Влияние танцевальных движений на физическое и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Музыкальным руководителям ДОУ


ТЕМА: Влияние танцевальных движений на физическое иэмоциональное развитие детей дошкольного возрастаМузыкальное воспитание является уникальным средством для формирования не только физически, но и эмоционально развитого ребенка.
Я уверена всем вам, как мамам, знакома одновременно трогательная и смешная картина:
Как только включаете весёлую и динамичную музыку - малыш начина» пританцовывать... Мы умиляемся, даже не подозревая, какое огромное значение имеет ТАНЕЦ для правильного развития ребенка... Двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное созревание ребенка в процессе его развития. Через телесное восприятие происходит обучение и развитие мозга...
Как это ни печально, но современные дети зажаты не меньше, чем в т времена, когда носили корсеты, хотя сейчас их и не носят. Сейчас дети проводя большую часть дня перед телевизорами и за компьютерами. Это искажает и мускулатуру, грудная клетка не может нормально двигаться, человек не может нормально дышать... Надо ли дальше продолжать эту полумедицинскую цепочку?
ФГОС ДО, принятый 17 октября 2013 года, ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры и направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального), мира природы;
становление эстетического отношения;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной художественной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Особое внимание в «Образовательной программе ДО МБДОУ №50 для групп общеразвивающей направленности» уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход к решению различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в различных видах деятельности, в том числе и в музыкальной.
Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой" утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе как эмоциональнотворческое развитие, так и развитие физическое.
Сегодня я хочу поговорить о таком виде музыкальной деятельности ребёнка, как музыкально-ритмические движения. А точнее - о том, как они влияют на физическое и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Известно, что дети любого возраста очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. А с помощью выразительных движений они раскрывают свои чувства, настроение, проявляют характер.
Музыкальное занятие - это место, где начинает жить красивое танцевальное движение. Продолжить, оправданное существование, движение может и во время свободного времени в группе, и во время прогулки и, конечно же, дома.
Другими словами, искусство танца - это синтез эстетического, эмоционального и физического развития.
Младший дошкольный возраст.Особенности физического развития.
Дети, возраст которых от 3 до 5 лет, обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, повышенной утомляемостью при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Потому, что им свойственна общая статическая неустойчивость тела.
Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу, им еще недоступны прыжки в высоту и прыжки на одной ноге.
Все занятия в младших группах я провожу в виде сказки - это самый доступный и интересный способ подачи информации для детей этого возраста. Иногда танцевальная сказка, связывающая несколько танцевальных упражнений, меняет свое содержание по ходу занятия. На это влияет и настроение детей, и их физическое состояние, и даже, погода.
В сказках у нас всегда действуют знакомые детям персонажи и природные явления. Так как память у них скорее образная, я могу уверенно сказать, что имитация движений знакомых им животных, птиц, насекомых, природных явлений и так далее является лучшим вариантом показа движений. Это наши любимые мышки, которые бегают на носочках и очень тихо, это медвежата, которые ходят медленно, важно качаясь с ноги на ногу. Но бывают, и такие персонажи показать которых детям не так-то просто.
Первостепенную роль, в работе с детьми этого возраста, особенно в начале разучивания движений, играет правильный показ. Выразительный, эмоциональный показ движения музыкальным руководителем или воспитателем. В дальнейшем я пользуюсь указаниями (например - «Мишка толстый к нам пришел, громко топает об пол» - указание для того, чтобы топали погромче), напоминаниями («Ну ка вспомним - Какие крылышки у воробышка - МАЛЕНЬКИЕ, а какие у лебедя - БОЛЬШИЕ» - напоминаю, как надо показывать большие и маленькие крылья). И указания, и напоминания стараюсь делать предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Чаще всего помогают мини- стишки. Я заметила, что детям легче запоминается стихотворный вариант.
Характерной чертой большинства детей этого возраста является замедленное возбуждение нервной системы и недостаточное торможение. Из этого я сделала вывод, что особое внимание в младших группах следует уделять развитию умения детей различать начало и конец музыкального произведения. Согласно методике в этом мне очень помогают выразительные свойства музыки. Более выразительное выделения начала и окончания сопровождения. Но, кроме этого, тут мне тоже стали помогать мини- стишки подсказки. Например, для одновременного начала движения: «Надо тихо постоять и всем вместе, в раз, начать», или парный вариант: «Друга за руки возьмем - постоим, теперь начнём». А вот, как это получается на занятиях...
Что касается эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста, то можно сказать так. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Увеличить палитру эмоций во время выполнения танцевальных движений на музыкальных занятиях и вне их поможет раздаточный материал. Например, взять обыкновенный платочек, только прозрачный, а как весело спрятаться под ним, положив его себе на голову. Или цветы, которые распускаются на ладошке, а потом танцуют-здесь мы можем выполнять ритмичные взмахи, кружения; погремушки - поднимать, опускать, прятать, ритмично стучать.
А вот,еще пример:
Несколько лет назад я стала в конце занятий с малышами использовать танцевальные движения для релаксации. Эта необходимость возникла после неоднократного наблюдения того, что дети в начале занятия - в «полудрёме», а к концу - в «эйфории». Надо было немного успокоиться. Очень понравился мне, а потом и детям, волшебный звук неожиданно прозвучавшего металлофона. Он заставляет замереть и прислушаться.
В последствии чередуя все разученные движения дети могут сами придумывать свой танец. Исполнять его дети могут не только на занятии, но и в группе, и дома.
Старший дошкольный возраст5-7 лет - это мой любимый старший дошкольный возраст. В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности».
Дети активны, многого хотят, большинство из них готовы заниматься до бесконечности. И в этот период нашей задачей, в первую очередь, становится умение деликатно объяснить ребенку, что нужен перерыв. Например, сказать: «Мне очень понравилось, как ты сегодня выполнял(ла) движения. И я просто жду следующего занятия, чтобы ты исполнил(ла) весь танец. Но для этого надо хорошо отдохнуть и набраться сил»,
В физическом плане у детей появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания. По сравнению с младшими тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. В возрасте 5—7 лет у детей идет активное формирование опорно-двигательного аппарата. Кости пока что гибкие и эластичные, связки и мышцы еще слабо развиты. Поэтому надо внимательно следить за осанкой. У детей постепенно доводятся до автоматизма основные движения, улучшается их согласованность.
Несмотря на то, что дети этого возраста активны, полны энтузиазма и сил, их энергия имеет свойство быстро и неожиданно исчезать. Это явление объясняется особенностями сердечно-сосудистой системы у детей. Скорость кровообращения у них выше, чем у взрослых. Ребенок может внезапно начать проявлять агрессию к кому- то из детей. Или вот другой пример:
Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрастеФОТО - ПРИМЕР на протяжении 2-3 последующих абзацев показываем фото с различными эмоциями детей на выполнение или не выполнение танцевальных упражнений
В 6-7 у ребенка изменяется мотивация выполнения движений. Оценочная мотивация и формирующееся эмоциональное предвосхищение, заставляет детей переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал.радость от желаемого результата, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. (ФОТО) Если выполнял правильно движение, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он его выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его отличному исполнению. Например, при первом показе нового движения каждый из нас много раз видел, как несколько человек из группы сразу начинают улыбаться и чуть лини подпрыгивать, хлопая в ладоши. Глядя на них можно с уверенностью сказать, что движение будет сделано. Так как ребенок мысленно его к себе примерил и сделал. Если ребенок уверен в своих силах, то радуется так же и успехам другого, (ФОТО)а если не уверен, то испытывает зависть. (ФОТО)
У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. (ФОТО) Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, (ФОТО) печальным (ФОТО). И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.
Во время занятий в таких случаях можно использовать элементы психогимнастических упражнений во время которых дети не просто выполняют резкие ритмичные махи руками, а представляют себя, например, большой ветряной мельницей. Экспрессия взрослого при показе упражнений облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.
Игровые упражнения доставляют ребёнку массу удовольствия, включают в работу его фантазию, улучшают ритмичность движений.
Видя конкретную ситуацию в группе, воспитатель, как в группах младшего дошкольного возраста, так и старшего, может разрядить ситуацию в группе, включив музыку и для успокоения, и для активизации детей. Например, для поднятия настроения, можно послушать, к примеру, «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта. Для того, чтобы успокоить излишне расшалившихся можно поставить сюита Грига «Пер Гюнт», «Мелодия» Глюка, «Грёзы» Р. Шумана, Прелюдии Ф. Шопена.
Большой стимул для эмоционального развития, как на занятии, так и вне его, дают соревнования друг с другом. Реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, дети стремятся к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижению признания со стороны друзей. Это увеличивает силу самовыражения до самого высокого уровня.
Например, игра «Кто кого перетанцует?» Её можно провести ближе к концу доминантного занятия, когда мы берём за основу музыкально-ритмические движения. С успехом используется в группе, как во время совместной деятельности, пригласив воспитателя быть в жюри, так и во время самостоятельной деятельности. Ещё воспитатели используют её во время прогулки. А также в неё можно играть дома с родителями.
Правила игры просты и вариантов может быть несколько. 1 - делимся на команды (мальчики против девочек, на прогулке может быть группа против группы); 2 - выбираем жюри (воспитатель или дети); 3 - выбираем ход игры (по числу движений - определяем точно сколько или «до последнего»
- какая команда последней покажет правильно движения. Первый вариант предпочтителен для использования на занятии, второй - на прогулке); 4 - командам дается время на то, чтобы оговорить какие движения у них получатся лучше всего;
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными эмоциональными и физиологическими изменениями в его организме, улучшается настроение. В этот период чаще использую показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.
Например: на индивидуальном занятии в подготовительной группе показываю и отрабатываю парное движение, как мы его назвали «завертушки» с подгруппой детей, потом они показывают его на занятии..- Г;
Или, другой вариант. Предлагаю послушать музыку. Представить себе какие движения подошли бы для этой музыки. Затем повторно включаю её не всю, а отрывок. Дети, вспоминая разученные ранее движения, сопоставляя их с музыкой, предлагают свои, иногда новые, варианты исполнения. Наблюдая в это время за детьми, я выбираю наиболее яркие движения, пусть даже некоторые и не подходят. Потом, попросив выполнявших эти движения повторить их, коротко комментирую. Если движения не подходят в этот танец, но они очень понравились, мы говорим о том, что их можно будет взять в другой танец. И оговариваем коротко в какой. Из этого материала часто складывается целый танец.
На протяжении уже нескольких лет просто эмоциональный взрыв вызывает у детей работа с куполом, длинными полотнами ткани. А ведь физически детям это не легко, но впечатлений -масса.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Зная, что к 6-7 годам нервная система ребенка недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, без танцевальной релаксации не обходимся иногда и в старших группах. Только проходит она несколько иначе.
Я считаю, что музыкально - ритмические движения - это прекрасное средство разностороннего физического и эмоционального развития, а также эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма, но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность. Мы знаем, что хореография - это мир красоты движения, звуков, костюмов, то есть мир волшебного искусства. А увеличить волшебство во много раз, во время исполнения движений, может, конечно, костюм.
ФОТО - ПРИМЕР «Танцевальная мозаика» (отрывки танцев в костюмах)Сначала показываем радостную суету одевания костюмов, а затем:
«Паровоз -букашка», «Цветочный бум», «Бабочки», «Божья коровка», «Морячка», «Мальчишкины постирушки», «Солнце в круг», «Богатыри», «Казачок», «Красный сарафан», «Балеринки».
Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение физического, эмоционального, эстетического и психического развития детей. Детям дошкольного возраста легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. Еще хочется подчеркнуть, что, на сегодняшний день, выполнение танцевальных движений детьми - дошкольниками является неотъемлемой частью не только их физического, но и умственного развития. Ведь все мы видим, что во время выполнения движения ребенок не просто автоматически двигается, он продумывает куда он идет и как. Во время исполнения всего танца развивается ориентация в пространстве. Выполнения движении с предметами стимулируют развитие крупной и мелкой моторики. Запоминание рисунка всего танца способствует развитию памяти, и мышления.
Видя такою значимость движении, я понимаю, что заниматься только во время музыкального занятия - это очень мало. В этом случае мне помогают многие составляющие:
1- помощь воспитателя, как в группе, так и во время прогулки. Воспитатель поощряет детей в их желании танцевать, помогает в изготовлении нового раздаточного материала (ромашки из поролона) и костюмов. Воспитатель ставит музыку в группе не только для танцев, но и успокаивающего или активизирующего характера.
2- индивидуальная работа. Это работа не только с одаренными детьми. Это работа и с теми детьми, которые на занятии сидят на стульях и качаются вперёд- назад от неуверенности. Или с тем, что от неуверенности ведёт себя как клоун.
3- конечно же это тесная связь с родителями. Она может быть выражена и устными пожеланиями, и в виде печатной продукции, и в виде непосредственного показа движений во время мастер-класса или тренинга. Где мы обращаем внимание на огромную необходимость не отмахиваться от детей, а поддерживать их желания показать себя при помощи танца. Помогаем с подбором музыки для слушания детьми дома.
Подводя итог всего сказанного можно сделать вывод, что органическое единство музыки, эмоций и движений для детей необходимо и естественно. Танцы - это очень приятный вид досуга. Музыкально - ритмические движения, под правильно подобранную музыку-это чудесный корректор эмоций и тренажер для тела. Они идеально подходят для того, чтобы потратить избыток энергии и приобрести массу новых положительных эмоций. Положительные эмоции приобретут не только дети, но и взрослые, окружающие их!

Приложенные файлы


Добавить комментарий