Использование элементов фольклора в курсе методики музыкального воспитания как способ совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов

Министерство образования Саратовской области




Использование элементов фольклора
в курсе методики музыкального воспитания
как способ совершенствования профессиональной подготовки
учителя начальных классов




Творческая работа
преподавателя музыки
Вольского педагогического
училища им. Ф. И. Панферова
Люлиной Галины Васильевны





Вольск

1999 г.


Аннотация.
В данной творческой работе автор исследует проблему совершенствования преподавания курса «Методики музыкального воспитания» на школьном отделении в педучилище на основе имеющегося многолетнего опыта ведения уроков.
В работе рассматривается система приемов приобщения студентов к миру народного музыкального творчества. На конкретных примерах демонстрируются способы включения народных песен, игр в курс методики музыкального воспитания, обеспечивающих более высокий уровень усвоения учащимися знаний.
Работа адресована преподавателям методики музыкального воспитания на школьных отделениях педучилищ.
Содержание.

Введение. с. 4
Основная часть. Использование элементов фольклора в курсе методики с. 6
музыкального воспитания как способ совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов.
Выводы. с. 13
Библиография. с. 14
Приложения.
Введение.
Современное образование требует от учителя умения творчески осмысливать происходящие инновационные процессы и результативно внедрять в практику передовые прогрессивные технологии. Концепция личностно-ориентированного образования одним из ведущих приоритетов определила всемерное развитие и совершенствование личностных качеств учащихся, гуманизацию и гуманитаризацию учебного процесса в целом.
Данные ориентиры, закрепленные в Законе РФ «Об образовании» и «Концепции развития образования Саратовской области», актуализируют проблему совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей в педагогических училищах.
Учебный план педагогических училищ при подготовке учителей начальных классов предусматривает изучение студентами методик преподавания всех предметов начальной школы. Изучение музыкальных дисциплин (методика музыки, обучение игре на музыкальном инструменте) имеет важное значение для формирования общей культуры и развития интеллекта будущего учителя.
Музыкально-педагогическая подготовка на школьном отделении педучилища мало ориентирована на специфику избранной профессии, имеющей универсальный характер. Будущий учитель должен не только освоить материал учебной программы по музыке для начальных классов, но и вооружиться методикой внеучебных музыкально-воспитательных мероприятий: организовать небольшой оркестр, разучить несложный танец, подготовить драматизацию с пением.
Большая часть выпускников педучилища работают в сельских школах, где нет учителей специалистов, а там, где есть музыкант, учитель начальных классов должен быть его первым помощником в музыкальном воспитании детей.
Существовавшие ранее и утратившие в настоящее время свое ценностное значение институты школьного воспитания образовали пространство в сфере воспитания, требующие нового заполнения. Вновь появившиеся концепции воспитания основываются на возврате к исконным вневременным традициям русского народа, значительный пласт среди которых составляет народное творчество. Оно несет в себе огромный воспитательный заряд, формирует уважение к культурному прошлому своей страны. Народные традиции возвращают чувство уважения и поклонения природе. Занятия на материале фольклора воспитывают активную жизненную позицию учащихся.
В педагогические училища в настоящее время приходит то поколение, которое росло в период, когда прежние ценности были утрачены, а новые еще не обретены. Поэтому в их профессиональной подготовке и воспитании обращение к фольклору является тем надежным способом, который может формировать устойчивый духовный стержень личности и профессионализм.
Воспитание на материале фольклора неоднократно актуализировалось в музыкальной педагогике. Еще в 20-е годы Б. Асафьев утверждал, что песня «...должна войти в общее музыкальное сознание, но войти как непосредственно живое, волнующее и свободным чувством охватываемое явление, а не как романтическое наследие, перед которым все должны беспрекословно преклоняться.».
Л. Горюнова рассматривает фольклор, как метод воспитания, несущий глубочайшие педагогические традиции. При различных подходах к этому вопросу, однозначным остается утверждение о том, что фольклор обладает значительными возможностями для художественного развития учащихся. Исследованием многообразных аспектов, связанных с использованием образцов песенного народного творчества в работе с детьми, на различных этапах развития отечественной музыкальной педагогики занимались О. Капица, Г. Виноградов, В. Попов. В 1990-е годы появилось немало теоретических исследований, методических пособий, связанных с разработкой проблемы эстетического воспитания детей средствами музыкального фольклора. Много свежих идей и конкретных музыкально-педагогических приемов внесли в методику работы с детьми Л. Куприянова, Л. Шамина, Н. Ширяева, М. Новицкая, Г. Науменко.
Программа факультативного курса Н. В. Новицкой частично используется на уроках народоведения в базовой школе при педагогическом училище в рамках художественно-эстетического цикла. Студенты проходят практику в этой школе, что обусловило необходимость более углубленного внимания к народному творчеству, музыке своего народа при преподавании методики музыкального воспитания.
Опыт работы в данном направлении в течение нескольких лет показывает, что использование фольклорного материала является одним из важных факторов профессиональной подготовки учителей начальных классов.
Цель данной работы – отразить опыт практической деятельности по преподаванию курса методики музыкального воспитания с ориентацией на музыкально-игровой фольклор, что способствует более качественному проведению студентами уроков на педагогической практике.
Основная часть. Использование элементов фольклора в курсе методики музыкального воспитания как способ совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов.
В отличие от школы, педагогическое училище призвано дать учащимся не общее, а профессиональное образование. Поэтому все вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих учителей начальных классов, приобретают особую значимость, не утрачивая во времени своей актуальности. В современном образовании проблема качественной, профессиональной подготовки является первоочередной. Предметом внимания в данной работе являются образцы музыкально-игрового фольклора, акцент на который в преподавании методики дает новый качественный эффект, в значительной мере совершенствуя общую профессиональную подготовку специалистов.
Будущие учителя начальных классов, за малым исключением, постигают в педучилище начала, азы музыкального образования. У многих только в училище формируется музыкальный вкус, раскрываются творческие способности. Опыт работы с учащимися показывает, что главную сложность для них представляет не усвоение теоретических знаний, а применение этих знаний на практике. Провести урок музыки или внеклассное занятие по музыке очень трудно, так как требуется сочетание различных видов деятельности, раскрепощенность, эмоциональная отдача. Овладеть навыками дирижирования, навыками игры на инструменте сложно, не имея начальной музыкальной подготовки. В анкете, проведенной со студентами, прошедшими школьную практику, были высказаны пожелания: «Чаще посещать уроки музыки в школе», «Больше внимания уделять отработке практических навыков, необходимых для ведения музыкальных занятий».
Работа над этой проблемой в течение нескольких лет привела к выводу, что использование доступного фольклорного материала на уроках может быть прекрасным источником совершенствования профессиональных навыков. Принципы, лежащие в основе создания и освоения народного творчества – это прежде всего изустный способ разучивания, раскрытия творческой индивидуальности, единство движения, слова, напева, свобода действия по отношению к музыкальному материалу.
Народные мелодии и песни включены в программу по музыке для начальных классов. К тому же, благодаря перепланировке учебных тем и расширению рамок темы «Музыка моего народа», стало возможным более широко внедрить в уроки образцы музыкального фольклора.
Надо заметить, что поступая в училище, большинство абитуриентов боятся спеть простейшую мелодию, повторить элементарный ритмический рисунок. Это обусловлено чисто психологическими факторами (волнение, робость), а так же отсутствием опыта сольного исполнения песен. Все это послужило поводом для моих размышлений, обусловили необходимость поиска путей преодоления данных барьеров, являющихся существенным тормозом для качественной профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Найденное на практике удачное сочетание традиционного музыкального материала, изучаемого в курсе методики музыкального воспитания, и фольклорных образцов предопределило выбор темы данного исследования. Многолетний опыт преподавания предмета позволил найти то гармоничное сочетание учебного времени, когда фольклор вводится в курс методики не в ущерб основным темам, а служит существенным дополнением к программе. Например, с первых уроков используются известные хороводные «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Пойду ль я, выйду ль я» и другие. Акцентируется внимание на сочетании в песнях движений, слова и напева в их неразрывной целостности. Выбирается для хоровода несколько человек (вовлекать весь класс не позволяет помещение) и начинается разучивание песни. Показ учителя идет с голоса с одновременным выполнением движений, в который вовлекаются и дети. В движении стараемся показать разницу между частями, так как хороводные песни обычно состоят из двух частей – напевной первой и более частой второй. Народная песня изначально была связана с движением. Педагоги, занимающиеся вопросами детского пения, не раз обращали внимание на то, что движение, соответствующее характеру песни, помогает преодолевать традиционные недочеты детского исполнительства. Например, плавные движения рук способствуют кантиленному ведению мелодии. практика показывает, что учащиеся хотя и робко, но включаются в хороводную игру, и с каждым уроком все более свободно исполняют мелодию песни.
Музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока лишь в том случае, когда учитель направляет активность в сторону углубления восприятия, развития слушательской культуры учащихся, их воображения, стремления к самовыражению.
Народной песне принадлежит ведущая роль и в постижении выразительности ритма, так как в основе ее ритмической организации всегда лежит либо текст, либо движение. Б. Теплов утверждал, что чувство музыкального ритма имеет эмоциональную природу, и в его основе лежит восприятие выразительности музыки. Он четко определяет саму суть ритма, считая, что его основу составляет моторика, а потому и восприятие его должно быть не только слуховым, но и слухо-двигательным.
Исполнение многих песен, игр становится более интересным и выразительным при использовании народных инструментов. Это один из любимых видов деятельности на уроке. Музицирование на ложках, трещетках, свистульках, бубнах доставляет огромное удовольствие учащимся. Они с большим интересом участвуют в таком необычном оркестре. При этом используются мелодии таких песен, как «Светит месяц», «Во кузнице», «По полю, полю», «Ах, вы сени» и др. Особое внимание уделяется игре на ложках, так как это самый интересный и довольно сложный ударный инструмент. Учащиеся обучаются различным приемам игры на этом инструменте. Со временем они не просто повторяют ритмический рисунок песни, а стараются разнообразить, украсить его. Некоторые студенты посещают во внеурочное время ансамбль «Забавушка», которым руковожу в течение двенадцати лет, где они продолжают развивать и формировать свои вокальные, исполнительские навыки игры на народных инструментах. Практика показала, что многие учащиеся по окончании училища, работая в школе, организуют музыкальные коллективы (ансамбли ложкарей, детские вокальные кружки).
Народное хоровое пение в основе своей - пение многоголосное. У абитуриентов, поступающих в училище, в основном отсутствует навык многоголосного пения, и выучить любую композиторскую песню с элементами двухголосия порой бывает очень сложно. Для развития гармонического слуха используется «педальное» двухголосие, которое и послужит основой для перехода от одноголосного пения к многоголосному.
Хор поет на одном звуке – «педали» (при чем, этот звук расположен в зоне примарного звучания), а учитель или солист (наиболее подвинутый ученик) исполняет мелодическую линию. Далее в работе используется более сложный вид двухголосия, пение с подголосками или когда основная мелодия поддерживается консонирующими интервалами. Со временем учащиеся начинают держать второй голос, справляются с довольно сложным видом многоголосия – каноном.
Говоря о песенном фольклоре, нельзя не затронуть вопрос о манере пения. Исполняя с учащимися простейшие варианты песен, не уделяется внимания особой манере пения. Манера пения, которой овладевают студенты народных отделений музыкальных училищ и консерваторий, является необходимым условием их профессиональной подготовки. Однако, для учителей начальных классов, работающих в области общего музыкального воспитания, данная проблема не является принципиальной. Вопрос о манере пения не рассматривается в рамках данной творческой работы. Главной задачей становится исполнение песни «на слух», чтобы учащиеся контролировали звучание собственного голоса, чтобы выражали собственное отношение к песне. «Манера в любых видах исполнительской деятельности должна возникать естественно, как выражение индивидуального начала, личностного отношения к музыкальному произведению»,- утверждает Л. Горюнова. Чтобы расширить представление о фольклоре, ввести учащихся в атмосферу особой манеры пения, особого диалекта речи, по возможности, на уроке используется фонозапись с подлинными напевами и народными исполнителями. наряду с подлинным, одним из ответвлений фольклора можно считать городскую авторскую песню. Это песни композиторов-бардов: В. Высоцкого, Б. Окуджавы, С. Никитина и других. Учащиеся с удовольствием слушают их и с интересом исполняют. Большое внимание уделяется также песням, написанным в духе народных.
Наиболее привлекательным, простым и доступным фольклорным материалом для детей начальной школы могут служить игры, заклички, прибаутки, обрядовые песни. Этот материал используется и на уроках музыки, и во внеклассных занятиях. Так как будущие учителя начальных классов дают на практике, в основном, внеклассные занятия, стало необходимым включать в курс методики материал обрядов, праздников, восходящих к славянской мифологии. Мелодические интонации калядок, закличек, приговорок близки разговорной речи, звучат, как правило, в пределах терции, кварты. Простота интонаций способствует быстрому, легкому запоминанию. Включение образцов народного творчества в урок методики дает возможность с минимальной затратой времени готовить различные внеклассные музыкальные занятия на практике, фольклорные праздники. Так, например, все песни, звучащие на праздниках, проводимых в школе (см. приложение), были выучены на уроках методики. К тому же, у каждого студента есть педкопилка, в которой собирается достаточное количество дидактического материала, сценариев музыкальных занятий, праздников.
Фольклор всегда оплодотворял и питал все пласты профессиональной композиторской музыки. Слушание обработок русских народных песен, безусловно, обогащает художественно-образное мышление студентов. Вот как слышим русскую народную песню мы, а вот как слышали ее П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, вот так звучит она в произведениях Г. Свиридова, Р. Щедрина. На уроках с учащимися прослеживаем, как простая песня постепенно усложняется, мелодически обогащается, как шире и богаче становится ее напев. Например, общеизвестна хороводно-плясовая песня «Во саду ли в огороде». Простейший ее вариант складывается из двух песенных фраз. Вторая, «ответная», фраза в точности повторяет мелодический контур первой, но звучит квартой ниже. И, наконец, типичный инструментальный наигрыш – вариант той же песни, использованной в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Анализируя все варианты, выясняем с учащимися, что, несмотря на различия, сохраняется структура песни, соотношение напева и текста.
Урок музыки – это прежде всего урок творчества. Чтобы творческие проявления учащихся имели активный эмоциональный характер, используются специальные формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы заинтересованности, непринужденности. Один из видов творческой деятельности – импровизация. Учащимся предлагается рассмотреть ряд вопросов и заданий, связанных с этим видом деятельности на уроке:
а). На доске написаны слова одной из народных песен
Задания:
Прочитайте текст песни, определите ее характер, настроение действующих лиц.
Какими интонациями – песенными, танцевальными или маршевыми можно передать содержание песни?
Придумайте варианты мелодий к строкам из песни.
б). Учитель знакомит учащихся с былинными напевами, с образами сказителей-гусляров, запечатленных в музыке русских композиторов (Баян в опере «Руслан и Людмила» Глинки, Садко в одноименной опере Римского-Корсакова).
Задания:
Найдите в тексте слова, на которых могут звучать переборы старинного русского инструмента гуслей.
Напой слова былины, исполни аккомпанемент к ней на воображаемых гуслях (имитируй движения гусляра).
в). Разработайте фрагмент внеклассного мероприятия «Народные игры и развлечения», в который будет включено разыгрывание русской народной песни-игры «А кто у нас белая».
Рассмотренные и подобные им задания стимулируют не только интерес к национальным традициям, народному творчеству, но и музыкальному искусству в целом, способствуют развитию познавательных интересов учащихся, формированию художественного вкуса будущих учителей начальных классов.
Изложенная в творческой работе система приемов приобщения студентов к миру песенного народного творчества, как показывает опыт, существенно повышает у учащихся интерес к предмету. Студенты учатся не только выразительно петь, но и выражать смысл музыки жестом, мимикой, глубже постигать внутреннее содержание звучащих произведений, что способствует оттачиванию частнометодических умений будущих учителей, расширяет спектр приемов, методов, благодаря которым будет происходить приобщение детей к миру музыки, что и является главной задачей преподавания предмета «Методика музыкального воспитания».
Выводы.
Таким образом, практика показывает, что включение фольклора в круг тех произведений, которые рассматриваются на уроках музыкального воспитания, значительно расширяет кругозор учащихся, дает положительные результаты в совершенствовании профессиональных умений и навыков.
Подготовка и проведение внеклассных музыкальных занятий, фольклорных праздников, решает множество задач:
Будущий педагог учится владеть искусством общения.
Глубоко и полно раскрывается его личность.
Развиваются организаторские способности, умение заряжать своей энергией и включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности.
Благодаря знакомству с художественными обработками русских народных песен, их анализу, вырабатываются навыки исследовательской работы.
Наблюдение за проведением занятий студентами на педагогической практике в школе показывает, что учащиеся, прослушавшие курс методики с ориентацией на народную музыку, значительно увереннее и грамотнее проводят музыкальные занятия, глубже понимают внутренние связи, объединяющие различные структурные компоненты урока в неделимую целостность. Доказательством этого является тот факт, что в результате нового подхода к урокам методики наблюдается более качественное проведение уроков и получение высоких оценок при прохождении педагогической практики в школе.
Библиография.
Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985.
Вендрова Т. Е., Пегарева И. В. Воспитание музыкой. – М., 1989.
Горюнова Л. В. Мир народного творчества // Искусство в школе. 1990. №1.
Козлова И. Путь к фольклору // Искусство в школе. 1990. №1.
Мельников М. Сохранить родники фольклора // Искусство в школе. 1990. №1.
Новицкая М. Ю. О факультативном курсе «Ведение в народоведение» // Начальная школа. 1993. №7.
Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учеб. пособие. – М., 1996.
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
Попова Т. Основы русской народной музыки. – М., 1977.
Пшеницына Н. Фольклор как предмет школьного изучения // Искусство в школе. 1994. №1.
Ширяева Н. С. В поисках красоты // Искусство в школе. 1990. №1.
Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М., 1983.









13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий