«Музыкальные краски» и «живописные краски» в произведениях импрессионистов. (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 городского округа – город Камышин
Волгоградской области
Конспект интегрированного урока на тему:
«Музыкальные краски» и «живописные краски» в произведениях импрессионистов.
(5 класс)
Учитель: Чайко Любовь Николаевна
Категория: первая
Цель урока:

Деятельностная цель: сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.
Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки.
Задачи:
Личностные:
- развивать духовно- эстетические потребности учащихся;
-развивать интерес к искусству, умение найти свою позицию в искусстве;
обогащать эмоционально- волевую сферу ребенка;
-воспитывать музыкальную культуру учащихся
Метапредметные:
-связь искусств, их близость в культурно – творческом плане;
- знакомство с метапредметными понятиями как аргумент - факты, эволюция- революция, общее- частное.
-познакомить с направлением в искусстве-импрессионизмом;
-рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Предметные:
- учить размышлять над содержанием музыкального произведения;
-определять средства музыкальной выразительности;
-рассуждать о музыке;
- видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие;
- побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов и живописных.
-учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
-учить слушать и анализировать музыку;
- знакомить с музыкой композиторов: К. Дебюсси, М. Равеля.
-развивать вокально-хоровые навыки, умение слушать музыку.
Тип урока: открытие новых знаний.
Жанр урока: интегрированный.
Вид урока: урок-обобщение. Тема: Синтез искусств.
Музыка и изобразительное искусство.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (слушание музыкальных произведений, анализирование, рассуждение, рисование под музыку).
Необходимые технические оборудования: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока.
1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята, - сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. Существует такое направление в этих двух видах искусства, называемое импрессионизм, в котором они опять соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён наш сегодняшний урок
2. Проверка домашнего задания: На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем.
-Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?
-Что оно означает?
Если видишь: на картине нарисована река,Или ель и белый иней, или сад и облака,Или снежная лавина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Дома вы нарисовали иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» и «Поцелуй земли» из балета И.Стравинского «Весна священная». Давайте посмотрим, что у вас получилось. (собрать рисунки и прикрепить на доске).
3.Проверка знаний и умений учащихся
Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:
-         Что же роднит музыку с литературой?
-         Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
-         Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
-         Что такое музыкальный пейзаж?
-         Звучит ли музыка с полотен великих мастеров кисти?
 
4. Подготовка к обобщению знаний.
Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим, как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж и как изображают живописный пейзаж художники импрессионисты Клод Манэ и Эдгар Монэ.
Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений - и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотнам И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов). Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всем своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты...
Так кто же это - импрессионисты?
5. Конкретизация знаний.
Для того чтобы ответить на вопрос послушаем сообщение об импрессионизме.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».
Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
Техника.
Импрессионизм отличался от канонов живописи не только в идейном, но и в техническом плане. Импрессионисты заменяют контур контрастными и раздельными мазками. Солнечный луч расщепляют на составные: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Этих цветов семь, но синий и голубой – схожи, поэтому, их количество сводят к шести.
Цвета подразделяют на первичные и сдвоенные. Сдвоенные краски являются дополнением друг друга:
желтый – фиолетовый;
красный – зеленый;
голубой — оранжевый.
Разделение цветовой гаммы дало возможность художникам не смешивать краски, а получать нужный оттенок и цвет правильно накладывая их на холст. Это послужило отказом от применения черного цвета в картинах импрессионистов. Можно сказать, что преобладали пастельные тона.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колоритом.
6. Закрепление знаний.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.Подготовленное сообщение ученика о Марисе Равеле.
Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию. «Игра воды»— произведение для фортепиано Мориса Равеля. Написано в 1901 году; посвящено Габриэлю Форе, у которого Равель в то время учился. Впервые исполнено публично в 1902 году Рикардо Виньесом.
Композитор описывал «Игру воды» следующим образом: «Эта пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях.
Это произведение сыграло революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.
Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?
(Запись в тетрадь название произведения. Слушание.)У: И так, какие же звуки вы услышали?
Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.
У: Верно, а какую картину вы представили?
Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.
У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». Давайте послушаем эту музыку еще раз и попробуем нарисовать то, что мы услышали.
РИСУЕМ. Несколько рисунков на доску.
Другой композитор - Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. Кто познакомит нас с этим композитором? (Подготовленное сообщение о К.Дебюсси). Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.
А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?
Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».
У: Как же звучала эта пьеса? Похожа ли эта пьеса на « Игру воды»?
Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?
Слушаем еще раз «Облака» и рисуем. Несколько рисунков на доску.
У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?
Д: Это был деревянный духовой инструмент.
У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком. Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастуший) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство. У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).
Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).
- Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
- К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?
- Что такое импрессионизм?
8.Итог урока
Кому было сложно и непонятно на уроке?
Кому было все понятно?
Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они? Что такое импрессионизм?
9.Рефлексия: Вывесить рисунки детей на дереве.
10.Домашнее задание. Оценки.
Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.


Приложенные файлы


Добавить комментарий