«ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ» РАЗРАБОТКА УРОКА»


Урок № 8

Тема: Вавилонская башня
Ключевой стих: Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
(Быт.11:9) Источник: Быт. 11:1-9
Цель: 1. Познакомить учащихся с историей строения Вавилонской башни и возникновения различных языков.
Познакомить учащихся с археологическими находками как подлинным доказательством их историчности.
Убедить детей в необходимости послушания и доверия Богу. Привить детям равное уважение ко всем национальностям, народам и религиям, предотвращая возникновение шовинизма и практикуя толерантность.
План урока:
Оргмомент 5 мин.
Молитва
Тема и цели урока 2 мин.
Раскрытие содержания темы с
параллельным показом на
мониторе 20 мин.
Вопросы. Обобщение 10 мин.
В чем состоял грех строителей
Вавилонской башни?
Что означает слово Вавилон?
Как в наказании людей
проявилось божье терпение?
Домашнее задание 3 мин.
Прочитать Бытие 11 главу 1-9 стих.
Подготовить сообщение по теме.
Выписать ключевой стих и постараться его запомнить
После потопа люди, как и раньше, не слушались Б о г а. Поселившись вместе, они захотели воздвигнуть огромную, до самых небес башню, чтобы прославить себя и "сделать себе имя" без Б о г а. Им казалось, что усилиями материального строительства можно стать подобными Б о г у, что образовавшийся разрыв можно соединить самовольно, без встречного движения Божественной силы.
Самообожествление - это грех наших прародителей -"быть как боги". Этому же соблазну искусителя подверглись сеннаарские строители вавилонской башни.
Весь оккультизм построен на лже-доктрине "Вы - боги", в самом принципе отвергающей Единственного Бога Творца.
Бог сверхъестественно вмешивается в конкретную человеческую ситуацию. Бог наказывает строителей, но в этом наказании для них - спасение. Бог помогает людям избавиться от самообожения, потому что человеку в состоянии ослепления и самолюбования некуда больше стремиться, восхождение ввысь остановлено. В психологии существует известный всем принцип: чему человек поклоняется, тому и уподобляется.
Строительство Вавилонской башни было основано на единстве зла, но Б о г разрушил такое единство, предоставив людям возможность жить порознь и каждому отдельно определять и строить свою судьбу.
Лев Толстой писал, что зло, объединившись, образует силу, то же должны сделать люди добрые, - ведь это так просто.
Итак стремление людей к единству во зле обернулось разделением к добру. Б о ж и е вмешательство было не столько наказующим, сколько спасающим.
Читая библейский рассказ о строительстве Вавилонской башни, надо бы поставить заслон всем шовинистским настроениям, так как все расы вышли из некогда единой человеческой семьи и имели единый праязык. "На всей земле был один язык и одно наречие" (Быт. 11, 1).
Рис. Вавилонская башня, развалины Вавилонской башни, стр. 90, рис. 22
Смешение языков произошло в четвертом поколении после потопа во время жизни Фалека (Быт. 11, 4): "Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли".
Здесь проявилось неукротимое желание людей составлять отдельные сильные группы и города вместо исполнения повеления Господа рассеяться по всему лицу земли, указанного в Быт. 9, 1: "И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю".
Во всем этом преобладал дух противления, преклонения перед человеком и проявления человеческой гордости" (БС Геллея, стр.91).
Среди археологов существует мнение, что подлинное место башни находилось в центре Вавилона. Была обнаружена древняя дощечка с надписью: "Постройка этой знаменитой башни огорчила богов. Ночью они разрушили то, что было построено днем. Они рассеяли строителей и смешали их речь".
Таково вавилонское предание о башне. На этом месте теперь большое углубление в 100 кв. м., откуда люди брали кирпичи. Эта башня имела несколько последовательных площадок, расположенных одна выше другой. На самой верхней площадке построено святилище богу Мардуку.
Географическое расселение по земле потомков Ноя дано в Быт. 10, 1-32. Три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет распределились следующим образом:
1. Иафет и его сыновья - земли от Черного моря до Каспийского вплоть до Испании (Быт. 10, 2-5). Вероятно, греки и индогерманские народы (и родственные им группы людей) произошли от Иафета.
2. Хам и его сыновья - африканские земли (Быт. 10, 6-14), затем они пошли на север в Сеннаар и Ассирию, где построили Ниневию, Вавилон и Аккад. Последний сын Хама - Ханаан поселился на восточном берегу Средиземного моря (Ханаанская земля). Этот народ, несущий на себе проклятие послепотопного периода, должны будут впоследствии просвещать потомки Сима, первого сына Ноя.
3. Сим и его потомки - земли севернее Персидского залива (Быт. 11, 10-32) . В Книге Бытие описываются родословные семитов, включающие 10 поколений, останавливаясь на Фарре, отце Аврама, который будет позже назван Авраамом - отцом всех верующих. Здесь начало избранного народа - народа израильского, история которого идентифицируется с историей Ветхого Завета.

Словарь
Урок 8. Вавилонская башня
Оккультизм - [< лат. occultus тайный, сокровенный] - система суеверных представлений о таинственных силах, доступных якобы познанию “избранных”, “посвященных”; к оккультизму относятся магия, теософия, спиритизм./Словарь иностранных слов. Изд-во “Советская энциклопедия”, М., 1964, с.451/
Шовинизм (фр. chauvinisme - по имени французского гренадера Chauvin, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона - крайний национализм; реакционная политика преследования, травли, угнетения других народов./Словарь иностранных слов. Изд-во “Советская энциклопеция”, М., 1964, с.730/
Сим - Шем, старший сын Ноя, покрывший одеждой вместе с братом Иафетом наготу отца своего, за что они получили особенное благословение.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.406./
Фалек - Пелег, т.е. разделение, сын Евера, родился через 100 лет после потопа.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.459./
Хам, т.е. жаркий, один из сыновей Ноя; он известен своим непочтительным отношением к отцу и тем, что своим поступком навлек проклятие Ноя на своего сына Ханаана.
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.471./
Иафет - Яфет, третий сын Ноя, потомки которого “ населили острова народов в землях их”
/Библейский словарь. Э. Нюстрем. Библейская кафедра; С.-П. 1980, с.158./
\s ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. К.Фофанов2.ВАВИЛОН. С.Надсон
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. К.ФофановПодрубим секирами девственный лес!
Надломим утесов граниты
И башню созиждем до вечных небес,
Где боги от взоров сокрыты.
Мы башню созиждем на память племен,
На славу и диво грядущих времен!”
Вещали потомки Адама - и клич
Шумит громоносный повсюду.
Ломают леса, обжигают кирпич,
Копают железную руду.
В пустыню, дотоле безгласную, вдруг
Проникли желанья, любовь и недуг.
И вот от восхода зари до луны,
Сверкающим зноем палимы,
Под ношей ступают коней табуны,
Плетутся пешком пилигримы.
И старцы, и дети, и жены бредут,
Влечет их и манит божественный труд.
Все жаждут искусство свое показать,
И гордо проходят верблюды,
Неся на горбах драгоценную кладь -
Железа и мрамора груды.
И мчатся минутами в вечность года
За тяжестью бренной живого труда.
И труд их сначала успешен и скор:
Колонны из меди отлиты,
И степи широкой цветущий ковер
Закрыли гранитные плиты,
И первым навесом угрюмо повис
Послушный могучей руке кипарис.
Работают люди... стучат топоры ...
Визжат многозубые пилы;
Вкруг гордой постройки теснятся шатры.
Теснятся уже и могилы.
Рождаются люди, трудятся и мрут,
Но шире и шире возносится труд.
Сто раз пожинали колосья они,
Сто раз им весна зацветала.
Как искры, мелькали чуть видные дни,
Как море, работа стонала...
Все выше и выше их башня растет
И вот уж вершиной ушла в небосвод.
Восторженно бьются сердца их в груди,
Когда они всходят к вершине
Заветной постройки; блестит позади
Ефрат синей лентой; в долине
У ног муравьями и взад, и вперед
Снует хлопотливо шумящий народ,
Вдали, как зубцы первозданных твердынь,
Синеют далекие горы.
И стелется полог бесплотных пустынь,
И леса чернеют узоры,
И коршун, покинув холодный гранит,
Отважно над морем кипучим парит
И чудно, и странно людей торжество,
Все мнят в упованье глубоком,
Что скоро увидят они божество,
Сокрытое в небе далеком.
Поспешней движенье...быстрее топор,
Но скоро подъемлются крики и спор.
Один просит смазки для глины камней -
Ему топоры предлагают;
Недужный о помощи молит детей -
Его на работу толкают;
Один просит камень - другой подает
Просящему спелый смоковницы плод.
И каждый другого не может понять,
И, чужды друг другу, все стали роптать.
* * *
Замолкла работа; не носится груз
К вершине по белым ступеням.
Заспорили - рухнул великий союз,
Конца нет упрекам и пеням.
Рассыпались люди нестройной толпой,
Как птиц окрыленных испуганный рой.
И семьи одни убрели на восток,
Туда, на прибрежье Дуная,
Где звонче струится зеркальный поток,
Душистее ночь голубая.
Другие туда, где скалистый Тибет
Застыл, как гигантского змея скелет.
Иные к родному Ефрату ушли,
Где праотцы их спят безгласно;
Другие за Нил, к полуденной земле,
Где все упоительно, страстно;
Иные к ключам Ниагары седой,
Где борются хищные волны с землей.
Иные на север, где чудные сны
Роятся под вой непогоды,
Где хмурятся ели, как траур, темны,
И льдами окутаны воды ...
Им стали отчизной чужие места,
И гордая башня осталась пуста.
Как сон за мечтой, за волною волна,-
Идет век за веком. Сурово
Враждуют в неровной борьбе племена...
Придется ль сдружиться им снова,
Придется ль сплотиться во имя труда?
Во имя какого? когда?
К.Фофанов
ВАВИЛОН. С.НадсонБрошены торжище, стадо и башня,
Заняты руки работой иной;
Камень на камень, и стройная башня
Гордо и мощно встает над землей .....
Ласточка, рея в лазури бездонной,
Кажется точкой для смертных очей.
Или мы, с нашей мечтой окрыленной,
Кроткой, воздушной певуньи слабей?
К небу, где тучи играют и мчатся,
Сыпля громами у ног Божества,
К небу, где райские реки струятся,
Стелется райских лугов мурава;
К жизни блаженства от жизни страданья,
К звездам, сияющим ярким огнем...
Высьтесь же, стены гранитного зданья,
Будьте нам к вечному небу путем!

* * *
Полно, безумцы! Взгляните: чернеет
Грозная туча на грани небес:
В трепетном ужасе мир цепенеет ...
Отблеск зарницы мелькнул и исчез ....
С.Надсон

Приложенные файлы


Добавить комментарий