«Использование исследовательского метода при анализе текста с целью формирования и развития продуктивно мыслящей личности, способной к исследовательской деятельности.»


«Использование исследовательского метода
при анализе текста с целью формирования и развития продуктивно мыслящей личности, способной к исследовательской деятельности.»



Сидельникова Лилия Николаевна
Учитель русского языка и литературы I категории
·
·
·
Анализ – есть исследование путем изучения отдельных
сторон составных частей чего – нибудь.
(Универсальный словарь по русскому языку.)

Анализ – это открытие увлекательных и поражающих
ценностей там, где дети их раньше не замечали.
К. И. Чуковский

1. Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта.
Согласно социально-психологическому паспорту школы, большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее или среднее специальное образование. Детей, родители которых имеют высшее образование, в нашей школе очень мало. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность. Поэтому в соответствии с требованиями государственной программы одной из главных задач учителя русского языка и литературы является формирование коммуникативной компетенции школьников. Особенно остро этот вопрос встаёт в условиях сельской малокомплектной школы.










Актуальность опыта и проблемы.
Развитие общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения в настоящее время чрезвычайно актуальной. Возросла роль общения и в процессе формирования и развития личности. Наряду с этим в современной российской школе большое внимание стали уделять самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая является базой саморазвития, дальнейшей активной работы школьников в высших учебных учреждениях. Вместе с тем большинство преподавателей старших классов сталкиваются с неумением учащихся самостоятельно исследовать ту или иную учебную проблему, подобрать необходимый материал, обратиться к работам ученых, высказать аргументированно свою точку зрения по интересующему вопросу. Таким образом, школьники оказываются неспособными к творческо-исследовательской деятельности, навыки которой становятся необходимыми при учебе в вузах. Одной из определяющих причин такого положения является отсутствие целенаправленной работы по формированию у учащихся умений исследовательской деятельности.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и диффференцированности российское образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, опирающемся на личностно- ориентированное обучение, гуманизацию и гармонизацию образовательного процесса. Свою задачу, как учитель-словесник я вижу не только в том, чтобы дать учащимся знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения и навыки, способствующие становлению, саморегуляции личности.
Сегодня вся система литературного образования вне зависимости от программы основывается на анализе художественного текста. Этот вид работы присутствует на Всероссийской, региональной олимпиадах, в формулировках тем сочинений на выпускных и вступительных экзаменах. Именно поэтому назрела необходимость осуществлять в школе на уроках литературы комплексный анализ текста, вести поисковую и исследовательскую деятельность, которые помогают школьникам истолковать произведение, углубляют и расширяют возможности понять его, и, главное, сформулировать своё отношение к нему.
Ведущая педагогическая идея заключается в педагогике сотрудничества. Гармоничное развитие личности предполагает совместную деятельность учителя и учеников. Формирование личности учащихся происходит с учётом трёх основных сфер деятельности: 1) при усвоении учебного предмета; 2) в воспитательной внеурочной работе; 3) в ходе включения учащихся в разные формы социальной деятельности.
При этом важное место занимает также взаимодействие субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов.
Реализация данной идеи, независимо от места и формы организации учебного процесса, возможна при соблюдении основополагающих принципов:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений.

- Принцип интенсивного восприятия.

- Принцип осознанности учения.

- Принцип проблемности учения.

- Принцип природосообразности.

- Принцип преемственности.

Использование исследовательского метода при анализе художественного текста является ведущим видом работы в процессе изучения литературы в 5 – 11 классах, а также во внеклассной работе по предмету.
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима.
В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.Я. Лернер). Петербургский методист профессор М.Г.Качурин посвятил данной теме книгу “Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы”. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г.Качуриным: "Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде". Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника.

Целью формирования продуктивно мыслящей личности является речевое развитие и повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, создание условий для самоопределения и саморегуляции личности школьника, способной к исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в процессе преподавания литературы первоочередными задачами для меня стали:

помощь учащимся в овладении навыками адекватного восприятия и интерпретирования художественного текста;
формирование умения проводить комплексный анализ художественного текста, который поможет ученикам истолковать произведение, расширит возможности понять его;
создание на уроке условий для постижения замысла художественного произведения в результате поуровневого анализа: анализа на культурологическом, литературоведческом и лингвистическом уровнях;
воспитание читательского вкуса и глубины понимания художественного мира произведения, формирование нравственных качеств через содержание текста;
повышение уровня профессиональной компетентности учителя.


Средства достижения цели. Для реализации вышеизложенных задач при работе с художественным текстом на уроках литературы организую исследовательскую деятельность учащихся, включающую в себя поуровневый анализ произведения:
- культурологический (место произведения в литературном процессе);
- литературоведческий анализ (анализ языковых средств);
- лингвистический анализ (анализ синтаксиса и морфологии).
В школьной практике существует постоянная проблема понимания замысла текста максимально близко авторской идее. Для решения этой проблемы на уроках проводится тщательный анализ формы и содержания произведения.
Анализ содержания включает:
анализ темы (тематика);
анализ проблемы (проблематика);
пафос (эмоциональное отношение к изображаемому явлению: гражданский, сентиментальный, героический, драматический, трагический, комический, романтический);
идея.




Анализ формы включает:
детали предметной изобразительности (портрет, поступки персонажей, их переживания, речь, пейзаж);
композиционные детали (композиция произведения и авторские отступления);
стилистические детали (изобразительныо-выразительные средства, синтаксис, лексика, явления морфологии).

В организации учебно-воспитательного процесса
главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом, что закономерно является приоритетом в преподавании предмета.
Особое внимание на уроках литературы я уделяю методике «медленного чтения» художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приёмы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т. п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественнное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, жанровую специфику произведения.
Провожу работу по анализу эпизода или сцены произведения с опорой на сюжетно-композиционые особенности рассматриваемого фрагмента, работу по формированию у учащихся умения определять место или роль фрагмента в произведении.
Особое внимание при изучении поэтических страниц уделяю формированию умения характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры.
В работе с художественным текстом стараюсь добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание уделяю формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.
Основной формой организации учебных занятий для меня является классно-урочная система. Наряду с традиционными уроками я провожу уроки, на которых организуется исследовательская деятельность учащихся – уроки-исследования, уроки-размышления, уроки-конференции, уроки, посвящённые комплексному анализу и интерпретации художественного текста.
В работе использую программу и учебно-методический комплект по литературе для 11 класса авторского коллектива под руководством Г.Н. Ионина.
В этом году я работаю в 11 классе - это завершающий этап литературного образования на ступени основного общего образования.


И на этом этапе совершенствуются самостоятельные навыки умения и навыки восприятия и анализа художественного текста: умение определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному.
В процессе преподавания литературы в старших классах я делаю акцент на умение глубоко анализировать художественный текст с использованием знаний по истории и теории литературы, с привлечением литературной критики.

Кроме классно-урочной деятельности, вовлекаю учащихся во внеклассную работу.

В своей работе использую следующие методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) частично-поисковый;
3) исследовательский.

Применяю следующие формы организации учебно-воспитательного процесса:
- фронтальные;
- групповые;
- парные;
- индивидуальные.

На уроках литературы я использую следующие средства обучения:
- учебники и учебные пособия по литературе;
- словари литературоведческих терминов;
- лингвистические словари;
- справочная литература по предмету;
- комплекты портретов русских и зарубежных писателей;
- репродукции картин русских и зарубежных художников;
- тексты художественных произведений;
- мультимедийные учебные пособия по литературе;
- памятки для аналитической работы с текстом;
- раздаточный материал (информационные карточки, карточки с
индивидуальными заданиями и др.)






Считаю, что приоритетными видами учебной деятельности являются:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установления ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика), ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, инсценирование произведения;

Успешность любого занятия и учебно-воспитательной деятельности разных видов во многом зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать школьников темой, предметом. Стараюсь заинтересовать ребят интересными способами, включающими учащихся в учебную деятельность :

подбор информации, которая для учащихся будет неожиданной;
сообщение интересных фактов из истории создания произведений, биографии писателя;
использование произведений живописи (репродукции картин известных художников и иллюстрации к произведениям);
использование на уроках портретов писателей;
использование на уроках литературы музыки;
формы личностного обращения учителя к школьникам;
создание поисковых ситуаций.

Итогом такой организации учебно-воспитательного процесса является активность учащихся на занятиях и получение желаемого результата работы.



Работа над формированием первичных навыков литературоведческого анализа текста начинается с 5 класса. Наблюдение над языком и сюжетом сказок является начальным этапом обучения анализу художественного текста. Также в 5 классе начинается исследовательская работа на уроках, посвящённых изучению лирических произведений.
В дальнейшем аналитическая работа с текстом продолжается, углубляясь и усложняясь. В старших классах комплексный анализ текста приобретает черты научно-исследовательской работы.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и новые только для школьников... Мы, учителя предъявляем ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знаем её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуем проявить в ходе решения.
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника.
Основываясь на принципе добровольности, такая работа позволяет школьнику познать себя, свои возможности, творческий потенциал, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. У старшеклассников этот выбор, как правило, связан и с профессиональным самоопределением.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи.
Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:


1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: “Судьба женщины-матери в произведениях В.Г.Распутина”, “Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"”.
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, “Традиции Ф.М.Достоевского в произведениях В.Г.Распутина”, “Пиковая Дама: временное и вечное” (на основе произведений А.С.Пушкина и Л.Е.Улицкой), “Образ "маленького человека" в русской литературе”, “Традиции сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина в философской сказке Ф.А.Искандера "Кролики и удавы"”, “Мотив сна в русской литературе ХІХ века”.
3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: “Конфликт поколений в произведениях русских писателей ХІХ-ХХ веков”, “"Говорящие фамилии" героев комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”, “Особенности моды в литературном быте пушкинской поры”, “Сленг в молодёжных журналах”, “Юмор в школе и дома”.
4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «В.М.Шукшин – писатель, актёр, режиссёр».
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Такая серьёзная работа на уроках русского языка и литературы воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как необходимое условие саморазвития и самоутверждения.
Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования невозможны.
По моему мнению, содружество искусств помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные приёмы и средства и считаю, что использование музыкальных фрагментов на уроках литературы необходимо для пробуждения эмоционального восприятия школьников, для более глубокого понимания безграничного мира жизни, человеческих чувств, мечтаний и идеалов героев литературных произведений. Музыка развивает воображение, когда в 5 классе учащиеся слушают в записи музыкальные сказки и описывают устно или письменно внешность и характер героев. В 6 классе в уроки литературы и русского языка включаю прослушивание звуков природы: журчание ручейка, шум прибоя, раскаты грома, завывание бури, еле слышный шелест листвы, голоса птиц. После прослушивания учащиеся пишут небольшие сочинения по собственным впечатлениям, которые потом коллективно обсуждаются.
В старших классах объясняю учащимся, что в персонажах и героях, как и в живых людях, возраст, темперамент, жизненный тонус, эмоциональное состояние тесно сплетены с чертами социальными, историческими, культурными, национальными. Человек ликовал, отчаивался, испытывал гнев во все времена и во всех странах. Это помогает им после прочтения художественного текста дополнить свое видение образа героя музыкальным содержанием. В своей работе использую приемы стимулирования.
Среди приёмов стимулирования можно выделить следующие:
- Невербальные средства, выражающие радость – улыбка, дружеское рукопожатие, прямой взгляд одобрения.
Отношение к окружающему, эмоции чувства воспитываются на конкретном примере.
- Применение похвалы по выполненному этапу и авансированная похвала для неуверенных учащихся. Чтобы быть эффективной, похвала должна быть конкретной. Похвалы и поощрения должно быть гораздо больше, чем критики.
- Принятие чувств и мыслей учащихся.
- Стимулирование любознательности.
- Формирование уверенности учащихся в себе.
- Объективная оценка и отметка.
- Творческие задания.
- Разноуровневые домашние задания и их выбор.
- Учёт интересов учащихся при выборе заданий.
- Смена видов деятельности.
- Положительный настрой учащихся на успешное выполнение заданий.
- Успех через сотрудничество.

В связи с введением новых форм государственной итоговой аттестации учащихся по литературе актуальность приобрела такая форма контроля, как тестирование. Я использую тестовую систему контроля, так как она позволяет учителю объективно оценить полученные учащимися знания, оживить урок. В тестовых вопросах отражаю различные аспекты изучения творчества писателей: биографические и историко-культурные сведения, темы и проблемы художественного произведения, идейное содержание, особенности конфликта и композиции, характеристика героев, особенности жанра произведения, художественное своеобразие, авторская позиция. Такой подход помогает ребятам лучше разобраться в материале, систематизировать его, найти аналогии в творчестве того или иного писателя, а также способствует более лёгкому запоминанию фактического материала.
Использую так же такую традиционную форму контроля, как письменные контрольные работы – сочинения, изложения, эссе, очерк, статья.

Опыт работы показал, что систематическая учебно-воспитательная работа при классно - урочной форме деятельности дает положительные результаты:
1.Ученики 7 и 11 классов, в которых я работаю, с удовольствием читают на уроках литературы и дома.
Родители моих нынешних учеников - мои бывшие ученики.
Я - строгий учитель и требовательна к знанию программного материала. Ученики это знают, поэтому нацеливаю своих ребят к прочтению текстов, тем самым, прививая любовь к литературе.
Я люблю свою работу, а это залог успеха, потому что, по мнению С.Я. Маршака, «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда - к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое даёт человеку искусство»

(С.Я.Маршак. «Воспитание словом»)


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий