Развитие реализма в литературе во второй половине 19 века


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Развитие реализма в литературе второй половины 19 века Автор –учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81 г.Ярославля, кандидат педагогических наук Фролова Л.С. Традиционно: Время правления Николая I принято считать периодом мрачной реакции и безнадежного застоя (деспотический произвол, казарменный порядок, кладбищенская тишина)Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, неисправимый солдафон, «исчадие мундирского просвещения» Однако… А.Ламартин (франц.поэт, политич.деятель):«Нельзя не уважать монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы» Прусский король Фридрих Вильгельм IV о Николае I: «Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из важнейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира…» А.С.Пушкин отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб личности императораИсторик В.С.Соловьев считал, что «в императоре таилось ясное понимание сшей правды и христианского идеала, поднимавшее его над уровнем не только тогдашнего, но и теперешнего общественного сознания» «Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чем сделать из него государя» (Николай I)«Человек во всяком сане есть главное» (В.А.Жуковский, воспитатель его сына) Юрий Сергеевич Пивоваров, доктор политических наук, профессор, академик Российской Академии наук, о западниках и славянофилах Раскол русской мысли на западников и славянофилов произошел на рубеже 30-х и 40-х годов ХIX века. Это было время, когда русская политическая и философская мысль только-только зарождалась. …идейный спор западников и славянофилов, случившийся в самом начале русской мысли, предопределил все ее дальнейшее развитиеСлавянофилы стали возвращать русской культуре религиозное измерение Западников объединяло то, что во главу угла ставился человек, причем вне связи с Богом Слафянофилы Что же касается социальных аспектов, то славянофилы сделали очень важную вещь — они сказали: господа, мы не какая-то отсталая часть Европы, у нас нет задержки в развитии. Мы самоценные, у нас есть свой национальный характер, своя историческая миссия. У других она тоже есть, но она есть и у нас. Не надо смотреть на нас сверху вниз, и мы на вас не будем. При этом мы относимся к себе, к своему прошлому и настоящему предельно жестко, критично, у нас много неправильного, и мы хотим это исправить. Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — русский публицист и философ — Не раз приходилось слышать мнение, что раз славянофилы — сторонники патриархального уклада, то они были сторонниками крепостного права. Так ли это? — Славянофилы не просто были за отмену крепостного права, но многие из них готовили эту отмену на практике. К примеру, известнейший славянофил Юрий Федорович Самарин принимал активное участие в подготовке реформы 1861 года и, собственно, был основным автором проекта освобождения крестьян Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист В одном из своих писем Иван Васильевич Киреевский высказывает опасение, что непродуманное проведение этой реформы может впоследствии привести к страшным социальным катаклизмам. Киреевский был в своем предположении отчасти прав — ведь и революция 1917 года, и предшествующая ей революция 1905 года были во многом обусловлены недостатками реформы 1861 года Александр Иванович Герцен (1812—1870) — русский писатель, публицист, философ, революционер И славянофилы, и западники — это преимущественно московское явление, большинство из них было тесно связано с Московским императорским университетом: почти все они там учились, многие преподавали. А потом они разошлись. И поскольку большинство из них были людьми глубоко идейными, честными, открытыми и возвышенными натурами, то свои идейные расхождения они восприняли предельно серьезно, это для них была страшная драма…И в какой-то момент они расстались… Петрашевцы В 40-х годах XIX в. в России складывается кружок петрашевцев, названный так по имени его основателя М.В.Буташевича-ПетрашевскогоУчастники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности Почвенничество в литературе литературно-общественное направление в России, зародившееся в 60-е годы 19 века. Возникло как отражение исканий пути развития России в условиях социального перелома после крестьянской реформы 1861 года.Характерно для представителей разночинной демократии, группировавшихся вокруг журналов М.М. и Ф.М.Достоевских – «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). Почвенничество в литературе Его идеологами и пропагандистами были – при некоторых различиях во взглядах – Ф.Достоевский, критик и поэт А.А.Григорьев, публицист Н.Н.Страхов. Критикуя крепостничество и оторванность образованных классов от народа, Достоевский утверждал: «Русское общество должно соединиться с народною почвой и принять в себя народный элемент» («Книжность и грамотность», см. Полн. собр. худож. произв., т. 13, 1930, с. 98). В области социально-экономической почвенничество отражало стремление избавить Россию от буржуазного пути развития, антигуманистический характер которого оно видело в западно-европейских странах, а также от революционных потрясений. Связь со славянофильством сказывалась в стремлении обнаружить в русском народе, в патриархальности русского крестьянства нравственную сущность национального характера. Со славянофильством его сближало и отрицательное отношение к революции, к идеям западно-европейского и русского социализма. Метод Способ, лежащий в основе изучения и отражения жизни, то, чем писатель руководствуется при отборе, обобщении и оценке жизненных явлений Сентиментализм Вторая половина XVIII векаПовышенный интерес к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию мираН.М.Карамзин «Бедная Лиза» Романтизм Начало XIX векаДля писателя-романтика важно высказать отношение к реальной действительности, создать свой, вымышленный образ мира Реализм «Синкретический» реализм Пушкина, Лермонтова, Гоголя Не обособился от романтизмаПреодоление грани между «высокими» и «низкими» сферами бытияОбщество- исторически сложившаяся целостность Натурализм Верность действительностиБезыскусное воссоздание повседневной жизни обыкновенных людейГлавный жанр – «физиологический очерк» «Типический» реализм И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Н.Островского Создание типичных характеров, в которых воплощаются родовые черты среды, эпохиУстановка на объективность, достоверность изображения действительности «Сверхтипический» реализм Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского Главная задача – добраться до корнейчеловеческих поступков, до первооснов Ф.М.Достоевский: «Я лишь реалист в высшем смысле, то есть я изображаю все глубины души человеческой» «Атипический» реализм А.П.Чехова Главный принцип «В жизни случается всякое», это всякое и должен описывать художникГлавное смешивается с второстепенным, типическое и нетипичным, закономерное со случайнымНужно воссоздать мир в его сиюминутном обличье Вопросы Главный вопрос второй половины XIX векаДва направления русской литературной критикиНазовите популярные журналы второй половины XIX векаКак изменяется реализм от Пушкина к Чехову?Как вы думаете, почему роман становится главным жанром в литературе второй половины XIX века?

Приложенные файлы


Добавить комментарий