ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКОЙ ЛИМТЕРАТУРЕ



Православные семейные ценности в древнерусской и русской литературе.


Разработка урока
Выполнила:
Смирнова Любовь Ивановна,
учитель русского языка и литературы МОУ АСОШ №1
Андреаполь, 2017 год
Содержание урока
I.Введение.
1.Актуальность.
2.Цели и задачи урока.
II. Основная часть .1. «Слово о полку Игореве»- памятник древнерусской литературы XII века.
2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- памятник древнерусской литературы XV века.
3. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
4. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.
5. «Тихий Дон» М.А.Шолохова.
III. Выводы.
IV. Источники.
I.Введение(Вступительное слово учителя).
1,Актуальность данной темы.
Кризис общества неразрывно связан и с кризисом семьи. Семья, дети -это ничем невосполнимое материальное и нравственное достояние, на чём держится наш мир. Известная американская программа Алена Даллеса о развале СССР находит своё воплощение в нашей российской современной действительности. Вот цитата из их программы: «Литература, театры, кино- все будут изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем поддерживать, и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма». И против этой теории не находится противостояния, потому что нами было повергнуто православие.
Нравственное возрождение, по мнение многих ученых, писателей, учителей, должно начаться с воспитания и преподавания православной культуры в общеобразовательных учреждениях. Немало важную роль в этом должна сыграть литература, потому что в кризисных ситуациях русского человека всегда спасали твёрдая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались именно в семье. Каждый член семьи должен жить для блага другого, нося «бремена друг друга» и исполнять таким образом «закон Христов» (Гал.6,2). В семье должно царить милосердие, прощение и взаимное духовное обогащение, а также всевозможные проявления истинной любви: « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеяться, всё переносит» ( 1 кор.13,4-7). Семейная жизнь, основанная на такой любви, будет радостной
«Православными могут быть и публицистика, и художественная литература. Однако только в том случае, если они помогают читателю приблизиться к Истине… Очень важно, чтобы наши современники научились узнавать такие книги, любить их и прибегать к их мудрости, особенно в сложных жизненных ситуациях»
Патриарх Кирилл
2.Цели и задачи урока.
Цель: Рассмотреть православные семейные ценности и традиции в русской литературе.
Задачи:
-Проанализировать ряд произведений русских писателей, создавших образ семьи.
-Проследить духовно-нравственные ориентиры героев выбранных произведений разных эпох .-Понимание авторской позиции и формирование собственного отношения к данной проблеме.
II.Основная часть урока (в форма беседы с использованием презентации).«Слово о полку Игореве- памятник древнерусской литературы XII века.
Вопрос к учащимся: какими нравственно-христианскими качествами наделил неизвестный автор «Слово…» свою героиню?
Анализ глав поэмы, характеризующих Ярославну
Итог: Перед нами образ благоверной княгини Ярославны, первой русской женщины в литературе. Её плач, напоминает слова молитвы, обращенной к стихиям природы, она просит их вернуть ей мужа. У неё проявляются такие качества, как любовь, верность, терпение, отражающие христианскую сущность образа жены.
2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Вопрос к учащимся: чему учат нас образы святых Петра и Февронии?
Итог: Пётр и Феврония- русские православные святые. В Русской православной церкви почитаются как покровители семьи и брака, своей жизнью отразившие её духовные ценности и идеалы.. Житие святых Петра и Февронии Муромских учат нас великому и простому- верности, разделять радость и страдания друг друга, учат делить пополам груз забот, учат прощению и мудрости.
3. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
Вопрос к учащимся: Какие основные православные ценности звучат в произведениях А.С.Пушкина?
Итог: Не простым был путь Александра Сергеевича Пушкина к православию. От атеистической поэмы «Гаврилиада» к переложению на лирику молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жены непорочны...» , которую в течение всего Великого поста читают в храме и дома.
Пушкин считал, что семья делает человека более нравственным, наиболее ярко нравственные семейные ценности он выразил в своих произведениях.
Исповедуя православно - христианские истинности милосердие, жаление, верность, благодарность, послушание, главные герои Маша Миронова и Пётр Гринёв сумели преодолеть трудности на своём пути и создать благочестивую семью.
В повести «Дубровский» реализуется одно из семи таинств священнодействия Православной церкви- венчание. Маша Троекурова и Владимир Дубровский любят друг друга, но им не суждено создать семья и иметь детей.
После того как произошло венчание Маши с немилым ей старым князем Верейским, она отказывается от помощи Владимира Дубровского.
«Я ждала вас до последней минуты. Но теперь … поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского. Я согласилась, я дала клятву… князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним…».
Татьяна Ларина- «любимый идеал» поэта, автор нарисовал её с глубокой симпатией и любовью. Как и у самого Пушкина, так и у его героини на первом месте в семейной жизни стоит супружеский долг.
Я вас люблю (к чему лукавить?),Но я другому отдана;Я буду век ему верна, -говорит она Евгению Онегину при встрече с ним в высшем свете.
До сих спорят о правомерности решения Татьяны. Критик Белинский не соглашался с таким решением Татьяны: « С тех пор, как она хочет век быть верною своему генералу, её прекрасный образ затемняется». Ф.М.Достоевский возражает Белинскому: «Пусть Татьяна вышла замуж за генерала с отчаяния, но теперь он её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого?». Огласимся с Достоевским ,Татьяна впитала в себя черты религиозной нравственности и готова к самопожертвованию.
4. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.
Вопрос к учащимся: Какую основную заповедь Библии нарушает главная героиня романа?
Итог: В религоведении роман Толстого «Анна Каренина» считается самым православным произведением писателя. Действительно, тему семьи автор рассматривает с христианской точки зрения. «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нём главную мысль. Так в Анне Карениной я люблю мысль семейную»,-утверждал Лев Николаевич.
Человек православный воспринимает идею семейной жизни через сопряжение её с таинством брака, то есть венчанием. Главный герой Алексей Александрович Каренин, узнав об увлечении жены Вронским и измене, говорит Анне: «Жизнь наша связана, и связана не людьми, а Богом» он всеми силами стремится сохранить семью. Анна ничего не сделала для сохранения семьи, Толстой прослеживает греховный путь её падения, она поддалась соблазну , затем искушению и в конце уходит из семьи.
Протопресвитер Василий Зеньковский в своей работе «На пороге зрелости» так писал о полноте жизни в браке : «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую( супружеские отношения), социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другая сторона либо прямо отсутствует, либо находится в запущенности, то кризис семьи будет неизбежен»
Поскольку отношения Анны и Вронского строятся прежде всего на физиологии пола, эти отношения не могут быть прочными, они постепенно сменяются охлаждением, взаимной неприязнью, постоянной борьбой, которая утомляет своей бесплодностью. Полнота земных сокровищ вне жизни духовной не может быть счастьем. Поэтому отношения Анны и Вронского устремлены к трагическому исходу.
Обратимся к эпиграфу, который выражает суть всего произведения: «Мне отмщение, и Аз воздам» (высказывание из Библии). Применительно к роману Толстого можно сказать, что неизбежно возмездие Божие будет направлено против создавших себе кумира из чувственных удовольствий, из наслаждения. Очень точно сказал об этом доктор богословия Михаил Михайлович Дунаев: «Безудержное стремление к наслаждению привело к преступлению, к преступлению черты непреложного запрета. И к неизбежному наказанию».
5. «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

Вопрос к учащимся: как христианская вера находит отражение на страницах романа?
Итог: ХХ век – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие семейной темы. По разные стороны баррикад оказываются герои М.Шолохова в романе «Тихий дон». В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой? Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них двое детей, род Мелеховых не прерывается. Но одной из вечных ценностей является любовь. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая оказалась сильнее Мелехова.
Уклад семейной жизни в романе Шолохова «Тихий Дон» держится на патриархальности и христианской вере
Великая христианская вера — это один из столпов семьи. Казачья семья выступает в романе как хранительница этой веры, особенно важны в этом отношении старшие ее представители. Именно потому, что казаки испокон веков были людьми верующими, слово «развод» не существовало в языке казаков. На создание семьи благословлял Бог, поэтому брак был нерасторжим.
III. Выводы.
Православие является духовным ядром древнерусской и русской литературы.
Православно-христианские ценности являются общечеловеческими ориентирами в жизни каждого человека.
Описание обрядов в русской прозе(крещение, причащение, покаяние, венчание)- неотъемлемая часть образа жизни персонажей произведений.
Художественное время русской классики всегда ориентируется на время церковного календаря, на события, обращенные к вечности.
IV. Источники.
http://cs630122.vk.me/v630122480/b8da/pKYnovdJkVE.jpg
http://3.bp.blogspot.com/-GemS5isgtM8/UDoBu1WEnSI/AAAAAAAAAb0/Wpk-iFpb_i0/s1600/powerpoint-presentation-design.jpg
http://uchebana5.ru/images/1467/2933659/fed74a45.jpg
https://schoolofcreativewriting.files.wordpress.com/2015/01/d0b3d180d0b8d0bdd191d0b2-d0b8-d0bcd0b0d188d0b0-2.png
http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/428fa2cc.jpg&percenta=
http://searchforvegan.ru/sites/default/files/articles/lev_tolstoy_vegetarianec.jpg
http://auto.ur.ru/img/books_covers/1001193102.jpg
http://smartwebsite.ru/_pu/43/s35480785.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-bAV0XXbcESs/UONUnZRBUpI/AAAAAAAAAS0/5ihxiO7Co4w/s1600/anna-karenina-image07.jpg
http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/7/0/3646072.jpg
http://telepult.ru/wp-content/uploads/2014/07/b2347.jpg
http://cs622927.vk.me/v622927056/29bd0/dWzZDhELPVo.jpg
http://hotneewsfeed.com/images/56ab3f4b65d8d.jpg
http://raymondford.com/image/5588299f74b8b.jpg
http://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/cache/2/image/540x/3a3e96696375076ca41f93a639ac6332/3/1/310311_64063029.jpg
http://www.yapokupayu.ru/system/images/blog_post_images/000/120/791_original.jp



Приложенные файлы


Добавить комментарий