«Урок-тренинг по удмуртскому языку «Синучконэ учкыса» сочиненилы-малпаськонлы дасяськон» (8 класс)»



Семёнова Ольга Витальевна
учитель удмуртского языка и литературы МОУ «Ключевская СОШ»
Глазовского района Удмуртии

Стаж работы: 14 лет

Квалификационная категория: Высшая


Методическая разработка
урока-тренинга удмуртского языка
в 8 классе
Тема:
«Синучконэ учкыса» сочиненилы-малпаськонлы дасяськон
/ Подготовка к сочинению-рассуждению «Смотрясь в зеркало»/
Аннотация к проекту конкурсного материала
В работе есть описание методики ведения одной из форм уроков (урок-тренинг), которой пользуется учитель. Цель использования данной формы – не просто тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков по предмету, асоздание условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения как образовательных задач, так и собственных психологических проблем. Тренинг на уроках удмуртского языка и литературы понимается учителем как форма активного обучения, целью которого является передача знаний (не только по предмету, но и жизненного опыта), обмен эмоциями, что делает ученика ближе к учителю, а также развитие определенных умений и навыков.
В создании данного конспекта урока испльзована форма работы с группой детей (подростков, взрослых) – тренинг «Смотрясь в зеркало». Суть этого группового дела – предоставить подросткам возможность взглянуть на себя как на индивидуальность, носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.
У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы – перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу мысленно или вслух.
Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник с собою» оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение.
Приведем примеры текста карточек: «Я вижу перед собою...», «Я обнаруживаю в себе...», «Мне интересен этот человек, потому что...», «Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...», «Я хотел бы задать ему прямой вопрос...», «В моем собеседнике мне непонятным кажется...».
Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной*. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее костюм, в котором мы выходим на общение с «другим человеком». В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы стали на место этого «другого» и его глазами взглянули на себя. Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии, – обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие тому состоянию, которое преобладает в данный момент. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно – своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.
1-ти урок
Пуктэм ужпумъёс: выль текст кылдытонлэсь радлыксэ валаны дышетоно; урокын лэсьтэм гожтосъёсъя(доска вылын, тетрадьын, кластер но схема вылын) выль текст кылдытыны информациез радъяса; урокын чаклам радъя ужаны дышетоно, группаын ог-огдэ валаса, кылзыса ужаны тыршоно.
Урокын кутэм тирлык: синучкон, карточкаос предложение кутсконъёсын, доска/интерактивной доска, луонлык вань ке – Интернетэ потонэн компьютер.
Уроклэн мынэмез( ход урока)
Дышетон ужпум но мугъёс пуктон этап.
Дышетись:
- Туннэ ти уроке котькудды ваиды синучкон. Ойдолэ малпаськоме, кулэ-а та арбери? /Вань верамъёсты дышетись гожтэ доска вылэ схемае:
Синучкон/зеркало/

Кулэ/нужно/
Кулэ овол/ненужно/

- Мукет юанэ мынам нылъёслы – коня пол нуналаз ти учкиськиськоды синучконэ? Малы? /азьланьтоно схемаез йылэтыны/
- Нош табере ойдолэ малпаськоме, кинлы синучкон кулэ овол? /азьланьтоно схемаез йылэтыны/
- Вераськонмы вуттиз монэ таче малпаськонэ: кыче кылъёсты кутиллям «зеркало» зуч кылэз удмурт кылын возьматонлы? – кыче кылъёслэсь со пормемын? Кызьы малпаськоды, малы?/Нош ик доска вылэ схема кык кыллэсь интыяське:/
- Озьы ик тодамы ваёмы «учкыны» глаголлэсь спряженизэ али дырын/зуч кылын дась луыны быгатэ ини/
Синучкон

Син - глаз
Учкыны – смотреть,глядетьучкон –смотрение, взгляд
учкисько – я смотрю
учкиськод – ты смотришь
учке – он(она) смотрит
учкиськисько – я смотрюсь
учкиськиськод – ты смотришься

- Схема шоры учкыса, адзиськомы «син» кылэз но глаголэз, кудиз соин герзаськемын – «учкыны». Ойдолэ малпаськоме, малы адямилы син кулэ?
- Вань лэсьтэм ужмес тодады вае но вералэ малпандэс, мар асьмеос туннэ карыны кулэ? (Синучкон сярысь текст кылдытыны)
Урокез радъян этап.
- Учкелэ доска шоры но вералэ, кыче предложениосты пормытыны быгатомы ини. (Синучкон шоры учкиськоСинучкон кулэ, малы ке шуоно Синучкон кулэ овол Мон синучконэ учкиськисько, малы ке шуоноСин мыным сётэмынСинмыным мон адзисько но мукет)
- Ойдолэ малпаськоме, кыче меда ним сётыны луысал гожтоно текстмылы? /Нош ик доска вылэ интыясько пиналъёслэн верамъёссы, кудъёсыз юрттыны кулэ соослы сочиненилы ним бырйыны/
- Шуггес кадьОзьы-а? Нош мар ти тодиськоды синучконъёс сярысь? Али нош кытысь шедьтомы выль тодонъёс?
Утчан-эскерон этап.
/Луонлык вань ке ужало интернетэн, но дышетисьлэн луыны быгатэ ини нимысьтыз печатлам информациез, кудзэ со сётэ группаослы /*УЧКОНО УРОКЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕЗ
Нылпиос люкисько 3 группалы но ужало 3 юанэн:
1 Ку кылдэ синучкон?
2 Синучконэн герзаськем йылолъёс, сямъёс.
3 Синучкон сярысь чебер веранъёс, визь- но лэчыт кылъёс.
(1-ТИ ЮАНЭН ужась группа быдэс класслы вакчияк веран дася;
2-ТИ ЮАНЭН ужась группа доска яке ватман вылэ сямъёс сярысь кластер дася;
3-ТИ ЮАНЭН ужась группа доска яке ватман вылэ цитатаосын таблица дася – схема, кудаз зуч веранъёс берыктэмын яке берыктиськозы на удмурт кылэ.)
- Ойдолэ нош ик учкомы, кыче предложениос пормытыны быгатомы но кутыны борысь соосты кылдытоно текстамы.(Синучкон туж кемалась кылдэмын. Соин герзаськемын трос чакланъёс, тужгес но умойтэмез. Синъёс – лулпуш синучкон. Удмуртъёс кышкаллязы синучконлэсьно мукет)
Практической этап.
- Нылпиос, табере дасяське – урокмылэн тужгес тунсыко этапез вуиз, малы ке шуоно тиледлы али учконо луоз сьорады ваем синучконъёсады. /Пиналъёс азьпалазы синучконъёсты пукто – огназы шуыса иллюзия кылдытоно/
- Умой-умой учкелэ со адями шоры, кудиз ти шоры учке синучконысь Дасяське соин вераськыны.
- Табере басьтэ (карточкалэсь буёлзэ верано) та карточкаез но, синучконэ учкыса, йылпумъялэ сётэм предложениез. Луоз йылпумъяны зуч кылын но, шуггес ке потэ – борысь берыктоды удмурт кылэ.
Карточкаын сётэм предложениос кутсконлы примеръёс:
- Мон азям адзисько
- Мон шодисько пушкам
- Мыным тунсыко та адями, малы ке шуоно
- Мон вераськысал та адямиен, малы ке шуоно
– Мон мечак юасал та адямилэсь
– Мынам вераськиселэн сюлэмаз мыным валантэм потэ
- Мыным кельше(яра) та адями, малы ке шуоно со
- Мон та адямиез уг яратиськы соиз поннашуыса.
Дунъян этап.
Нылпиос, тодады вае, ма сярысь вераськимы. Кыче тиляд кылизы юанъёсты, кылдизы-а выльёсыз?
Нош ма тиледды паймытиз?
2-ти урок
Вань басьтэм тодонъёс вылэ пыкиськыса, уже кутыса дасям предложениосты, сочинение текст кылдытон.

ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1. Из истории зеркал
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ученые считают, что возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо наполированные разные виды металлов, к примеру, золото и серебро, олово и медь, бронза, и камень.
Многие археологи считают наиболее ранними зеркалами полированные кусочки обсидиана, которые были найдены в Турции, а насчитывают они около 7500 лет. Но использовать подобные зеркальные поверхности, чтобы тщательно рассмотреть себя, к примеру, сзади, было нельзя, да и оттенки различать было очень проблематично.
Однако купить зеркало тогда было очень трудно, стоимость его к тому же была очень высока, ведь наполировать металл до блеска было непросто. Стоит учитывать, что подобная чистка была необходима зеркальной поверхности ежедневно, ведь она постоянно окислялась.
Годом рождения настоящего зеркала считается 1279 год, когда францисканцем Джоном Пекам был описан уникальный, в то время, способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца.
В это время появилась первая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ведь технология производства подобного чуда была непростой. Слой фольги из олова клали на бумагу, которую с обратной стороны покрывали ртутью, после чего на нее опять помещали лист бумаги, и только после этого накладывали стекло, которое служило неким прессом для этого слоеного пирога, откуда в это время аккуратно вытаскивали бумагу. Конечно, зеркало было очень мутным. Эта технология просуществовала без существенных изменений практически до 1835 года. Именно в этом году профессор Либих обнародовал весьма интересную гипотезу о том, что покрытие серебром вместо олова сделает зеркала более ясными и сверкающими.
Венеция очень ревностно охраняла тайну создания этого чудо-товара. Зеркальщикам было запрещено покидать республику, в ином случае угрожали расплатой над их родными и близкими. По следам тех, кто особенно упорствовал, посылали убийц. Поэтому целых три века это был невероятно дорогой и фантастически редкий товар, позволить себе сделать зеркала могли лишь очень состоятельные люди.
Появление зеркал в Европе отмечается серединой XIII века, как раз в это время их по кустарной технологии стали делать в Голландии и Фландрии. А через два века стал известен своими стеклодувными мастерскими знаменитый на сегодняшний день остров Мурано под Венецией. Стоимость первых зеркал и больших поверхностей стекла была столь велика, что сопоставима со стоимостью среднего размера имения или в два раза дороже, чем живописное полотно того же размера самых известных художников данного времени. Поэтому неудивительно, что коллекционерами зеркал были особы королевских кровей: английский Генрих VIII и французский Франциск I. Такое дорогостоящее удовольствие мог тогда позволить себе только король. А Людовик XIV для того, чтобы совершенно сразить гостей роскошью своего дворца в Версале построил длинную зеркальную галерею, по стенам которой было развешено более трехсот большого размера зеркал. Дворец поразил всех, побывавших в нем, своим великолепием. Неизвестно, кому пришла идея использовать в мебельной инкрустации кусочки зеркал, но то, что эта затея преобразила и до неузнаваемости изменила облик привычных предметов, бесспорно.
ИЛИ
ТАИНСТВЕННЫЙ ДИСК
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лет сто назад археологи нашли в одной из египетских гробниц небольшой металлический диск, покрытый толстым слоем ржавчины. Диск был укреплен на голове статуэтки, изображающей молодую женщину. Для чего служил этот диск? Мнения археологов разделились. Одни утверждали, что такой диск мог служить вместо опахала. Другие говорили, что это просто-напросто украшение. А некоторые считали, что это сковородка: на ней египтянки пекли сладкие хлебцы вроде нашего печенья. Таинственный диск отправили в лабораторию. Здесь химики отмыли его от многовековой пыли, отломили кусочек металла и исследовали его. Оказалось, что диск сделан из сплава меди с оловом, то есть из бронзы. Наждаком сняли слой черного налета. И когда на свет выглянула гладкая отполированная поверхность диска и химик увидел в ней свое лицо, всё стало ясным. Загадочный предмет оказался зеркалом. Мы привыкли к стеклянным зеркалам. А вот египетские зеркала были бронзовые. Бронзовое зеркало давало очень тусклое и неясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего нельзя было в нем рассмотреть. Поэтому в древности пробовали делать и другие зеркала - серебряные. Изображение в таком зеркале довольно ясное и отчетливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное зеркало стоило, конечно, очень дорого. Делали и стальные зеркала. У нас на Руси их называли «булатными». Но и они быстро мутнели, покрывались красноватой пленкой ржавчины. В продолжение тысячелетий люди не знали никаких иных зеркал. Предохранить металлическое зеркало от помутнения, казалось бы, совсем не так уж трудно. Нужно только защитить его от воздействия воздуха, влаги: прикрыть его чем-нибудь. Ведь прикрываем же мы дорогой лакированный стол клеенкой, чтобы он не запачкался и не поцарапался. Прикрыть зеркало клеенкой, понятно, нельзя; его надо прикрыть чем-то прозрачным. Попросту говоря, надо покрыть его стеклом и тем самым превратить металлическое зеркало в стеклянное. Ни египтяне, ни римляне этого сделать не могли: они не умели приготовлять стеклянные листы. Муранские мастера первыми научились варить вполне прозрачное стекло. Они же нашли способ, как из стеклянного пузыря делать плоский лист. Они могли уже взяться за разрешение той задачи, которая была не под силу всем прежним стеклоделам: изготовить стеклянное зеркало. И вот получилось так: есть полированная металлическая дощечка, и есть стеклянный лист. Надо только их плотно соединить друг с другом, и тогда получится хорошее зеркало. Но как соединить эти столь разные материалы? В холодном виде их никак не скрепить. Попробовать спаять? При остывании стекло наверняка треснет: ведь стекло и металл расширяются по-разному. Для того, чтобы стекло не треснуло, надо было нанести на него очень тонкую пленку металла. Задача оказалась довольно трудной, но всё же ее разрешили. На гладком куске мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось в ртути, получилось то, что называют амальгамой. На нее наложили лист стекла, и серебристая блестящая пленка амальгамы, толщиной с папиросную бумагу, плотно пристала к стеклу. Так сделали первое настоящее зеркало. Венеция долго сохраняла способ выработки зеркал в глубокой тайне. Дворы государств всей Европы, а за ними и все богатые и знатные люди в продолжение целых двухсот лет выписывали зеркала из Венеции, платя за них большие деньги. Подарить зеркало считалось в те времена верхом щедрости. Когда французская королева Мария Медичи выходила замуж, Венецианская республика преподнесла ей в дар зеркало лучшую работу муранских мастеров. Зеркало было совсем небольшим величиной с эту книгу, а оценивалось в сто пятьдесят тысяч франков. Правда, оно было вставлено в драгоценную раму. Зеркало стало как бы знаком богатства. Самый последний дворянин, не желая отставать от других, отказывал себе во всем, но покупал себе крохотное зеркальце. Французский министр Кольбер видел, как деньги из Франции уплывают в Венецию: только венецианские стеклоделы умеют делать зеркала, и они никому не выдают своей тайны. Кольбер решил во что бы то ни стало раскрыть этот секрет. Французскому послу в Венеции было дано поручение: подкупить двух-трех зеркальных мастеров и переправить их во Францию. В темную осеннюю ночь от острова Мурано тихо отплыла лодка: несколько муранских мастеров бежали во Францию. Там их спрятали так хорошо, что венецианские шпионы не сумели напасть на их след. Муранские беглецы выдали все свои секреты французским мастерам. Через несколько лет в глубине дремучих лесов Нормандии открылся французский завод зеркального стекла... Мода на зеркала держалась. Уже не только знать и дворяне, но купцы и богатые ремесленники тоже хотели иметь у себя дома зеркала. Зеркалами стали украшать кровати, столы, стулья, шкафы. Даже в бальные платья вшивали маленькие кусочки зеркал. Танцующих освещали свечами, и весь зал наполнялся множеством световых зайчиков. Они бегали по потолку, прыгали по стенам, мелькали на лицах гостей. Это было красивое зрелище. С каждым годом зеркал изготовлялось всё больше и больше, но качество их оставалось невысоким: стеклянный лист получался неровным, лицо в зеркале отражалось неправильно, казалось перекошенным. К тому же зеркала были очень маленькие: больших стеклянных листов не могли изготовлять даже лучшие мастера. Чтобы увидеть свое изображение во весь рост, нужно было отойти от зеркала шагов на двадцать-тридцать. Вся придворная знать, во главе с королем, требовала больших гладких зеркал. 
СТО ЧАСОВ
Способ выделки больших зеркал открыли французы. Они смастерили длинные и широкие железные столы с бортиками, как у бильярда. На такой стол выливали расплавленное стекло, и начинали раскатывать его чугунным валом, наподобие того, как хозяйка, приготовляя пирог, раскатывает тесто скалкой. Получался большой лист зеркального стекла. Всё же лист не был вполне гладким. Стоило провести по нему рукой, и сразу чувствовалось, что стекло неровное, имеет бугры и впадины. Такое стекло для зеркала не годится. Как же сгладить стекло, довести его до блеска? Еще древние египтяне умели сглаживать стенки своих стеклянных ваз. Для этого они долго и сильно терли стекло песком. Песчинки выравнивали стекло, сдирали с него маленькие, еле заметные глазу бугорки. Таким же точно способом стали теперь шлифовать стекла для зеркал. Это была кропотливая и тяжелая работа. На один стеклянный лист клали плашмя другой, между ними насыпали песок и затем начинали равномерно водить верхним листом по нижнему. Очень однообразная, утомительная, а главное – долгая работа. Чтобы хорошенько отшлифовать стеклянный лист даже для небольшого зеркала, два человека должны были поработать часов тридцать. Но на этом дело не кончалось: после шлифовки стекло, правда, становилось гладким и одинаковой толщины, но появлялся новый порок: оно делалось матовым, непрозрачным. Откуда появилась эта матовость? Это след песчинок, которые терлись о стекло, бесчисленное количество микроскопических царапин и зазубрин. Конечно, такое непрозрачное стекло для зеркала не годится. Надо еще раз оглаживать стекло: надо его полировать. Полируют стекло особым мельчайшим порошком – наждаком. Рабочий водит по стеклу маленькой дощечкой, обитой войлоком – полисуаром. Сколько раз надо провести полисуаром по стеклу? Сто раз, тысячу, десять тысяч? Нет, гораздо больше, – наверное, сотни тысяч раз. Полировка требует еще больше времени, чем шлифовка: до семидесяти часов. Тридцать да семьдесят, всего сто часов для того, чтобы сделать гладким стекло для одного зеркала! Понятно, что зеркала в то время стоили дорого. На те деньги, которые стоило тогда небольшое зеркало, могла прожить полгода целая семья среднего достатка. В наше время для полировки и шлифовки стекла имеются специальные машины. На огромный круглый стол наливают тонкий слой гипса, а на него укладывают подъемным краном листы стекла. Если бы кран зажимал листы наподобие клещей или щипцов, то стекло, конечно, не выдержало бы давления и треснуло бы. Но кран подхватывает стекло совсем иным, гораздо более деликатным способом: резиновыми присосками. Тяжелый стеклянный лист точно прилипает к присоскам, он проносится по воздуху и мягко ложится на стол. Тогда только присоски его отпускают. Стол со стеклянными листами откатывают под вертящиеся диски шлифовального станка. Они начинают быстро вращаться. Через полчаса стекло уже отшлифовано. Затем стол подкатывают под полировальные диски, подбитые войлоком; они придают стеклу нужный блеск. На всё это уходит не семьдесят часов, как при ручной работе, а всего пятьдесят-шестьдесят минут. После того, как научились изготовлять большие зеркала и полировать их хотя бы вручную, зеркала стали гораздо лучше, и их стали покупать нарасхват. Появилась мода украшать зеркалами целые комнаты: не только стены, но даже потолки. Такие комнаты поражали гостей, вызывали восхищение. Но жить в зеркальной комнате, конечно, нельзя: всюду, куда ни посмотришь, бесконечная перспектива комнат, тысячи отражений. Сперва это кажется забавным, а потом становится неприятно и страшно. Хочется поскорее уйти в обыкновенную комнату. Недаром испанская инквизиция придумала особую, зеркальную пытку. Человека сажали на несколько дней в зеркальную комнату-коробку, где, кроме, него и лампы, не было ничего. День и ночь на него смотрели бесчисленные отражения, как бы его близнецы. Они были наверху, справа, слева, внизу. Они повторяли каждое его движение, точно издевались над пленником. Чаще всего человек не выносил пытки зеркалами и сходил с ума. От зеркальных потолков и стен во дворцах скоро отказались. Но зеркала остались всё же лучшим украшением дворцов. В рамах из серебра, бронзы, фарфора их вешали целыми рядами на стены. Большой парадный зал Екатерининского дворца в городе Пушкине был также украшен зеркалами; они в три ряда опоясывали стены. Во время больших приемов зал освещался сотнями свечей. Их свет без конца отражался зеркалами и гладким паркетом. Люди как бы купались в море света. Этот замечательный дворец разрушен гитлеровскими захватчиками во время оккупации города Пушкина. После изобретения машинной полировки и ряда других усовершенствований зеркала подешевели. Наконец-то они стали доступны не только королям и богачам-миллионерам, но и обыкновенным людям. Листы зеркального стекла стали цениться не только как материал для зеркал, но и сами по себе: ведь это стекло гораздо прозрачнее, чище, «благороднее», чем обыкновенное стекло. Такие стекла стали вставлять в витрины магазинов. Вокзалы, здания музеев, купе вагонов, каюты кораблей, окна автомобилей тоже стали застеклять зеркальными стеклами. Зеркальное стекло стало как бы высшим сортом оконного стекла. Улучшение качества зеркал шло не только по линии получения гладкой, хорошо отражающей поверхности. Зеркала, покрытые амальгамой, давали бледное отражение. При изготовлении их приходилось иметь дело с ядовитыми веществами. Бывали случаи, когда рабочие отравлялись насмерть ртутными парами. Лет восемьдесят назад от амальгамы отказались. Вместо этого стали наносить на стеклянный лист тончайший слой серебра. Чтобы нежная серебряная пленка не повредилась, ее сверху покрывают слоем краски. Такие зеркала дают очень яркое изображение. И в наши дни, как в старину, устраивают стеклянные комнаты и залы. Эти залы позволяют любому посетителю, не сходя с места, совершить как бы кругосветное путешествие. Вот, например, как устроен стеклянный дворец иллюзий в Париже: стены зала состоят из больших зеркал, обрамленных разнообразными колоннами, украшениями, статуями. Благодаря перекрестному отражению зрителю кажется, что он стоит в центре множества одинаковых зал, расходящихся во все стороны. Но этого мало: во всех углах установлены вращающиеся барабаны-колонны; стоит только их повернуть, и весь вид сразу, точно по мановению волшебной палочки, совершенно изменится. Зрителю кажется теперь, что он попал в индусский храм. Снова поворот барабана - и он теперь уже посреди беспредельного дремучего леса. Еще и еще преображается комната-калейдоскоп, и зритель переносится всё в новые и новые места... Можно теперь приготовить такое стекло, которое если посмотреть на него с одной стороны, окажется зеркалом, а если посмотреть с другой стороны, – это обыкновенное прозрачное стекло, через которое всё видно. Из автомобиля с такими стеклами, вы можете разглядывать всё вокруг. А вас никто не видит: любой прохожий, взглянувший в окно автомобиля, увидит не вас, а свое собственное отражение. Такие стекла очень удобны для подглядывания: ты видишь, а тебя не видят. С этой целью их и вставляют за границей в двери, ведущие из класса в коридор. Надзиратель тихонько подходит к двери и смотрит, что делают ученики. А они его не видят. Делают сейчас и цветные зеркала: золотистые, голубые, желтые, цвета розы, незабудки и других оттенков. Такими зеркалами была облицована стена одного из зданий на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Можно, наконец, делать и такие зеркала, которые показывают лицо человека красивее, чем оно есть на самом деле. Секрет здесь очень простой - стекло зеркала имеет неуловимо слабый розовый оттенок. Изображение получается такое же ясное, как в обычном зеркале, но мелкие недостатки кожи скрадываются. Лицо кажется в этом зеркале необыкновенно свежим и молодым. Такими зеркалами бойко торгуют стекольные магазины за границей.
№ 2. Мифы о зеркалах
Источники: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зеркало окутано огромным количеством мифов. Истоки его магической репутации коренятся, должно быть, в тех далеких временах, когда и зеркал-то никаких не было, но их прообраз - зеркальная гладь воды, способная отражать все сущее, - уже воспринимался как некая граница между стихиями - земной и совершенно иной, чуждой, водной, зыбкой, таинственной - а значит, и как граница между мирами. Откуда же еще может поступать к нам судьбоносная информация, как не из иного мира, в который мы пытаемся заглянуть с жадным любопытством и суеверным страхом в поисках ответов на вопросы о влиянии прошлого, понимании настоящего, предвидении будущего. Жители древней Индии и древней Греции старались не смотреть на свое отражение в воде, оно казалось им предзнаменованием смерти. Часть души, верили они, оставшаяся в озере после того, как человек увидит в воде свое отражение, там и остается. Нарцисс увидел в воде свое отражение, и так был им очарован, что умер от тоски. Титаны заставили посмотреть в зеркало Вакха, после чего он погрузился в мир иллюзий. Зулусы полагали, что в воде живет страшный зверь, который захватывает отражения, и человек умирает. Русские старообрядцы считали, что зеркало дано человеку дьяволом, и держать его в комнате – грех.  Однако, у зеркал двойственная природа. Персея зеркало спасло, потому что в него посмотрела Горгона и окаменела. Погибает, увидев свое отражение, по свидетельству Плиния, и страшный Василиск, испепеляющий все своим взглядом.  Происхождение зеркала староверы приписывают дьяволу и доказывают это старой, но малоизвестной легендой. Некий старец спасался в пустыне. Запали ему в душу евангельские слова "Просите, и дастся вам", и он, усомнившись и желая на практике удостовериться, насколько это реально, взял да и пошел к какому-то царю просить руки его дочери. Удивился такому требованию царь, передал его царевне; та изумилась, в свою очередь, но, подумав, вынесла решение: "Дело чрезвычайное и неслыханное. Потому и старец, раз уж желает жениться на мне, должен совершить что-нибудь уж совсем чрезвычайное. Пусть принесет мне в подарок такую вещь, в которой я могла бы видеть всю себя". Надо ли говорить, что в ту пору зеркала изобретены не были, и о них никто никогда не слышал... Монах, услыхав такое пожелание, отправился разыскивать чудную вещь. Долго ходил он по лесам, и наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев там некоторое время, услышал старец стон. Откликнулся он на голос и получил ответ: "Почтенный старче! Сжалься на мое страдание, ибо я уже несколько лет томлюсь в этом рукомойнике; выпусти меня из темницы, в которую заключил меня тоже один старец; а я тебе за это услужу, чем пожелаешь". Монах, прежде, чем освободить томящегося, стал требовать вознаграждения в виде искомого предмета. Заключенный пообещал, и старец освободил... дьявола. Тот в скором времени принес ему зеркало, которому старец сильно удивился и обрадовался. Однако, увидев в нем себя - старого, сморщенного, седого - он отложил намерение жениться. Зеркало, впрочем, снес царю и тут же, отказавшись от своего дерзкого желания, стал молиться о прощении за неверие в слова Писания. Но худое дело уже было сделано - зеркало появилось в мире, и доставлено человечеству оно было именно дьяволом...”
В средневековье (XIV-XVI века) зеркала исчезли из употребления из-за установленного мнения религиозных конфессий о связи их с нечистыми и темными силами. Это было вызвано тем, что тогдашнее зеркало имело темную поверхность и выпуклую форму, что вызывало страх и непонимание. Существовало мнение, что зеркала используют колдуньи для осуществления злобных деяний и произношения заклинаний. Верили, что с помощью зеркала ведьма могла навести порчу или сглазить человека, поэтому боялись.
Уже в начале XVI века в Венеции начали изготавливать высококачественные зеркала, отображение в которых было красивее, чем реальность. Соответственно и прошел страх к использованию светлых, чистых и прозрачных зеркал. Тогда зеркала могли себе позволить только очень богатые люди. Многие продавали поместья, чтобы приобрести небольшое зеркало.
В то время зеркало отожествляли с солнечным светом, украшали не только дома и галереи, но даже праздничные наряды дам королевских кровей.
Существуют различные мнения и взгляды на то, почему нельзя спать напротив зеркала.
Во время сна человек просыпается множество раз на протяжении ночи. Время пробуждения длительностью до одной минуты не запоминается. Поэтому если вы спите напротив зеркала, проснулись и посмотрели на свое отображение, можете испугаться, но помнить этого не будете. В результате, могут сниться кошмары, а утром вы будете себя чувствовать не отдохнувшими и измотанными.
Согласно древней китайской легенде реальный мир и мир зеркал был единым целым, и между ними не существовало преград. Поэтому, свободно можно было перемещаться то в одном, то в другом мире. Однажды жители зеркального мира хотели захватить реальный мир, но потерпели неудачу. После этого их навсегда заключили в зеркальном мире, и они были вынуждены лишь повторять движения людей, смотрящих в зеркало. Но существовало мнение, что когда-то они смогут все-таки выйти и завоевать мир людей.
Именно эта легенда спровоцировала появление мнения о том, что зеркало – дверь в потусторонний мир, из которого за вами могут наблюдать, когда вы спите или же ваши двойники украдут вашу душу и она не сможет вернуться обратно в тело.
Считается, что во время сна человек является наиболее беззащитным и уязвимым, поэтому нужно оберегать себя от «магического» воздействия зеркал.
Русский фольклор повествовал о том, что зеркало – изобретении дьявола, которое может забирать души спящих напротив него людей.
Древнее люди верили в то, что зеркало является душой человека. Поэтому его надо оберегать, чтобы душа не погибла. Это сформировало мнение о том, что ночью душа может покидать тело и если зеркало рядом, то оно затянет ее в зазеркалье.
Говорят, что зеркало как губка впитывает и запоминает все уведенное, хранит позитивные и негативные воспоминания. Оно может передавать человеку весь накопленный годами негатив, что приводит к плохому самочувствию, глядящему или спящему напротив зеркала. Иногда неприятности, приносимые зеркалом, могут привести даже к смерти. Так говорят, те, кто свято верит в его безграничную силу и влияние на человеческую судьбу. Поэтому рекомендуют покупать только новые упакованные зеркала, а ни в коем случае не антикварные. Хотя зеркала, которыми пользовались ваши бабушки или мамы, пропитанные любовью и хорошей энергией, их рекомендуют держать в доме и ними пользоваться очень благоприятно.
Сторонники фен-шуй также придерживаются взгляда о недопустимости наличия в спальне зеркал. Считается, что зеркало, отображающие дверь и кровать, принесет неудачи в жизнь человека. Если в зеркале видны углы кровати, то это сопутствует возникновению проблем в браке.
В том случае, когда в зеркале отображается спящий одинокий человек, то это удваивает его одиночество. Если в зеркале отображается спящая супружеская пара, то это может навлечь измену одного из супругов. Нельзя также в изголовье брачной кровати вешать зеркало или же делать стеклянный потолок над ложем, это негативно влияет на сон и семейную жизнь пары.
Некоторые говорят о возможности зеркала «забирать» человеческую энергию. Поэтому, человек, спящий напротив зеркала, за ночь теряет много энергии, и наутро будет чувствовать себя усталым и разбитым.
№ 3. Зеркало в культуре удмуртов.
Удмуртъёслэн малпанъёссы синучкон-зеркало сярысь.
По воспоминаниям Кайсиной Апполинарии Афанасьевны – моей бабушки(14.01.1917-16.09.2000, уроженка д. Чиргино (удм. название – Чудна) Балезинского района, с 1981г. - жительница д. Верхняя Богатырка Глазовского района)
«Вулэсь дун уд луы, сяськалэсь чебер уд луы». – Чище воды не будешь, красивее цветов не будешь. Эта поговорка – отражение взглядов удмуртов на зеркало. Считалось, что чем меньше смотришься в зеркало, тем лучше – больше своей красоты и молодости сохраняешь. До сих пор у старшего поколения сохраняется негативное отношение к этому предмету.
Зеркало для удмуртов – граница, точно так же как водная гладь, разделяющая мир настоящий от мира потустороннего. Корчить перед зеркалом рожи – не к добру, всё, что отражается, может остаться на лице, человек может стать уродом. Или может увидеть в зеркале свою смерть через увиденного в нём мертвеца.
После смерти человека в доме принято закрывать – накрывать все зеркала плотным материалом, поскольку существует поверье, что душа умершего может заблудиться и остаться в зеркале, что затем негативно сказывается на членах семьи: пугаются дети и остаются заиками или немыми, то же может произойти со взрослым. Душа умершего не находит себе покоя.
Зеркало не принято располагать так, чтоб в нём отражалась входная дверь – из дома уходит счастье.
Разбить зеркало – к худой вести, не к добру – разбивая зеркало, разбиваешь-портишь свою жизнь, счастья в жизни не будет(девушка не выйдет замуж)
Есть перед зеркалом нельзя – съедаешь своё счастье, по другим поверьям – красоту.
Когда выходишь из дома в дорогу и пришлось вернуться (что-то забыл), надо посмотреться в зеркало, сказать определённые слова – молитву, иначе в пути случиться что-то нехорошее, дорога не удастся.
Нельзя ставить зеркала друг напротив друга – из потустороннего мира могут прийти в наш мир духи.
Когда смотришься в зеркало, надо поплеваться или сказать «тьфу, оч-оч-оч! кыче шотэм!»-какая некрасивая!(из других источников – наоборот о красоте), чтобы не сглазить свою внешность и счастье.

Рисунок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий