Игры используемые при обучении плаванию.


Игры используемые при обучении плаванию
Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного явления — монотонии.
Это метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.
Кроме того, игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры, используя для примера сказочных персонажей, животных и птиц.
Игра – вид деятельности ребенка, состоящий из двигательных действий, творчески, прямо или косвенно отражающий явления окружающей его действительности (труд и быт людей, движения животных и птиц) и направленный на всестороннюю общую и специальную физическую подготовку. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего не просто механически выполнять известные движения, а мобилизовать свою память, двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию, оценивать свои действия. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Применение игрового метода на занятиях по обучению детей плаванию весьма важно, так как использование игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.
Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием.
Подвижные игры в воде
Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.
Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.
Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.
Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.
Бессюжетные — основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. дПо своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:
Для ознакомления со свойствами воды.
Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
Для развития физических качеств.
Для эмоционального воздействия.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде
Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.
Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются:
задачами каждого конкретного урока;
возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием;
условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).
Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться на суше. Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях.
Игра одной команды против другой воспитывает у участников чувство коллективизма, инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют проявления самостоятельности, достаточно развитых волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо при разрешении игровых конфликтов. От того, как показал себя занимающийся в игре, он заслуживает одобрения или порицания инструктора.
Продолжительность каждой игры определяется: типом урока, задачами урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности занимающихся; условиями проведения игры.
Игры на ознакомление со свойствами воды
Игры этой группы помогают детям: 1) быстрее освоиться с водой, «снять» чувство страха перед непривычной средой; 2) ознакомиться с новыми температурными условиями, а также плотностью, вязкостью и сопротивлением воды; 3) научиться опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями— ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.
Морской бой.
Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за преподавателя. По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство.
Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета. Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.
"Кто выше?"
Дети стоят на дне, уровень воды по пояс. По команде надо присесть, погрузившись до подбородка и оттолкнуться ногами от дна, подпрыгнув как можно выше. Можно усложнить игру, если перед прыжком опускаться под воду с головой. Правила: выпрыгивать вертикально вверх. Побеждает тот, кто выше прыгнет.
"До пяти"
Дети идут по дну друг за другом на расстоянии вытянутых рук.По команде (хлопок, свисток) дети должны остановиться, сделать глубокий вдох, погрузить лицо в воду так, чтобы уши остались над водой, и начать медленно выдыхать в воду пока преподаватель медленно считает до пяти. Затем играющие идут дальше. Правила: кто поднимет голову до пятого счета - получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше всего очков или их вообще нет. Для усложнения можно использовать перемещения различными способами (бегом, прыжками, с различными положениями рук) [7].
"Будь внимательным"
Дети стоят на дне, лицом к преподавателю. Руководитель делает различные условные движения руками (вверх, в стороны, за голову и т.д.). В соответствии с определенным положением рук руководящего, дети выполняют то или иное упражнение (выпрыгивание из воды, приседания под воду, наклоны и т.д.) Правила: за неправильное выполнение упражнений - штрафное очко. Побеждает тот, у кого нет или меньше всех штрафных очков. Не следует применять более трех условных движений, так как большинство играющих будет часто ошибаться и игра не даст желаемого результата[5].
"Лягушата"
Дети стоят на дне. По команде руководителя "Щука!" – играющие подпрыгивают вверх, а по сигналу "Утка" - прячутся под воду.   Правила: Неверно выполнивший команду получает штрафное очко, выигрывают те, кто набрал меньше всего штрафных очков[1].
"Пролезь в круг"
Дети стоят на дне друг за другом. На поверхности воды плавают по одной линии большие надувные круги. Первый игрок подходит к кругу, погружается с головой в воду с открытыми глазами, на согнутых ногах проходит под круг и пролезает через него. Далее он идет кследующему кругу и пролезает через него. В это время второй игрок идет к первому кругу. Правила: если после выполнения упражнения круг очень сильно смещается от первоначального положения игрок обязан его поправить
«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.
Описание игры. Дети стоят в шеренге по одному лицом к берегу и держатся руками за плот, шест или другой предмет — это «лодки у причала». По команде «Море волнуется» они расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребко-вые движения руками, помогающие передвижению в воде: «ветер разогнал» их в разные стороны. По команде «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение. Затем ведущий игру считает: «Раз, два, три — вот на место встали мы», после чего все «лодки» снова собираются у «причала». Опоздавший встать на место лишается права продолжать игру или получается штрафное очко.
Методические указания. Пространство, на которое «расплываются лодки», должно быть ограничено. Между первой (предварительной) и второй (исполнительной) командами ведущего игру необходимо выдержать небольшую паузу, чтобы де- ти могли остановиться, переменить направление движения и устремиться к «причалу». Если на месте купания нет подходяще-го предмета для обозначения «причала», условно оговаривается место «причала», где, в зависимости от условий игры, «лодки» собираются в шеренгу, колонну или круг.
«ПОЛОСКАНИЕ БЕЛЬЯ»
Задачи игры. Воспитание чувства опоры о воду во время гребка руками.
Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему,, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, прямые руки опущены вниз. По команде ведущего играющие выполняют обеими руками одновременные и попеременные движения в разных направлениях из стороны в сторону, вперед-назад, вниз-вверх, как бы занимаясь «полосканием белья».
Методические указания. Ведущий игру в обязательном порядке дает ребятам задание каждое упражнение выполнить поочередно сначала расслабленными, а затем напряженными руками. Это позволяет почувствовать, что опираться и отталкиваться от воды можно только ладонью напряженной руки.
«ВОЛНЫ И МОРЕ»
Задачи игры. Ознакомление с физическими свойствам» воды, ее плотностью и сопротивлением.
Описание игры. Играющие выстраиваются в шеренгу* ноги на ширине плеч, руки опущены в воду, пальцы сцеплены.. По команде ведущего выполнять движения обеими руками вправо-влево.
Методические указания. Руки держать под самой поверхностью воды, чтобы «волны» были больше. Движения выполнять напряженными руками. Игру можно проводить также, разделив участников на две команды, которые по сигналу, стоя в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 2 м, соревнуются, у кого волны больше.
«ФУТБОЛ»
Задачи игры. Воспитание чувства опоры о воду во время гребка ногами.
Описание игры Группа детей располагается в произвольном порядке (в шеренге, кругу, взявшись за руки или опустив руки на воду). По команде ведущего ребята делают «замах» и «удар» по воображаемому мячу сначала одной, потом другой ногой.
Методические указания. При выполнении «удара» подъемом ноги вытягивать носок и напрягать мышцы, окружающие голеностопный сустав. Когда «удар» производится подъемом стопы, то, как уже говорилось, носок ноги оттянут, как при плавании кролем. Если же «удар» выполняется внутренней стороной голеностопа, то носок стопы занимает положение, соответствующее исходному положению ног перед выполнением толчка при плавании брассом.
«Цапли»
Задача — освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.
Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное — в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.
«Мостик»
Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.
Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх — «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3—4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.
Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.
«Кузнечики»
Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.
Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.
«Пятнашки»
Задача — изучение и совершенствование погружений в воду с головой.
Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.
Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.
«ПЕРЕПРАВА»
3адачиигры. Воспитать чувство опоры о воду ладонью и предплечьем руки.
Описание игры. Играющие в произвольном порядке (шеренгах или колоннах и др.) по сигналу инструктора идут по дну от одной условной границы до другой, помогая себе гребками рук.
Методические указания. Гребки выполняются в стороне от корпуса согнутыми в локтях руками или одновременно обеими руками, или поочередно каждой рукой. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая гребками рук излишнего шума, «чтобы противник не услышал». По мере освоения упражнения, игра проводится по сигналу «Кто быстрее переправится». В этом случае играющие бегут по дну на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.
«ЛОДОЧКИ»
3адачи игры. Ознакомление с сопротивлением воды, воспитание умения самостоятельно передвигаться в различных направлениях.
Описание игры. По первому условному сигналу инструктора «лодочки» расплываются в разных направлениях, их «разогнал ветер». По второму сигналу «Раз, два, три — вот на место встали мы» все играющие спешат занять места у условного «причала». *
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий для проведения, игра, также как и предыдущая, может разыгрываться в быстром и медленном темпе. Играющие передвигаются вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно и одновременно,
«ПОЙМАЙ ВОДУ»
Задачи игры. Приучить детей во время контакта рук с водой держать пальцы вместе, что необходимо для эффективного гребка рукой в плавании.
Описание игры. Играющие стоят на дне в шеренге или кругу. По сигналу ведущего «Поймай воду» играющие опускают руки в воду, соединяют кисти рук и, зачерпнув воду, поднимают руки с водой над поверхностью. Ведущий смотрит, кто больше набрал воды, у кого вода вытекает из рук и т. д.
Методические указания. При выполнении упражнения обязательно напоминать детям, что «поймать воду» можно только ладонью с плотно сжатыми пальцами.
«КАРУСЕЛЬ»
Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением водной среды.
Описание игры. Встать в круг, взяться за руки. По сигналу играющие начинают движение по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом». Играющие пробегают один или два круга до очередного сигнала «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движения в другую сторону.
Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две и даже три «карусели».
«РЫБЫ И СЕТЬ»
Задачи игры. Освоение с водой, воспитание умения действовать вместе с коллективом.
Описание игры. Все играющие, кроме двух ведущих, разбегаются. Ведущие, держась за руки, стараются поймать кого-либо из играющих в «сети». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пойманный присоединяется к ведущим, увеличивая «сеть». Игра кончается, когда большинство «рыб» поймано.
Методические указания. «Сеть» должна быть прочной и нигде не «рваться». Поэтому ребята, изображающие «сеть», должны крепко держаться за руки. «Рыбам» запрещается разрывать «сеть» силой, выбегать на берег или за пределы условленного места игры. «Рыба» считается пойманной, если она попала в «сеть», то есть круг, образованный играющими. Выигрывают дети, к концу игры не попавшие в «сеть».
«КАРАСИ И КАРПЫ»
Задачи игры. Освоение с водой, воспитание умения смело передвигаться в воде, не бояться брызг.
Описание игры. Две равные шеренги играющих становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. Игроки одной шеренги — «караси», другой — «карпы». Как только ведущий игру произнес «Караси!», шеренга «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной зоны. Одновременно «карпы» поворачиваются, стараются догнать «карасей» и дотронуться до них рукой. Осаленные таким образом «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра начинается сначала. Ведущий произвольно называет команды — «караси» или «карпы», после чего игроки названной команды убегают на свою территорию. Подсчет осаленных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. Выигрывает та команда, у которой было осалено меньшее количество игроков.
Методические указания. К концу игры обе команды должны быть названы одинаковое количество раз. Шеренги «карасей» и «карпов» должны стоять боком к ведущему игру.
«Мяч в воздухе»
Задача — развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды — проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.
Игры на погружение с головой в воду и открывание глаз в воде
«КТО БЫСТРЕЕ СПРЯЧЕТСЯ ПОД ВОДУ?»
Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды.
Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой. Второй вариант — «Сядь на дно». По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду.
Методические указания. Перед погружением под воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.
«УМЫВАНИЕ»
Задачи игры. Научить детей открывать глаза в воде.
Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу «умываются»: зачерпнув ладонями воду, брызгают ее себе на лицо.
Методические указания. Когда вода стекает по лицу, ни в коем случае не надо закрывать глаза. Ведущий дает детям указание: «Все, кто «умывается», смотрят на меня». Обязательно отметить тех, кто хорошо «умывается», а также тех, кому нужно «умываться» лучше.
«ХОРОВОД»
Задачи игры. Почувствовать подъемную силу воды, улучшить ориентировку, открывая в воде глаза.
Описание игры. Взяться за руки и идти по кругу, считая вслух до десяти. Затем сделать вдох и, задержав дыхание, погрузиться под воду. Продолжать игру, но идти с открытыми под водой глазами в другую сторону.
Методические указания. После того, как играющие появятся над водой, дать им указание крепко держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и лицо.
«ДО ПЯТИ»
Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой, привыкание к более продолжительному пребыванию под водой.
Описание игры. По команде ведущего играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Ведущий игру громко считает до пяти. Кто вынырнет раньше времени, становится на одну сторону бассейна (проигравшие), кто продержится под водой до счета пять — на другую сторону (победители).
Методические указания. После того, как играющие выпрямятся и появятся над водой, дать им указание не вытирать глаза и лицо руками.
«МОРСКОЙ БОИ»
Задачи игры. Научить детей не бояться брызг, попадающих в лицо, и не закрывать глаза.
Описание игры. Две шеренги играющих встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывает команда,
игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной, не закрывают глаза. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.
Методические указания. Обе шеренги стоят боком к ведущему игру.
«ЖУЧОК-ПАУЧОК»
Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.
Описание игры. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центр круга встает ведущий — «жучок-паучок». Играющие произносят нараспев: «Жучок-паучок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все под воду!». С последними словами все приседают под воду, а кто не успел спрятаться, становится «жучком-паучком».
Методические указания. При выполнении погружений в воду с головой, инструктор напоминает играющим, что в воде надо открыть глаза, чтобы лучше ориентироваться. После появления над водой не
«ЛЯГУШАТА»
Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.
Описание игры. Играющие «лягушата» встают в круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По сигналу «Щука» все «лягушата» подпрыгивают, по сигналу «Утка» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду встает в середину круга, а игра продолжается.
Методические указания. Обязательно похвалить детей, которые ни разу не ошиблись.
«Азбука», «Счет»
Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Методические указания. Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными — «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы достать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, — это непременное условие игры. По мере освоения этого материала время составления слова или числа ограничивается, что приучает ребят быстро читать и считать.
«Циркачи»
Задача — изучение и совершенствование погружений в воду.
Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, — «как в цирке». Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина — на уровне пояса).
Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).
«НАСОС»
Задачи игры. Совершенствование навыков погружения под воду и открывания глаз в воде.
Описание игры. Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Приседая по очереди, они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды — другой приседает и скрывается под водой.
Второй вариант — «Смотри внимательно». Играющие встают в пары лицом друг к другу. Один из них приседает под водой и открывает глаза, другой показывает ему различное количество пальцев. После появления из воды первого игрока второй спрашивает его, сколько пальцев он увидел.
Методические указания. Инструктор до начала игры напоминает детям, что перед погружением под воду нужно обязательно сделать вдох и задержать дыхание.
«СПРЯЧЬСЯ»
Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.
Описание игры. Играющие становятся в круг, в центре которого находится ведущий. Ведущий проводит над их головами рукой или бечевкой с привязанной на конце резиновой игрушкой: участники игры быстро опускают голову в воду. Ребята, которых коснулась игрушка, выбывают из игры.
Второй вариант. Играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые — другую. Выигрывает команда, игроки которой меньшее количество раз были задеты резиновой игрушкой.
Методические указания. Игрокам запрещается выходить за пределы досягаемости резиновой игрушки. Диаметр круга, по которому расположены играющие, должен быть по возможности больше, а скорость вращения игрушки — меньше.
«ВОДОЛАЗЫ»
Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.
Описание игры. Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, заранее брошенный туда.
Второй вариант. Играющие разделяются на две команды с равным количеством участников в каждой. По команде ведущего играющие собирают со дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой собрали все предметы за меньший промежуток времени.
Методические указания. Число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре группы.
«БРОД»
Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.
Описание игры. Играющие стоят в одной или двух колоннах по одному. Поочередно они передвигаются по дну по заданному ориентиру. Чтобы не сбиться с пути, играющие часто ныряют и открывают глаза, разглядывая лежащие на дне ориентиры.
Методические указания. Место, где проводится игра, должно быть огорожено.
«ОХОТНИКИ И УТКИ»
Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, ориентирования под водой.
Описание игры. Играющие делятся на две команды — «охотники» и «утки». «Охотники» встают в круг, пропустив внутрь круга «уток». Перебрасываясь футбольной камерой, «охотники» стараются попасть в «уток», которые ныряя, прячутся от мяча. Игра продолжается 2—3 мин, после чего команды меняются местами. Выигрывает команда, имеющая большее количество попаданий.
Методические указания. Предупредить играющих, чтобы удары камерой были не очень сильными и не причиняли болевых ощущений.
«ПОЕЗД В ТОННЕЛЬ»
Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой.
Описание игры. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс стоящего впереди, изображают «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу, держась за руки, и обозначают «тоннель», опустив руки на воду. Поочередно подныривая под руки изображающих «тоннель», «вагоны •поезда» проходят его.
Второй вариант. «Поезд» ныряет в пластмассовый круг, который держит один из играющих. Задачу можно усложнить, .разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга. Если позволяет подготовленность играющих, то «тоннель» может быть удлинен за счет установки двух пластмассовых кругов на расстоянии 2—3 м один от другого.
Методические указания. Во время ныряния обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.
«УТКИ-НЫРКИ»
Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде и ориентирования под водой.
Описание игры. На поверхности воды устанавливаются «несколько «станций» из самых разнообразных предметов (пластмассовый обруч, плавательная доска, плавательная разграничительная дорожка, шест, квадрат и др.). Играющие распределяются на равные по количеству участников группы, каждая из которых располагается около указанной ведущим «станции». Число групп соответствует количеству «станций». По команде ведущего играющие на каждой «станции» поочередно ныряют в обруч, под дорожку и т. д. Когда все участники выполнили упражнения на своих «станциях», дается команда перейти на другие «станции». Игра кончается, когда каждая группа пройдет через все «станции». Методические указания. До игры ведущий напоминает детям, что перед тем как нырнуть, нужно сделать вдох и задержать дыхание.
Игры с прыжками в воду
«НЕ ОТСТАВАЙ»
Задачи игры. Воспитание умения прыгать в воду, смелости, уверенности.
Описание игр ы. Играющие садятся на бортик бассейна и свешивают ноги. По сигналу ведущего они спрыгивают в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто займет это положение раньше всех.
Методические указан и я. Игру можно проводить с не умеющими плавать, если вода доходит до пояса или груди занимающихся.
«ЭСТАФЕТА»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущей игре.
Описание игры. В игре участвуют две команды, игроки) которых садятся вдоль бортиков бассейна в колонну по одному. По сигналу ведущего замыкающие в каждой команде ударяют рукой сидящего впереди и сами прыгают в воду. Каждый) играющий проделывает то же самое, как только сидящий сзади дотронется до его плеча. Выигрывает команда, все игроки которой раньше оказались в воде.
Методические указания. Напоминать занимающимся, что перед каждым прыжком нужно сделать вдох и задержать дыхание.
«ПРЫГНИ В КРУГ»
3адачи игры. Те же, что и в предыдущей игре.
Описание игры. Играющие поочередно спрыгивают вниз ногами, стараясь попасть в пластмассовый обруч, лежащий на воде около бортика бассейна.
Методические указания. Сначала прыжки могут выполняться из положения присев, затем из положения стоя с шага и, наконец, с толчка двумя ногами от бортика. Во время первых прыжков дети, как правило, задевают обруч руками, но не надо делать им замечания. Постепенно ведущий усложняет задачу — ставит условия прыгнуть в обруч и не задеть его. В этом случае прыжок выполняется в положении руки вытянуты вдоль тела или подняты вверх.
Ведущий обязан обращать внимание на правильное исходное положение при выполнении прыжков в воду. Занимающиеся перед прыжком должны захватить пальцами ног передний край бортика, тумбочки, то есть любой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
«КТО ДАЛЬШЕ ПРЫГНЕТ»
Задачи игры. Воспитание смелости, уверенности, навыка к глубоким и продолжительным погружениям в воду с головой.
Описание игры. Играющие встают на бортик бассейна на расстоянии 1 м друг от друга и захватывают пальцами ног край бортика. По команде ведущего выполняется прыжок вниз; ногами с толчком обеих ног от бортика и махом рук. Выигрывает тот, кто дальше прыгнет.
Второй вариант. На расстоянии 1,5—2 м от бортика натягивается дорожка или на поверхность воды кладется шест. По-команде ведущего дети стараются перепрыгнуть через условный рубеж любым произвольным способом вниз ногами.
Методические указания. Глубина воды не должна превышать уровня груди или пояса играющих. Умеющие плавать могут прыгать в глубокий водоем, но каждый очередной прыжок выполняется только после того, как предыдущий занимающийся отплыл на безопасное расстояние или вышел из воды. «КЛОУНАДА»
3адачи игры. Те же, что и в предыдущей.
Описание игры. По заданию ведущего дети выполняют самые разнообразные прыжки в воду ногами вниз: прыжок из исходного положения стоя спиной к воде, прыжок с поворотом в воздухе на 180°, прыжок с разведением в стороны ног и последующим их соединением перед входом в воду и др.
После того, как все варианты прыжков разучены каждым занимающимся, прыжки можно выполнять в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары.
Методические указания. В глубоком водоеме с непрозрачной водой каждый очередной прыжок выполняется после того, как предыдущий прыгун отплыл на безопасное расстояние.-
«КТО ДАЛЬШЕ ПРОСКОЛЬЗИТ»
Задачи игры. Воспитание смелости, уверенности, умения прыгать в воду головой вниз. Описание игры. Играющие сидят на бортике, опустив ноги в воду и упираясь подошвами в стенку бассейна или сливной желоб. Руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. По команде ведущего дети низко наклоняют голову и руки к воде и, оттолкнувшись ногами, падают в воду. Выигрывает тот, кто дальше проскользит.
Методические указания. В неглубоком водоеме прыжок может выполнять вся группа одновременно, в глубоком дети прыгают по одному. «НА СТАРТ — МАРШ!»
Задачи игры. Совершенствование умения прыгать в воду «низ головой.
Описание игры. Играющие выстраиваются на бортике на расстоянии 1 м друг от друга. Пальцами ног захватывают край бассейна. По команде ведущего «На старт!» играющие занимают неподвижное положение. По команде «Марш!» выполняют прыжок в воду. Выигрывает проскользивший после прыжка дальше всех.
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся, в игре могут быть использованы как стартовый, так и другие, более простые прыжки, выполняемые вниз головой. Например, спад в воду из положения согнувшись, прыжок в воду из положения согнувшись с толчком ног, этот же прыжок, но с маховым движением рук.
«ПОЛЕТ»
Задачи игры. Воспитание смелости, уверенности при выполнении прыжков в воду вниз головой.
Описание игры. Играющие выстраиваются на бортике на расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего выполняется стартовый прыжок. Выигрывает участник, пролетевший в воздухе до погружения в воду как можно дальше.
Методические указания. Игра проводится с участниками, хорошо умеющими плавать. Играющих можно разделить на две команды. Успеху игры будет способствовать протянутая в 1,5—2 м от бортика бассейна веревка или плавательная дорожка, через которую необходимо перелететь, не задев ее.
«ВСЕ ВМЕСТЕ»
Задачи игры. Совершенствование навыков прыжков в воду.
Описание игры. Играющие стоят в шеренге по одному •на расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего играющие выполняют соскок вниз ногами, спад из положения согнувшись, прыжок с поворотом, спиной вперед или какой-либо Другой.
Методические указания. Участников разделить на две равные по силам команды.
«КАСКАД»
3адачи игры. Те же, что и в предыдущей.
Описание игры. Играющие стоят в шеренге по одному на расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего играющие выполняют один за другим соскок или прыжок вниз ногами или какой-либо другой.
Методические указания. Инструктор должен перед каждым прыжком внимательно проверить правильность исходного положения, которое принимает играющий.
Игры на всплывание и лежание на воде
«ПОПЛАВОК»
Задачи игры. Ознакомление с подъемной силой воды, ощущение состояния невесомости.
Описание игры. Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета десять.
Соревнуются две группы или отдельные занимающиеся на качество выполнения упражнения.
Методические указания. Перед выполнением упражнения все играющие по команде ведущего делают глубокий вдох и задерживают дыхание на вдохе.
«МЕДУЗА»
3адачи игры. Те же, что и в предыдущей.
Описание игры. Играющие по команде ведущего, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают под воду и, наклонившись вперед, всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице, руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.
Методические указания. Так же, как и в предыдущем упражнении, после всплывания на поверхность все играющие считают в уме до десяти.
«КТО СДЕЛАЕТ»
Задачи игры. Совершенствование равновесия, умения свободно без движений лежать на поверхности воды. Описание игры. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, играющие осторожно ложатся на воду в положении на спине. Руки и ноги разведены в стороны, голова слегка откинута назад.
Методические указания. Перед выполнением упражнения инструктор объясняет, что на воде нужно лежать в положении на спине, а не сидеть. Это возможно только при условии, если не сгибаться в тазобедренных суставах и не прогибаться в пояснице.
«ВИНТ»
Задачи игры. Совершенствование умения произвольно изменять положение тела в воде.
Описание игры. Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем, в зависимости от дальнейшей команды, поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т. д. Выигрывает участник или несколько участников, умеющих лучше других изменять положение тела в воде.
Методические указания. При выполнении поворотов дать указание играющим помогать себе гребковыми движени
«Буксир»
Задача — освоение безопорного горизонтального положения.
Описание игры. Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».
Методические указания. «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.
«Звездочка»
Задача — изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.
Описание игры. Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, барабанная дробь и пр.) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.
Вариант 1. Во время движений ногами стопы находятся в положении «на себя» и в сторону — «Клюшка».
Вариант 2. «Звездочка на спине». Перевороты из положения на груди в положение на спине и обратно с фиксацией положения на спине; то же можно выполнять многократно, соединив руки и ноги и вытянувшись.
Методические указания. При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении (см. рис. 8) и менять положение стоп: при разведении — стопы «на себя», при сведении — захлестывающее движение.
«Утки-нырки»
Задача — освоение безопорного положения в воде.
Описание игры. Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, — показать «хвостик», как это делает утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее количество раз.
«Ныряльщики»
Задача — изучение безопорного положения, развитие ориентировки.
Описание игры. Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч (рис. 66), а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды -победительницы первого этапа.
Методические указания.
Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д.; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.
«Поднырни»
Задача — освоение безопорного положения и развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове (рис. 67). Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.
Методические указания. Расстояние до круга постепенно увеличивается, что регламентируется подготовленностью детей и размерами бассейна. Если среди играющих окажутся такие, которые подныривают под круг с первой попытки, то можно сразу увеличивать расстояние или проводить игру с такими детьми отдельно.
«Торпеды»
Задача — освоение и совершенствование скольжений.
Описание игры. По сигналу играющие принимают исходное положение и выполняют скольжение на груди (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проскользит, как «торпеда». В зависимости от условий игра может быть командной и некомандной.
Методические указания. Определять победителя могут сами дети, отмечая расстояние, которое проскользят их товарищи. По мере изучения скольжений можно выполнять один гребок одновременно обеими руками и далее скользить до полной остановки (или до отметки), прижав руки к туловищу. Можно учитывать также прямолинейность скольжения. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные условиями игры.
«АВАРИЯ»
Задачи игры. Воспитание умения в случае необходимости продолжительное время держаться на поверхности воды.
Описание игры. По команде ведущего играющие выполняют глубокий вдох и ложатся на воду в положении на спине. С произвольным дыханием они стараются продержаться на воде как можно дольше (до 1 мин), пока не «подоспеет помощь».
Методические указания. До начала игры подсказать участникам, что можно выполнять легкие гребковые движения кистями рук около тела.
«СЛУШАЙ СИГНАЛ»
Задачи игры. Совершенствование умения всплывания и лежания на воде.
Описание игры. Играющие соревнуются в правильном выполнении упражнений «поплавок», «медуза», лежание на спине, на груди, «винт». Каждое упражнение выполняется под соответствующие условные сигналы, о значении которых необходимо договориться с занимающимися до начала игры.
Второй вариант. Играют две команды, равные по силам. Выигрывает команда, совершившая меньшее количество ошибок.
Методические указания. Условные сигналы должны быть короткими и выразительными. Перед подачей очередного сигнала должен быть промежуток времени, достаточный для отдыха.
«ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКОМ»
Задачи игры. Совершенствование навыка всплывания и лежания на воде.
Описание игры. Ведущий — «пятнашка» — старается догнать игроков и дотронуться до кого-либо из них. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавка». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем тот принял это положение, игрок становится «пятнашкой».
Второй вариант. В зависимости от подготовленности участников, вместо «поплавка» выполнять «медузу» или любые другие упражнения, известные играющим.
«КТО СДЕЛАЕТ КУВЫРОК»
Задачи игры. Совершенствование равновесия, умения свободно изменять положение тела в воде, ориентирования.
Описание игры. По команде ведущего участники по одному выполняют кувырки вперед через плавательную дорожку или мяч, предварительно сделав вдох и приняв положение группировки. Затем дается команда выполнить кувырок назад.
Второй вариант. После того, как каждый участник освоит выполнение кувырков вперед и назад, игра может быть проведена с двумя командами как эстафета.
Игры с выдохом в воду
«У КОГО БОЛЬШЕ ПУЗЫРЕЙ»
Задачи игры. Совершенствование навыка выдоха в воду.
Описание игры. По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, имевший больше пузырей, то есть сделавший продолжительный и непрерывный выдох в воду.
Методические указания. Напомнить играющим, что перед погружением под воду нужно обязательно сделать вдох.
«ВАНЬКИ-ВСТАНЬКИ»
Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой, совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры. Играющие, разделившись на пары, встают друг против друга и крепко берутся за руки. По первому сигналу стоящие справа приседают, опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу под воду погружаются стоящие слева, а их партнеры резко выпрыгивают из воды и делают вдох.
Выигрывает та пара, которая правильнее других, строго по сигналу и дольше всех выполнит упражнение.
Методические указания. Несмотря на то, что игра направлена на совершенствование навыка выдоха в воду, инструктор внимательно следит за обязательным выполнением других разученных элементов, например, открывание глаз в воде и т. д.
«Спрячься в воду»
Задача — совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.
Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется— от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры — выполнять погружения с выдохом в воду.
«Плыви, игрушка!»
Задача — обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.
Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно — в зависимости от ее формы.
«Гудок»
Задача — обучение погружениям и выдоху в воду.
Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», — «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).
Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.
«Сядь на дно»
Задача — обучение погружениям и выдоху в воду.
Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально — важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.
Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.
«Насос»
Задача — обучение погружениям в воду с головой и выдоху.
Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.
Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.
«ПОЕЗД»
Задачи игры. Дальнейшее совершенствование умения делать выдох в воду.
Описание игры. Двое играющих, взявшись за руки, опускают руки на поверхность воды. Это «тоннель». Остальные ребята — «поезд» — встают в колонну по одному и двигаются вперед. Подходя к «тоннелю», играющие делают вдох, а проходя через «тоннель» во время погружения под воду делают выдох — «поезд пускает пар». Двое игроков, изображающих «тоннель», встают в конец «поезда», а двое первых из «поезда» обозначают новый «тоннель».Методические указания. Игру можно усложнить, организовав на пути следования поезда пять и более «тоннелей». Это могут быть пластмассовые обручи, плавательные дорожки и любые другие предметы, под которые нужно поднырнуть и одновременно сделать выдох в воду.
«ФОНТАНЫ»
Задачи игры. Совершенствование ритма дыхания при выполнении вдоха и выдоха в воду.
Описание игры. Играющие встают в круг и по командам ведущего — короткую «вдох» и продолжительную «вы-ы-ы-дох» — выполняют 5, 10, 20 или другое количество поочередных вдохов и выдохов в воду. Участники могут держаться за руки.
Второй вариант. Игра проводится как соревнование между двумя командами. Выигрывает команда, все участники которой выполняют продолжительные и непрерывные выдохи в воду, та есть «фонтан» бьет лучше.
Методические указания. Ведущий, объясняя правила игры, подчеркивает, что преимущество имеет тот «фонтан», у которого сильно бьет каждая струя (то есть каждый участник умеет делать выдох в воду).
«КАЧЕЛИ»
Задачи игры. Дальнейшее совершенствование ритма дыхания.
Описание игры. Играющие встают по парам спиной друг к другу и берут друг друга под руки. Поочередно наклоняясь вперед до положения нагнувшись лицом в воду, они поднимают своих партнеров над водой. В момент опускания лица в воду делается выдох. Выигрывает та пара, которая больше других несколько раз подряд выполнит вдох и выдох в воду.
Методические указания. Играющие стоят боком к ведущему.
«КТО ПОБЕДИТ»
Задачи игры. Совершенствование навыка ритмичного дыхания при выполнении выдоха в воду.
Описание игры. Играющие встают в одну шеренгу и по команде ведущего идут по дну, помогая себе гребками рук и непрерывно до границы финиша делая вдох над водой и выдох в воду. Выигрывает тот, кто пришел первым и от старта до финиша правильно выполнил упражнение.
Граница финиша обозначается на расстоянии 15—20 м от места старта.
Методические указания: При выполнении выдоха занимающиеся опускают в воду только нижнюю часть лица (рот и нос) до уровня глаз.
Игры со скольжением и плаванием
«КТО ДАЛЬШЕ ПРОСКОЛЬЗИТ»
Задачи игры. Постановка обтекаемого положения тела и умения тянуться вперед, равновесия.
Описание игры. Играющие встают в одну шеренгу и по команде ведущего выполняют скольжение сначала на груди, затем на спине.Методические указания. Скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками. .Скольжение на спине сначала выполняется в положении с руками вдоль тела, затем и руками, вытянутыми вперед. Скольжение выполняется в сторону мелкого места.
«СТРЕЛА»
Задачи игры. Научить детей напрягать мышцы тела и тянуться вперед (принимать обтекаемое положение тела).
Описание игры. Ведущий игру и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего, принявшего положение скольжения, одной рукой за ноги, другой — под живот « толкают его к берегу по поверхности воды. Лучшая «стрела» скользит дальше всех.
Методические указания. Упражнение выполняется как на груди, так и на спине. Играющие, принимая исходное положение для скольжения, обязательно вытягивают руки вперед. Игра проводится только с
«ТОРПЕДЫ»
Задачи игры. Совершенствование положения тела при плавании, техники движений кролем (ногами).
Описание игры. Играющие встают в шеренгу и по команде ведущего делают скольжение на груди с движением ногами кролем. Затем то же повторяют па спине. Выигрывает проплывший большее расстояние.
Методические указания. Упражнение выполняется только в сторону мелкого места.
«ФОНТАН»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущей.
Описание игры. Играющие встают в круг и берутся за руки. По команде все ложатся на спину, вытянув ноги к центру круга и поддерживая себя гребковыми движениями рук около тела, и делают движения ногами кролем на спине, плывя в разные стороны.
Второй вариант. Первые номера стоят на дне, вторые ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга. Вторые номера делают движения ногами кролем, держась за руки первых. После 15—20 с играющие меняются ролями.
«КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
Задачи игры. Научить детей не бояться глубокого места и, не затрачивая лишних движений, уметь продержаться на глубине или выплыть на мелкое место.
Описание игры. На глубоком месте играющие, применяя любые способы плавания, чередуя плавание и лежание на поверхности воды, стараются продержаться до сигнала ведущего. По сигналу играющие выплывают на мелкое место.
Методические указания. В игре участвуют не более двух человек одновременно. Ситуация на глубоком месте непрерывно контролируется ведущим и помощниками.
«КТО ПОБЕДИТ»
Задачи игры. Совершенствование техники плавания.
Описание игры. Играющие по команде ведущего проплывают на соревнование 10, 15, 25 м в зависимости от подготовленности. Выигрывает приплывший первым.
Методические указания. Плавание проводится кролем на груди, на спине, брассом, при помощи ног с доской или без доски и т. д.
«МАРАФОН»
Задачи игры. Воспитание умения рассчитывать свои силы при плавании и преодолевать максимально возможное расстояние.
Описание игры. По команде ведущего участники игры принимают старт в «марафонском» заплыве. Каждый плывет любым удобным ему способом или чередуя разные способы плавания. Выигрывает участник, проплывший наибольшее расстояние.
Методические указания. Перед заплывом ведущий предупреждает участников, что их задача — плыть медленно, но долго, сохраняя ритмичное дыхание. В зависимости от подготовленности участников, длина «марафонской» дистанции может быть 50, 100, 200 м.
«КТО ДОЛЬШЕ»
Задачи игры. Совершенствование техники движений ногами брассом, развитие силы мышц.
Описание игры. По команде ведущего проводится соревнование на глубокой части бассейна. Играющие делают движения ногами брассом, подняв кисти рук над поверхностью воды. Выигрывает участник, дольше других выполнявший это упражнение.
«ЭСТАФЕТА»
Задачи игры. Совершенствование техники плавания, умения бороться за победу.
Описание игры. В игре участвуют две равносильные команды. Занимающиеся могут плыть при помощи движений ногами или руками и в полной координации, в зависимости от подготовленности. Если играющие освоили спортивные способы плавания, можно провести комбинированные эстафеты, где участники плывут в полной координации кролем на груди, на спине, брассом или при помощи движений ногами.
«КТО СДЕЛАЕТ МЕНЬШЕ ГРЕБКОВ»
Задачи игры. Совершенствование эффективного гребка.
Описание игры. Занимающиеся проплывают определенное расстояние, стараясь сделать как можно меньше гребков. Ведущий и его помощники ведут подсчет сделанного количества гребков.
Методические указания. В зависимости от подготовленности участники плывут кролем или брассом.
«КТО БЫСТРЕЕ ПРОПЛЫВЕТ»
Задачи игры. Совершенствование техники плавания, развитие силы мышц.
Описание игры. Играющие распределяются по парам. По команде ведущего один участник плывет при помощи движений руками, а другой держится за его ноги и лежит на воде, не делая никаких движений. После финиша участники меняются местами.
Второй вариант. То же соревнование, но в плавании с доской при помощи движений ногами. Партнер лежит па спине впереди плывущего и держится руками за доску.
Методические указания. В зависимости от спортивной квалификации играющих, плавание проводится кролем на груди или брассом.
«ЧЕЙ РЕКОРД»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущей. Описание игры. По команде ведущего играющие стартуют на определенное расстояние при помощи движений руками кролем на груди, на спине или брассом со связанными ногами. «САЛКИ»
Задачи игры. Дальнейшее совершенствование техники плавания.
Описание игры. Один из играющих — «салка» — старается догнать и дотронуться до кого-либо из плавающих товарищей.
Методические указания. Игра проводится на глубоком месте, чтобы участники плавали, не касаясь ногами дна.
«ЭСТАФЕТА С ВЫБЫВАНИЕМ»
Задачи игры. Совершенствование техники плавания, воспитание волевых качеств.
Описание игры. По команде ведущего играющие плывут до противоположной стенки бассейна. Тот, кто приплывет последним, выбывает из игры. Плыть можно любым способом или чередовать способы плавания. Эстафету можно проводить с остановками: после каждого проплывания бассейна игрокам дается некоторая передышка. Если эстафета проводится без остановок, то на каждом повороте пловец, коснувшийся последним стенки бассейна, выбывает из игры.
«ГУСЕНИЦА»
Задачи игры. Совершенствование техники плавания.
Описание игры. Играющие становятся в колонну по одному. Затем ложатся на воду на спину или на грудь и каждый захватывает ногами находящегося сзади за поясницу. После этого по сигналу «гусеница» начинает плыть вперед; все одновременно выполняют движения кролем (на спине или на груди) сначала правой рукой, потом левой. Замыкающий «гусеницу» работает ногами кролем.
Если «гусеница» плывет брассом, то играющие держат друг друга руками за поясницу. Первый плывет брассом в полной координации, а все остальные одновременно выполняют движения ногами.
Игры с мячом
«МЯЧ ПО КРУГУ»
Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой. Описание игры. Играющие стоят на дне и перебрасывают друг другу легкий мяч, не впитывающий воду.
«ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущей.
Описание игры. Играющие располагаются по кругу и ударами рук отбивают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе.
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся, игра может проводиться как в мелком, так и в глубоком бассейнах. «САЛКИ С МЯЧОМ»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущих играх с мячом.
Описание игры. Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них — «салка» — легким резиновым мячом старается попасть в кого-либо из играющих. Игрок, задетый мячом, становится «салкой». Методические указания. В зависимости от подготовленности участников, игра может проводиться в мелком и глубоком бассейнах.
«БОРЬБА ЗА МЯЧ»
3адачи игры. Те же, что и в предыдущих играх с мячом.
Описание игры. Участников игры делят на две равные по силам команды. У одной из них легкий, не впитывающий влагу мяч (или футбольная камера). Игроки этой команды, передвигаясь в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Вторая команда старается отнять мяч у первой. Выигрывает команда, овладевшая мячом большее количество раз.
Методические указания. Игра проводится как на мелком, так и на глубоком местах. «МЯЧ СВОЕМУ ТРЕНЕРУ»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущих играх с мячом.
Описание игры. Играющие делятся на две команды. Первая команда выстраивается на одной отметке, вторая — на другой. У каждой команды — тренер, который принимает участие в игре, стоя на противоположной от команды отметке. По сигналу судьи игроки обеих команд стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая его одной или двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось это сделать большее количество раз.
«ГОНКИ МЯЧЕЙ»
Задачи игры. Те же, что и в предыдущей.
Описание игры. Играющие становятся в пары и берут в руки по мячу. По команде ведущего игроки плывут кролем на груди с высоко поднятой головой и гонят мяч впереди себя. Выигрывает пловец, быстрее всех проплывший условленное расстояние и не потерявший мяча.
Методические указания. Оба игрока в соревнующейся паре должны быть одинаково подготовлены.
«ВОДНОЕ ПОЛО»
Задачи игры. Совершенствование техники владения мячом, умения взаимодействовать в коллективе.
Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. Одна команда занимает линию поля с одной стороны, вторая — с другой. У каждой команды за спиной «ворота» —.пространство, условно обозначенное скамейкой, досками и др. По сигналу ведущего судья выбрасывает мяч на середину поля. Игроки быстро передвигаются к центру, стараясь завладеть мячом и бросить его в ворота противника. Выигрывает команда, забросившая мяч в ворота противника большее количество раз. Не разрешается топить друг друга и долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил судья останавливает игру, наказывает команду, игрок, который провинился, передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 мин.
Методические указания. Игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком местах.Игры с элементами прикладного плавания
«С ДОНЕСЕНИЕМ ВПЛАВЬ»
Задачи игры. Освоение навыков прикладного плавания.
Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке сухую шапочку или другой предмет. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не замочивший «донесения» и приплывший первым.
Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20—25 м. Предварительно участников знакомят с техникой прикладного плавания: на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания с помощью движений ногами и гребковых движений одной рукой.
«НАЙТИ ТРАССУ»
Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и ориентирования под водой.
Описание игры. По команде ведущего двое участников делают старт и плывут под водой 15—20 м. На дно брошены яркие предметы, поэтому участники легко могут найти трассу, открыв глаза в воде.
Методические указания. Игра проводится в бассейне или на водоеме с прозрачной водой и ровным, чистым дном.
«ПЕРЕПРАВА»
Задачи игры. Воспитание умения пользоваться плавучими поддерживающими средствами.
Описание игры. Двое играющих входят в воду и берутся за автомобильную камеру, плавательную доску или любое другое поддерживающее средство. По команде ведущего оба соревнующихся плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплывший первым. . Второй вариант. Двое играющих садятся на автомобильную камеру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются на заданной дистанции.
Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо умеющие плавать.
«ДОСТАТЬ ПОСТРАДАВШЕГО»
Задачи игры. Воспитание навыков ныряния и спасания тонущих.
Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают полотенце или майку с грузом. Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.
Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному участнику. Все играющие должны уметь хорошо плавать.
«ДОСТАВЬ ПОСТРАДАВШЕГО НА БЕРЕГ»
Задачи игры. Воспитание навыков оказания помощи на воде.
Описание игры. Играющие распределяются по равносильным парам (пол, возраст, рост, вес) — это «спасатели» и «пострадавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают определенную дистанцию (20—25 м). «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», положив одну или обе руки ему на плечи, делает легкие поддерживающие движения ногами, помогая «спасателю». Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.
Второй вариант. «Пострадавший» лежит на спине, а «спасатель», захватив его за руки или подбородок, плывет брассом, на боку или на спине с помощью движений ногами.
Методические указания. В игре не участвуют плохо плавающие и дети младшего возраста.
«ЭСТАФЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ»
Задачи игры. Совершенствование прикладных навыков плавания, ныряния, ориентирования в воде.
Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует после касания проплывшего дистанцию. На дистанции установлены различные препятствия: лодка, надувной матрац, бревно, автокамера и др. Препятствия преодолеваются по условиям игры: играющие подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побеждает команда, участники которой раньше преодолели дистанцию.
Методические указания. Если игра проводится на естественном водоеме, то состояние дна на дистанции обязательно проверяют до игры. Все нарушения правил игры немедленно пресекаются, а количество сделанных ошибок отражается на определении команды-победительницы.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ
«СТОЙ КРЕПКО»
встают в пары лицом друг к другу, держась под водой за правые руки и подняв левые руки над поверхностью воды. По сигналу ведущего играющие пытаются сдвинуть друг друга с места и свалить в воду. Проигрывает тот, кто дотронулся до воды левой рукой или головой.
«БУКСИРЫ»
Описание игры. Играющие встают в пары и выстраиваются на условной линии старта. По сигналу ведущего первые номера, стараясь обогнать друг друга, быстро идут к финишной черте, буксируя своих партнеров, которые лежат на воде в положении на груди и держатся руками за их пояс. После выявления победителей играющие меняются местами.
«Акробаты»
Задача — освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Дети выполняют кувырки — сальто вперед или назад в группировке — «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.
Методические указания. Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.
«БОЙ ВСАДНИКОВ»
Описание игры. Играющие встают в пары и садятся друг другу на плечи. «Всадники» — сидящие на плечах — стараются стащить в воду друг друга.
«ЧЕХАРДА»
Описание игры. Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга и нагибаются вперед. Последний игрок в колонне перепрыгивает через каждого, стоящего впереди.
Второй вариант. Стоящий последним перепрыгивает через одного и ныряет под широко расставленные ноги другого.
«КТО ПЕРЕТЯНЕТ?»
Описание игры. Играющие, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы, руками, стараясь протащить за собой партнера.
«ВЕСЫ»
Описание игры. Играющие встают в пары спиной друг к другу и захватывают друг друга согнутыми в локтях руками. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать противника от дна.
СОРЕВНОВАНИЕ С ДОСКОЙ
Описание игры. Играющие ложатся на доски или садятся на резиновые надувные круги и по команде плывут наперегонки любым способом определенное расстояние.СДЕЛАТЬ В ВОДЕ
Описание игры. Играющие делают стойку на кистях, «колесо», серию кувырков вперед, назад.
«ЛЕТАЮЩИЙ ДЕЛЬФИН»
Описание игры. Играющие стоя на дне, согнуть колени, оттолкнуться и, выбросив руки вперед, выпрыгнуть из воды, быстро согнуться и войти в воду, стараясь, чтобы ноги в этот момент были перпендикулярны поверхности воды. Снова встать на дно и повторить прыжок. Когда прыжок будет освоен, можно дать задание занимающимся: «Кто сделает прыжок большее количество раз». Сделать то же, выпрыгивая из воды боком и спиной.
«КАРУСЕЛИ»
Описание игры. Играющие встают в круг, берутся за руки и через одного ложатся на воду на спину ногами к.центру круга. Карусель движется вправо и влево по кругу. Играющие периодически меняются ролями.
«СЛУШАЙ СИГНАЛ»
Описание игры. Играющие встают в круг на расстоянии 1,5—2 м друг от друга и начинают движение по кругу. Время от времени ведущий подает условный сигнал, соответствующий каким-либо упражнениям. По сигналу играющие выполняют упражнения «поплавок», скольжение, кувырок, собираются в центр круга или плывут от центра. Между сигналами нужно дать промежуток времени для выравнивания круга, что одновременно является отдыхом. Больше трех сигналов давать не рекомендуется.
«БОЙ ЛОДОК»
Описание игры. Играющие разделяются на пары, садятся на резиновые надувные круги, надувные матрацы, автокамеры и стараются столкнуть друг друга в воду. Выигрывают те участники, которые не упали с «лодок» в воду.
«Ходьба на пятках»
Задача — изучение положения стопы в брассе, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Игру можно проводить в самых различных построениях и в соревновательной форме: ходьба -в шеренгах навстречу друг другу — «Кто быстрее?», по диагонали, по кругу и т. д. с различными положениями рук (но только на пятках), стопы в стороны «кочергой», «клюшкой», пальцы ног — «растопыркой».
Методические указания. Предварительно игру следует провести на суше, чтобы детям были ясны ее условия: для этого вначале ходьбу можно выполнять в положении полуприседа (колени в стороны), положение рук произвольное или регламентированное. При проведе¬нии игры в форме соревнования необходимо учитывать направление движения (нарушителю — штрафное очко), скорость движения, сохранение заданного положения рук и т. д.
«Крокодилы на охоте»
Задача — освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».
Методические указания. Глубина воды — не более 40—50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).
«Дельфины»
Задача — освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.
Описание игры. По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.
Методические указания. Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.
«Удержись!»
Задачи — сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.
Игра имеет несколько вариантов.
Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.
Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.
Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.
Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.
Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.
Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).
Игра «Арбузовоз.
 Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду). Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».
При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.
Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.
Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».
Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.
Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.
Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!

Приложенные файлы


Добавить комментарий