«Урок-размышление по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» в 10 классе»

М. Н. Лушникова,
МКОУ БГО Чигоракская СОШ,
учитель русского языка и литературы

Урок по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." в 10 классе

"Ах, война, что ж ты сделала, подлая..." (Урок-размышление по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»).
Цели и задачи урока:
- показать подвиг русских женщин в Великой Отечественной войне на примере повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...";
- поразмышлять над понятиями "героический поступок", "героизм", "подвиг"; "долг", "честь";
-развивать умение анализировать текст художественного произведения;
- воспитывать у учеников любовь к родине.
Методы и приемы: наблюдение, сравнение, анализ.
Оборудование: портрет писателя Б. Васильева, повесть "А зори здесь тихие...", фрагменты фильма С. Ростоцкого "А зори здесь тихие..." (1972), презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Применяемые технологии: технология эвристической беседы, технология проблемного обучения.
Вопросы и задания к уроку:
Подготовить сообщения о довоенной жизни каждой из пяти девушек (индивидуальные задания).
Какие черты характера, особенности внешности, душевные качества каждой из пяти девушек вам особенно близки?
Какая из пяти девушек вам запомнилась больше всего? Почему?
Можно ли считать, что все они представляют собой некий собирательный женский образ?
Какой подвиг совершили девушки-зенитчицы?
Расскажите о старшине Васкове и отношении к нему девушек. Как автор относится к своему герою?
Как вы думаете, для чего Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступление в его прошлое (гл. 5,6); и в прошлое каждой из пяти девушек (гл.2,7,8,10,13)?
Почему повесть так называется? Как вы думаете, в чем смысл ее названия?







Ход урока

I. Вступление. Выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы "Ах, война, что ж ты сделала, подлая..." или прослушивание аудиозаписи песни.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите вы, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Мы начали урок стихотворением Булата Окуджавы. Булат Окуджава и Борис Васильев - романтики самой чистой воды. Трогательное отношение к женщине объединяет их. Пожалуй, только у них мы найдем такое возвышенно-трогательное, чистое и благоговейно-застенчивое отношение к женщине.
Борис Васильев оставил в моей юности глубокий след своими произведениями "А зори здесь тихие...", "В списках не значился...", "Не стреляйте в белых лебедей...", "Завтра была война" Я думаю, юные души наиболее восприимчивы к его пронзительно-тонкой, звенящей прозе...
Война в нашем представлении - это прежде всего дело мужчин. Дело женщин другое. И тем страшнее и трагичнее, когда погибают красивые юные девушки, как это происходит в повести Бориса Васильева. А ведь это всего лишь один эпизод той беспощадно-жестокой войны, бой местного значения, как сказано в книге.
Иногда кажется, что литература и обычная жизнь - разные вещи. Но это не так. У нас на улице, недалеко от моего дома совсем недавно жила женщина - участница Великой Отечественной войны, зенитчица, как и девушки из повести, Мария Матвеевна Зацепина. Она пошла на фронт 18-летней девушкой, воевала, была ранена, испытала все тяготы и лишения войны. К счастью, вернулась живой, вышла замуж, родила детей. Ее ниточка не прервалась, как прервалась она у героинь повести. Вспомним мысли Васкова о Соне Гурвич, первой погибшей девушке: "А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом"
Война ворвалась в жизнь людей внезапно, разрушив их будущее. Прошло много лет, но та война еще долго будет отзываться болью в наших душах, потому что она коснулась всех нас через поколения, прошла через наши семьи, наши сердца.
Повесть Бориса Васильева никого не может оставить равнодушным. Трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, вызывает слезы у каждого, кто прочитал книгу или посмотрел фильм Станислава Ростоцкого, снятый в 1972 году.
Женщина - это начало новой жизни. Убийство женщин - это нерожденные дети, дети детей...
II. Размышления над повестью
Писатель вспоминает: " замысел повести родился от "толчка памяти". На фронт я попал, едва окончив десятый класс в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было по Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог сами понимаете, что от этой нестираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь».
- О чем мы узнаем в начале повести? Где происходит действие? (Перед нами военные будни на разбомбленном и потому спокойном разъезде в Карелии. Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки.)
- Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?
(Озорные, веселые, они ведут себя не так, как положено на войне. "Днем разводили бесконечные постирушки", беззаботно прогуливались по лесу, трещали как сороки, загорали, вместо команды - "полная насмешка" ("Люда, Вера, Катенька - в караул! Катя - разводящая"). "Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики". Просто не верится, что им придется воевать, стрелять. А рядом война, страшная, беспощадная, рядом - смерть.)
Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Пятеро девушек погибают. Это Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.
Борис Васильев назвал свою повесть “А зори здесь тихие”. Тихие зори и грозная война. Как несочетаемо все это! Как объединить это в своем сознании! У каждой девушки– своя история, свой суровый счет к фашистам.
У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет».
- Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.
У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».
У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.
На фоне кадров фильма о довоенной жизни Риты Осяниной - рассказ, подготовленный ученицей, о том, как она попала на фронт
Рита Осянина. Строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями пограничниками. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой заталкивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Рита добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно
На экране – фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие» о Жене Комельковой.
Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься. Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемёт, а её эстонка спрятала. Значит, и у неё личный счёт имеется.
На фоне кадров фильма о довоенной жизни Лизы Бричкиной
Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечёркивал – отодвигал. Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела
Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонительные работы. Всё лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прицепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171- м разъезде
Галя Четвертак. Худощавая, востроносая, косички тоненькие торчат. Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла. Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Война застала Галю на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.
Соня Гурвич. Серьёзное лицо, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница – все в одной квартире. Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и, если удавалось достать билет, ходила в театр. Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.
Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот её и откомандировали в зенитную часть.
Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ярко дает почувствовать, как «глупо, несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет». Жизнь этих девушек, не успев ещё начаться, так трагически оборвалась.
- Что является завязкой событий в повести?
(Рита Осянина, возвращаясь в часть, в лесу наткнулась на двух диверсантов. Старшина Васков решил, что с двумя фашистами справится своими силами. Пять девушек вместе с Васковым отправляются на выполнение боевого задания.)
- Как во время выполнения этого задания раскрываются характеры героев? Что, по-вашему, является главным событием повести? (Неравный бой девушек и Васкова с фашистами-диверсантами в лесу, которых оказывается не двое, как они предполагали, а шестнадцать.)
Просмотр фрагмента из фильма (конец 1 серии)
- Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают? Война не щадит никого. Все девушки погибают. А была ли их смерть такой уж необходимой? Не остался ли незамеченным их подвиг? Во имя чего приняли они свою смерть? Что такого героического совершили они? Ведь Соня Гурвич и Галя Четвертак погибли, не сделав ни одного выстрела в фашистов. Бессмысленной кажется и смерть Лизы Бричкиной в болоте. Жертвы войны... Как бессмысленно жестока война, как глупо иногда погибали люди. Дед моего мужа погиб в самом начале войны, в дороге, даже не попав на передовую...
Вспомним, о каждой из девушек:
«Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу. Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.
Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё» (глава 7)
«А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце... Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.
- Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.
- Да, - покивал старшина. – Стихи читала.
А про себя подумал: не это главное.
А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом» (глава 8,9)
«Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая. Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне» (глава 11)
«Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет» (глава 13)
- Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?
Просмотр фрагмента из фильма о гибели Жени Комельковой
- Почему Женя не притаилась, а приняла бой? (Женя не затаилась, потому что хотела помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца, понимала, что, уводя немцев в сторону, она спасает своих товарищей. Не в характере Женьки было это. Она всегда принимала огонь на себя. Вспомним эпизод, когда Женька купалась в ледяной воде, своим прекрасным юным телом не давая пройти диверсантам к переправе)
«Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.
Рита спросила у Васкова, болит ли рука.
Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.
Болит?
Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
Ну, зачем так Всё же понятно, война, - сказала Рита.
Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом
Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал
Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел» (глава 14)
- Как вы думаете, почему Рита выстрелила в себя? (Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и получает смертельное ранение. А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев. Понимает, что обречена.)
- Вспомним последние слова Риты, о ком они? Что обещает ей Васков?
- Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.
Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга.
Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить.
Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать действительность, в неуемности фантазии.
Из неповторимых характеров пяти девушек складывается собирательный образ русской женщины, защитницы своей Родины.
- Что объединяет девушек?
Борис Васильев - писатель-романтик, он поэтизирует женственность и обаяние своих героинь. С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, даже то, как девушки чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию.
С горечью пишет Васильев о суровой действительности войны, которая контрастирует с девичьим жизнелюбием, нежностью, добротой.
Рита Осянина испытывает глубокое потрясение, когда убивает своего первого немца. Это потрясение настолько велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло.»
Такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врага прикладом «по живой голове» (как говорит Васков). И это притом, что у Риты и Женьки есть свой, и немалый, счет к фашистам.
Объединяет всех героинь повести их готовность без колебаний вступить в бой с врагами.
Против целой диверсионный группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Они делают все, чтобы остановить врага, не жалея жизни.
- Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек?
(Девушки вели себя героически. При встрече с немцами они не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были находчивы, когда разыгрывали сцену с лесорубами.)
- Расскажите о старшине Васкове. Какое впечатление он производит на читателя? Как относится к нему автор? (Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже десять лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла: мальчик умер. Федот Васков ранен жизнью и судьбой. Это человек большого сердца, он за все болеет душой, хотя на первый взгляд, это дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.)
Просмотр эпизода захват фашистов Васковым
III. Заключение.
- Как вы понимаете смысл названия повести?
Контраст природы и войны – тихих зорь и жестокого боя.
Название повести подчеркивает ужас, жестокость, дикость войны в прекрасных карельских лесах.
Названием Борис Васильев выразил главную мысль повести: девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было голубое небо, тихие зори, чтобы мы не знали войны.

Домашнее задание: Сочинение-размышление на тему «Как могла бы сложиться судьба каждой из девушек?" (индивидуальное задание для каждой из пяти учениц 10 класса)

Использованная литература
1. Б. Васильев А зори здесь тихие... - Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1981.
2. Нотное издание. Булат Шалвович Окуджава. Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты песен / Сост. Л. А. Шилов. - М.: Музыка,1989, с.44.
3. Рябова Т.Н. Повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие..." Материал к уроку. XI класс. - ж. Литература в школе, №5, 2010, с.30-32.
4. Интернет-ресурсы








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий