Внеклассное мероприятие Прекрасное в человеке


Государственное казенное профессиональное
образовательное учреждение
Кемеровский горнотехнический техникум
«ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Авторы: Новрузова Тарана Мамедовна,
преподаватель русского языка и литературы
Прокудина Татьяна Фёдоровна,
воспитатель общежития
Кемерово
2016
ОДОБРЕНО
методическим советом
Протокол № __ от «___»________ 2016 г.
Председатель ___________ Р.С. Казаков
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР
______________О.В. Боленер «____» ____________ 2016 г.
Авторы: _____________Т.М. Новрузова, преподаватель русского языка и литературы
_____________Т. Ф. Прокудина, воспитатель общежития
СОДЕРЖАНИЕ
Методическое обоснование внеклассного мероприятия 3
Сценарий мероприятия 4
Список использованной литературы и интернет – ресурсов 12
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Проблема гуманизации системы обучения и воспитания в целом вполне закономерно выдвигается на первый план в практике профессионального образования. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность конкуретноспособного специалиста, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения и умению принимать эффективные решения. Принцип гуманизации обучения и воспитания закреплен в законодательстве об образованию в Российской Федерации. Философскую методологическую основу этого принципа составляет признание творческой природы личности каждого студента, наличие в ней внутренней активности. При организации внеучебной деятельности мы ставим перед собой задачу, чтобы развивали не педагоги, а развивал себя сам студент. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью воспитания становится целостное развитие личности студента, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно- творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития личности обучаемого.
Главное условие для проявления внутренней активности у студентов - представление свободы каждой личности и проявление своих способностей, а так же уважение достоинства каждого обучаемого.
Средством развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние творческие возможности, является самостоятельная и мыслительная деятельность студентов. Учитывая все выше сказанное, данное мероприятие способствует активной деятельности студентов во внеучебное время, в частности во время проживания в общежитии.
Сценарий
Цель: создание условий для формирования коммуникативных и творческих способностей студентов.
Задачи:
дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке;
показать роль литературы и живописи в раскрытии прекрасных сторон личности;
развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
Ход подготовки:
1. Оформление выставки репродукций мультимедийных картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портреты летчиков-космонавтов А. М. Шилова и др. ).
2. Подготовка выступления студентов с рассказами о том, как писатели, художники и другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие, творческую память.
3. Создание плакатов:
«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».В. А. Сухомлинский.
«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».К. Г. Паустовский.
Вступительное слово преподавателя русского языка и литературы (тезисы): В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский педагог Януш Корчак. — Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».
Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.
Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди,
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть — и глаз не отвести!
Сергей Орлов
Воспитатель общежития: Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, , и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»
(Далее воспитатель предлагает студентам выполнить ряд заданий).
Воспитатель общежития:Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?
Пояснение преподавателя: Красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.
Воспитатель общежития:Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?
Пояснение преподавателя:Научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.
Студент 1.Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо — оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело ...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, — писал художник. — Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика ...»
Студент 2.Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность — все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки — это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.
Студент1.Вспомни хотя бы стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Как красиво он описывал природу! Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте.Студент 2.Да , восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Нельзя не улыбнуться, когда читаешь строки, посвященные лету:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной , да пыль, да комары, да мухи.
Студент 3: Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву:
...я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега;
Студент 2. И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень. Недаром он писал :И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — и снова счастлив, молод...
Студент 1. А вы знаете , что картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении "Зимний вечер”. Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта. Вот что он писал :Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Студент 3.В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов — все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).
Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.
Читает студент 3.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Воспитатель общежития:Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел сказать художник своим произведением?
Пояснение преподавателя:Художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.
Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.
Студент 3.В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей. Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.
Рассказы студентов о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).Студент 1. К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».
В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае — ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда — самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».
Рассказы студентово встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?
Пояснение преподавателя:Характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.
Таджикский поэт, МирзоТурсун-заде считает, что главное в человеке — это его глаза:
Читает студент 3.
Глаза бывают разные. Одни
Полны злодейских чар, как западни,
Другие — ясны и чисты всегда,
Светлы, как предрассветная звезда...
В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и, в частности, «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ
Анненков, П. В. H. В. Гоголь в Риме летом 1841 года / П. В. Анненков //Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983. — С. 34 — 121.
Батюшков, К. Н. Прогулка в Академию художеств / К. Н. Батюшков // Батюшков К. Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1989. — С. 75 - 93.
Белинский, В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 9. — М., 1955.-С. 157- 182.
Белинский, В. Г. Сочинения кн. В. Ф. Одоевского / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 8. — М., 1955. — С. 297-323.
Биографические заметки о лицах, упомянутых в сатире «Дом сумасшедших» (Воейкова) // Русская старина. 1874. — № 3. - С.606.
Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев / Д. Вазари. СПб., 2004. - 671 с.
Вакенродер, В.-Г. Фантазии об искусстве / В.-Г. Вакенродер. — М., 1977.-263 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий