А. С Грибоедов. Обзор творчества. Личность и судьба.

А. С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА ДРАМАТУРГА
«ГОРЕ ОТ УМА». ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ. ЧТЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЦЕН ПЬЕСЫ. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ КОМЕДИИ

2 урока

Цели урока: познакомить учащихся с яркой личностью А.С. Грибоедова, расширить знания о комедии, научиться анализировать список действующих лиц, прокомментировать первое действие комедии Грибоедова «Горе от ума», выявить особенности построения экспозиции комедии, проанализировать другие действия, выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета

ХОД УРОКА:
Рассказ о жизни А.С. Грибоедова (презентация)
История создания комедии (по учебнику)
А) Анализ списка действующих лиц
Говорящие фамилии:
Фамусов (от лат. Fama - молва)
Репетилов ( от фр. Repetet – повторять)
Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмина, Хлестова и др
Фамилия Чацкий несет в себе зашифрованный намёк на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. В некоторых черновых вариантах Грибоедов называл своего героя Чадским.
Петр Яковлевич Чаадаев окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном «антинаполеоновском» походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 году внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. Уйдя в отставку ,он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился со многими философами. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её

Б)
Работа с 1 действием комедии
1. Просмотр 1 действия спектакля «Горе от ума»
2. Комментированное чтение с элементами анализа
Как начинается комедия? (утро, Лиза переводит часы, беспокоит Молчалина с Софьей; Фамусов заигрывает с Лизой)
Как ведут себя герои? (все лгут, пытаясь что-то скрыть)
Какие два мнения о Чацком узнает читатель до его появления? (мнение Лизы: « чувствителен и весел, и остёр»; мнение Софьи: « славно пересмеять умеет всех»)
Как ведет себя Чацкий при первом свидании с Софьей? Почему? (Чацкий взволнован, напряжен, он долго ждал этой встречи)
Как ведет себя Софья при виде Чацкого? (Софья сдержанна, в меру учтива, т.к. с момента отъезда Чацкого прошло много времени, а теперь она увлечена Молчалиным)
Работа со 2 действием
Монологи Чацкого «И точно, начал свет глупеть», «А судьи кто?»
Монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера»
Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?
Как ведет себя «влюбленный» Чацкий?

·
Работа с 3 действием
С какой целью едет на бал в дом Фамусова Чацкий? (добиться признания Софьи в том, кого она любит)
Изменился ли Чацкий. Каким вы видите его на балу?
Как его встречает Софья? (Софье нравится Молчалин, а Чацкий его критикует)
Почему все подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого? (сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие)

Работа с 4 действием
Особенности композиции
Что такое комедия?
Что такое конфликт в драматическом произведении?
Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? (любовный)
Есть ли любовный конфликт в комедии «Горе от ума»?

Любовный конфликт. Основные стадии развития (композиция)
Экспозиция – утро в доме Фамусова; все лгут, пытаясь что-то скрыть (писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье)
Завязка конфликта – слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек – змея»)
Кульминация – сцена падения Молчалина с лошади и реакция Софьи – обморок
Развязка конфликта – сцена объяснения Молчалиным своей жизненной позиции Лизе под лестницей, этот разговор слышат Чацкий и Софья

Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии? (любовный конфликт не является основным, т.к. Грибоедов ставил цель не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе)
Какой конфликт в комедии является основным? (социально-политический как отражение всех противоречий того времени)
Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества)

Социально-политический конфликт. Основные стадии развития (композиция)
Завязка – разговор Чацкого с Фамусовым, в котором Фамусов излагает свою мораль;
Кульминация – сцена на балу, когда Чацкий негодует, возмущен, произносит свои обвинительные монологи, а « все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам;
Развязка – отъезд Чацкого, но полностью конфликт не разрешен, финал открытый.

В чем состоит суть социально-политического конфликта? (конфликт умного человека и пошлой толпы)

Работа с текстом
Выписать «крылатые» фразы
Выписать из текста основные характеристики героев

Итог: В комедии два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета.


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий