Приобщение детей к декоративно-прикладному исcкуству своего народа










«Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству своего народа»



















Подготовила воспитатель 2 категории Зайцева Татьяна Сергеевна ясли-сад №28 город Набережные Челны

























Введение.





Актуальной темой происходящей сегодня демократизации общества является Повышение уровня образования и воспитания детей с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся и материальные, и психологические условия, в которых развиваются и растут учащиеся; та этническая среда, где происходит становление личности. Влияние на этот процесс оказывают и межнациональные отношения, они же участвуют и в формировании личностных качеств. К этим качествам относятся национальное самосознание, достоинство, гордость, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. События последних лет, всплеск национализма в стране доказывают, что национальные качества личности надо воспитывать, иначе развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. В условиях многонациональности
России это может привести разъединению, противопоставлению народов, ее заселяющих.
Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в детском саду должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык; литература; история; музыка; изобразительное искусство; театр; народные обряды; народные песни и танцы.
Народное декоративно-прикладное искусство развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.
Главным требованием современного воспитания является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития. Проблемы совершенствования гуманитарно- эстетического образования в детских садах обуславливает необходимость нового методолого- теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности дошкольника.
Концепция воспитания искусством А.В .Бакушинского, А.М.Лотмана, Б.М.Неменского, прогрессивные концепции образования в других видах искусства, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятия искусством;
Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы развития творческих способностей учащихся средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства татар как в школах республики, так и в национальных школах за ее пределами. Вместе с тем, изучение содержательного богатства татарского народного декоративно- прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии творческих способностей школьников будущих граждан многонациональной страны.
Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки детей, разработки технологий, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Это и определило область нашего Научного поиска, а именно, выход на проблему приобщение детей к татарскому народному декоративно-прикладному искусству.
Цель исследования: изучение методов приобщения детей к декоративно- прикладному искусству своего народа.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство татарского народа.
Предмет исследования: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству своего народа.
Гипотеза: процесс приобщения детей к декоративно-прикладному искусству татарского народа будет эффективным, если в процессе обучения реализовать целостную систему средств татарского народного искусства, основанную на использовании подлинных произведений народного искусства;
Цель работы и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
-изучить теоретические аспекты проблемы приобщения детей к декоративно- прикладному искусству своего народа;
-провести исследование эффективности использования декоративно- прикладного искусства татарского народа развитии элементов художественного мышления дошкольников;
- проанализировать результаты работы.














Глава1.
Формы и методы приобщения дошкольников к декоративно- прикладному искусству своего народа
Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитании подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта Народа, выработанного веками[30, с. 25].
Большую роль в этом деле играют школа и учреждения дополнительного образования, которые воспитывают у детей любовь и уважение к народному искусству, обучают их мастерству.
Как же осуществлять на практике приобщение учащихся к . художественным ремеслам своего народа? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни. Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении народному искусству не должно быть никакого шаблона и формализма. Здесь очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше.
Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству целесообразно начинать с посещения местного краеведческого музея, где сотрудники музея расскажут детям много интересного.
Также очень важно посещать выставки декоративно-прикладного искусства, организуемые Центрами народного творчества. Представленные на этих выставках экспонаты, демонстрируют верность традициям народного искусства, выработанное многими поколениями мастеров, чувство материала, умение выявить его красоту, знание старинных технических приемов и навыки мастерства. Во время посещений краеведческих музеев и выставок, детям, прежде всего, следует показать те художественные изделия, которые присущи татарскому народу. Наиболее интересные узоры, работы следует сфотографировать. Это ценный методический фонд для творческой работы с детьми можно потом использовать на занятиях[2, с. 67].
Начинать занятия следует с простейших упражнений, далее переходить к отдельным орнаментальным мотивам, осваивать традиционные приемы и их исполнения и, наконец, делать целую вещь. .
Можно работу начинать с бисерного рукоделия. С самых азов – это плетение на проволочной основе. Эта работа доступно для всех детей. С первых же занятий следует приучать учащихся к зарисовке эскиза или рисунка будущего изделия. Главное достоинство - развивает мелкую моторику рук, точность движения пальцев, глазомер, способствует концентрации внимания, а с ними развивается и речь, логическое и конструктивное мышление, творческое воображение.
Когда дети освоили плетение на проволочной основе, можно перейти к более сложным приемам плетения. Это может быть браслеты, кулоны, орнаменты. И после этого можно переходит к сетчатому плетению. В этой технике не все ребята работают с удовольствием, тут важно найти подход к ребенку. Параллельно ребята изучают орнаменты татарского народа. Используя, различные орнаменты и техники плетения дети изготавливают пояса, ленты и различные сувениры. На основе традиционного образца, разрабатывают собственные украшения.
Довольно много времени необходимо уделять изготовлению сувениров. Одним из приемов может быть оплетение объемных фигур. Объемом может послужить обычная бутылка. На бутылке можно выполнить различные орнаменты в татарском стиле.
Наряду с прикладным творчеством татарского народа необходимо изучать и устное творчество. Наиболее понравившиеся персонажи учащиеся отображают потом в своих рисунках. Так же необходимо изучать творчество народных мастеров, национальных художников, современных художников, работающих по данному направлению.
Изучение народных традиций должны находить свое продолжение в
культурно- досуговых мероприятиях. Это могут быть беседы и познавательные программы о родном крае, викторины «Знаешь ли ты родной Татарстан?”, разучивание с детьми старинных национальных игр, праздников[30, с. 46].
Одно из важнейших условий для эффективного усвоения и быстрого и аккуратного выполнения работы правильно организованное рабочее место. для каждого ребенка на занятии должен быть отведен отдельный стол, а также место в шкафу для хранения инструментов. Так как для работы с различными материалами применяются ножницы и другие острые предметы, обращаться с ними нужно особенно осторожно и по окончании работы класть в определенное место: иглы в игольницы, ножи, ножницы - в специальные ящики или коробки.
В группе должна быть аптечка.
В работе с детьми по изучению народных художественных промыслов
надо учитывать следующие моменты:
-познание художественных особенностей произведений;
-объяснение их культурно- исторического смысла и ценности;
-углубление представлений о художественном образе;
-сопоставление произведения народного искусства с современными
изделиями профессионального декоративно-прикладного искусства;
-художественная практика на основе эстетического освоения народного
творчества и действительности.
Все это составляет единый учебный процесс приобщения детей к народному творчеству, постижения ими секретов создания произведений декоративно-прикладного искусства.



Глава 2.
Исследование эффективности использования декоративно-прикладного искусства татарского народа в развитии элементов художественного мышления дошкольников

2.1. Диагностика уровня художественного мышления дошкольников
Исследовательская работа проводилась по данной теме в период с 1февраля 2007 года по 10 марта 2007 г.г.в д/с№28 «Снежинка» г. НабережныеЧелны. В исследовании принимали участие 20 дошкольников подготовительной к школе группы. 1 группа детей - экспериментальная. Здесь проводились занятия с использованием разработанной системы приобщения детей к декоративно-прикладному искусству татарского народа. 2 группа - контрольная.
Для исследования художественного мышления дошкольников мы использовали методики тестовых испытаний Калининой Г.П. и Головиной Т.Н.
Цель методик: установить уровень развития художественного мышления. Методика N1
Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках
Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет. Проводится индивидуально.
Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета
Горох
Морковь
Виктория
Паук в паутине

Цыпленок
Снеговик
Виноград
Солнце

Капуста
Ласточка
Бананы
Свекла


Количественный анализ:
высокий уровень: не допустил не одной ошибки
средний: допустил 1-2 ошибки
низкий: допустил более 2-х ошибок.
В данной группе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о цветовых оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового.
Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов. Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение, распознавание цветов.
Методика №2 «Чайный сервиз»
Цель: выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.
Задание: подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту.
Работа оценивалась по 3-х бальной системе.
Уровни знаний детей:
Низкий: не понимают художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.
Средний: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю.
Высокий: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты, обосновывая то или иное сочетание.
Анализ ответов детей показывает, что большей части из них стилевые отличия не знакомы. Необходимо уделить внимание развитию чувства стиля на формирующем этапе эксперимента.
Максимум баллов по двум методикам - 6.
Низкий уровень: 1-2 баллов.
Средний уровень: 3-4 балла
Высокий уровень: 5-б баллов.
Характеристика уровней:
Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Легко определяет принадлежность объекта понимает художественные особенности предметов, в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен работой.
Средний: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют при изготовлении изделий. Частично устанавливает связь между предметами, объединенными стилевым единством, сочетает предметы по одному признаку (цвет, форма, орнамент). Недостаточная эмоциональная удовлетворенность.
Низкий: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Отсутствует красота, гармоничность в изображении. Использует стандартные формы, отсутствует стремление к поиску новых решений. Не понимает художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще незакончена по форме и замыслу.
Итак, в ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и подтверждены следующие теоретические положения, рассмотренные в теоретических главах работы. Дети дошкольного возраста в основном находятся на начальных уровнях проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по технической эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще копируют увиденное.

Сравнительные результаты определения уровня развития художественного мышления в экспериментальной и контрольной группах на 1-м этапе занесем в таблицу 2.1.1.

Таблица 2.1.1
Сравнительные результаты определения уровня развития художественного мышления в экспериментальной и контрольной группах на 1- м этапе
Уровень художественного мышления
Экспериментальная группа (кол-во чел)в %

Контрольная группа (кол-во Чел) в %


В
10
20

С
60
50

Н
30
30

По данным таблицы 2.1.1 построим диаграмму (рис.2.1.1)
Кол-во чел. в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2.1.1 Сравнительные результаты определения уровня развития художественного мышления в экспериментальной и контрольной группах на 1- м этапе
Анализируя диаграмму (рис.2.1.1) можно сделать следующие выводы.
В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем художественного мышления меньше, чем в контрольной группе (10% и 20%) соответственно. Количество детей с низким уровнем художественного
мышления находится на одном уровне (30%).
Количество детей со средним уровнем художественного мышлёния 60% в экспериментальной группе и 50% - в контрольной.
Таким образом, в экспериментальной группе уровень развития художественного мышления ниже, чем в контрольной группе.
Кроме того, в ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и подтверждены следующие теоретические положения, рассмотренные в теоретических главах работы.
Процессы творческого мышления у дошкольников функционируют на основе наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими конкретными, детализированными . образами, хорошо усвоенными на протяжении эмпирического опыта ребенка.
Продукты творческой деятельности детей отражают интересы и потребности, а также состояние чувственно-эмоциональной и эмоционально- психологической сфер жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной период. .
Восприятие детьми окружающего мира и эстетических качеств среды таково, что дошкольники не достаточно целостно воспринимают эстетические объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для них качестве предмета.
В практической деятельности правильно используют различные цвета, но пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной теоретической подготовки.


2.2. Система работы по развитию художественного мышления посредством декоративно-прикладного искусства татарского народа

Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность развития элементов художественного мышления посредством использования декоративно-прикладного искусства татарского народа на занятиях по изобразительной деятельности.
Работу начали с ознакомления педколлектива с целями и задачами исследования: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству татарского народа. После этого стали подбирать необходимый дидактический и наглядный материал, соответствующую литературу. В каждой группе в народном стиле оформили бытовой уголок в интерьере кукольной комнаты. для этого расписали, вышили коврики, скатерть, покрывало татарским народным узором. В каждой группе одели кукол мальчика и девочку в народные костюмы, сшили одежды, используя народные традиции. В каждой группе изготовили атрибуты персонажей по нескольким татарским народным сказкам для кукольного театра .и фланелеграфа: «Камыр батыр», «Лиса и медведь», «Гульчечек».
В разработанном перспективном тематическом плане был специально подобран комплекс занятий по изобразительной деятельности.
План организации работы на занятиях по изобразительной деятельности с 1 февраля по 10 марта 2007 г.
Время
Тема занятия

1 неделя

1 .В свободное время внести книгу «Одежда казанских татар» Л.А Сперанской ( Татарское книжное издательство 1972 г).
Цель: познакомить детей с основными предмётами татарской одежды (женской): калфак, жилет, фартук. Объяснить их назначение.
2.Занятие по аппликации: украшение одежды и обуви татарским орнаментом.
Цель: учить детей красивому сочетанию цветов, воспитание эстетического вкуса.

2неделя

1 .В свободное время рассматривать с детьми альбом «Татарский орнамент». Выделить основные элементы татарского узора: цветы, листья.
Цель: знакомство с татарским орнаментом.
2.Занятие по аппликации: украшение одежды и обуви татарским орнаментом.
Цель: учить детей красивому сочетанию цветов, воспитание эстетического вкуса.

3 неделя
1. В свободное время рассматривание татарского народного узора на платьях, ичигах, тюбетейках.
2. Занятие по рисованию.
Цель: продолжить учить детей использовать в рисовании элементы татарского орнамента, познакомить детей с элементами татарского народного узора: цветы в цветке.

4 неделя
1. В свободное время рассматривание татарского народного узора на платьях, ичигах, тюбетейках.
2.Закятие по аппликации: Украшение дорожки татарским орнаментом.
Цель: знакомить детей с татарском орнаментом, развивать
эстетический вкус

5 неделя
Занятие: Рисование по сказке «Гульчечек»
Цель: учить изображать отдельные эпизоды сказки, передавая характерные особенности национальных персонажей (украшение одежды, обуви).


Ниже приведен конспект занятия по изобразительной деятельности.
Занятие: Рисование по сказке «Гульчечек»
Программное содержание: учить детей самостоятельно выбирать сюжет из сказки. Правильно раскрашивать предметы, используя разные цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь.
Учить изображать отдельные’ эпизоды сказки, передавая характерные особенности национальных персонажей (украшение одежды, обуви). Продолжать учить детей правильно пользоваться краской, кисточкой, располагать предметы на всем листе, учить выбрать фон для рисунка, передавать величину предметов. Развивать у детей творческие способности.
Материал для занятия: альбомные листы 20х30 см и 45х50 см, разного цвета, цветные карандаши, кисточки разных размеров, гуашь, акварельные краски, фломастеры б цветов, салфетки. подставки. ,
Предварительная работа: Чтение сказки «Гульчечек», рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки на фланелеграфе, беседа с детьми о том, кто что будет рисовать (красками, фломастером, карандашами), рассматривание татарских узоров на костюмах.
Занятие
- Ребята, с какой татарской сказкой вы познакомились?
Как можно узнать по вашим рисункам, что это татарская сказка? (костюмы героев сказки украшены татарскими узорами).
Сказку, ребята, вы хорошо знаете, и постарайтесь также хорошо изобразить замысел на бумаге. Рисунки должны быть хорошо изображены, аккуратными, красивыми, узоры на костюмах яркими.
Самые лучшие рисунки мы наклеим на фланель и подарим малышам для фланеллеграфа.
Во время работы помогаю детям советом.
После занятия вывешиваю удачные работы, предлагаю детям анализировать, обращаю внимание на выразительность, художественное исполнение рисунка, композицию. Остальные работы детей вывешиваю в зоне по изобразительной деятельности для общего анализа в свободное время.
В ходе наблюдений . за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась. репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением. У детей наблюдается высокий интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа. Дети проявляют уважение и любовь к изобразительному искусству свого народа.
В группе царила атмосфера сотрудничества в ходе выполнения коллективных творческих работ.

2.3. Анализ результатов исследования
Результаты исследования на 3-м этапе приведены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1
Результаты исследования уровней художественного мышления в экспериментальной группе на 3-м этапе .
Уровень художественного мышления
Экспериментальная
группа
Контрольная группа



кол-во чел. в %
кол-во чел. в %

В
40
30

С
50
50

Н
10
20

По данным таблицы 2.3.1 построим диаграмму (рис.2.3.1).
Кол-во чел. в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2.3.1 Результаты исследования уровней художественного мышления в экспериментальной группе на 3-м этапе
Анализируя диаграмму ( рис.2.3.1) можно сделать следующие выводы.
В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем художественного мышления больше, чем в контрольной группе (40% и 30%) соответственно. Количество детей с низким уровнем художественного мышления в экспериментальной группе меньше, чем в контрольной группе (10% и 20% соответственно). Количество детей со средним уровнем художественного мышления 50% в экспериментальной группе и 50% - в контрольной. Таким образом, в экспериментальной группе на 3-м этапе исследования наблюдается более высокий уровень развития художественного мышления у детей, чем в контрольной группе.

Сравнительные результаты уровня художественного мышления экспериментальной группы на первом и втором этапах приведены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2
Сравнительные результаты уровня художественного мышления экспериментальной группы на 1-м и 3-м этапах
Уровень художеств. мышления
Кол-во чел. на 1 этапе

Кол-во чел. на 3 этапе

В
10
40

С
60
50

Н
30
10


По данным таблицы 2.3.2 построим диаграмму ( рис.2.3.2)
Кол-во чел. в % 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Рис. 2.3.2 Сравнительные результаты уровня художественного мышления экспериментальной группы на первом и втором этапах
Анализируя диаграмму, мы видим, что количество детей с высоким
уровнем творческого мышления выросло с 10% до 40% детей. Количество детей со средним уровнем снизилось с 30% до 10% детей. Количёство детей с низким уровнем творческого мышления снизилось с 60% до 50%.
Сравнительные результаты уровня творческого мышлёния детей контрольной группы на 3- м этапе занесем в таблицу 2.3.3.
Таблица 2.3.3
Сравнительные результаты уровня художественного мышления детей контрольной группы на 1-м и 3-м этапах
Уровень творческого
мышления
Кол-во детей на 1-м
этапе .
Кол-во детей на 3 -м
этапе

В
20
30

С
50
50

Н
30
20


По данным таблицы 2.3.3 построим диаграмму (рис.2.3.3.).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2.3.3 Сравнительные результаты уровня художественного мышления детей контрольной группы на 1-м и 3-м этапах .
Анализируя диаграмму (рис. 2.3.3), мы видим, что количество детей с высоким уровнем художественного мышления выросло с 20% до 30% детей. Количество детей со средним уровнем снизилось с 30% до 20%
Количество детей с низким уровнем художественного мышления осталось на прежнем уровне - 50%.
По данным исследования определим изменения в уровнях развития художественного мышления на 1-м и 3- м этапах в экспериментальной и контрольной группах и составим таблицу 2.3.4.
Таблица 2.3.4
Изменения в уровнях развития художественного мышления на 1-м и 3- м этапах
в экспериментальной и контрольной группах

Экспериментальная группа
Контрольная группа


1 этап
3 этап
изменения
1 этап
3 этап
изменения

В
10
40
30
20
30
10

С
60
50
10
50
50
0

Н
30
10
20
30
20
10

По данным таблицы 2.3.4 построим диаграмму( рис.2.3.4, 2.3.5 и 2.3.6)
Кол-во чел. в %13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Рис. 2.3.4 Изменения в высоком уровне развития художественного мышления на 1-м и 3- м этапах в экспериментальной и контрольной группах

Кол-во чел. в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2.3.5 Изменения в среднем уровне развития художественного мышления на 1-м и 3- м этапах в экспериментальной и контрольной группах

Кол-во чел. в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2.3.6 Изменёния в низком уровне развития художественного мышления на 1-м и 3- м этапах в экспериментальной и контрольной группах
Анализируя результаты исследования, мы видим, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем художественного мышления выросло на 3- м этапе на 30%, в контрольной группе только на 10%.
Количество детей в экспериментальной группе со средним уровнем снизилось на 10% за счет увеличения количества детей с высоким уровнем развития. В контрольной группе количество детей со средним уровнем развития художественного мышления осталось прежним.
Количество детей с низким уровнем художественного мышления снизилось в экспериментальной группе на 20 %, в контрольной- только на 10%.
Таким образом, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается больший прогресс в повышении уровня художественного мышления, чем в контрольной. В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением. У детей наблюдается высокий интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа. Дети проявляют уважение и любовь к изобразительному искусству свого народа.

Заключение
Итак, в учебно-воспитательной работе с детьми занятие декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.
В художественной культуре татар декоративное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Произведения его выделяются совершенством форм, особой красочностью, богатством орнамента, придающим облику художественных изделий особую живописность, приподнято праздничный характер. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные
художественные и технические приемы формообразования и узоротворчества.
Декоративное искусство татар выделяется своеобразием стиля. Оно прошло длительный и сложный путь. Ограниченное запретами ислама, оно развивалось, в основном, по линии совершенствования форм художественных изделий, дальнейшей разработки орнамента, его обогащения, особенно цветочно-растительного.
Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается больший прогресс в повышении уровня художественного мышления, чем в контрольной. У детей наблюдается высокий интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа. Дети проявляют уважение и любовь к изобразительному искусству свого народа.
Проведенная нами работа дает возможность сделать вывод, что используемый нами материал, разработанная система работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству татарского народа, доступны и вполне приемлемы. Материал воспринимается детьми осмыслено, с интересом, с желанием.
Список литературы.

1. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в младших классах. - М. -1980.
2. Бакушинский А.В. Художественное воспитание младших школьников. -М., 1990.
З. Богатеева З.А. Занятии аппликацией в детском саду.- М., 1988
4. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1986.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968..
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
7. Губайдуллина З.А. Формирование национальной и интернациональной культуры учащихся начальных классов средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства Казань, 2005.
8. Дьяченко О.И. Воображение и творчество.- М., 1990..
9. Зайцев C. На подступах к первому классу // директор школы. - 2002. - №8.
10. Искусство в жизни детей / Под ред. А.П. Ершовой. - М., 1991.
11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1998.
1З. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.- М., 1985.
14. Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества. - М., 1985.
15. Копцев В.П. О чем говорит искусство // Юный художник. - 1990. - №5.
16. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. - М., 1970.
17. Лабунская Г.В. Г. В. Изобразительное творчество детей. -. М., 1975.
18. Левин C. д. Ваш ребенок рисует. - М., 1979. .
19. Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию. М.,1991.
20. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997.
21. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М., 1990.
22. Обучение и творчество / Под ред. Щербакова B.C. - М., 1969.
23. Психология дошкольника / Составитель Г.А. Урунтаева. М., 2000.
24. Практикум по возрастной педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 2000.
25. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М., 1985.
26. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность детей в школе. - М., 1982.
27. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.
28. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.,1998.
29. Урунтаева Г.А. дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М., 1997.
30. Яхин А.Г Система татарского фольклора. - Казань, 1994.








13PAGE 15


13PAGE 14415




Root EntryArial Cyr Н 0_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;[email protected]_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;[email protected]_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;[email protected]_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;[email protected]_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr 1 этап%3 этап%_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;[email protected]_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;[email protected]_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·1 этап

Приложенные файлы


Добавить комментарий