусства
11. Сколько линий содержал нотный стан для записи партесного пения
а) 7; б) 5; в) 6; г) 4.
12. Какой формы были ноты, которые назывались топориками?
а) круглой;
б) треугольной;
в) квадратной.

IV. Итог урока.
V. Домашнее задание. § 1.5, записи в тетради.


Просмотр видео-лекции. Беседа с учащимися после просмотра.
- Как назывались на Руси безлинейные знаки, условные обозначения, кото-рые использова-лись для записи музыки? Отчего происходило это название?
- Как называлось многоголосное пение?
Просмотр видеолек-ции «Духовная музыка в творчестве знаме-нитых русских композиторов».
Беседа с учащимися.
- На творчество каких русских композиторов оказывала влияние духовная музыка?
- Перечислите про-изведения, кото-рые они написали?














Прослушивание фрагмента.
Беседа с учащимися.
- Какие ощущения у вас возникали во время прослуши-вания фрагмента?
- Что вы представ-ляли?















Учащиеся выполняют тесты на компьютерах.




































































Проверка задания.

Выставление оценок.












13PAGE 15


13PAGE 14915



































15

Приложенные файлы


Добавить комментарий