Презентация Анализ стихотворения Бориса Пастернака Зимняя ночь


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Анализ стихотворенияУчитель русского языка и литературыБерёзкина Юлия ВладимировнаНП ДВОК «Пенаты»Борис Пастернак«Зимняя ночь» Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И всё терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс –лидер группы «Парк Горького» Николай Носков. Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) построено на приеме антитезы, то есть на противопостав­лении огня (свечи) и холода (зимы, метели). Рефреном из строфы в строфу следует двустишие: «Свеча горела на столе, / Свеча горела». Свеча — символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонек, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира.  Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий  внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Рефреном  из строфы в строфу следует двустишие:Свеча горела на столе,Свеча горела.Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк,  являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко  потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже...жар соблазнаВздымал, как ангел, два крылаКрестообразно. Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи –  светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально  противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза  огня и льда. Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная  стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая  свеча храбро противостоит этой снежной королеве В первой  строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это  подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены  чёткие временные рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется.  Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная  строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой  человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог  здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок  затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут  окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды Именно противостояние жизненным бурям  как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её  раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска  произведения. Стихотворение написано ямбом,  более всего отражающим сильную  эмоциональную окраску стиха.  К тому же в первой и третьей строках  применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская.  Антитеза  огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Приём аллитерации:Мело, мело по всей землеВо все пределы...Или в другой строфе:Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Или согласные звуки:Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим  своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова  играет на антитез А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор  употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два  башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и уютно,  но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям:На озарённый потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал. Внутренний же мир лирического героя  стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан  отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой  лирического героя.Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен,  здесь употребляется любопытное сравнение:...И жар соблазнаВздымал, как ангел, два крылаКрестообразно. Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой  сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное  слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку,  приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души  лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы  на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным  ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды.  Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от  самого героя. 10 февраля 2015 года Борису Пастернаку исполнится 125 лет

Приложенные файлы


Добавить комментарий