Уроки Холокоста — путь к толерантности.


Уроки Холокоста – путь к толерантности
Цель мероприятия: воспитание толерантного сознания и поведения у молодёжи на основе усвоение уроков Холокоста.
Задачи:
1.Воспитательные:
- формирование толерантного сознания, сочувствия к жертвам геноцидов, понимания недопустимости интолерантного поведения;
- формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
- воспитание чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство других;
- воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.
2.Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.
3. Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность», «интолерантная личность», с Декларацией принципов толерантности;
- формировать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Сценарий классного часа «Уроки Холокоста – путь к толерантности».
Ход мероприятия.
1.Введение в тему.
Добрый день, ребята! Сегодня в рамках дня толерантности, который отмечается 16 ноября, у нас пройдет мероприятие под названием Уроки Холокоста – путь к толерантности.
Сегодня тема толерантности как никогда актуальна, ведь вы все прекрасно видите, что происходит в мире. ИГИЛ устраивает террористические акты. Они проповедуют радикальный ислам и кто его не придерживается, по их мнению, не имеют права жить. Также вы все видите и слышите такие фразы, как Россия для русских и знаки свастики? Неонацизм с огромной скорость набирает обороты.
Сегодня мы разберемся, что такое Холокост и какое отношение он имеет к толерантности.
Для начала мне хочется спросить вас, кто знает, что же обозначает слово Холокост? Холокост в переводе с греческого сожжение. Этим понятием обозначалось преследование и истребление 6 миллионов евреев нацистами со времени начала правления Гитлера и до окончания ВМВ1933-1945.
План таков: 1. Просмотр документального фильма.
2. обсуждение и разбор.
Перед просмотром фильма, мне хочется попросить двух девушек, которые немного расскажут о чем будет фильм.
2. содержательная часть
стихотворение Александра Городницкого«По Освенциму ветер гуляет».
По Освенциму ветер гуляет,
И ромашки растут меж печей,
И экскурсия нас ожидает,
Нас-людей, нас- людей, нас-людей... (изменено)
Вам покажут сожженные кости, —
Сколько хочешь на пепел глазей.
Приезжайте, пожалуйста, в гости
В тот музей, в тот музей, в тот музей.
Разбирайтесь по двое, по трое —
Каждый день, каждый час, каждый час.
Кто из вас лагеря эти строит,
Кто из вас, кто из вас, кто из вас?
Лучше мне докатиться до «вышки»,
В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,
Чем однажды подбросить дровишки
В эту печь, в эту печь, в эту печь.
Где музеи такие же встанут?
Ни намека о том, ни слезы, —
На бескрайних степях Казахстана
Или в жёлтой долине Янцзы?
По Освенциму ветер гуляет,
И ромашки растут меж печей...
Кто нам скажет, что нас ожидает,
Нас-людей, нас- людей, нас-людей... (изменено)
Просмотр документального фильма. 45 минут.
Ребята, какие эмоции вызвал у вас этот фильм?
А сейчас предлагаю вам вернуться к началу нашего мероприятия. Какую тему я озвучила в начале? Так как же увиденное вами относиться к толерантность? Но чтобы ответить на этот вопрос нам нужно выяснить, Что же такое толерантность?
У каждой группы имеется словарь терминов.(приложение1). Предлагаю в течении 5-7 минут ознакомится с ним и один представитель от группы представит нам, что такое толерантность, какого человека можно назвать толерантным, а какого интолерантным, назвать критерии толерантности и проявления нетерпимости.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение)- терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Критерии толерантности:
1.Равноправие (равный доступ к социальным благам, к политической жизни, управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе).
2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).
3.Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.
4.Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе.
5.Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества.
6.Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.
7.Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на другого.
Интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.
Проявления нетерпимости.
1.Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.
2.Игнорирование (отказ в беседе, в признании).
3.Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик).
4.Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами).
5.Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу).
6.Преследования, запугивания, угрозы.
7.Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).
8.Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие).
9.Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»).
10.Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав).
11.Фашизм и нацизм (реакционные антидемократические режимы, для которых характерны крайние формы насилия и массовый террор);
12.Империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов).
13.Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств).
14.Осквернение религиозных или культурных символов.
15.Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов).
16.Изгнание (официальное или насильственное).
17.Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы).
18.Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
(выполнение задания, обсуждение)
А у нас в городе вы встречали проявление интолерантности?
Вопрос терпимости остро стоит в нашем мире. И в связи с этим в ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла декларацию принципов толерантности. В честь принятия декларации 16 ноября объявлено Международным днем толерантности.
3. Подведение итогов.
Ребята, является ли данное мероприятие полезным для вас? Что вы узнали нового и как изменится ваше поведение?
(после ответов ребят, учитель благодарит их за работу)
Приложение № 1
Словарь терминов.
Антисемитизм- одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Газовые камеры- помещения в фашистских лагерях смерти, в которых с помощью газа массово уничтожались люди.
Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.
Гетто- в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.
Депортация - принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали.
Коллаборационисты- люди, сотрудничавшие с нацистами на оккупированных территориях.
Концентрационный лагерь- место изоляции военнопленных, заключенных.
Лагерь смерти- территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей.
Нацизм- сокращенно от фашистской национал-социалистической партии Германии – одно из названий германского фашизма.
Освенцим (Аушвиц)- концентрационный лагерь истребления в верхней Силезии (Польша) в 55 км. от Кракова. Был основан как концентрационный лагерь в 1940 году. В начале 1942 года стал лагерем истребления. В Освенциме было уничтожено около полутора млн. человек. В лагере существовали подпольные группы сопротивления. 27 января 1945 года освобожден Советской армией.
Праведники народов мира- звание, которое израильский парламент присваивает людям различных национальностей и вероисповедания, спасавших во время войны евреев от нацистских палачей.
Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня)- наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 г.г).
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение)- терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Декларация принципов толерантности- принята 16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО. В честь принятия Декларации 16 ноября объявлено Международным Днем толерантности. Наиболее точное определение понятие «толерантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности». Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (из Декларации принципов толерантности. Утв. рез. 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. .www.tolerance.ru).Критерии толерантности:
1.Равноправие (равный доступ к социальным благам, к политической жизни, управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе).
2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).
3.Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.
4.Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе.
5.Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества.
6.Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.
7.Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на другого.
Терпимость – социально-психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.
Интолерантность (нетерпимость). Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
Интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.
Проявления нетерпимости.
1.Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.
2.Игнорирование (отказ в беседе, в признании).
3.Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик).
4.Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами).
5.Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу).
6.Преследования, запугивания, угрозы.
7.Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).
8.Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие).
9.Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»).
10.Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав).
11.Фашизм и нацизм (реакционные антидемократические режимы, для которых характерны крайние формы насилия и массовый террор);
12.Империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов).
13.Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств).
14.Осквернение религиозных или культурных символов.
15.Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов).
16.Изгнание (официальное или насильственное).
17.Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы).
18.Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Приложение № 4
Декларация принципов терпимости.
Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Государства — члены ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28 сессию Генеральной конференции 25 октября — 16 ноября 1995 года,
Преамбула.
- памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,
- напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,
-напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),
- принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
Международный пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
Конвенцию о правах ребенка,
Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,
Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,
Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,
Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,
Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,
- памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
-учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года ООН, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года ООН, посвященного терпимости,
- испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,- обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
-принимают и торжественно провозглашают настоящую
Декларацию принципов терпимости.
-преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,
мы заявляем следующее:
Статья 1 — Понятие терпимости.
1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 — Государственный уровень.
2.1. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2. Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).
Статья 3 — Социальные аспекты.
3.1. Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2. Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
Статья 4 — Воспитание.
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2.Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.Статья 5 — Готовность к действию.
Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 — Международный день, посвященный терпимости.
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.

Приложенные файлы


Добавить комментарий