УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ.


Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА.
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ.
Цели: Воспитывать личность
1. имеющую понятие о специфике фольклора, об основных жанрах фольклора.
2. умеющую работать с литературным материалом, различать понятие литература и фольклор, производить сопоставления.
3. воспитанную в бережном отношении к слову, заинтересованную в изучении словесности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник словесности, классная доска, интерактивная доска (презентация).
Ход урока
I Организационный Взаимное приветствие. Организация рабочего места и внимания.
момент
II Проверка домашнего задания. Работа с карточкой, с помощью которой проверяется понимание прочитанного.
Понятие о словесности.
Заполни схему (устно)
Словесность




Что такое "беллетристика"? Кратко и четко сформулируй свой ответ и запиши.
Беллетристика -

1.3. В чем разница между оригинальной и переводной литературой? Подумай и запиши.
Оригинальная литература - Переводная литература -
Миф и система первобытных верований.
Что такое миф?
Миф -
Древние верования человека


Назови толкование всех терминов.
В основе тотемизма лежит вера в тотем. А что же такое тотем?
Тотем -
Вера древнего человека в магию породила табу и эвфемизмы. Что это такое?
Табу -
Эвфемизм -
III Сообщение учителя. Изучение нового материала. Конспектирование основных терминов и понятий.
Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова — устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. До сих пор фольклору свойственен мифологический синкретизм — единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства происходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. Сказка, в отличие от легенды и мифа, осознавалась как выдумка, игра воображения. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе. Надо различать народные сказки и авторские, т.е. те, которые придуманы писателями, часто с использованием фольклорных сказочных мотивов.
Фольклор отличается следующими чертами:
1. устная форма,
2.опора на традиции,
3. непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя,
4. коллективность, народность, вариативность,
5. сочетание слова с элементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература, испытывая взаимовлияние, обогащали друг друга.
Различие литературы и фольклора
Фольклор и литература. Фольклор по отношению к литературе является более архаичной формой творчества, сохранившей неизвестные младшей сестре образы, смыслы и элементы поэтики. С другой стороны, фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура, источником, из которого она черпает свои первоначальные темы и формы. Наконец, фольклор - живой современник литературы на протяжении тысячелетий ее самостоятельной эволюции. В разные исторические периоды литература и устная словесность вступают в разные типы взаимодействий.
Наука, изучающая произведения народного поэтического творчества – фольклористика.
Собирателей и исследователей народных песен, сказок, пословиц и т.д. называют фольклористами.
Общее: они воздают художественные словесные образы; общая родовая система: эпос, лирика и драма.
Различие:
Стадиальное. Письменность на Руси появилась в X веке, с принятием Христианства, 988 год, литература – в XI веке, а фольклор древнее, старше литературы.
Функциональное.
Различие в характере творчества. Литература – автор, фольклор – коллективность.
Различие в условиях бытования.
У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Еще в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-то произведение, народ выработал особые подсказки. Эти отшлифованные веками художественные подсказки и создают особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.
К ним относятся следующие: набор традиционных зачинов и концовок, единоначалие, повтор слов, строк и эпизодов, использование фольклорных символов (например, кукушка, осина - горе), общих типических мест (формула красоты — «ни в сказке сказать, ни пером описать»; формула повелевания — «встань предо мной как лист перед травой»), постоянных эпитетов. По подсчетам, от 20 до 80 % текста состоит из готового материала, не требует индивидуального запоминания.
Наиболее древние жанры — былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады, еще позже появляется необрядовая лирика.
Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.
Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура, однако ученые-фольклористы заметили сходные черты в фольклоре народов, принадлежавших даже к разным языковым семьям. Сходные произведения, возникая самостоятельно, создаются на основе общих для определенного уровня художественного мышления и закрепленных традицией законов.
VI Беседа с учащимися
—Какие произведения фольклора вам знакомы?
—Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
—Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?
Игра «Литературное лото»
На доске: Игровое поле. Учитель зачитывает отрывки, учащимся необходимо определить
к чему относится тот или иной текст.
ПестушкиЗаклички Считалки Загадки
Потешки Скороговорки
ДразнилкиКолыбельные песни Нескладухи
1. Ходит сон по лавке,
А дремота по избе,
Ищет - поищет деточку мою,
Где найдет, тут и спать укладет.
(Колыбельная песня)
2. Едут, гонят семеро на конях.
Все на лошадях, в красных шапках
По кочкам, по кочкам -
В яму бух.
(Потешка)
3. Дождик, дождик, пуще,
Я насею гущи,
Цельну кадушку
Сверху лягушку!
(Закличка)
4. Шли сорок мышей
несли сорок грошей.
Две поплоше
Несли по два гроша.
(Скороговорка)
5. Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает. (Снег)
(Загадка)
6.Потягунюшки,
порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки
Ноги - ходунюшки.
(Пестушка)
7. Матушка-репка,
уродиськрепка,
капуста-виласта,
Будь пудаста.
(Закличка)
8. Ягодка малина,
Медок, сахарок.
Поди вон, королек,
Там тебе место -
В кислое тесто.
(Считалка)
9. А у нас во дворе
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
(Нескладушка)
10. Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло.
(Дразнилка)
Дополнительный материал для учителя

Термин «фольклор», который впервые в 1846 г. ввел в науку английский ученый У. Дж. Томе, в переводе означает «народная мудрость». Фольклор - это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.
Фольклорная картина мира складывалась многие тысячелетия. Конкретные жанры в составе народной традиции возникали по мере осознания человеком себя и своих интересов в потоке бытия. Обряды и мифы рождались как форма согласования жизни человека с ритмами и событиями окружающего мира. Сказка о животных развивалась в русле тотемистических представлений о животных - предках человека. Волшебную сказку интересует уже не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и иными этносами. Народные баллады и лирические песни разрабатывают тематику внутрисемейных и личных отношений. Жанр народной драмы возникает позднее всех остальных форм фольклора. Играя и перевоплощаясь в других лиц, человек получает возможность задуматься о своей роли в мире. Таким образом, вектор эволюции поэтической системы фольклора направлен от общего, внешнего, вселенского к личному, человеческому, внутреннему.
Ко времени первых научных записей русского фольклора (середина девятнадцатого века) система жанров народного творчества включала в себя следующие функциональные области:
Обряды календарные, семейные, а также на случай (болезнь, ссора, дальняя дорога, судебное разбирательство и т.д.).
Малые, речевые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Несказочная проза - рассказы о конкретных бытовых фактах: былички о домовых, леших, водяных и проч.; легенды о святых; предания об исторических лицах и событиях.
Эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, сказки. В отличие от несказочной прозы эпические жанры фольклора обладают особым формульным стилем, строгими законами композиции и повествуют не о частных фактах, а создают обобщенный, идеальный образ мира.
Лирика - необрядовые и несюжетные песенные формы фольклора, отображающие внутренний мир человека.
Драма - синтетическое жанровое образование, включающее словесный текст, пение, пляску, сценическое действие, декорации.
Смеховые формы фольклора. У каждого фольклорного жанра есть собственные «кривые зеркала». Например, похоронному обряду соответствуют пародийные покойницкие игры на святки. Рядом с былиной на исторический сюжет будет существовать скоморошина на бытовую тему, воспроизводящая стиль оригинала. Наряду с «серьезными» прозаическими рассказами в фольклоре активно бытуют анекдоты. Пародийные формы обнаруживают смысловые пределы «серьезных» жанров, границы социальных норм и стереотипов.
В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.
Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации: произведения, которые поются и которые рассказываются.
По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесенности с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный и т.д.
Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения. Ecть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым им придется жить в будущем.
Обряды, заговоры, былички. Самые архаичные и глубинные слои фольклорного мировосприятия сложились в ходе взаимодействия людей с окружающей природной средой. Формы и правила поведения человека в природном мире описывают три тесно связанных фольклорных жанра: обряд, заговор, быличка.
Обряд - это правила поведения человека в той или иной ситуации. Любой человек, когда наряжается, приводит себя в должный, подобающий случаю вид. Обряжают покойника (обмывают, одевают в специально сшитую одежду). Ряженые на Святки - люди, одетые таким особым образом, чтобы быть похожими на потусторонние силы. О женихе говорят суженый-ряженый, то есть предназначенный судьбой, по порядку вещей. Обряд включает в себя набор определенных поступков, а также предметы, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и определенном месте. Ритуальные действия сопровождает словесный текст. Это может быть песня, плач, диалог или заговор.
Заговор как особая форма народной культуры рождается из представлений о силе правильно сказанного слова. Человек, знающий точную формулу заклинания (потому он и зовется знахарем, ведьмой), способен призвать потусторонние силы и заставить их работать на себя.
Рассказы о случайных встречах или сознательном колдовском общении с домовыми, банниками, лешими, водяными, русалками, полудницами и т.д. называются быличками. Рассказчик и его слушатели уверены, что подобные истории чистая правда, быль. Смысл и назначение таких историй - научить слушателя на конкретном примере, как надо или не надо себя вести в той или иной ситуации при встрече с нечистой силой. Былички служат живой иллюстрацией ко всей системе народной мифологии. Поговорим о ней подробнее.
Зачитать: В отличие от объективного научного описания вселенной фольклорное мировоззрение принципиально субъективно. Пространство в фольклоре обжито, одушевлено, мифологизировано. Дом и баня, двор и улица, село и лес, поляна и болото распределены между человеком и потусторонними существами (банниками, овинниками, лешими, водяными). Да и в самом доме человеческому красному углу противостоит запечье, подпол и сени, где хозяйничает домовой.
Подобно пространству мифологизировано в народном сознании и время, что отражается во множестве календарных обрядов и поверий. В полдень по народным представлениям нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь и того опасней выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище. На закате плохо браться за новую работу, не следует начинать новой ковриги хлеба, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому.
Составление таблицы.
Жанр Задача жанра
1. Пословица — краткое изречение. Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” — тот и выйдет вон. Помочь весело распределить роли в игре.
4. Загадка иносказательно описывает предмет. Три типа: 1) перечисление признаков загаданного;2) открытое сравнение признаков загаданного;3) скрытое сравнение признаков загаданного. Учит угадывать задуманное.
5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.
6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Весело учить малыша жестам, навыкам.
V Закрепление.
Фольклор – искусство слова.
Дай пояснение следующим терминам:
Фольклор -
Фольклористика -
Фольклористы -
Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу. Мини-сочинение.
«Фольклор – особый вид искусства, т.к.»
Заполни таблицу
Фольклор и литература
общее различие
а) а) б) б) Подготовь устное сообщение на тему "Сходство и различия между фольклором и литературой", используя данную таблицу как план.
Закончи высказывание:
Фольклор и литература – 2 отрасли словесного искусства, они
Закрепление 2 урок
Работа с учебником: Основные жанры фольклора. Заполнить схемы.
Эпос






Лирика




Драма



Малые нелирические
жанры


VI Подведение итогов. Оценивание.
VII Домашнее задание. Стр.9-11 (чтение). Письм.отв.на вопросы 4,5.
Чтение статей.

Приложенные файлы


Добавить комментарий