Великая Французская революция и ее влияние на развитие романтических традиций и символики в культуре XIX-XX веков как поиски идеала в искусстве.


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
XIII республиканская
научно-практическая конференция учащихся имени М. Н. Морякова
г. Лениногорск (Лениногорский район)
школа №2
Класс 10
Вахтерова Яна Владиславовна
Афанасьева Алина Александровна
Секция: Социальные наукиНаучно-исследовательская работа
Великая Французская революция и ее влияние на развитие романтических традиций и символики в культуре XIX-XX веков как поиски идеала в искусстве.
Руководитель: учитель высшей квалификационной категории
Чаадаева Ирина Анатольевна
Лениногорск 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………...3-5
Основная часть.
Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве……………..…..6-7
Поражение Великой Французской революции. Истоки революционного романтизма………………………………………………..…8-10
Историю творят люди. История творит людей……………………………………….11-14
Тема борьбы Добра и Зла в контексте романтических традиций и символики в культуре XIX-XX веков как поиски идеала в искусстве………………………...…15-19
Заключение………………………………………………………………………………...20-21
Список источников…………………………………………………..…………………….....22
Приложение……………………………………………………………………………..…23-25

I. Введение
XIX век занимает особое место в истории мировой культуры. Это время подъема эпохи просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в мировом пространстве за последние годы.
Если заглянуть в толковый словарь русского языка, то можно найти несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, характеризующееся идеализацией прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека. 2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Как видно из определения, романтизм – это явление, которое проявляется не только в искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии людей и возникает в переломные моменты жизни, поэтому тема романтизма актуальна и сейчас. В наши дни в обществе наблюдается неверие в будущее, разуверение в идеалах, возникает желание уйти от окружающей действительности в мир собственных переживаний и в то же время осмыслить ее. Именно эти черты характерны для романтического искусства. Поэтому мы и выбрали для исследования тему «Великая Французская революция и ее влияние на развитие романтических традиций и символики в культуре XIX-XX веков как поиски идеала в искусстве».
Романтизм утвердился в жизни под воздействием определённых социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Писатели романтической настроенности стремились освободить личность от порабощения её социальными, материальными обстоятельствами. Они мечтали о таком обществе, где людей будут связывать не материальные, а духовные узы. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – это конфликт личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой Французской революции.
Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Им хорошо известны "изъяны" рабовладельческого и феодального строя. Отсюда мечты романтиков о внесоциальном существовании, о золотой поре человечества, когда рухнут социальные законы и войдут в силу чисто человеческие, духовные связи.
Романтики были настроены критически также к истории. Её развитие сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Отсюда культ в романтизме "естественного состояния", уход в доисторическое прошлое в жизни народов, когда действовали законы природы, а не искусственные установления испорченной цивилизации. Романтики не были социально пассивными. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности.
Романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы.
Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.
Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности, тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи, мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в природу сущности искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.
Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, - это, прежде, всего эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.
Таким образом, объективная необходимость систематизации сведений в исторических источниках, литературе и искусстве об особенностях влияния Французской революции на развитие такого направления в культуре, как романтизм определяет актуальность предпринятого исследования. Предметом исследования являются основные компоненты культуры XIX-XX веков (литература, изобразительное искусство и музыка).
Цель исследования состоит в том, чтобы обозначить влияние Великой Французской революции на развитие романтизма как философского направления в культуре на примерах из художественной литературы, музыки, живописи;
Указанная цель влечет за собой постановку следующих основных задач:
Изучить литературу по теме исследования;
Рассмотреть основные черты романтизма как последствия крушения идеалов Просвещения и Великой Французской революции;
Углубить понятие о романтизме, его символике в историческом контексте XIX-XX веков;
Средствами искусства совершенствовать духовное развитие учащихся и способствовать становлению целостного мировоззрения, поскольку романтизм, по известному определению В. Белинского, - это «внутренний мир души человека. Сокровенная часть его сердца».
Практическая значимость и научно-исследовательская перспективность работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут применяться на уроках истории, литературы, истории искусства, мировой художественной культуры. Через постижение великих шедевров Великой Эпохи познается стремление человека к прекрасной мечте, к пересозданию реальности с помощью творческой фантазии.
Французский поэт-романтик Альфред де Мюссе наиболее ярко передал основную идею романтизма, где судьба творческой личности переплетается с участью обреченной на смерть птицы:
Вот назначение всех избранных поэтов!
О счастье петь другим, теряя кровь из ран,
Их участь – умирать…
II. Основная часть
Глава 1. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве.
- Тема-то какая! Ро-ман-тизм! И кому он нужен сейчас? Звезды, цветочки, корабли с алыми парусами, любовные муки… Чушь, белиберда!
- Неправда ли, знакомые мысли! Знаете, так утверждал герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров и очень жестоко поплатился за это. Что бы он ни говорил, а испытание на человечность своей натуры герой прошел через любовь, через тот самый романтизм, который ты отрицаешь.
Да, этот спорный вопрос из категории вечных. Мы не станем вам навязывать никаких ответов. Выбирайте сами: нужен вам романтизм сегодня или нет.
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и не так
Через одно мгновенье.
Неслышимый, незримый,
Склонился я к любимой
Проститься с серебристой истомой
Сонных рук.
О, их прикосновенье –
И счастье, и мученье.
Сначала душу ранит, потом целит недуг.
О веки – чудный глянец,
И влажных губ румянец.
И тени звуков сладких вкруг них витают вновь.
Смотри, как звезды в вышине
Светло горят тебе и мне.
Они не думают о нас,
Но светят нам в полночный час.
Моя любовь, моя звезда,
Такой, как звезды, будь всегда,
Горя, не думай обо мне,
Но дай побыть мне в звездном сне.
Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне – и говорить не смею,
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно.
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь.
Женственность, верность, любовь – вечная весна человечества, вечно живые символы.
Вы слушали стихи Джона Китса – поэта XIX века и Поля Элюара – поэта нашего столетия. Эти поэтические строки созвучны, наполнены мыслью о том, что человек – самое прекрасное произведение природы, созданное для любви. Данные произведения романтические. Романтизм – это внутреннее состояние человека, сокровенная часть его сердца. Романтизм – это явление социальное. Как направление в искусстве он формировался под влиянием многих факторов.
Как историческое явление романтизм возник в переходную эпоху после Французской революции 1789- 1794 годов. Его зарождение было связано с крушением идеалов Просвещения и разочарованием в итогах Великой Французской революции. Вера в торжество разума и справедливости исчезла, интерес к героическому и в жизни, и в искусстве иссяк, чувство беспомощности перед окружающим миром возросло. Но всё же истоки романтической литературы, живописи, музыки нужно искать в философии Просвещения. Эпоха Просвещения связана с именами Дидро и Вольтера, Аламбера и Монтескье, Руссо. Выдвигая на первый план изучение природы, они были идеалистами, считали, что общественные преобразования будут достигнуты посредством убеждения и Словом Красоты и Истины. Их идеалы во многом совпадали с идеалами Эпохи Возрождения. Произведения искусства, особенно литературу, просветители считали главным средством воздействия на умы человеческие в целях утверждения на земле Разума и Справедливости.
Мучительный разлад между идеалом и действительностью обусловил стремление человека укрыться от реальной жизни. Прибежищем могло стать опоэтизированное прошлое, которое почти всегда ассоциировалось со Средневековьем, или мир фантастических грёз. Им могли стать экзотические страны, не тронутые цивилизацией и потому остающиеся местом, где можно обрести духовную свободу. Но в любом случае это было стремление к прекрасной мечте, к пересозданию реальности с помощью творческой фантазии.
Глава 2. Поражение Великой Французской революции. Истоки революционного романтизма.
«Какова же аналогия между античностью и Французской революцией?» - спросите вы.
«Буржуазия совершала революцию в античных масках». Они верили в возможность осуществления разумного общества. Античные традиции – это высокая гражданственность, патриотизм, долг – сопутствовали революции. И лозунги: «Свобода! Равенство! Братство!» - тоже слова из античного мира, ставшие Символами эпохи.
Все это явилось истоком, почвой для революционного романтизма. Но это не единственный вид данного направления. Существуют также философский и созерцательный романтизм. Как же сказалось поражение революции на развитии искусства? – свяжем наш ответ с известными примерами.
Недовольство результатами революции порождает новое направление в искусстве – романтизм. В романтизме отвергается культ Разума и рационализм. Литература и поэзия, прежде всего, не принимают действительности, отказываются ее изображать. Предметом изучения и изображения становятся чувства, эмоции, страсти. Происходит субъективное осмысление жизни.
А поиски идеала прекратились из-за поражения революции?
Нет, поиски идеала не прекратились, но каждый шел своим путем. Например, Байрон выбрал путь борьбы, эта идея определяет смысл его творчества. Гофман искал идеальную природу и гармонию мира и духа. Гюго принимал идеи революции, но боялся крови и террора, ратовал за изменение человека Добром. В его романе «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо – чудовищный лицом, безобразный внешностью, но благородный и самоотверженный в душе.
Вспомним философов-романтиков Канта и Шеллинга, чьи теории идеализма и субъективизма составляют философскую основу романтизма. «Главное в познании мира – это наши ощущения, считают они, и полная свобода». Как утверждал Кант, «единственная истинная реальность – свобода в ее абсолютной форме, свобода нашего Я».
Человек – интеллект – мир – вселенная - такова формула романтизма. И стихотворение К. Бальмонта – поэта-символиста XX века, который писал: «Мир во мне, иного нет!» - как нельзя лучше иллюстрирует ее.
Я в этот мир пришел,
Чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел,
Чтоб видеть солнце и выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я – властелин.
Эстетика романтизма стремится дать выход лучшим силам жизни, это – духовность, лирика, интимность и бесконечность движения в поисках идеала. Но тогда какое место занимает рядом с романтизмом реализм? Существует мнение, что романтизм – тот же реализм, но отточенный до символа.
Вспомните романтические картины «Евгения Онегина», «Героя нашего времени»… А уж о «Гранатовом браслете» Куприна вообще говорить нечего. Итак, мы определились с понятием и сущностью романтизма. Однако, у каждого времени существуют свои символы, которые запечатлены в словах, красках и звуках. Искусство вырабатывает свои знаки и коды.
Времена Французской революции в красках запечатлел художник-романтик Эжен Делакруа (Приложение. 1). Богато одаренный природой, Эжен в свои 15 лет писал стихи, увлекался музыкой. Всегда аристократично элегантный, остроумный собеседник, театрал, он был одержим искусством. Блестяще образованный человек, Делакруа живет в мире роковых страстей титанических героев Байрона, Шекспира, Гюго, поэтов Возрождения, как художник, откликается на события современности, не повторяя ее конкретных примет, а схватывая общее настроение, выражая дух и сущность своего времени. Картины Делакруа звали к борьбе, пробуждали в людях недовольство действительностью. Возмущение, владевшее художником, разделяли и тысячи его современников. Возмущение это завершилось взрывом баррикадных боев июльской революции во Франции 1830 года. Художник не был непосредственным ее участником, но именно он создал шедевр, в котором всей силой своего гения показал величие этого события. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Я взялся за современный сюжет ''Баррикады'' и, если не сражался за Родину, то по крайней мере буду писать ради нее».
«Свобода, ведущая народ» - это произведение, которое впервые в мировой живописи раскрывает духовный взлет нации (Приложение. 2). В виде прекрасной женщины в белом платье, с высоко поднятым знаменем в одной руке и с винтовкой в другой, легким шагом взбегает Свобода на баррикаду. Через огонь и смерть ведет она к победе французский народ. Мертвая застылость погибших защитников баррикады своим обнаженным и безжалостным натурализмом звучит антитезой героическому маршу идеально прекрасной Свободы.
О революции написаны десятки картин, но именно Делакруа создал самую «левую», самую честную картину из всех, что были посвящены этим кровавым июльским дням. Делакруа как истинного романтика привлекали исключительные обстоятельства и сильные чувства, поэтому главным для него была не точность рисунка, а яркий колорит. Ему удалось передать всеобщее воодушевление, охватившее жителей Парижа, которые в три дня смели династию Бурбонов, теперь уже навсегда. «Свобода» - это гимн революции, своеобразная «Марсельеза», созданная великим французским живописцем. Полотна Делакруа поэтичны и музыкальны. Музыка возбуждала его воображение. К примеру, художник часто работал под звуки органа, заслушиваясь произведениями Баха.
Делакруа любил и творчество композитора-романтика Ф. Шопена, чей этюд вы сейчас слышите. Музыкант и живописец были разными по характеру людьми, но являлись братьями по духу. Вот портрет Шопена (Приложение. 3). Тонкое нервное лицо частично затенено, его очертания неясны, чуть размыты. В этом есть свой знак, свой смысл. Изображенный человек погружен в себя, поглощен внутренними переживаниями. Черная, наглухо закрытая одежда и ослепительно белая полоска воротничка создают яркий контраст. Вдохновенный и отрешенный взгляд композитора, который слышит музыку в себе, схвачен в божественном моменте творческого озарения. Мерцающие, пламенеющие, пугающие и притягивающие, белые, красные, охристые мазки на темном фоне холста звучат как страстная, призывающая к борьбе музыка «Революционного этюда».

Глава 3. Историю творят люди. История творит людей.
Само время красками и звуками запечатлено в романтических произведениях. Прослушав «Интернационал» композитора Дегейтера на стихи Эжена Потье, мы понимаем, что историю творят люди, но и история творит людей. Времена прошли, а Символы остались. Еще далеко до 1917 года и русских революционных событий, когда Россия вздыбится на баррикады и начнется время красного террора, освященное «Интернационалом», но в этих звуках нам уже слышится и видится история нашей нации в XX веке. А пока XIX век – «золотой» век русской культуры. Россия переживает взлет искусства.
К середине XIX века Россия совершила беспрецедентный скачок в развитии, поравнялась с великими европейскими державами в формах, характере и темпе культуры. Наша страна, как и многие другие государства, была захвачена новыми романтическими веяниями. Можно сказать, что романтизм в русской культуре начался «до срока», то есть раньше времени. Россия еще не знала революции, тем более разочарований от ее поражений, которые явились почвой для французского и английского романтизма. Орест Адамович Кипренский (Приложение. 4) и Карл Павлович Брюллов (Приложение. 5) – два главных представителя русского романтизма в живописи. Даже в их судьбах много общего и необычного. Например, тайна рождения, ранние живописные шедевры, предыстоки которых не обнаружены, их пламенная дружба с Пушкиным и другие сходства. Оба художника тяжело болели, были очень недовольны собой, оба скончались в год смерти Гоголя и Жуковского. Роковые события преследовали их – известно, что у Кипренского была договоренность с Пушкиным о портретном сеансе на день, который стал роковым в жизни поэта – День Черной Речки. Общее в биографиях художников, озаренных близкими отношениями с Пушкиным, заметить нетрудно, как и нельзя не заметить эпохальное родство судеб этих гениальных возвышенных натур в истории русской культуры. Оба художника, верные традициям романтизма, особое внимание уделяли внутреннему миру человека. Их портретная живопись самое лучшее тому доказательство.
Где лежат истоки портретной живописи? Дать ответ на этот вопрос совсем не трудно – в иконописи.
Романтики считали тех, кто силой воображения может творить мир, подобными богам. Такие люди привлекали романтиков более других. Этим и объясняется обращение художников к портретам. Христос – самый романтический герой мирового искусства. Его лики были первыми портретами. Вековые традиции иконописи опирались на тягу человека изобразить одухотворенный лик, в котором бы выражалась безграничная страсть в сочетании с огромной силой духа. Именно эти традиции сохраняли в своей живописи русские художники Брюллов и Кипренский. В эпоху Байрона и Пушкина самопознание и самовыражение творца становится значимой проблемой. Ведь кредо романтика: весь мир во мне! Так появляются их автопортреты. Кипренский рисует себя. Вот автопортрет, с которого художник смотрит на нас и дальше нас (Приложение. 6). Он думает о чем-то своем, но не отлучает нас от себя – напротив, портретист готов доверить нам свои мысли и чувства. Но готовы ли мы его понять? Обратите внимание на глаза, на взгляд художника. Всего у Кипренского три автопортрета. Их объединяет этот вдумчивый, испытывающий взгляд. Три портрета художника помогли нашему знакомству с чертами его лица и состоянием его души. Часто художник искал себя в лицах других. Возьмем знаменитый портрет Давыдова – героя Отечественной войны 1812 года, но не Дениса Давыдова, как это долго считалось, а его двоюродного брата (Приложение. 7). Кипренский растворяет воинскую доблесть и мужество в высших добродетелях достойного человека. Такова философская нагрузка этого замечательного портрета.
Кипренскому позировали неординарные люди. Общение с ними помогало ему довести свой талант до совершенства. Характерно, что самые яркие романтические портреты художника – это портреты Жуковского (Приложение. 8) и Пушкина (Приложение. 9). Так, в портрете Жуковского Кипренский воплотил все программные особенности романтического портрета. Ночной пейзаж, замок – это сгусток таинственности и драматичности природы. Во всем окружении лица поэта романтика подчеркивает мечтательность, мудрость с невысказанной вечной печалью о Человеке. Перед нами философский созерцательный романтизм в красках.
Портрет Пушкина более сложный. Он не читается столь однозначно. Кипренский тонко чувствовал томление пушкинского духа, его двойственную тягу к миру. На портрете изображена фигура Музы. Интересно, кто же она? Эта Муза – спутница Аполлона, бога гармонии и покровителя искусств. Ее присутствие напоминает о том, что Пушкин часто обращался к вечным мотивам ради углубления и уточнения смысла своего творчества и своей судьбы. Кипренский глубоко отразил суть драматических размышлений Пушкина. По глубине духовного проникновения в образ этот портрет равен шедеврам древнерусского искусства, в частности, «Троице» Андрея Рублева (Приложение. 10). Эта икона – один из неиссякаемых источников русской портретной живописи, овеянной высоким духом. Не только живопись, но и высокая поэзия, и проза живы мировыми культурными традициями, традициями христианства.
Любопытно, что вся христианская символика использована романтизмом, собственно, романтизм и возрос на этой символике. Ею пронизано все искусство. Какие мировые духовные символы нам известны? Что мы можем сказать о символическом смысле небезызвестной «Троицы»?
- «Троица» - Отец, Сын и Святой Дух или три благодати: Вера, Надежда, Любовь.
- Распятие - символ высокой жертвы во имя любви к человеку.
- Колокол - голос Пророка.
- Свеча - человеческая жизнь.
- Слово - завет («Сначала было слово»).
- Храм - духовная жизнь Человека. Говорят: «Воздвигнуть Храм в своей душе, разрушить Храм – разрушить душу».
- Крест - координаты жизни, четыре пути, ЯВЬ – НАВЬ – ПРАВЬ.
- Голгофа - место принесения Христом себя в жертву во имя человечества.
- Рок - судьба, Черный рыцарь, если вспомнить М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
У Валерия Брюсова есть такое стихотворение о Черном рыцаре.
Я побежден, и, не упорствуя,
Я встречу гибельный клинок.
Я жизнь провел, единоборствуя,
С тобою, Черный рыцарь. Рок!
Русский романтизм очень необычен. Действительно, это явление оригинальное и во многом спорное. В чем же главная его особенность? Дело в том, что все заимствованное из европейской культуры трансформировалось, легло на национальную почву, прониклось христианскими традициями. Все виды романтизма существуют в нашем искусстве. Так, в литературе, а именно в поэзии Рылеева, бытовал революционный романтизм. Однако, в большинстве своем русский романтизм является философским. Созерцание мира в нем идет от пассивного к активному его осмыслению и Человека в этом мире Я, дух добра. Зинаида Гиппиус писала:
Небеса унылы и низки,
Но я знаю, дух мой высок.
Мы с тобою так странно близки,
И каждый из нас одинок.
Беспощадна моя дорога.
Она меня к смерти ведет,
Но люблю я тебя, как Бога,
Любовь мою душу спасет.
Мы с тобою единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я верю – дух наш высок.
Это пример романтических стихов, иллюстрирующий прорыв от созерцательности к активному действию. Все преходяще в нашем мире? Или есть вечные ценности? Эти ценности проверяются временем. Романтизм, как явление в мировом искусстве, оказался ценностью непреходящей, жизнестойкой. Видимо потому, что это самая сокровенная часть человеческого сердца и души, которая, как известно, бессмертна. В иные времена романтические символы становились опасными. Сносились храмы, сжигались картины и книги, уничтожались люди, носители идеалов. Их жизнь становилась символом и уже этим мешала силам Зла. Новая история России рождала новые символы.
Вместо распятия – серп и молот, вместо иконы с ликами Христа и Богородицы – портреты «Благодетелей» (вспомните роман Е. Замятина «мы»), вместо чайки – буревестник, а вместо Вертограда (Райского сада) – метель и заблудившийся в ней Человек. «Я – и весь Мир во мне – перерождается в Мы, ''которые новый мир построим'', но сначала до основания разрушим старый».
Н. Чернышевский знал картины Делакруа, об этом говорят образы его таинственных героических женщин в романе «Что делать?», а описание мифической Свободы очень созвучно образу, представленному на картине французского художника. Если романтиками считают тех, кто силой своего воображения творит мир, подобно богам, то Чернышевский сотворил этот новый мир, мир будущего, «которое прекрасно», но не человека будущего. Его роман философский, утопический. И если относить творчество Чернышевского к романтизму, то только к одному из его видов - к романтизму синтетическому. Но давайте вернемся к вечным символам.
Почему забыт многими ковчег Завета? Не потому ли, что наш цветок – Красная гвоздика, а не роза или кленовый лист? Ни у одного народа на земле цвет крови не возводился до степени символа, даже во Франции, где революции бушевали одна за другой. Без душевного содрогания нельзя сегодня прочесть строки Некрасова: «дело прочно, когда под ним струится кровь».
Так ли оно прочно? Ведь совсем обратное доказала нам история поруганной, окровавленной России, захлебывающейся в крови и по сей день. Гимн бывшего Советского Союза – вот музыкальный символ недавнего прошлого, от звуков которого сжимается сердце. Пройдет совсем немного времени, и уже никто его не вспомнит, а за этими словами и в этих звуках скрывается жизнь нации, жизнь нашей Родины. А «Марсельеза»? Это произведение до сих является национальным гимном Франции. Об этом стоит подумать.
Революция – явление неоднозначное. Воспел ее в своих полотнах Делакруа. Революция – женщина в красном и белом – воспета и у Чернышевского. Революция присутствует и в «Бесах» Достоевского. Именно его пророческим путем пошло историческое время для нашего Отечества.

Глава 4. Тема борьбы Добра и Зла в контексте романтических традиций и символики в культуре XIX-XX веков как поиски идеала в искусстве.
Вспомним, как в романтических произведениях изображались и с кем соотносились силы Зла? Кто из зарубежных писателей первым обратился к этому образу?
Зло соотносилось с Дьяволом, Сатаной. Гете в трагедии «Фауст» одним из первых запечатлел образ Сатаны под именем Мефистофеля. У Л. Андреева, писателя начала XX века, есть произведение «Дневник Сатаны». О Сатане писали стихи и поэты-символисты «серебряного века», по-своему переосмыслившие христианские и романтические символы, Бальмонт, Брюсов, Мережковский, Мандельштам. А раньше всех в русской литературе его изобразил Лермонтов в своей поэме «Демон»:
Печальный демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей…
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта,
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему…
Художник Михаил Врубель представлял себе этого злобного духа небес как прекрасного одинокого человека, сначала очень могучего, который верил, что все может, что обретет счастье на земле (Приложение. 11). Позже Демон изображался уже со сломанными крыльями – символом сломленной веры в себя, с разбитым телом среди холодных камней, но он по-прежнему был горд и одинок (Приложение. 12). Тема Демона станет для художника центральной в творчестве. А навеяна она была поэмой Лермонтова. Полвека не находилось художников, которые могли бы так достойно воплотить могучий замысел поэта в красках, как сделал это Врубель. Только он нашел равновеликое выражение лермонтовскому Демону. «Демонической сюитой» называл эти картины сам Врубель. С тех пор никто так и не попытался заново проиллюстрировать поэму.
Михаил Врубель (Приложение. 13) родился в 1856 году в Омске. Его семья много кочевала по России. В 18 лет художник поступил в московский университет, закончил юридический факультет и только потом решил обучаться в Академии Художеств – тяга к искусству победила. Он увлекался античными философами, из современных философов ему был близок Кант. Врубель сразу формировался как художник-романтик. Первая его крупная работа – это роспись иконостаса в Кирилловском Храме в Киеве. Художнику сопутствовал огромный успех и в награду за свое творение он получил возможность поехать в Венецию для дальнейшего совершенствования мастерства и изучения античной живописи. В 1891 году художнику предложили иллюстрировать произведения Лермонтова. И до конца жизни он вынашивал тему Демона. Умер Врубель в 1910 году, пережив кризис между двумя веками, увидев смятение духа и крушение идеалов нации, почувствовав грядущие русские революции – здесь кроется разгадка его монументальной философской живописи, пронизанной демоническими настроениями и трагическими предчувствиями. У М Врубеля есть прекрасные портреты М. Лермонтова, В. Брюсова. Изобразил художник и свою жену – в образе прекрасной Царевны-лебедь (Приложение. 14). Александр Блок так говорил о Врубеле: «Он дух сомнения и отрицания, борец». Такими настроениями проникнуты его портреты. Художника притягивали родственные души – это известная закономерность романтического искусства.
Итак, на примере творчества М. Врубеля мы проиллюстрировали многозначный символ романтического искусства – Демона, Сатану. «Владыка мятежа, свободы и сознания» - это все его определения. Так Сатану воспринимал Блок. Мы подобрали несколько стихотворений, проникнутых этим настроением.
Владыка мятежа, свободы и сознания!
О лучший между сил,
Царящий в небесах,
Обиженный судьбой и нищий в похвалах,
Склонись, о Сатана,
Склонись к моим страданьям…
Всего подземного властитель,
Брат и друг,
Целитель опытный людских
Исконных мук.
Ты прокаженному, отверженцу, рабу
Указываешь Рай, ведешь их на борьбу.
Так писал эстет, дворянин, мятежный А. Блок накануне первой русской революции. «Хвала великому святому Сатане!» - восклицала Зинаида Гиппиус и за Сатану молилась перед Богом:
За Дьявола молю, Господь.
И он твое созданье.
Я Дьявола за то люблю
Что вижу в нем – мое страданье.
Борясь и мучаясь, он сеть
Свою заботливо сплетает,
И не могу я не жалеть
Того, кто, как и я, страдает.
Когда восстанет наша плоть
В Твоем Суде, для воздаянья,
О, отпусти ему, Господь,
Его безумство – за страданье.
Как мы видим, романтическое восприятие Демона, Сатаны совсем не совпадает с картинами Страшного Суда. Таков человеческий Дух, его взлеты и падения. Жизненный опыт накапливается, чтобы быть отвергнутым. И все повторяется сначала.
И вечный бой,
Покой нам только снится.
Дух человеческий прошел по всем кругам дантовского Ада, на своем пути обретая и утрачивая идеалы. И вновь возрождался. Что переживает сегодня наша Россия, наш народ? Что на рубеже двух веков происходит в мире? История повторяется, ведь все подобное уже было – было! Какой опят извлекло из прошлого человечество?
Обратите внимание на репродукцию картины Сальвадора Дали (Приложение. 15). Так видится художнику сегодняшний человек, слепленный, изуродованный в абсурдном бездуховном мире. Это Демон XX века. Он – чудовище, разрывающее само себя. Это сюрреализм - сверхреализм, реализм, осознанный до символа. Но это не романтизм. Художник назвал свой метод критическим, подчеркивая его связь с теориями Зигмунда Фрейда. Дали на протяжении всей своей жизни боготворил Рафаэля. Но, обращаясь к образам великого итальянского живописца, придавал им ультрасовременную окраску. Посмотрите на его Мадонну (Приложение. 16) – голова и окружающий ее нимб изображены как разлетающиеся в разные стороны атомные ядра. Нелегкая задача для зрителя – увидеть в этих формах, в этом космическом хаосе красивое лицо Мадонны. Теперь должно быть понятно без особой подсказки, почему люди все чаще обращают взгляды к прошлому, к тому, что утратили – к гуманизму, милосердию, гармонии с природой, к любви, к своей душе. А сейчас вернемся к Карлу Брюллову, обратимся своим взглядом в далекое прошлое – в XIX век. Какую пищу для ума и сердца, для духовного возрождения дает нам сегодня его живопись?
В 1822 году Карл Брюллов обосновался в Италии. В 1827 году он, уже автор нескольких серьезных работ. Приезжает в Неаполь и… И испытывает потрясение от развалин Помпеи (художник присутствовал на раскопках этого легендарного города). Мотив картины – катастрофа, столкновение космической стихии и человека (Приложение. 17). Это Апокалипсис, конец света. Человек во власти слепых сил зла. Со злом всегда борется нравственность, а как быть теперь, перед лицом смерти? Как человек встречает приближение гибели – это ключ к пониманию его сущности, ключ к пониманию философии всей картины. Катастрофа, по мнению романтиков, была закономерным отражением борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Духовности и Бездуховности. Это борьба Космическая, и в ней участвует Человек. Художник выступает в роли участника и очевидца Апокалипсиса (Брюллов изобразил себя на картине). Перед нами картина не просто историческая, а картина-символ. Символ Победы человеческого духа перед лицом стихии, слепого насилия и зла. Это – Гимн Жизни, Любви и Бессмертия человеческого Духа. В центре картины изображена Мадонна – прекрасная женщина с младенцем. Этот образ – антитеза разрушению и Смерти. Возникает прямая ассоциация с Мадонной Рафаэля (Приложение. 18), и это действительно так. Как и Рафаэль, Брюллов возвел Любовь до символа святости и изобразил в Лике Мадонны свою возлюбленную графиню Самойлову, подарив ей бессмертие и возвеличив Любовь. Это и правда апофеоз Жизни!
Склоняясь к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он в прозрении глубоком
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Рассмотрим картину Александра Рекуненко «Благословление Пречистой» (Приложение. 19). Выполненная в жанре иконописи, она была создана к 500-летию Куликовской битвы. Важно обратить внимание на ее историческую связь с «Троицей» Рублева и картиной Брюллова.
Образ Богородицы, Пречистой Девы, как высокий символ для духовного возрождения России, особенно важен, но почему? Дело в том, что XXI век – это эра Матери. «Грядет эпоха Женщины», - говорила Елена Рерих. Романтические образы пушкинского Пророка, лермонтовского Демона бессмертны только тогда, когда бессмертна Мадонна Рафаэля. Будет Сын, будет и человечество, пока есть Мать, пока есть Женщина.
Каким мне коснуться словом
Белых одежд ее?
С каким озарением новым
Слить ее бытие?
О, ведомы мне земные все твои имена:
Сольвейг, Тереза, Мария… Все они – ты одна.
Молюсь и люблю… Но мало
Любви и молитв к тебе.
Твоим – твоей от начала хочу пребыть в себе,
Чтоб сердце тебе отвечало –
Сердце – в себе самом,
Чтоб нежная узнавала
Свой чистый образ в нем…
И будут пути иные, иной любви пора,
Сольвейг, Тереза, Мария –
Невеста – Мать – Сестра.

III. Заключение
Романтическое мироощущение, возникшее на почве трагического разлада между творческой личностью и окружающей средой, обусловило стремление найти «тихую гавань» для изболевшейся души. Поэтому в творчестве романтиков такое важное место занимали природа, фантазия, фольклор, легендарный и исторический мир прошлого. Как показало наше исследование, одной из определяющих черт романтизма является нечеткость грани между искусством и реальностью. После великой эпохи Возрождения это был второй период, когда искусство не столько отражало, сколько творило особую реальность, порой являясь заменой реальной жизни; при этом реальный мир подгонялся романтиками под воображаемый, более значительный и эмоционально насыщенный. Таким образом, рассмотрев романтические веяния и закономерности символизма в искусстве, мы понимаем, что эти уникальные течения в культуре рождают идеальное искусство, но с точки зрения человека мечтательного и мыслящего, порой несколько отрешенного от реального мира.
Заканчивая наше повествование, вернемся к начальному вопросу: «Нужен ли романтизм сегодня?». Мы провели опрос-исследование среди учащихся 9 классов на знание истории эпохи романтизма в наши дни, ее роли для духовного возрождения и прозрения. Его результаты вы можете видеть на экране. Да, действительно, наследие великих шедевров Великого прошлого играет огромную роль для духовного возрождения и эстетического прозрения человека сегодняшнего дня.
Судьбы художников поражают с самых первых моментов знакомства с ними. Они – великие новаторы своего времени, многосторонние и многогранные личности: живописцы, ваятели и зодчие, певцы и музыканты, стихотворцы и импровизаторы, теоретики искусства и философы. Но этот перечень только ещё больше погружает нас в то таинственное, чем жили великие художники Романтизма. Их живописные произведения стали новым шагом на пути к искусству, его истине, тайнам и загадкам. Они продолжают удивлять и будоражить наше сознание, благодаря тем скрытым и зашифрованным символам, которые передали авторы этих величайших шедевров. По крайней мере, нам так хочется верить в то неразгаданное и уловить мимолётные оттенки тайн и загадок великих мастеров.
Может быть, осознав тайные каноны и суть постижения мира через искусство, мы сможем ответить на риторические в данный момент вопросы. Но пока вербальная связь с символичными тайнами не настроена, человек должен быть готов общаться с ней невербально – с помощью звуков, образов, символов. Поэтому великие художники, творцы искусства обращались к знаковым символам как проявлениям их сущности и реальности. Они на протяжении многих лет строят мост, который приведет нас и наших потомков в тот же самый мир, только взгляды будут на него другие. Таким образом, истина и познание совсем рядом – это часть нашего мироздания, и осознать данное в полной мере сможет не каждый. Но попытаться стоит всегда.
Главное, понять, что романтизм – это не только направление в искусстве, но и внутренний мир человека, сокровенная часть его сердца. Заглядывайте чаще в свое сердце, доверяйте ему. Пусть оно не чуждается романтики.
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

IV. Список источников
Список использованной литературы:
Багдасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. и др. Культурология. М., 2007. С. 712.
Викторов В.В. Культурология. М., 2004. С. 560.
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. М., 2007. С. 688.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. М. : Дрофа, 2011. С. 366.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса. М. : Издательский центр «Академия», 2009. С. 240.
Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. Аспекты проблемы. М., 2001. С. 144.
Ковалева О. В., Шахова Л. Г. Зарубежная литература 19 века. Романтизм. М., 2005. С. 272.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века. Эпоха романтизма. М., 2007. С. 520.
Никитич Л.А. Культурология. М., 2008. С. 560.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков. М., 2003.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство: 8-9 классы. М. : Просвещение, 2012. С. 191.
Хентова С.М. Мелодии великого времени. М. : Музыка, 1986. С. 48.
Интернет-ресурсы:
www.gallerix.ru
www.wikipedia.org
www.arthistory.ru
www.larevolution.ru

V. Приложение
470979520199353.
Э. Делакруа «Портрет Шопена»
03.
Э. Делакруа «Портрет Шопена»
200469520205702.
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»
02.
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»
444520777201.
Э. Делакруа, автопортрет
001.
Э. Делакруа, автопортрет


407162019640556.
О.А. Кипренский «Автопортрет с кистями за ухом»
06.
О.А. Кипренский «Автопортрет с кистями за ухом»
444519742154.
О.А. Кипренский, автопортрет
04.
О.А. Кипренский, автопортрет
212852019646905.
К.П. Брюллов, автопортрет
05.
К.П. Брюллов, автопортрет

427672518923009.
О.А. Кипренский «Портрет Пушкина»
09.
О.А. Кипренский «Портрет Пушкина»
206184518891258.
О.А. Кипренский «Портрет Жуковского»
8.
О.А. Кипренский «Портрет Жуковского»
-8128019113507.
О.А. Кипренский «Портрет Давыдова»
7.
О.А. Кипренский «Портрет Давыдова»

2776220207835511.
М. А. Врубель «Демон сидящий»
11.
М. А. Врубель «Демон сидящий»
4446209931010.
А. Рублев «Троица»
010.
А. Рублев «Троица»

4445205930512.
М. А. Врубель «Демон поверженный»
0012.
М. А. Врубель «Демон поверженный»

4328795228854015.
С. Дали «Лицо войны»
15.
С. Дали «Лицо войны»
2214245229362014.
М.А. Врубель «Царевна-лебедь»
0014.
М.А. Врубель «Царевна-лебедь»
109220228727013.
М. А. Врубель, автопортрет
013.
М. А. Врубель, автопортрет

2414270236601017.
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»
0017.
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»
4445236601016.
С. Дали «Мадонна Порт-Льигата»
16.
С. Дали «Мадонна Порт-Льигата»

2319020236601019.
А. Рекуненко «Благословление Пречистой»
019.
А. Рекуненко «Благословление Пречистой»
4445236601018.
Р. Санти «Сикстинская мадонна»
0018.
Р. Санти «Сикстинская мадонна»


Приложенные файлы


Добавить комментарий