Веками люди пишут про любовь (технология проблемного обучения при изучении повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»).


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
«Веками люди пишут про любовь…»
(технология проблемного обучения при изучении повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
Методические рекомендации

Курск 2017
Веками люди пишут про любовь (технология проблемного обучения при изучении повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»). 2016 – 2017 учебный год. Сост. Тарасова М.Н.– Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016. – 34с.
В методических рекомендациях рассматривается технология проблемного обучения на примере изучения повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Предназначены для преподавателей общеобразовательных дисциплин.
Материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологически дисциплин протокол № 3 от 27 октября 2016 г.

Председатель _______________М.Н. Тарасова
Содержание
Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках литературы………………………………
Организация учебного занятия по технологии проблемного обучения……………….
Из опыта работы (конспект учебного занятия в рамках технологии проблемного обучения)……………………………………………
Библиографический список………..
Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках литературы
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием. Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;
- воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;
- формирование способности к объективной самооценке — рефлексии.
Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса — ученик, его познавательная и творческая деятельность. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе — потребность сегодняшнего дня. В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, групповые, компьютерные технологии, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие. Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».
Цели проблемного обучения:
1.     Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. 2.      Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3.      Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4.      Развитие профессионального проблемного мышления. Задачи:Обучающая — изучение мотивации всех учеников, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
Развивающая — способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
Воспитательная — воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества. Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь. Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют:
-       формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
-       учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
-       обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций. -       продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.Подготовительный этап проблемного урока. Определение темы и задач учебного занятия. 1.         Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка. 2.         Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные.
3.        Накопление, отбор материала. 4.         Консультации для всего класса.
Структура учебного занятия — исследование.
Основные этапы данного занятия:
- актуализация знаний;
- мотивация;
-создание проблемной ситуации;
-определение темы исследования;
-формулирование цели исследования;
-выдвижение гипотезы;
-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления);
-интерпретация полученных данных;
- вывод по результатам исследовательской работы;
- применение новых знаний в учебной деятельности;
- подведение итогов урока;
-домашнее задание.Реализация принципов обучения на уроке: принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков. Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения. Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:
1.      Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им найти способ его решения.
2.      Преподаватель побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
3.      Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. 4.      Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично — поисковая работа по тексту.
Описание опыта внедрения технологии проблемного обучения (на уроках русского языка и литературы)
Теоретическое обоснование своей деятельности сделать достаточно трудно. Безусловно, ориентироваться на методические рекомендации полезно, но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том студенческом коллективе, где он работает. В любых методических описаниях главное для преподавателя — идеи (или интересные приемы), которых обычно бывает немного. Выбор технологий, средств организации образовательного процесса, методов и приемов у преподавателя очень многогранен. Какие из них дадут оптимальный результат? На этот вопрос отвечать каждому преподавателю самостоятельно, и очень важно не только правильно выбрать, но и обосновать свой выбор. Для того, чтобы студент на уроке действительно работал, понял новую тему, сам делал выводы и умел доказать свою точку зрения, на уроках русского языка и литературы я активно применяю технологию проблемного обучения. На таких уроках создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом создаю проблемную ситуацию. Студент ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач. Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия.Использование технологии проблемного обучения на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.Примером внедрения проблемного обучения являются уроки, проведенные мной. Один из них —  по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Тема занятия: «Веками люди пишут про любовь…». Тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цели: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.
Задачи:
Обучающие:
углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Развивающие:
совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: текст, портрет писателя,CD-диск с записью сонаты Л. ван Бетховена, CD-диск со слайдами (презентация), компьютер, экран.
План учебного занятия
Организационный момент.
- проверка присутствующих
- постановка целей урока
Изучение нового материала.
- вступительное слово учителя
- работа по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”
Самостоятельная работа.
Домашнее задание, выставление оценок за урок.
Ход занятия
На фоне музыки И.Крутого преподаватель читает стихотворение.
Веками люди пишут про любовь,
Пытаются ей дать определенье,
Придумать формулу стремятся вновь и вновь
И разгадать любви предназначенье.
Что это грех иль высший дар богов?
Безумие, награда, наказанье,
Миг озарения, основа всех основ,
Слиянье душ иль плотское желанье?
Как отличить любовь от нелюбви,
Где взять рецепт и как найти спасенье,
Измерить как волнение крови,
Как отличить любовь от наслажденья?
И каждый век пытался дать ответ,
Мудрейшие своё сказали слово:
«Сильна, как смерть»;
« В ней жизнь, а смысла нет»,
«Любовь – семьи и общества основа».
А до меня недавно вдруг дошло,
Мне мой ответ дала моя эпоха.
Любовь – не там, где с кем-то хорошо,
Любовь – когда нам без кого-то плохо.
Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, художники, поэты и просто обычные люди. Всегда прославляли это великое и вечное чувство. Вот как сказал о любви ещё в семнадцатом веке известный драматург Ж.Б.Мольер:
«В душе померк бы день и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал, кто сердце страстно нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно что не жил».
Сам же А.И.Куприн сказал о любви, что это «чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя».
В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда – горе и страдание. Сегодня мы посмотрим, какое звучание приобретает любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Запишите в тетради тему занятия.
Пусть эпиграфом станут слова самого писателя:
«Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.»
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1966г).
Любовь…Одни её отрицают, другие усиленно за неё ратуют, третьи равнодушно-снисходительны, считая, что это житейские глупости. Некоторые же настолько агрессивны, что готовы вдребезги разбить любое утверждение о существовании любви. Жаль, что осколки разбитых ожиданий любви, как льдинки из известной сказки Г.Х.Андерсена попадают в сердца молодых Каев, ещё не любивших, и заражают их неверием надолго, если не навсегда. Чтобы растопить их застывшие сердца, надо много тепла знающего цену любви человека. В ряду непоколебимых защитников этого великого чувства уже не одно столетие стоят поэты.
Чтение стихотворений о любви.
Всеволод Рождественский.
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Роберт Рождественский
- Отдать тебе любовь?- Отдай!- Она в грязи...- Отдай в грязи!..- Я погадать хочу...- Гадай.- Еще хочу спросить...- Спроси!..- Допустим, постучусь...- Впущу!- Допустим, позову...- Пойду!- А если там беда?- В беду!- А если обману?- Прощу!- "Спой!"- прикажу тебе..- Спою!- Запри для друга дверь...- Запру!- Скажу тебе: убей!..- Убью!- Скажу тебе: умри!..- Умру!- А если захлебнусь?- Спасу!- А если будет боль?- Стерплю!- А если вдруг - стена?- Снесу!- А если - узел?- Разрублю!- А если сто узлов?- И сто!..- Любовь тебе отдать?- Любовь!..- Не будет этого!- За что?!- За то, чтоне люблю рабов.
Николай Ленау «Молчать и гибнуть»
Молчать и гибнуть.. . Но милей,Чем жизнь, волшебные оковы!Свой лучший сон в очах у нейИскать не проронив ни слова! -Как свет застенчивой лампадТрепещет пред лицом МадонныИ, умирая, ловит взгляд,Небесный взгляд ее бездонный!..
Слово преподавателя.
Молчать и гибнуть – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Именно такое чувство, не сметающее на своём пути все понятия о нравственности, не опьяняющее силой страсти, а созидающее, преобразующее душу человека, описывает Куприн в «Гранатовом браслете». Именно такая любовь «движет солнце и светила».
Скажите. Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» -чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Ответ студента:
В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимого.
Студент зачитывает воспоминания Л.Любимого.
Слово преподавателя.
А.И.Куприн художественно преобразил реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимого.
Как же изображена любовь в произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет»?
На фоне музыки студенты зачитывают сочинения-эссе на тему «Любовь в повести Куприна «Гранатовый браслет».
Слово преподавателя.
Прежде чем перейти к обсуждению произведения Куприна, проведём викторину. Её вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы прочитали повесть.
Вопросы викторины.
Слово преподавателя.
Люди с тонкой душой не могут долго остаться в этом мире. Да и как же благородным чувствам ужиться с мелким, ограниченным, ничтожным обществом?
Оноре де Бальзак, наверное, не читал этого удивительного произведения. Но в его словах нашла отражение главная идея книги «Гранатовый браслет» - нет места настоящим чувствам в этом бездушном мире.
Приоткроем дверь в мир, оказавшийся таким чёрствым к настоящей любви, и узнаем о том, кто же этот человек, отдавший жизнь во имя любимой.
Приготовьте тексты повести для аналитико-исследовательской работы.
Аналитико-исследовательская работа
Вопрос №1. О чём рассказывается в произведении Куприна?
Вопрос №2. Какое значение имеет первая глава повести и описание осеннего пейзажа?
Вопрос №3.Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?
Вопрос №4.Когда происходит завязка действия повести?
Вопрос №5. Какой приём использует автор, чтобы ярче выделить появление в повести Желткова?
Вопрос №6. Как рисует Куприн главную героиню, княгиню Веру Николаевну Шеину?
Вопрос№7. Что ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?
Вопрос №8.Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?
Вопрос №9. Что почувствовала княгиня Вера Николаевна, глядя на портрет?
Вопрос №10.Что значит гранатовый браслет для самого Желткого?
Вопрос№11. Как развивается тема любви в повести?
Вопрос№12. Найдите слова, где генерал почувствовал истинность любви Желткова?
Вопрос№13. Как изображается автором Желтков и его любовь?
Вопрос №14.Найдите слова, подтверждающие эту мысль.
Вопрос №15. Какое значение имеет изображние героя после его смерти?
Вопрос №16.От кого узнаёт Вера Николаевна о гибели Желткова? И какие вопросы возникают у неё вдруг?
Вопрос №17. Можно ли чувства Желткова к Вере назвать сумашествием? Найдите слова, которые являются ответом на вопрос.
Вопрос № 18. Каким настроением проникнут финал повести?
Вопрос №19. Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
Вопрос №20. В чём на ваш взгляд состоит сила любви?
Преподаватель. Неисповедимы дороги любви, но в них есть некоторые закономерности: каждый человек проходит испытание любовью, но не каждый его выдерживает. Теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошённость, холодный расчёт.
Любовь, обнаруживающая себя в трепете первого чувства, теплоте, нежности, способности жалеть, прощать, защищать и спасать – не партнёрство, а прежде всего глубокая связь, единение.
Вряд ли кто-нибудь мог взять на себя смелость давать рецепты счастливой любви. Наверное, не так уж много найдётся и добровольцев, готовых позволить исследовать свою любовь. Да и затеряются они в многочисленных коридорах «отделов» по изучению любви.
«Тайна сия велика есть», –говорили древние о любви. И сколько бы исследований ни проводили, как бы ни типизировали её проявления, всё же у каждого это чувство будет иметь свои неповторимые черты. В этом и сила, и величие, и притягательность любви.
Студент читает стихотворение :
Ничего без любви не бывает –
И в начальной, и в зрелой поре,
Ни свиданья короткого в мае,
Ни печальных разлук в сентябре.
Ни порыва, ни робкого шага.
Ни открытий, ни тайн – ничего.
Даже ненависть и отвага –
Это тоже любви торжество.
Тот, кто пожил на свете, тот знает,
Лишь её повеленьем живи,
Ничего без любви не бывает,
Без любви не бывает любви.
Слово преподавателя. Я желаю всем присутсвующим любви. Любви чистой, светлой, бескорыстной, и пусть её не коснутся никакие жизненные неудобства.
Выставление оценок.
Домашнее задание.

Библиографический список
1.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
2.Сабитова Д. Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 817-819.
3. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.
4. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 1984. – с.335 (Классики и современники).
5. Куприн А.И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.– с.688 (Статьи: Крутикова Л.В., Куприн А.И.; Паустовский К.Г. Поток жизни. Заметки о прозе).
6. Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.
7. Любимов Л.Н. На чужбине. – М., 1963.

Приложенные файлы


Добавить комментарий