«ТАБУЛАТУРА КАК СРЕДСТВО ЗАПИСИ ПАРТИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ»


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«ТАБУЛАТУРА КАК СРЕДСТВО ЗАПИСИ ПАРТИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ»
(первый год обучения)
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
Нилогов Э.Ю.
г. Нелидово
2017
Цель – освоение учащимися вокально-инструментального ансамбля практических навыков аккомпанирования на гитаре, бас-гитаре, ударных .Задачи занятия: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.
Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности,  творчества и сотворчества.
Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:
- для каждого учащегося стул, пульт для нот, бас-гитара, гитара, ударные;
- синтезатор;
- дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком  буквенных обозначений нот, ноты табулатура разбор песни. «Бросок на небеса»);- программа TuxGuitarПлан занятия:
I. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения. II. Обозначения основных приемов игры, применяемых при записи табулатур.
III. Табулатура для стандартной четырех струнной бас гитары.
IV. Табулатура для барабанщиков
V. Подбор и игра учащимися табулатуры песни «Бросок на небеса».
VI. Пение и коллективная игра аккомпанемента.
Продолжительность занятия: 90 минут (2 академ. часа)
Количество обучающихся: 4-6 человек.
Ход занятия:
I. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
- Сегодня мы познакомимся с табулатурой, научимся ее читать и понимать. Табулатура – это одна из форм музыкальной нотации, в которой  используются буквы, цифры и специальные символы.  Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура.
(Обучающиеся слушают и записывают в тетрадь новые понятия и термины.)
На этом занятии речь пойдет о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года.  Различают два вида лютневой табулатуры —линейную романскую (число линеек соответствует числу струн) и безлинейную (немецкую). Рассмотрим рисунок

Рисунок 1. Пример табулатуры для виуэлы.
Пример табулатуры для виуэлы из книги Мигеля де Фуэнльяна «Orphenica Lyra» (1554 г.). Красными цифрами отмечена вокальная партия.
Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна  ли такая запись?
(Обучающиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения.)
Со временем данная запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи. На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки: – ноты; – буквенное обозначение;
– табулатура.
Рисунок 2. Буквенное обозначение нот.
dur - мажор ноты moll - минор
C
D
E
F
G
A
H До
Ре
Ми
Фа
Соль
Ля
Си c
d
e
f
g
a
h
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор. 
Например: еm – ми минор, А – ля мажор, E7 – септаккорд от ми и т. д.
Давайте поиграем в игру «Проверь меня».
Игра «Проверь меня».
«Разминка». Работа в парах.
Один из участников игры называет ноты в разнобой, другой – говорит ее буквенное обозначение. Затем участники меняются ролями.
«Проверяйка». Работа в парах.
Один из участников записывает 10 – 12 нот в разнобой на нотоносце, другой – над этими нотами их буквенное обозначение. Затем участники игры меняются ролями и проверяют выполненное задание друг у друга.
(Обучающиеся повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня»)
– Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее: – читать табулатуру необходимо слева направо; – шесть линеек – это шесть гитарных струн для гитары и они обозначены буквенно согласно строю гитары; – вертикальная черта – это тактовая черта; – арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки; – короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук.
Многие песни имеют гитарные партии, состоящие исключительно (или преимущественно) из аккордов. Это особенно верно для партий, написанных для ритм-гитаристов. В этом случае табулатура может отказаться от своего типичного обозначения нот в пользу упрощенного списка аккордов. Эти аккорды почти всегда написаны стандартно: Аm = ля минор, E7 = доминантсептаккорд Е, т.д.
Иногда аккорды печатаются прямо над словами текста песни, чтобы вы видели, когда нужно менять аккорды, например, как в этом фрагменте из табулатуры песни «Бросок на небеса»
«Бросок на небеса» 2010 год, аккорды в оригинальной тональности AmF F Am Am F F Am AmAm……………….Am…………………FГордым строем на небо уходили ребята.F……………..Dm………………………..EЗа свободу и веру, как один, брат за брата.E……………….Am…………………FСвою жизнь отдавая, вы дарили свободу.F……………..Dm………………………..EИ за веру сгорая, шли и шли ровно в ногу.
Припев:
AmБросок на небеса, последний в своей жизни,FСпасибо за глаза, за преданность Отчизне,DmЗа чистые сердца, за то, что не сдавались,G……………………………………….EСпасибо то, что вы не за спасибо дрались.
Как видно из примера, буквенное обозначение аккордов дает общее представление о тональности и гармонизации песни.
Табулатура же даeт вам дополнительную информацию о том, как играть ноты. Наглядно демонстрирует партии инструментов в аранжировке. Большинство символов указывает на особую технику игры, чтобы вы звучали как можно ближе к оригиналу. Так что обращайте на них внимание.
(Обучающиеся слушают и делают записи в тетрадь)
II. Обозначения основных приемов игры, применяемых при записи табулатур.
Глисандо или скольжение обозначается знаками \ и / между двух цифр (нисходящее и восходящее глиссандо соответственно), что указывает на скольжение по струне от лада, на который указывает первая цифра до лада, на который указывает вторая:
e|----3/5----|----5\2----|
В этом примере применяется скольжение по первой струне сначала с третьего лада на пятый, а затем с пятого на второй.
Легатто обозначается знаками p и h (нисходящее (pull off) и восходящее (hammer on) легатто соответственно), которые указываются между двух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а последующий звук извлекается пальцем левой. Краткий пример (сначала восходящее, потом нисходящее легатто):
e|----2h3----|----3p0----|
Вибрато обозначается знаком ~ который ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.
Бэнд или подтяжка струны обозначается знаком ^ между двух нот, при этом звук повышается с первой до второй ноты. Как правило, этот метод применяется при игре на электрогитаре.
Вибрато. Вибрато обозначается значками "~" или "х". Вам нужно взять указанную ноту и левой рукой начать быстро подтягивать и опускать струну, меняя высоту ноты.
Глушение (muting). Некоторые табулатуры показывают глушение струны по-разному.
Если вы видите "х" или точку под цифрой, то вам нужно заглушить струну. Положите на указанную струну пальцы (или палец) левой руки так, чтобы во время игры, когда вы их задеваете, они производили глухой звук. Если в табулатуре указаны несколько "х" вертикально в ряд, то это значит, что надо заглушить несколько струн сразу.
(Обучающиеся слушают и делают записи в тетрадь)
В качестве закрепления новой информации и практики в прочтении мелодий, записанных табулатурой, предлагаю «расшифровать» следующие известные мелодии.
(Обучающиеся распределяются по парам и разбирают табы.)
Мелодия 1
Мелодия 2
III. Табулатура для стандартной четырехструнной бас-гитары.
Табулатура для стандартной четырехструнной бас-гитары содержит четыре линии - по одной на каждую струну.
G:---------------------------------------- --> 1-я струна (самая тонкая) D:---------------------------------------- --> 2-я струна A:---------------------------------------- --> 3-я струна E:---------------------------------------- --> 4-я струна (самая толстая)
Число линий в табулатуре соответствует числу струн инструмента, для которого они составлены. Так табулатура для пятиструнной бас-гитары будет содержать пять линий.
Запись, обозначение знаками приемов игры в основном такая же как для гитары.
IV. Табулатура для барабанщиков
Табулатура для барабанщиков это метод записи барабанной партии, который помогает барабанщику понять, что ему нужно играть в данном произведении. Как и обычные ноты, табулатура содержит символьную инструкцию, которая указывает барабанщику, что делать в каждый момент времени.
В песне могут использоваться разные тарелки и барабаны, но они не будут обозначаться одинаковыми символами на одной строчке. Обычно барабаны обозначаются так:
BD: бас барабан/бочка
SD: Малый барабан
HH: Хай-хэтHT/T1/T – Хай том
LT/T2/t – Мид том
FT – Флор том
RC – Тарелка райдCC – Тарелка крэшВот пример таба, в которой используются только бас-барабан, малый и хай-хэт:
•HH |--
•SD |--
•BD |--
Именно такой вариант набора ударных инструментов мы сегодня рассмотрим на примере припева песни «Бросок на небеса»
Как играть ноту. Существуют несколько разновидностей ударов по барабанам, вот как они записываются:
o: Обычный удар
O: Акцентированный, более громкий удар
g: Мелизм или гост-нота
f: Форшлаг
d: Сдвоенный удар
Как играть по тарелкам. Способов сыграть по тарелкам не меньше, чем по барабанам.
x: Обычный удар
X: Сильный удар по тарелке или по открытому хай-хету o: Открытый хай- хет # : Заглушенный удар по тарелке (ударить тарелку и поймать).
(Учащиеся слушают и делают записи в тетрадь)
Рассмотрим пример записи 8-ми нотами ритмического рисунка с ударами по хай-хету на каждую 8-ую ноту, бас-барабаном на 1-ый -и 3-ий счет и малым барабаном на 2-ой и 4-ый:

HH x-x-x-x-x-x-x-x-|
SD |----o-------o------|
BD |o-------o----------|
V. Подбор и игра учащимися табулатуры песни «Бросок на небеса».
Теперь возьмем табулатуры припева песни «Бросок на небеса. Что мы видим? Партия 1- ой гитары играется приемом арпеджио (в переводе "как будто на арфе")
Кто скажет каким приемом играется партия 2-ой гитары? Пауэр-аккорды — это «насущный хлеб» для ритм-гитаристов и обычных новичков по всему миру. Пауэр-аккорды имеют несколько отличную от базовых аккордов структуру, а для их взятия используется двухпальцевая аппликатура, которая без изменений переносится по грифу для взятия следующих аккордов. Популярные в блюзе, роке, панке, и иногда в поп-музыке пауэр-аккорды относят к очень важному навыку игры на гитаре, которым обязательно необходимо владеть.
Табулатура ударных представлена тремя инструментами BD SD HH. Проиграйте этот простой бит.
(Обучающиеся изучают табы, перенося на инструменты предложенные варианты.)
VI. Пение и коллективная игра аккомпанемента.
Давайте попробуем вместе проиграть припев. Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод.
(Обучающиеся делятся впечатлениями и делают свои выводы)
Таким образом, процесс изучения партии по табулатуре и исполнение его на инструменте – это процесс хоть и не простой, но интересный.
Теперь подытожим. Табулатура – это графическая запись мелодии, в которой струны обозначаются линейками, а ноты цифрами, которые соответствуют номерам ладов. Можно учиться играть по табулатурам, можно играть по ним, но настоящему музыканту необходимо знать нотную грамоту. Тем более, ноты открывают больше возможностей, чем табулатуры. Однако использование табулатур в связке с нотной записью упрощает новичкам освоение музыкального материала.
Занятие окончено.

Приложенные файлы


Добавить комментарий