РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПРОВИЗАЦИЯ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»










РЕФЕРАТ

по теме:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПРОВИЗАЦИЯ







Выполнил:



_______________________



Педагог

подпись, дата




Ушакова Г.П.






Эммаусс 2016

2

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

................................
................................
................................
................................
........

3

1 Формирование творческих способностей детей в период обучения в музыкальной школе

..

5

2 Импровизация

................................
................................
................................
................................
.

6

2.1 Простейшие

одноголосные попевки на заданный ритмический рисунок

...........................

8

2.2 Мелодии на стихотворный текст

................................
................................
.............................

8

2.3 Мелодии на заданный бас

................................
................................
................................
........

8

2.
4 Творческие упражнения в двухголосии. Импровизация и сочинение второго голоса.

.....

9

2.5 Диктанты типа «звук


звук»

................................
................................
................................
...

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
................................
................................
................................
................................

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

................................
................................
......

11


3

ВВЕДЕНИЕ


Цель настоящего реферата


сформировать художественную культуру учащихся в
контексте различных видов творческого познания действительности.

Тенденция в современной педагогике


активизировать процесс музыкально
-
эстетического воспитания через творчество шк
ольника обусловлена объективными
факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего
развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности,
близкой и хорошо знакомой ему с детства.

У каждого школь
ника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и
полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего
возраста, так как творчество


норма детского развития. Реализация творческих
способностей учащегося делае
т более богатой и содержательной его жизнь. Становление
творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего
полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным
интересом к творчеству, умением реализо
вать свои творческие возможности, более успешно
адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой
индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию,
самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает

память, мышление, активность,
наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве
ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и
конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активно
сти, способности
принимать быстрое решение и мыслить аналитически

[1]
.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

В наши дни все большую актуальность приобретает проблема развития творчески
активных способностей в результате при
общения учащихся к активной, самостоятельной
деятельности.

Творческие упражнения должны носить систематический и целенаправленный
характер (так же, как выработка навыков беглого чтения с листа или записи диктантов).
Развитию творческого воображения следует

посвящать часть урока, классные формы работы
комбинировать с домашними. Такое сочетание классной и домашней форм работы избавит
уроки от излишней перегрузки и, в то же время, внесёт желаемое разнообразие.

Опыт, проведенный в нашей стране, показывает, что
дети 5


6 лет способны к
сочинению и очень любят импровизировать небольшие мотивы, ответные фразы на
предложенные слова, заданные ритмические рисунки. Однако, давая ученику творческие
4

задания, не следует требовать, чтобы он сразу сольфеджировал сочиняемую

мелодию
(мыслил нотными знаками). Это будет сковывать свободу творческого воображения. Всякая
работа должна быть по силам [
2
].

5

1 Формирование творческих способностей детей в период
обучения в музыкальной школе


Педагогическая работа строится с учетом
различий в способностях между детьми, а
также смены творческих потребностей учащихся различных возрастных категорий. Этим
обусловливается возможность индивидуального подхода к решению проблемы
формирования личности в условиях массового обучения

[3]
.

В
I

го
д обучения, когда у малышей интонационный опыт еще невелик, их творческие
упражнения очень просты. Это

допевание тоники

или нескольких
каденционных звуков в
небольшой мелодии
. Познакомить с многообразием каденционных оборотов.

Сочинение незатейливых песен
ок на

забавные
детские стихи
. Сначала


это
досочинение окончания фраз
, затем


ответных фраз
, потом и
всю песенку
(с последующей
записью в тетрадях).

Начиная со
II

года обучения учащиеся могут сольфеджировать в момент импровизации.
Всё чаще
конкретизируют
ся задания

(начинать ответ с какой
-
либо определенной ступени,
использовать тот или иной мелодический оборот, ритмическую группу). Формы классной
импровизации приобретают более осмысленное содержание, более разнообразными
становятся упражнения тренировочног
о характера и

сочинение секвенций, различных
упражнений
. При этом предполагается, что учащиеся знакомы с некоторыми основными
моментами развития мелодии: повторность звуков, поступенное и возвратное движение,
опевание звуков, арпеджио по звукам аккорда; по
степенно вводятся понятия об основных и
вспомогательных звуках, скачки на пройденные интервалы, секвенция, вариационность [2].

Начиная с
III

года обучения формы творческой работы значительно расширяются. Это
связано с глубоким и осознанным изучением теорет
ического материала, овладением
аккордикой, изучением музыкальных жанров в курсе музыкальной литературы. В связи с
этим возможны следующие задания:

а)

введение необходимых знаний из курса гармонии, например, в импровизациях с
включением скачка на м7 (на
V

ступ
ени) наблюдается противоположное движение (скачок с
заполнением); при освоении аккордики изучить нормы голосоведения (сначала в тесном
расположении) и т.д.

б)

импровизация ритмических вариантов стихотворного текста
, сознательно
используя те или иные ритмическ
ие группы, самостоятельно записать в вокальной
группировке. Проделать всё на примере одного стихотворного текста (начать с простейшего
варианта, затем включить ритмически разнообразные элементы, далее


изменить размер)

[2]
.

6

Множество разнообразных способо
в можно использовать, знакомя учащихся главными
трезвучиями лада:

в)

импровизация по звукам трезвучия
. Особо выделить доминанту (в составе


II

и
VII

ступень, расширить область
D

(
D
VII
), субдоминанту (
S
II
).

Конкретизировать задание:
использовать движение по звукам аккорда сначала вверх, затем вниз, потом вразнобой.

г)

задачи конструктивного плана
. Например: две фразы с неустойчивым окончанием
на
D

и устойчивым завершением
II

фразы на Т (фразы повторного строени
я).

д)

вокальная импровизация мотивных построений,

в основе


функциональная строчка
аккордов, записанная в соответствии с метрической схемой, например:
.

Возможны два варианта упражнения:

1)

глядя на запись, ученик должен спеть
импровизированную мелодическую
линию с фразировкой по собственному усмотрению;

2)

то же, но с собственным аккомпанементом с аккордами в тесном расположении.

е)

подбор сопровождения

к детским и русским народным песням. Избегать штампов
,

использовать различные фор
мы сопровождения, сочетать работу в гомофонном и
полифоническом изложении.

ж)

освоение мелодических фигураций на основе гармонических последований (
то же, что
и пункт «д», но за инструментом).

з)

учитывая, что изучается курс музыкальной литературы, ввести

домашн
ее сочинение
в определенном жанре
(марш, вальс, мазурка и т.д.)

[2]
.


2 Импровизация


Несмотря на то, что во всех названных выше методах работы присутствует элемент
импровизации, об этом виде деятельности хочется сказать особо. Начинать эту работу
следует
только при наличии у учащихся определённого слухового опыта (
II

половина 1
-
го
года обучения). Следует избегать штампов в работе (не замыкаться только в ритмических
фигурациях на выдержанном звуке, в мелодии не бояться брать самые неожиданные звуки).
Чаще в
сего тормозом является левая рука. Поэтому отдельно прорабатывается
гармоническая последовательность в левой руке, использовать мелодизированный бас.

Следует напомнить, что инструментальная импровизация осваивается после вокальной
(в той же последовательно
сти), ибо на раннем этапе ученики еще не могут скоординировать
слуховые представления с воспроизведением на инструменте, нет еще устойчивых
7

аппликатурных навыков, и есть опасность разрушить то, что создаётся на занятиях по игре
на инструменте

[1]
.

Вместе с

тем, можно предложить следующую последовательность в разработке темы:

а) импровизация вокальная (затем и инструментальная)
:

1)

импровизация каденций;

2)

импровизация в повторяющихся фразах;

3)

импровизация с пропущенными тактами.

б) приёмы разработки темы
:

1)

ладовые

противопоставления;

2)

изменение регистра;

3)

смена размера;

4)

ритмические изменения;

5)

гармоническая фигурация (арпеджио);

6)

мелодическая фигурация (гаммообразное, трелеобразное движение, по звукам
аккордов, опевание аккордовых и неаккордовых звуков, задержания, Пре
дъемы,
проходящие и вспомогательные звуки, альтернативные звуки).

7)

сочетание различных приёмов;

8)

жанровое оформление (сочинение самостоятельных пьес).

в) гармонизация за инструментом
:

1)

отдельными звуками;

2)

интервалами;

3)

аккордами (трезвучиями и септаккордами)

г) приёмы басового сопровождения

1)

выдержанными звуками (аккордами);

2)

по типу «бас


аккорд»;

3)

перемещение аккордов;

4)

фигурация по аккордовым звуками;

5)

мелодизированный бас (см. подпункт 6 в пункте «б»
раздела 2
);

6)

использование различных реестров.

Кроме всех на
званных форм развития творческих способностей существует множество
приёмов, которые целесообразно использовать на всех этапах обучения (усложнять в
зависимости от программных требований)

[2]
.

Рассмотрим

некоторые из них
.

8

2.1 Простейшие одноголосные попевк
и на заданный ритмический рисунок


В качестве исходных данных даётся настройка в тональности и выписанный

на доске (в
тетради перед учеником) ритмических рисунков (2


6 тактов). Учащимся предлагается «в
уме», ничего не напевая вслух и не записывая, сымпровизировать свои варианты мелодий.
Затем пропеть вслух.

Можно еще более детализировать задание, например,

предложить начать мелодию с
какой
-
либо определённой ступени лада или использовать какую
-
либо интонацию,
мелодический ход, фигурацию.

В дальнейшем


вводить новые, более сложные интонации и ритмику, увеличивая
протяжённость самих упражнений. Аналогичное за
дание


за инструментом.

Дальнейший этап работы


сочинение мелодий в классе без инструмента, то есть при
помощи только внутреннего слуха с последующей записью в тетрадях (использовать и в
качестве домашних заданий)

[2]
.


2.
2

Мелодии на стихотворный текст


Педагог заранее подбирает стихотворение. Стихи должны ярко передавать
определённое настроение. В соответствии с поэтическим текстом выбирается лад и
тональность. В некоторых случаях для облегчения задания можно записать готовый
ритмический рисунок

[2]
.

Д
альнейший путь представлен в пункте «б» раздела 1.


2.
3

Мелодии на заданный бас


Рекомендуется для развития полифонического слуха, восприятия линеарности
музыкальных тканей и способности самостоятельно полифонически развивать голоса

[3]
.

Суть упражнения: д
аётся басовый мелодический оборот. Учащиеся придумываются
варианты верхнего голоса.

Можно конкретизировать задание: использовать параллельное или противоположное
басу движение, контрастный ритм. Возможно дублирование басу в терцию или сексту на
небольшом п
ротяжении, косвенное движение. Такими упражнениями можно проверять
способность учащихся различать и разрешать диссонансы, учиться осознавать горизонталь
мелодических линий

[2]
.

9

2.
4

Творческие упражнения в двухголосии. Импровизация и сочинение
второго голос
а.


Рекомендуется после приобретения навыков двухголосного пения. Они являются
продолжением работы по развитию творческого воображения, в своём простейшем виде
могут ограничиться подголосочной полифонии. Выбираются небольшие фрагменты
народных песен. Для начал
а мелодии должны быть небольшими, с простым ритмическим
рисунком. Затем следует вводить элементы контрастного ритма, импровизировать
подголосие к попевкам более длинным и сложным.

Вначале это упражнение желательно провести как классное сочинение за
инструм
ентом. Пусть ученик несколько раз сыграет предложенную мелодию. После того,
как он освоится с мелодией, нужно предложить ему подобрать (левой рукой) подголосок в
том же, удобном для пения, регистре. Движение мелодии подголоска может быть
противоположным, п
араллельным, свободным, консонансы могут
перемежаться

с
диссонансами

[2]
.


2.5
Диктанты типа «звук


звук»


Традиционное сольфеджио обычно сводится к написанию диктантов (слышу звук


воспроизвожу) и к пению с листа (вижу звук


воспроизвожу). Помимо этого требуется
третий тип упражнений, исключающий нотную запись: слышу звук


воспроизвожу звук.
Таким образом,
кроме обычных упражнений типа «звук


знак» (диктант) и «знак


звук»
(пение с листа), в качестве важнейшего способа развития слухо
-
зрительно
-
моторной
ориентацией применяется устный диктант типа «звук


звук», когда звук диктуемый легко
заменяемый звуком в
оображаемым, который немедленно воспроизводится на инструменте.
Этот приём является одним из основных навыков импровизаторов.

Диктант типа «звук


звук», по мере накопления опыта, применяются и в
инструментальном варианте: педагог играет текст рояля на одн
ом рояле, а ученик повторяет
этот текст на другом

[2]
.

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Творческую работу учащихся надо тактично направлять. Менее инициативным можно
на первых порах давать какие
-
либо конкретные задания, например, продолжить мелодию по
её начальным попевкам. П
орой, когда ученик пытается сочинить пьесу, полезно показать ему
образцы произведений, которые он мог бы посмотреть для ориентировки в особенностях
соответствующего жанра.

Необходимо давать советы и по самой сочиняемой музыке


в отношении формы,
гармониза
ции, фортепианного изложения. При этом, естественно, надо поощрять творческие
поиски ученика, хотя порой они могут быть и наивными и неуклюжими.

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.

Теплов
,

Б.М. Психология музыкальных способностей
.
М.: Наука, 2003.



384 с

2.

Шатковский
,

Г.И. Развитие музыкального слуха.

М.:

Амрита
-
Русь
, 2010
.


208 с

3.

Ветлугина
, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/Н.А.
Ветлугина.


М.:
Просвещение, 1981.



239 с


Приложенные файлы


Добавить комментарий