Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме Русские народные инструменты


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
Тема урока: «Русские народные инструменты»
Цель урока: организовать деятельность учащихся для ознакомления с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов (названия и тембры) и обучения игре на простейших ударно-шумовых инструментах.
Планируемые результаты:
Предметные – учащиеся научатся различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов, получат возможность научиться игре на простейших ударно-шумовых инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, треугольник, трещетки, свирель и т.д.);
Личностные - смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; оценивание усваиваемого содержания
Метапредметные:
Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)Регулятивные - целеполагание; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонаКоммуникативные - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Тип урока: комбинированный урок
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:……………………………….
Основные термины и понятия: …«Русские народные инструменты»; «Оркестр русских народных инструментов»; «Баян»;  «Гармонь»; « Домра»; «Балалайка»; «Гусли»; «Духовые инструменты»; «Ударно – шумовые инструменты». ………………………………………………………………………………………Межпредметные связи: история, литература.

Схема технологической карты урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты
предметные УУД
Организационный этап. Организует вход в класс под русскую народную песню «На горе - то калина».
Занимают свои рабочие места Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке мы с вами проходили тему «Композитор – имя ему народ». Давайте вспомним что означают выражения «народные песни», «музыка в народном стиле». Дети отвечают на вопрос учителя.
Знать понятия «народные песни», «музыка в народном стиле» Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
подведение под понятие
коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Организует слушание музыкальных фрагментов, показ музыкальных инструментов.
- Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры и баяны, и гармошки.
Есть трещетки, дудки, бубны даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно что это? (Это оркестр.)
- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?
- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Как вы думаете, что мы изучать на уроке?
Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.
слушают музыкальные фрагменты, рассматривают музыкальные инструменты (картинки), отгадывают загадку, отвечают на вопрос и выдвигают гипотезу о теме урока научатся различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов Личностные:
смыслообразование;
регулятивные:
целеполагание;
познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; установление причинно-следственных связей
Первичное усвоение новых знаний.
Организует работу учащихся в группах по изучению отдельных инструментов народного оркестра.
Задание: составить вопросы к данному тексту (2-3) и ответы на них. Распределить обязанности в группе и подготовиться к выступлению. Работают в группах: готовят вопросы и ответы к текстам (приложение к уроку). Узнают историю появления инструментов и признаки инструментов. Познавательные:
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Первичная проверка понимания Создает условия для презентации заданий по группам.
Обобщает знания учащихся о составе оркестра русских народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов – оркестр включает в свой состав баяны, гармони, домры и балалайки, духовые инструменты, гусли, а также ударно-шумовые инструменты.
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником В.В.Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получил название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т.п.
Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.
Состав оркестра русских народных инструментов:
Оркестровые гармоники – баяны, гармони. Балалайки (примы, секунды, басовые, контрабасы).
Домры трехструнные (пикколо, малые, альтовые, басовые).
Гусли столовые и звончатые.
Духовые: свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (русского происхождения), а также флейты, гобои и т.д.Ударно-шумовые инструменты:
бубенцы, ложки, трещотки, бубен колокольчики и т.д.
Слушают выступления учащихся от групп. Задают вопросы. Высказывают свое мнение. Знать состав оркестра Личностные:
оценивание усваиваемого содержания
Познавательные:
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные:
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
 Практическая работа (музицирование).
Предоставляет детям право выбора музыкального инструмента. Когда инструменты разобраны и ребята готовы к музицированию, учитель спрашивает:
- Ребята, кто может назвать произведение, под которое мы вошли в класс?
- Русская народная песня «На горе-то калина».
- Верно. Именно это произведение мы будем исполнять нашим оркестром. Но прежде нам необходимо отработать партии каждой группы инструментов, входящих в состав оркестра.
Маракасы. Задача обучающихся, играющих на этих инструментах, выделять каждую долю, на протяжении всего исполнения данного произведения. (Объяснения учителя, показ, исполнение.)
Трещетки, треугольник и бубен.Эти инструменты исполняют сильную долю. Разница лишь в том, что трещотки и треугольник исполняют свою партию с первого куплета, а бубен – со второго. (Объяснения учителя, показ, исполнение.)
Ложки. Ложки, в сравнении с предыдущими ударными инструментами, более сложные в исполнении. Задача данных исполнителей заключается в том, чтобы простучать ритмический рисунок песни с первого до последнего куплета.
Металлофоны..Мелодия исполняемой песни построена на четырех последовательно идущих нотах, поэтому детям не составит большого труда исполнить мелодию известного им произведения на выбранных ими инструментах. Свирели.. Очевидно, что самые сложные инструменты в составе данного оркестра, это свирели. Учитель показывает ребятам как правильно надо держать инструмент, коротко рассказывает о дыхании и отрабатывает с детьми правильное исполнение заданной мелодии.
Организует исполнение русской народной песни «На горе-то калина» в сопровождении фонограммы (баяна). Отвечают на вопрос учителя. Выбирают инструменты. Исполнительское мастерство отрабатывается вместе с учителем.
После первого исполнения песни, ребятам предлагается возможность самим побыть в роли дирижера и они ее используют (если позволит время).
получат возможность научиться игре на простейших ударно-шумовых инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, треугольник, трещетки, свирель и т.д.);
Личностные:
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами
Первичное закрепление.
Задание:
Ребята, а сейчас я предлагаю вам выбрать из ряда инструментов, названных мною, те, которые не входят в состав оркестра русских народных инструментов.
Гусли, домра, скрипка.
Труба, жалейка, свирель.
Бубен, там-там, ложки.
Баян, балалайка, домбра.
Выполняют задание Знать инструменты народного оркестра. Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения
Рефлексия (подведение итогов занятия)
О чем говорили на уроке? Чем занимались? Что нового узнали?
 Мы закончили веселье
А также наше представление
Тише дудки, тише домры
До свиданья, люди добры.
Умолкает барабан
Замолкает балаган. Высказывают свое мнение Личностные:
оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные:
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить кроссворд на тему: «Русские народные инструменты».
Записывают задание в дневник Приложение
Гармоники (в т.ч. оркестровые)
Баян – язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник.Баян отличается большей полнотой и силой звука (в отличии от гармони баян имеет полный звукоряд), на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале 20-ого столетия П.Е.Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами. Известный гармонист-исполнитель Я.Ф.Орланский-Титаренко, также принимавший участие в создании инструмента, предложил назвать его именем легендарного древнерусского поэта, певца и музыканта Бояна.
Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространенным, подлинно массовым музыкальным инструментом. В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. В оркестре русских народных инструментов используются помимо баянов несколько разновидностей гармоней.
Гармонь - гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам, имеет не полный звукоряд. Сложные произведения на гармони исполнить нельзя.
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем). Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха (губная гармоника)). Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Струнные (струнно-щипковые)
Домра - струнный инструмент, получивший распространение в 16-17 веках преимущественно среди скоморохов. Корпус (круглой формы) делают из гнутых клепок, с резонаторным отверстием в середине. Звук извлекается с помощью медиатра или пальцами.
Домры - преимущественно ансамблевые и оркестровые инструменты. Домрам часто поручается соло, а для домр малых пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малые, альтовые, басовые.
Балалайка – сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году. Корпус треугольной формы, с резонаторным отверстием в середине. Звук извлекается пальцами, редко с помощью медиатра.
Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующую функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, бас, контрабас.
Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф.
Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных – стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66.
Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому в начале XXVII века. Говорят о том, что гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов – скоморохов. Они могли быть при царском дворе, дворянских усадьбах, у горожан и лиц духовного звания, которым игра на гуслях не возбранялась.
На прямоугольных гуслях исполнялись народные песни, танцы, романсы, отрывки из опер, различные инструментальные произведения.
В 1914 году Н.П.Фомин сконструировал так называемые «клавишные» (или «столовые») гусли. Они, наряду с обычными гуслями, были введены в оркестр Андреева и находят применение до настоящего времени в оркестрах большого состава.
Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук; звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.
Духовые (простейшие)
Рожок изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.
Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение
Во второй половине XIX – начале XX века ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях. Рожки вводятся также в состав наиболее крупных оркестров русских народных инструментов.
Жалейка – небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 – 150 мм.
Существуют и парные жалейки. Они имеют две самостоятельные трубки с пищиками, но общий раструб.
Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные – в южных.
Жалейка преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы.
Свирель звучит нежно, негромко. Во время игры «клювы» берут в рот, а ствол держат несколько наклонно вниз. На свирели играют преимущественно соло и исполняют народные песни. Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII веку. Какова древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. В первые годы XX столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции изредка встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.
Свистульки. Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины и фарфора. На Руси инструменты такого типа народ прозвал свистульками. Они имеют самую разнообразную форму и окраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями.
Ударно - шумовые
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
Особенно хорошо они применялись в ратном деле и у скоморохов. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X веку (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри.
Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовали как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтем, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее». Бубен встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное свое применение он нашел в оркестрах русских народных инструментов.
Ложки – самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Старинный предмет быта и он же – музыкальный инструмент.
Трещетки представляют собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.
Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.
Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударно - шумовые, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

Приложенные файлы


Добавить комментарий