Урок литературы в 11 классе. Литература периода ВОВ. …Наша военная литература — великая литература.

Урок по литературе в 11 классе учителя ГБОУ СОШ № 176 Калининского района района г. Санкт-Петербурга Негиревой В.С.

.
Тема : Литература периода ВОВ.
1-й урок. «Наша военная литература – великая литература»

Целеполагание:
I. Продолжить работу над метапредметными умениями и навыками:
1.Уметь анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию.
2. Самостоятельно формулировать проблему, аргументировать ее и делать выводы.
3. Устанавливать логические связи ( структурировать текст).
II. Продолжить работу над предметными умениями и навыками:
1. Знать особенности литературного процесса периода ВОВ.
2. Выявлять идею художественного произведения.
3. Совершенствовать навыки анализа произведения.
4. Учить составлению текстов разных уровней и жанров.
5. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
6. Продолжить работу по составлению критериев оценки разных форм деятельности.
III. Продолжить работу над достижением личностных результатов.
1. Формировать личностную позицию и умение аргументировать ее.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать патриотическую позицию.
4. Продолжить работу над культурой речи.




Ход урока
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
А.Т.Твардовский


I. Организационный момент. Приветствие учителя. II. Постановка проблемного вопроса.
1. Просмотр видеоролика песни « Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
2 Слово учителя.
Великая Отечественная Миллионы жизней ради свободы и независимости нашей Родины. Идет время, но не меркнет в памяти людей подвиг народа. Как же
отразилось время потерь, поражений и побед в литературе? Об этом и пойдет сегодня разговор на уроке, который называется «Наша военная литература – великая литература». .
Сформулируйте, пожалуйста, проблему урока.
( Почему литературу ВОВ можно назвать « великой»?)
Запишите в рабочей карте проблему.

.Какой круг вопросов необходимо рассмотреть для решения этой проблемы?
а) какие жанры были востребованы;
б) какие темы были ведущими;
в) какова роль литературы периода войны
Запишите.

III. Основной этап урока
1. Работу начнем с таблицы «Верные – неверные утверждения». В графе «До чтения» отметьте плюсом согласие, минусом – несогласие и знаком вопроса - сомнение.
Есть ли вопросы, на которые вы не знаете ответов?
( Да)
В таком случае каким видом деятельности мы будем заниматься?
(Получением информации)
2 . Усвоение новых знаний. Работа с новым материалом будет проходить в парах сменного состава. Но сначала определимся с критериями оценки работы в парах. Что важно для успешного усвоения материала?
1. Умение выделить главное.
2. Логика изложения материала.
3. Доступность изложения материала.
4. Речевая грамотность.
5. Коммуникативные навыки.
Запишите.

Начинаем работу в парах (по методике А.Ривина). После окончания работы – взаимооценка в соответствии с критериями.

3. Проверка усвоения нового материала.
Вернемся к таблице «Верные – неверные утверждения». Заполните графу «После чтения».
Действительно ли литература периода ВОВ была разноплановой?
( Нет)
Действительно ли почти все писатели ушли на фронт?
( Да)
Верно ли, что ведущей темой была защита Родины?
( Да)
Верно ли, что самый востребованный жанр в годы войны – роман?
( Нет)
Действительно ли самым популярным жанром была интимная лирика?
( Да)
Действительно ли важнейшую роль в годы войны играла публицистика?
( Да)

4. Безусловно, понять особенности военной литературы, работая с источниками информации, можно, но почувствовать ее огромную вдохновляющую силу, гнев и боль нельзя без строк, опаленных войной.
Ознакомьтесь с текстами в малых группах и определите жанр, тему, идею предложенного произведения. Ответы запишите в рабочей карте.

Самостоятельная работа в малых группах.

5. Проверка. Ответы групп. Заполнение таблицы. Группа сама оценивает по критериям свою работу.
6. Реализация домашнего задания.
А теперь просто послушаем друг друга. Какие строки затронули вашу душу, показались яркими, значимыми?
Чтение стихов, высказываний о войне.

7. « У нас сейчас должны появиться стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать»- так писал А.Сурков. Прав ли оказался поэт?
( Да)

8 .Творческая работа. Рефлексия.
Мы рассмотрели вопросы, которые помогут решить основную проблему урока.
Используя материалы урока и рабочей карты, подведите итоги нашего занятия. Какие формы работы вы предлагаете?
- кластер
- синквейн
- проблемный вопрос
- значимость материала, понимание проблемы
Помните, что ваша работа должна соответствовать критериям.


Презентация работ (возможно обоснование выбора жанра)

Обсуждение. Оценка работ по критериям ( синквейн и проблемные вопросы)


11. Заключение. Прочитаем эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?
Святой – святость, истина.
Правый - справедливость.
Смертный – защита родины.
Жизнь - мир, счастье, семья.
Это вечные, гуманистические категории. Значит, литература ВОВ развивала гуманистические традиции великой русской литературы.
На этом наше занятие закончено. Благодарю всех за работу.


Домашнее задание : закончить работы, поставить себе оценки за урок ( за все работы отдельно)













Приложение

Рабочая карта
Проблема _____________________________________________________________________
Круг вопросов:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
« Верное – неверное»: ( + )- согласие; (-) – несогласие; (?) - сомнение

Верные – неверные утверждения
До чтения
После чтения

1.
Литература ВОВ была разноплановой



2.
Почти все писателей ушли на фронт



3.
Ведущая тема – защита Родины



4.
Самый востребованный жанр - роман



5.
Самый популярный жанр – интимная лирика



6.
В годы войны важнейшую роль играла публицистика




Критерии оценивания работы в парах.


Критерии

Фамилия
Фамилия

1.
Умение выделить главное




2.
Логика изложения материала




3.
Доступность и полнота изложения материала




4.
Речевая грамотность




5.
Коммуникативные навыки




Оценка





Самостоятельная работа в малых группах.


Произведение
Жанр
Тема
Идея

1.
В. Лебедев – Кумач «Священная война»




2.
А. Сурков « В землянке»





3.
А.Н. Толстой «Родина»





4.
О. Берггольц « Над Ленинградом»




5.
Л. Соболев «Морская душа»





6
К. Симонов «Жди меня»






Тексты для работы в парах сменного состава по методике Ривина


1. Литература периода ВОВ

Литература военных лет является монолитной, единой в своем патриотическом воодушевлении. Писатели разделили судьбу народа: более тысячи литераторов (большинство) ушли воевать, не вернулись домой около четырехсот. На первый план выдвинулись жанры, способные наиболее быстро и непосредственно вмешиваться в жизнь, - очерк, небольшой рассказ, статья и, конечно же, лирическое стихотворение. Ведущей темой прозы была, конечно, защита отечества. В условиях военного времени особая роль принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Хорошо были известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К.Симонова. Они показывали войну « без блеска, угрюмую, тяжелую, честную».
Большое место принадлежало и жанру рассказа. Характерной чертой этого жанра была циклизация: ( «Рассказы Ивана Сударева» А.Толстого, объединенные общей темой и образом). Роман как жанр появился в конце войны, когда пришло время осмысления произошедшего. Важное место занимала тема исторического прошлого Родины. Самостоятельную художественную ценность приобрели в эти годы писательские дневники, зарисовки. Драматургия военного времени представлена пьесами «Русские люди» К.Симонова, «Нашествие» Л.Леонова, «Фронт» А.Корнейчука.


2. Поэзия ВОВ
Поэзия была самым популярным родом литературы. Именно она выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли и чувства, вселяла веру и надежду. Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Тематика лирики резко изменилась с первых дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые произведения.
Получили развитие разные жанры: ода, баллада, поэма, послание, стихотворное письмо, басня, эпиграмма. Особой любовью пользовалась интимная лирика, своей задушевностью напоминая воинам о доме, семье, любви. В лучших песнях раскрылась душа народа, его любовь и ненависть, гуманность его стремлений и свободолюбие. Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий и многие другие талантливые юноши не вернулись с поля боя. В смоленских лесах погиб политрук пулеметной роты, студент Московского университета Николай Майоров. Строки из стихотворения «Мы», которые он написал еще в 1940 году и пророчески завещал идущим вслед:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы -
навсегда останутся поэтическим памятником его поколению.



Тексты для работы в малых группах

1. А Сурков.
В землянке.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега
До тебя мне дойти нелегко.
А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви

2. Ольга Берггольц.

Над Ленинградом – смертная угроза
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады,-
Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,.
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Август 1941

3. Леонид Соболев.
Морская душа


В конце второго дня боя из развалин вышли два моряка с носилками. На носилках лежал комсомолец Грошов, радист, старшина второй статьи. Его откопали из-под стенки, поваленной очередным снарядом, и решили отправить на тот берег. Он лежал в обрывках одежды, и сквозь них синела на неподвижном теле тельняшка, но белые полоски на ней нельзя было различить: весь он был в земле, в едкой пыли раздробленного столетнего гранита.
У воды он очнулся, приподнял голову и посмотрел на шлюпки.
- Давай назад, - сказал он хрипло. - Я еще не мертвый, куда тащите? Есть пока силы бить фашистскую погань. Несите назад, ребята...
Моряки молча шли к шлюпкам.
- Назад неси, говорю! - крикнул он в бешенстве, приподымаясь на носилках.
И столько ярости и силы было в этом окрике раненого, что моряки так же молча повернулись у самых шлюпок и понесли его в форт.


4. Иосиф Уткин (погиб в 1944)
Из письма
Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
Он мертв уже. Ему не больно,
А их ещеписьмом убьют!
1942

А.Толстой
Родина.


За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина.
Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю Гнездо наше, Родина, возобладала над всеми нашими чувствами. Все мысли о ней, весь наш гнев и ярость – за ее поругание, и вся наша готовность – умереть за нее. На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей Родины.
Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев Ничего, мы сдюжим!







К Симонов.
«Жди меня»

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:- Повезло.- Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.
1941








Критерии оценки синквейна

Соответствие теме.
2. Структура ( композиция ) синквейна.
3. Точность словообразования.
4. Использование материалов рабочей карты.
5. Выразительность и грамотность речи.




Критерии оценки кластера

Соответствие теме.
Структура (композиция) кластера.
Использование рабочих материалов.
Глубина понимания темы.
Оформление.




Критерии оценки проблемного вопроса

Соответствие теме.
Осознание идеи, выделение главного.
Связь с изученным материалом - предположение – углубление аспекта темы.
Возможность дальнейшей проблематизации темы – связь с современностью.
Речевая грамотность.





Критерии оценки работы малых групп

Осознание идеи произведения.
Выделение главного.
Логика изложения.
Речевая грамотность.
Организация работы группы и результативность.
















15

Приложенные файлы


Добавить комментарий