Зарубина НБ Моим стихам настанет свой черёд Урок- проект по литературе в 11 классе

проект по литературе в 11 классе ( 2 часа).

Технологии: информационно- коммуникационная технология, лекционно-
семинарско-зачётная система обучения, исследовательские метод,
проектные метод, обучение в сотрудничестве.

Моим стихам
Настанет свой черёд
М. Цветаева

Цели: 1. Познакомиться с жизнью, творчеством М. Цветаевой.
2. Выявление особенностей лирики, раскрытие духовного потенциала
поэтессы.
3. Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
Методы: проектные, исследовательские, монологическая речь.

Ход урока.
(Звучит колокольный звон)
Ученица читает стихотворение «Красною кистью». (слайд2)
Учитель. Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 г. в Москве. Прожила в ней большую часть своей жизни. Однако у неё не было той любви к архитектуре города, которая была присуща петербургским поэтам, ей важен не сам город с его архитектурными памятниками, историей, не она в городе, а город в ней. Ей были чрезвычайно драгоценны земные приметы, например, колокольный звон над Москвой. Колокола приветствовали её появление на свет.
Ученица 1. Рябина стала для Марины Цветаевой символом родины, её горькая кисть неразрывно связана с горькой жизнью Марины.
Стихотворение «Рябину рубили» (слайд3)
Ученица 2. (на экране дом, Трёхпрудный переулок) Трёхпрудный переулок начал застраиваться в середине 19 века. Дом №8 был обыкновенным одноэтажным деревянным домом на каменном фундаменте. Впоследствии этот дом приобрёл историк Дмитрий Иловайский, а когда его дочь Варвара вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, отец отдал ей этот дом в приданое. И.В. Цветаев преподавал в университете на кафедре римской словесности историко - филологического факультета. В 1883 г. у них родилась дочь Валерия, а в 1890 – сын Андрей. Вскоре после этого Варвара Дмитриевна умерла, а в 1891 г. И.В. Цветаев женился вторично на Марии Александровне Мейн. В 1892 г. у них родилась дочь Марина,а в 1894 – Анастасия.
В доме бывали многие замечательные люди: университетские профессора, искусствоведы, историки. В этом доме зародилась идея создания Музея изящных искусств, основателем и первым директором был И.В. Цветаев. (На экране изображение музея)
Стихотворение «Тверская» (слайд 4)
Учитель. Русское имя Марина означает «морская».
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина.
Я – бренная пена морская.
Так говорила она о себе. И ещё сказала однажды: «Я не верю стихам, которые льются.
Рвутся - да!» Сказала и доказывала это на протяжении всей жизни собственными, рвущимися из сердца строками.
(Звучит музыка)
Ученица 3. (мать) «Четырёхлетняя моя Маруся,- записывала в своём материнском дневнике Мария Александровна, - Всё ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы, может быть, будет поэтом». Как ни странно, но, когда детская забава искать в словах звуковые подобия не исчезла вместе с младенчеством, а перешла в детство и стала выражаться на бумаге в виде стихотворных каракуль, Мария Александровна не на шутку встревожилась. Талантливая пианистка, она упорно и систематически учила Марину фортепианной игре. Тем более, что первое слово вполне отчётливо, хотя, может быть, и бессмысленно, дочь сказала «гамма». Мать только подтвердила: « Я так и знала» и тут же принялась учить Марину музыке, без конца напевая ей эту самую гамму.
Позже поэт вспоминала о своём увлечении и занятиях музыкой, о матери, которая щедро дарила ей сокровища своего таланта, прекрасной пианистке, которая на рояле могла всё. Она с благодарностью вспоминала музыкальные вечера в родительском доме, игру матери на рояле вальсов, её пение под гитару удивительных по красоте романсов. Стихотворения Цветаевой напоминают маленькие музыкальные пьесы.

Учитель. Послушайте стихотворение «Душа и имя», определите мелодию, которую напоминает ритм этого стихотворения . (слайд5)
- Какая мелодия подходит к этому стихотворению?
- Что слышится в этих строках?
А теперь прослушайте прекрасный романс на стихи Марины Цветаевой В музыку романсов Марина влюбилась, слушая мать.
Две девочки под гитару исполняют романс «Мне нравится, что вы больны
не мною». (слайд 6, портрет поэтессы)
Ученица 4. Но это всё было позже, а в детстве мать не очень-то хотела, чтобы Марина стала поэтом. Вот воспоминания самой дочери. «Круглый стол. Семейный круг. На синем блюдце воскресные пирожки По одному на каждого.
- Дети! Берите же!
Хочу безе и беру. Смущённая взглядом матери, опускаю глаза и
Ты лети мой конь ретивый,
Чрез моря и чрез луга,
И, потряхивая гривой,
Отнеси меня туда!
-Куда туда? – смеются мать и отец с торжествующим видом, что не выйдет из меня поэта. Смеётся и на два года старший брат. А я –я, красная, как пион сквозь закипающие слёзы – сначала молчу, потом ору: «Туда – далеко! Туда – туда! И очень стыдно воровать мою тетрадку и потом смеяться!..»
Ученик. Маленькая Марина, если и не понимала смысла происшедшего за круглым столом, то, во всяком случае, его почувствовала. То была лёгкая пасмурная тень будущей трагедии – непризнания, насмешек, травли, жестокого забвения Но и какой отпор судьбе уже в младенчестве! Какое отстаивание своих каракуль! Какая уверенность в собственной правоте!
Стихи она не переставала писать даже тогда, когда Мария Александровна отнимала и прятала листы бумаги. (слайд 7)
И вот в один из Московских осенних дней 1920 г. из Трёхпрудного переулка, что близ Патриарших прудов, вышла невысокая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова. В руках у неё была внушительная стопка стихов, в душе дерзость и решительность. В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой 26 сентября по старому стилю исполнилось 18 лет, постучалась в двери русской литературы.
(Звучит музыка). Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано»

Через месяц она держала в руках неказистую книгу в сине – зелёной картонной обложке под названием «Вечерний альбом».Она послала свою книгу В. Брюсову в издательство «Мусагет». Это была слишком большая смелость.
Наивная первозданность и непосредственность подкупили читателей, на книгу последовали отклики Гумилёва, Брюсова, Волошина, отклики одобрительные и благословляющие на будущие труды. (слайд 8)
Ученик 1. Цветаева решила бросить гимназию и весной 1911г. уехала в Крым. Там она встретилась с Сергеем Эфроном. С этого момента закончилась её отрочество, и началась «блаженная юность». В январе 1912г. Марина вышла замуж за Эфрона. Она решила, что бы ни было, не расставаться с ним никогда. В сентябре того же года у них родилась дочь Ариадна.
«Были мы – помни об этом в будущем, верно, лихом! Я – твоим лучшим поэтом, ты – моим лучшим стихом», - написала как-то Цветаева своей маленькой дочери Але.
Аля тоже пишет стихи, и, конечно же, о Марине!
Спите, Марина,
Спите, морская Богиня.
Ваше лицо будет скрыто
В небесных морях.
Юноши будут давать вам обеты в церквах
Спите, Марина,
Спите, морская Богиня
То было по-настоящему счастливое и безоблачное время. Рядом обожаемый муж.
Сестра Эфрона вспоминает: «Они встретились 5 мая 1911г. на пустынном, усеянном галькой, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый
Грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик – с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!»
Ученик 2. Конечно, сердолик он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо он не скрывал своих серых глаз от её, зелёных, - вложил ей в ладонь, розоватый, изнутри светящийся камень, который она хранила всю жизнь. С первого дня их встречи и до начала мировой войны – это самое счастливое время в жизни Марины. Об этом говорят и её стихи. Любовь настолько сильна, насколько трагична. Так чувствовать и любить умеет женщина, любая женщина. И кажется, что стихи обо всех и только о тебе.

(Звучат стихи) «Я – страница твоему перу» (слайд 9, 10)
«Вчера ещё в глаза глядел»
(Звучат песни под гитару) « Под лаской плюшевого пледа»
« У зеркала»
Рядом не только обожаемый муж, но и две удивительных влюблённости в больших поэтов – Анну Ахматову и Осипа Мандельштама.
Стихи Ахматовой Марина узнала в 1912г., прочитав её книгу «Вечер», и надолго сохранила восторженное преклонение перед ахматовским талантом. В 1916г. в стихотворении Анне Ахматовой она напишет:
В певучем граде купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё впридачу.
Однако, конечно же, поэтические влюблённости не могли заслонить глубины чувства к Сергею Эфрону.
Ученик 3. Воспитанный в семье революционных деятелей, Сергей Эфрон сражался против революции в белой Добровольческой армии на Дону. Затем в эмиграции резко изменил свом взгляды, приехал в Советский Союз уже сторонником социализма, но был арестован в октябре 1939г. и погиб в лагерях ГУЛАГа.
Тогда в счастливые, безоблачные дни 1914г. Марина предскажет трагизм его судьбы:
В его лице я рыцарству верна.
Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Учитель. И в 1916 г. колокола продолжали ещё свой победный звон над Москвой.
Послушайте стихотворение «Над городом, Отвергнутым Петром», какие темы перекликаются в нём? (слайд 11)
- Итак, какие темы перекликаются?
- Какой образ соединяет, скрепляет образ отвергнутого Петром города и
отвергнутой мужчиной женщины?
- Как удаётся Марине Цветаевой передать мощь и силу колокольного звона?
- В каких ещё строчках она использует приём аллитерации?
- Какой смысл повтора здесь свистящих «с», «ц»?
- Какой же предстаёт перед нами лирическая героиня этого стихотворения?
Стихотворение, казалось бы, о печальном, о разлуке, но нет в нём ни слёз, ни скорби: сила характера героини и сила колокольного звона сливаются воедино, и ничем их не сломить и не заглушить. Марина остаётся царицей в своей Москве , и как положен царям, передаёт город по наследству дочери.
(На экране – виды Москвы 10-х гг 20 века).
А вот стихотворение «Облака – вокруг». (Чтение со слайда)
Через всё стихотворение опять проходят два любимых образа Марины Цветаевой, уже известных нам из предыдущего произведения. Назовите их.
Марина Цветаева как бы заклинает свою дочь любить Москву. Какой приём она использует для этого?
А сто означает, по мнению поэта, любить Москву?
Вы, наверное, обратили внимание, как близко это стихотворение устному народному творчеству. В чём эта близость заключается?
А с какой целью она насыщает текст фольклорными элементами?
А может быть, приближает к былинному сказанию о чудном граде, равного которому нет на всей земле.
Анна Ахматова сказала как-то о себе: « Способных поэтов не бывает! Или поэт, или нет! Это не та работа, когда, вставши рано поутру, умывшись, садишься за стол: дай, дескать, потружусь. Стихи – это катастрофа. Только так они и пишутся». У Марины Цветаевой были удивительно живые стихи о пережитом, не просто о выстраданном – о потрясшем! (слайд 12)
Ученица 5. Период с 1917 по 1922 год оказался необычайно продуктивен. Только за первые три года она написала более 300 стихотворений, поэму – сказку «Царь- девица», 6 романтических пьес, цикл «Дон». В 1922г. Цветаева получила первое письмо от Бориса Пастернака:
«Дорогая Марина Цветаева! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать Ваше – «Знаю, умру на заре» - и был перебит волною покатывавшего к горлу рыдания Вы – не ребёнок, дорогой золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что в наши дни это означает, при обилии потов и поэтесс»
Ученица 6. А ей при жизни всегда недоставало читателей. Это очень тягостно и горько быть вот так: недопонятой, недопризнанной, недопрочитанной.
Цветаева говорила: «Я не прислушиваюсь, а выслушиваю. Так же как врач». Она выслушивала грозный, грохочущий мир. Выслушивала, как врач и ставила диагноз.
Не поняла и не приняла Октябрьской революции. Показалось, что почва выбита из- под ног. Эмигрировала. В мае 1922г. Марина Цветаева вместе с дочерью попадает в Берлин, где встретилась, наконец, после долгой разлуки с мужем Сергеем Эфроном, бывшим офицером Добровольческой армии. Затем была Прага и Франция, где Цветаева прожила 13 лет. В самые трудные дни разлада в семье, когда Эфрон всё больше принимал всё в СССР, когда её рождённый в Чехии сын тоже мечтал уехать в Россию, она оставалась непреклонной в своём отношении к большевистскому строю: «Мерзость, которой я нигде не подчинюсь, как вообще никакому организованному насилию, во имя чего бы оно ни было, и чьим бы именем оно не оглавлялось».

Ученица 7. Дочь Ариадна в Чехии вела дневник. Она писала: «Мы с Мариной – на реке. По воде идут полуволны. Приближаемся к пенным порожкам, проходим под мостом, где гремит эхо. Сырая тропинка между ив, как коридорТихо и осторожно пробираемся к какому-то дереву, которое Марина уже любит. Через 2 минуты мы сидим на пригорке под ним. Я хочу поговорить с Мариной, но она просит: «Помолчи, дай послушать воду». У неё рождаются стихи.
(играет музыка) Ученица рассказывает стихотворение «Уж сколько их упало
в эту бездну». (слайд 14)
В 1937г. в Союз уезжает дочь, потом муж. Через 2 года летом 1939 Цветаева с сыном приезжает в Москву. Марина писала: «Причиной моего возвращения на Родину было дать моему сыну Родину и будущность. И желание работать дома». Сразу же на неё наваливается тяжёлая весть – арестовали сестру Асю. Живет Марина в подмосковном Большево с Алей, сыном Георгием, которого она звала Муром, и с Сергеем Эфроном, который был болен и находился в подавленном настроении.
И вдруг в августе арестовывают Ариадну, т.е. Алю, в октябре – мужа.
А вот ещё одна её запись: «Меня все почитают мужественной. Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего: глаз, черноты, шагов, а больше всего себя Я не хочу умереть»
Ученик 4. Когда началась Великая Отечественная война, пароход привёз Марину Ивановну с сыном в Елабугу 21 августа 1941 года. Остальных же советских писателей поместили на другом берегу в хороших условиях, в городе Чистополе. Цветаева поселилась в пятистенной избе на улице Ворошилова. Ездила в Чистополь хлопотать о переселении туда и о том, чтобы ей предоставили хоть какую-нибудь работу. В Елабуге встретила как-то Лидию Чуковскую.
- Одному я рада, - сказала та, - Ахматова сейчас в Чистополе. Надеюсь ей выпала другая участь. Здесь она погибла бы.
- По- че -му? - раздельно и отчётливо выговорила Марина Ивановна.
- Потому что не справиться ей со здешним бытом. Она ничего не умеет Даже в городском быту, даже и в мирное время.
И вдруг увидела, как исказилось серое лицо Марины.
- А вы думаете, я - могу?
В архивной истории всплыл документ, который долго нигде не был напечатан. Легонький листок бумаги – даже не листок – половинка листка, вырванного из школьной тетради:
« В совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М Цветаева. 26 августа. 1941г.»
Место судомойки ей не дали. (слайд 15)
Учитель. После ареста Али, после гибели мужа силам её пришёл конец, а тут после конца – война, эвакуация, безысходная нищета, унижения, Елабуга
«Я когда–то умела писать стихи, теперь разучилась»,
« Какая страшная улица»,
« Я ничего не могу» - вот строки из писем Марины.
31 августа 1941г. Марина ушла из жизни. Её самоубийство прозвучало как отказ от жизни, откуда её выбросили. (слайд 16, 17)
(Звучит колокольный звон) Стихотворение «Знаю, умру на заре».

В заключение, говоря о значении поэзии Цветаевой, о её жизни, мне хотелось бы прочитать строки из сочинений моих бывших учеников.
1. «М. Цветаева – царственная, свободная женщина. Трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине, наша душа полна мечтаний и надежд, стремления противостоять трудностям, строить свою судьбу».
2. « М. Цветаева – вечная странница. Вся её жизнь в сражении. Марина – стихия, свобода, цветение. Безмерное сердце».
3. «Цветаева – гордая, царственная поэтесса, мыслитель и бард, розовая ветка цветущей яблони, тайна рассвета, играющая на арфе человеческих чувств».
4. «Ах, Марина! Морская пучина»



После этих уроков проводится тест по жизни и творчеству Марины Цветаевой.
















Приложенные файлы


Добавить комментарий