«Формирование нравственно — здоровой личности на уроках литературы в старших классах».





Из опыта работы












Учителя первой категории
русского языка и литературы
МКОУ «ТРОИЦКАЯ СОШ»
Новохопёрского района Воронежской области
Сидельниковой Лилии Николаевны.



«Формирование нравственно - здоровой личности
на уроках литературы в старших классах».


 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                        







 Я – учитель с большим стажем, поэтому для меня нравственное  здоровье – увы! – остаётся одной из острейших проблем в нынешнем современном обществе. Формирование моральных качеств личности российского школьника – важнейшая задача учителя-словесника, которому приходится конкурировать с валом низкопробной литературы на книжном рынке, а также с множеством новомодных программ на телевидении, призванных развлечь зрителя, увести его от насущных проблем действительности.  Известно, что привить любовь к предмету значительно труднее, чем заставить его изучать. К самому трудному и призван стремиться, очевидно, любой учитель, а для преподавателя литературы вообще нет вариантов: это предмет предметов, его ученики должны полюбить обязательно, ведь литература – важнейшее средство формирования духовного мира школьника. А полюбить её они могут лишь в том случае, если урок обращён к мысли и чувству ребят.
        Ещё К.Д.Ушинский писал: «Книга, имеющая столь важное значение для человекаостаётся немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мёртвой буквы живой мысли». Сделать так, чтобы книга не стала для ученика набором «мёртвых букв», - важнейшая задача учителя литературы. И делать это необходимо не только при изучении программных произведений, но и на уроках внеклассного чтения.
       Хочу остановиться подробнее на уроках внеклассного чтения для учащихся 9-11 классов.
Роль учителя на таких уроках более чем ответственна: необходимо пробудить в ребятах не только желание читать, но и потребность высказаться, при этом суметь направить разговор в нужное русло, не обидеть учащихся категоричностью и окончательностью суждений. Есть задачи, при решении которых совсем не обязательно приходить к общему мнению, потому что ответы могут быть вариативными. А есть проблемы, в которых ребята ещё не могут глубоко разобраться, и вот здесь особенно важно мастерство учителя. Стараюсь привить своим ученикам любовь к чтению, желание говорить о прочитанном, размышлять о нравственной составляющей поступков героев как наедине с книгой, так и в классе.
         Важен вопрос о формах и видах деятельности, связанных с чтением. Школьники далеко не безразличны к ним: одному нравится выразительное чтение, другому – сообщение о писателе, третьему – рассказ о личном впечатлении от прочитанного, четвёртому – сделанная наедине запись о книге, пятому – открытый спор о ней; один любит работать с товарищами, другой – индивидуально, третий – с группой. Со всем этим надо считаться. Если учитель знает читательские интересы учащихся, дифференцированно подходит к организации их самостоятельной работы, предоставляя возможность избирать темы и формы деятельности, становится возможным в одно и то же время освоить больший объём материала, чем обычно. Ученики представляют себе структуру урока, характер работы класса, долю своей ответственности  в  ней;  создаются  условия   для    сличения      результатов, достигнутых одним учеником, с результатами товарищей, формируется опыт нравственных отношений, взаимопомощи, взаимоконтроля, совместных переживаний, что необходимо вступающему в жизнь человеку. Этот нравственный аспект мотивационной стороны урока внеклассного чтения очень важен. Такой подход позволяет избежать перегрузки: каждый готовит только один вопрос или раздел, но одновременно имеет представление о теме в целом и может принять участие в обсуждении других вопросов.
 В 9-м классе очень хорошо всегда проходит урок внеклассного чтения  «Быть Человеком» по повестям А.Алексина. Я обычно, провожу его после изучения комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Эпиграфом к уроку служат слова А.Барто: «Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человечности». Материалом для прочтения и обсуждения являются повести: «Домашний совет», «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия».
На уроке мы размышляем об эгоцентризме и прагматизме.
Обращаясь к повести «Домашний совет», идём вслед за автором, в центре внимания которого – две жизненные позиции: возможность добиваться жизненных целей своими силами, способностями и желание достичь успеха за счёт кого-то. Ребятам предлагаются для обсуждения следующие вопросы:
      - Как воспитывали родители своих близнецов?
      - Для чего был создан домашний совет?
      - Почему братья выросли такими разными?
      - Почему Владик «подмял под себя» Саню, и Саня позволил ему это?
      - Как случилось, что Владик завладел всем, что было дорого Сане?
      - Почему Ирина, презирая поначалу Владика, всё-таки полностью ему подчинилась?
      - Как вы думаете, почему разделение семьи произошло именно так, а не иначе?
      - Прагматична ли мама близнецов? Почему она ушла от отца?
 Ученики уверены: она «подмяла» его под себя, и он перестал в её глазах быть личностью. Она «подомнёт» и Савву Георгиевича: он уже ей подчиняется: делает зарядку, ездит на природу, купил машину и т. п.
       Далее ученикам предлагается вспомнить, в каких ещё повестях Алексина говорится о подавлении одной сильной личности другой. Ребята говорят о героине повести «Третий в пятом ряду», которая разошлась с мужем после того, как уничтожила в нём его «изюминку», он перестал в её глазах быть личностью. Но, к счастью, разойдясь с женой, он вновь обрёл себя и стал известным учёным.
      В центре повести «Раздел имущества» - снова сильная женщина, подавляющая своего мужа. В результате он не имеет права голоса в семье. Страдает его мать, дочь. Сумеет ли он противостоять жене? Может быть. На его стороне дочь. Но что это за семья, где между родными идёт постоянная – видимая и невидимая – война?
       А в повести «Безумная Евдокия» уже дочь «подмяла под себя» родителей, и они с радостью подчинились. В результате произошла трагедия.
      Урок завершается выводом: своими повестями А.Алексин показывает, что значит быть Человеком, личностью, а также помогает читателю понять, что такое взрослость. По его мнению, взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно не годами, а делами человека, его поступками.
       После изучения романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» я провожу урок внеклассного чтения по повести В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату», в которой поднимается вопрос о месте и роли человека в обществе. Главный герой произведения – обычный школьник, не обладающий никакими выдающимися способностями, с подачи классной руководительницы, объявившей мальчика «нулём», присвоил себе роль талисмана, приносящего успех всем, кто берёт его с собой на какое-либо ответственное дело. Мальчик предпринимает неимоверные усилия, чтобы подготовить каждый успех талисмана. И только мудрая мама, бесконечно любящая своего сына, но не испортившая его этой любовью, сумевшая привить ему важнейшие человеческие качества: ответственность, самопожертвование, любовь к людям, стремление помочь им в трудную минуту, самоуважение, - очень просто объяснила сыну его ошибку. И  что важно – после всего случившегося у него появился стимул, а главное – желание для самосовершенствования.
       В 10-м классе после изучения  романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» провожу урок внеклассного чтения по рассказу В.Распутина  «Женский разговор». Вопрос о женском целомудрии волнует учеников, даже юношей. Всегда много споров вокруг этой проблемы, впервые, пожалуй, поднятой в современной литературе так мягко и ненавязчиво. Ещё к одной проблеме этого рассказа В.Распутина – проблеме одинокой старости – мы обратимся в 11-м классе. И к этому произведению присоединятся   повести Б.Васильева «Вы чьё, старичьё?» и «Неопалимая купина» и рассказ Е.Носова «Яблочный Спас».
       В 11-м классе в конце учебного года очень актуальны повести В.Тендрякова «Ночь после выпуска» и А. Драбкиной «Меня не узнала Петровская». Выпускники легко идут на серьёзный разговор о том, что значит «быть готовым к жизни». У них есть что сказать об отношениях с учителями, администрацией школы, друг с другом. А у учителя есть последний шанс повлиять на процесс формирования нравственно здоровой личности, который, на мой взгляд, не должен прерываться с окончанием школы.
      Убеждена: очень важно учителю самому ориентироваться в море современной литературы и предлагать своим ученикам так называемые беспроигрышные произведения, обращённые к уму и сердцу читателя. Одной из таких книг стал для меня роман  Альберта Анатольевича Лиханова «Сломанная кукла».  Книга  эта  потрясла  моих  старшеклассников. Надеюсь, что наш опыт прочтения романа пригодится учителям литературы и заинтересует тех, кто как читатель старается идти в ногу со временем. Сложность работы заключалась в том, что критической литературы мы не нашли, поэтому  работали лишь с текстом произведения.       
В подготовке к  этому уроку я провела большую подготовительную работу. Прежде всего, роман нужно было прочитать каждому ученику, но мы живём в сельской местности поэтому ребята пользовались не только услугами нашей библиотеки, но и услугами интернета. Одиннадцатиклассникам было предложено также прочитать роман  В.Набокова «Лолита». Класс разделился на рабочие группы. Первая группа подготовила портрет писателя и краткие сведения о нём для стенда «Сегодня на уроке». Вторая – работала над оформлением выставки книг А. Лиханова. Художники нарисовали плакат – копию обложки журнала со словами автора, обращёнными к читателям: «Если хотите, эта книга – крик, предупреждение всем вам, юные мои читатели. Не оступитесь, не предайте и не продайте друг друга! Ибо тогда всё может рухнуть, как рухнула судьба трёх Марий». Они же оформили эпиграф к роману – строки Марины Цветаевой:
                                           Два на миру у меня врага,
                                           Два близнеца – неразрывно слитых:
                                           Голод голодных и сытость сытых!
Четвёртая группа подготовила компьютерный вариант стихов Григора Нарекаци, использованных автором в романе, – подарочный вариант-памятку со стихами поэта каждому ученику. Пятая группа работала с текстом романа: воссоздала истории Мапы, Николая Михайловича, Мани и Вячика. Артисты сочинили на основе текста романа и отрепетировали сценку «Алёшка и Мася» и подобрали музыкальное сопровождение к уроку. И участники седьмой группы – соавторы – трудились над своими вариантами финала романа. Как видно, в подготовку к уроку оказались вовлечёнными все ученики класса.
       И вот книга прочитана, всё готово к уроку. Мы назвали его «Не предай и не продай!». Начинается он со вступительного слова учителя.
        «У нас с вами сегодня серьёзный, взрослый разговор. И на очень трудные темы. В центре внимания – роман известного российского писателя Альберта Анатольевича Лиханова «Сломанная кукла», опубликованный в журнале «Путеводная звезда. Школьное чтение» в феврале 2002 года.
          Тема детства – основная в творчестве этого писателя. Читателям полюбились его книги «Чистые камушки», «Обман», «Лабиринт», «Русские мальчики», «Мужская школа», роман «Никто», и вот теперь – «Сломанная кукла». 
 
            Проблемы детства волнуют писателя и как общественного деятеля: он председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов.
           А.А.Лиханов – лауреат нескольких литературных премий.  Есть у писателя награды и за работу в Российском детском фонде».
           Затем проводится беседа по выяснению идейного и тематического содержания книги, определяются тема и задача урока.
           «Обратимся к роману «Сломанная кукла».
           Я приготовила набор карточек со словами, определяющими читательские впечатления от знакомства с книгой. Посмотрим, какие из них нам придётся использовать на этом уроке.
            Определите ваши впечатления от прочитанного одним словом.             
                                 (Учащиеся предлагают следующий ряд слов:
                                  Потрясение. Возмущение. Горечь. Боль. Открытие.    
                                 Карточки размещаются на магнитной доске. Вернёмся к
                                 ним на заключительном этапе урока)                                                                                          
             То, что вызвало такую вашу  реакцию на роман Лиханова, и станет предметом нашего разговора. Наша задача – задуматься  о прочитанном и определить свою позицию по обсуждаемым вопросам».
              Учащимся предлагается ответить на вопросы: Как построен роман? О чём он? Как писатель объясняет замысел книги?
               Роман состоит из пяти частей и эпилога. В нём рассказана история трёх поколений женщин одной семьи: их всех звали Мариями, а в семье они были просто Мапа, Маня и Мася.
               А.А.Лиханов пишет: «это совсем особенная история. Приступить к ней не то чтобы нелегко, а почти невозможно, потому что об этом не только не пишут, но и говорят с трудом, неохотно, в обстоятельствах крайней нужды, чаще всего навеки пряча такого рода тайны, потому что речь идёт о собственных грехах.
               Меня и сейчас, когда уже взялся за перо и написал первые строчки, не покидает чувство, что я схватил в ладони охапку горящих углей из костра – уже прогоревшего, припылённого томью пепельной золы, но безумно жаркого, жгущего руки, и я не знаю, что мне делать – бросить угли обратно, отступиться или уж терпеть, пока могу, а не смогу – так закричать от боли, да так, чтобы услышали все.
               Собственно, в этом и весь замысел: заорать от боли».
               Обращается внимание на экспрессивность писательской лексики. Ученики приходят к выводу, что автор таким образом настраивает читателя на нелёгкое чтение. Главную тему романа они определяют одним словом – «предательство». Идея произведения – показать губительную власть денег на человека. Она имеет прямую связь с эпиграфом к нему – стихами Марины Цветаевой. По мнению выступающих, голодные и обездоленные люди от отчаяния или  бездуховности способны отказаться от прежних идеалов, лишь бы  перейти  в  стан  «сытых»,  как  это  случилось  с   Мапой,      Николаем Михайловичем, Маней. «Сытые» же – такие, как Вячик, – лишены  каких бы то ни было нравственных идеалов. Они уверены, что миром правят деньги, а раз они есть, то можно разрешить себе всё, даже преступление.
              На следующем этапе урока заслушиваются сообщения подготовленных учащихся о жизненном пути главных взрослых героев романа. Учащиеся пытаются разобраться, как случилось, что для этих людей деньги, материальное благополучие оказались важнее детской жизни.
             Далее предлагаю подумать, заслуживают ли люди, о которых шла речь, понимания, сочувствия, оправдания. После небольшой дискуссии ребята приходят к выводу, что понимания эти герои, может быть, и заслуживают. Но их заблуждения и ошибки привели к гибели самого чистого существа – их внучки, дочки, которая никогда никому не доставляла хлопот. Разве такое можно оправдать? И чему здесь сочувствовать?
          Ученики находят в тексте романа эпизод, повествующий о том, как Мася неумело молится в церкви, как бы предчувствуя беду. Она просит Богородицу: «Помоги нам, трём Мариям, праведно быть». Девочка чувствовала, что в жизни её семьи что-то не так складывается. Особенно тревожно ей стало после знакомства со стихами армянского монаха Григора Нарекаци, жившего в конце первого тысячелетия. Эпизоды, связанные со стихами этого поэта, являются композиционным центром романа. Стихи  произвели на Масю и её одноклассников сильное впечатление:
           «Лёшка читал совершенно не артистически, даже как-то суховато, будто нарочно очищал слова от всяких там чувств, а выходило потрясающе.
           Их, всё время называемых детьми, словно опрокидывали с какой-то скалы в новые слова и новые мысли, будто бы доступные только взрослым. И они обалдели, умолкли, ни на каком уроке ещё не бывало так тихо, когда Алёшка читал стихи армянского монаха». Дело было «в словах, точнее, даже в необыкновенных мыслях, которые выступили из полутёмных кулис древности и их, новых людей другого века, просто ударили». «Мася, может быть, впервые почувствовала какую-то боль от стихов. Они её сначала подавили, будто камень какой навалился на сердце, а потом в глазах получились слёзы».
           Ученикам предлагается подумать, зачем автор вводит в роман стихи Григора Нарекаци. Ответ очевиден: писатель это делает потому, что в стихах армянского монаха обозначены, как говорит Лиханов, «нравственные установления», о которых «не надобно забывать». Ведь вообще-то никаких нравственных норм изобретать не следует: все они созданы задолго до нас.
           Теперь пришло время выступить артистам: в сценке «Алёшка и Мася» прозвучат стихи Григора Нарекаци. Вот они:
                   ***
  Меня, мой благодетель совершенный,
  Хоть жалости не стою, пожалей
  И вместо меди звонкой, но презренной
 Даруй мне злато милости своей.
 Не повергай меня в смертельный страх
  И не ожесточай мой дух скорбящий,
  Не обреки бесплодным быть в трудах,
  Как пахаря на почве неродящей,
 Не дай мне лишь стенать, а слёз не лить,
  В мучениях рожать, но не родить,
 Быть тучею, а влагой не пролиться,
 Не достигать, хоть и всегда стремиться,
  За помощью к бездущным приходить,
 Рыдать без утешенья, без ответа,
 Не дай мне у неслышащих просить.
  Не дай, Господь, мне жертву приносить
  И знать, что неугодна жертва эта,
  И заклинать того, кто глух и нем.
 Не дай во сне иль наяву однажды
 Тебя на миг увидеть лишь затем,
 Чтобы не утолить извечной жажды.
                                                                               ***
                                                  Сколь, Боже, Ты велик, столь я – ничтожен.
                                                  Ты – свет, о Господи, я – мрак ночной.
                                                   За грех свой я Тобой не уничтожен.
                                                   Я грешен пред твоею добротой.
                                                   Порой мой нрав лукав и путь мой ложен.
                                                   Воистину ничтожен я и грешен
                                                   Пред силой милосердья Твоего,
                                                   Что сотворило всё из ничего.
                                                   Перед Тобой, кем я бывал утешен,
                                                   Мой грешен дух и грешно естество.
                                                   О Господи, я грешен, грешен, грешен.
                                                   Я грешен трижды, грешен пред Тобой.
                                                   Перед тропою неисповедимой,
                                                   Пред милостью Твоей непостижимой
                                                   Я грешен в большей мере, чем другой.
                                                   Перед Твоею правдой я – лукавый,
                                                   Бесславный пред Твоей бессмертной славой,
                                                   Пред кровью чистой, пролитой Тобой,
                                                   Я грешен, грешен я, о Боже правый.
 
    Учащимся предлагается подумать, почему эта сцена (разговор Маси с Алёшкой) дана непосредственно перед теми страшными событиями, которые сокрушили жизнь девочки. Ребята приходят к выводу: автор хотел показать, что взрослые забыли простую истину: чтобы человек остался нравственно здоровым, его «душа обязана трудиться» (вспоминают известное стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»). А душа Вячика, например, как пишет Лиханов, «была свободна». То же самое можно сказать и о других взрослых – близких Маси. Их души утонули в долларовом болоте. Лиханов убеждён: «успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься. Но для этого нужен ум. Критическое самого себя осмысление. Неленость. Умение переучиваться. Долбать себя».
     Соглашаюсь с мнением учащихся и предлагаю очередные вопросы: «Действительно, взрослые герои романа оказались неспособными к душевному труду, и вся надежда у писателя – на тех, у кого ещё вся жизнь впереди: на Алёшку, на Аню. А почему не на Масю? Почему девочка покончила жизнь самоубийством, ведь она верила в Бога и знала, что уходить из жизни по собственной воле – страшный грех? Что это – малодушие, безысходность, вызов?»
      Ученики уверены: Алёшка и Аня воспитывались в нравственно здоровой среде. Аня со своей мамой жили бедно, но девочка никогда не завидовала детям из состоятельных семей, с которыми училась в престижной школе, у них с мамой было полное взаимопонимание. Алёшка рос в семье с богатыми традициями, где культивировались гуманитарные знания, духовность. Масю же взрослые погубили. По мысли Лиханова, у неё нет будущего. Ведь все взрослые, которые оказывались рядом с её бедой, думали прежде всего о себе: о своей репутации, о репутации заведения (как, например, монахини в английской школе), о собственном материальном благополучии. Те, на кого надеялась Мася, чьей помощи и сочувствия ждала, откупились от неё:  мать  устроила в дорогой  английский  пансион, бабушка,
прощаясь, сунула девочке две тысячи долларов. Живи, справляйся со своей бедой сама. Но Мася для этого ещё слишком мала и не успела окрепнуть духом. Самоубийство она совершила от безысходности, так как справиться с бедой в одиночку не смогла, а взрослые её бросили.
         «Итак, Вячик достал Масю и в Англии. Цинично. Нагло. По-хозяйски. Он считал, что купил её, как купил себе жену, квартиру, мебель, как покупал расположение влиятельных людей. Но чистоту души девочки он купить не смог, хоть и очень старался. И Мася грязи, в которой она оказалась не по своей вине, предпочла смерть. Помните? – «Лучше смерть, чем неволя» Чьи слова?». Ребята без труда вспоминают героиню пьесы А.Н.Островского «Гроза» и говорят, что Мася – по возрасту – ещё не читала это произведение, но чувствовала нечто подобное, что и Катерина. Катерине было всё равно – «что домой, что в могилу». И для Маси быть с Вячиком или умереть – одно и то же.
         Следующий этап урока – разговор об эпилоге. Необычность его в том, что писатель даёт два варианта финала этой истории: «Фенита ля комедия – в стиле набоковской «Лолиты» и «Конец подлинный. Фенита ля трагедия» – самоубийство девочки. Предоставляется слово «соавторам» – ученикам, написавшим свои варианты финала книги. В результате обсуждения (на уроке было предложено четыре абсолютно разных финала, в том числе и счастливый) дети пришли к выводу, что счастливый конец всё-таки исключён, хоть и очень хочется спасти Масю. Тогда Лиханову нужно было бы написать другую книгу. А у него были иные задачи.
     
Беседа продолжается: «Таким образом, всё закончилось плохо. Как вы думаете, почему учительница Елизавета Петровна скрыла от детей факт изнасилования девочки, но рассказала о том, что    Масина      мама убила своего мужа и попала в тюрьму, маленького ребёнка взяла на воспитание бабушка, а у деда случился инфаркт?». Ученики убеждены: в первом случае учительница думала о Масе: каково ей будет жить, если о её беде будет известно всем? Люди-то разные. А во втором случае она думала об одноклассниках Маси. И оказалась права. Вот как говорится об этом в тексте романа: «В стонущей тишине класс просидел молча всю перемену. Анечка Бочкарёва скажет потом, когда вырастет:
    - Эта перемена равнялась всей моей школе, одиннадцати годам!». Это главный урок, который получили одноклассники Маси.
    «Жизнь – это самый серьёзный предмет», - поётся в известной песне. И ученики Елизаветы Петровны это осознали. Как вы понимаете название последней части романа – «Процент с капитала»?
     Лиханов утверждает: «За всё нужно платить». И за материальное благополучие тоже.  Герои романа «Сломанная кукла»  заплатили  за  своё благосостояние не только утратой собственных идеалов, но жизнью человечка, который должен быть для них дороже всего на свете, - жизнью их дочки, внучки.
     «Да, процент с капитала оказался непомерно высоким.
       А как вы понимаете смысл названия романа – «Сломанная кукла»?
       После дискуссии мои ученики приходят к выводу: девочка оказалась игрушкой в руках близких ей людей, они не захотели отнестись к ней как к живому человеку – пусть маленькому, но человеку, который может думать, чувствовать, пытается анализировать всё, что происходит вокруг. Они были уверены в том, что сами могут решать за Масю, в том числе и распоряжаться её жизнью. И погубили её, сломали. В тексте есть такие слова: «И Мася сломалась».
      «Как вы думаете, почему роман заканчивается обращением к Пресвятой Богородице с просьбой «сохранить России её детей»?
         Считается, что Матерь Божья  является покровительницей России, поэтому, наверное, Лиханов обращается к ней. У него всё-таки есть надежда на то, что Богородица поможет, наконец, людям осознать, что истинная ценность – это человеческая жизнь, которую нельзя измерить никакими деньгами.
       «Да, недопустимо оплачивать благополучие взрослых жизнями детей. А теперь вернёмся к началу нашего разговора. Вы выбрали несколько слов, передающих ваши впечатления о прочитанном. Вот они, на доске:
         Потрясение. Возмущение. Горечь. Боль. Открытие.
 Что же вас потрясло, возмутило в этой истории? Какие открытия вы сделали?»
 
     Слово даётся тем ребятам, которые делились своими впечатлениями от романа в начале урока:
 - Меня потрясла эта книга. Такого мне читать ещё не приходилось. Написано эмоционально, динамично. Но больше всего меня потряс поступок Вячика. Это самый настоящий моральный урод. И конец его, я думаю, закономерен.
     - А меня возмутило поведение матери Маси. Лиханов пишет: «Нет ничего горше предательства. Друга – другом, любимого – любимой. Но нет предательства более непростимого, нежели предательство малого человека взрослым». А Маня свою дочь предала. Мне кажется, большей беды для ребёнка быть не может.
      - Я испытывала горечь, когда читала эпизоды романа, в которых говорится о том, как просто герои «сдались на милость деньгам». Конечно, без денег не проживёшь, но и рабом их становиться тоже не нужно. Когда-нибудь это всё равно приведёт к беде.
     - Мне больно было, читая, осознавать, что я-то ничем помочь Масе не могу. Её друзья ещё недопонимали всей трагедии случившегося. Да и что с них возьмёшь? Дети Учительница не вмешалась, видимо, из деликатности, а близкие о них даже даже говорить не хочется: у них на уме одни доллары.
     - А для меня открытием стали стихи Григора Нарекаци. Сколько всё-таки в них смысла! Хочу их выучить наизусть, чтобы они помогали мне в трудную минуту.
    «Да, стихи Григора Нарекаци и для меня стали открытием.
     Как вы думаете, выполнил ли автор свою задачу – написать роман так, чтобы читателю захотелось «заорать от боли»?»
      По общему мнению, да, конечно.
Завершила я урок внеклассного чтения такими словами:
      «Говорят, что литература – это зеркало, в котором отражаемся все мы. Но часто отражение, которое мы видим, для нас неприемлемо. И наше нравственное чувство протестует против всего увиденного.
      Альберт Лиханов, автор романа «Сломанная кукла», о котором сегодня шла речь, стремился к тому, чтобы жизнь, изображённая в произведении, вызвала у читателей чувство протеста, нежелание жить так, как это получилось у его вовсе не плохих героев (за исключением одного, конечно). И потому он обращается к читателям со словами: «Если хотите, эта книга – крик, предупреждение всем вам, юные и взрослые мои читатели. Не оступитесь, не предайте и не продайте друг друга! Ибо тогда всё может рухнуть, как рухнула судьба трёх Марий».
А я добавлю: перечитывайте почаще стихи Григора Нарекаци. Пусть они станут для вас своеобразным посохом на вашем жизненном пути, вашим нравственным ориентиром.
        (Всем присутствующим на уроке раздаются распечатанные стихи. Звучит магнитофонная запись песни в исполнении Аллы Пугачёвой «И исчезнет грусть») 
      Я благодарю вас за урок. Отрадно, что вы повзрослели и оказались готовы к такому серьёзному и трудному разговору о жизни».
     Такие уроки проводятся нечасто – 1-2 за учебный год. В книгах, предложенных для обсуждения, действуют герои, близкие школьникам как по возрасту, так и по времени, и потому не могут не волновать их. Я уверена, что большая часть моих учеников не будет жить по принципу «Нужен тот, кто нужен, нужен, пока нужен», как героиня повести Алексина «Раздел имущества», что не одна девочка задумается о женском целомудрии, что ни один из моих учеников не уподобится Вячику, погубившему Масю. И хочется верить, что все мои выпускники будут помнить слова мамы героя повести В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату»: «В Библии сказано: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем». Надо быть тем, кто ты есть. Самое главное в жизни – найти себя и полностью реализовать».
      Вывод напрашивается сам собой: не участвуя в формировании читательских интересов учащихся, не направляя их деятельность на самостоятельность мышления, на творчество, мы неизбежно сужаем их кругозор, обедняем их духовно. Я уже не говорю о том, что в подобном варианте книга вряд ли станет жизненным спутником нашего воспитанника.
Убеждена: мы, учителя литературы как никто должны чувствовать ответственность за формирование нравственного здоровья своих учеников: в наших руках – великая сила литературы, и от того, как мы воспользуемся этим богатством, зависит, смогут ли наши ученики без нравственных потерь шагать по жизни.








Приложенные файлы


Добавить комментарий