Урок-путешествие в прошлое по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок-путешествие в прошлое по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Литература, 8 класс
Учитель: Коровяковская Т.Е.
Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.
2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.
3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.
4) Раскрыть тесную взаимосвязь литературы и истории
5) Побудить учащихся более внимательно относиться к деталям
Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.
Урок с элементами исторического воссоздания эпохи (интегрированный урок)
Оборудование:
1. Эпиграф к уроку:
«Литература способна перенести человека в далекое прошлое. Литература-своеобразная машина времени.» (1 слайд)
Б.Акунин.
2. Рабочие листы.
3. Учебник литературы, словарь литературоведческих терминов.
4. Презентация
5 Видео к уроку.
План урока:
1. Орг. момент.
2. Погружение в историческую эпоху:
Слово учителя: На протяжении всей истории человечество мечтало научиться перемещаться во времени, чтобы своими глазами увидеть, как жили люди в то или иное время и сегодня я предлагаю вам перенестись во времена рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Итак, наверняка все вы смотрели фантастические фильмы и знаете, как работает машина времени. Что мы должны знать, чтобы попасть именно в необходимый отрезок времени?
Ответ: нужно знать точную дату и место.
Итак, сколько временных отрезков включает в себя рассказ?
Ответ: два. Иван Васильевич в пожилом возрасте и молодой Иван Васильевич.
На прошлом уроке мы с вами уже говорили о жанровом своеобразии данного рассказа, как литературоведы называют произведение с двумя уровнями повествования?
(О: рассказ в рассказе)
В каких смысловых отношениях состоят части рассказа по отношению друг другу?
(О: 1-ая часть утверждает основную идею, а вторая является аргументом для этой идеи).
Итак, прочитайте строки, в которых заключается идея рассказа?___________
О: 1ый абзац рассказа (Обсуждение)
Какая часть по вашему мнению более интересна и насыщена событиями, а значит, более интересна для путешествия во времени?
О: вторая часть.
Итак, сегодня мы с вами отправляемся во времена рассказа «После бала», а чтобы определиться с местом и временем, послушаем сообщение об исторической основе рассказа__________________________
Ученик читает сообщение( примерно 1 минута).
Историческая основа рассказа:
В 1844 году Сергей Николаевич, брат Льва Толстого учился в Казанском университете и был сильно влюблен в Варвару КорЕйшину, дочь военного градоначальника. Однако в последний день Масленицы после бала (примерно 27 февраля) он стал свидетелем избиения солдата и после этого переменил свое мнение. В 1903 году этот случай стал основой для рассказа «После бала»
Итак, в какой город мы с вами совершим путешествие?
Назовите точные место и дату (27 февраля 1844 года) 3 слайд

Отлично, а теперь давайте немного подготовимся к нашему путешествию. Как вы думаете, что нам надо сделать?
О:узнать об эпохе и одеться в соответствии с модой того времени.
Итак, давайте послушаем небольшую справку о сороковых годах 19 века, чтобы немного разобраться в исторической обстановке._______________________________
40-е годы 19 века
В 40-е годы 19 века Россия является одним из самых сильных государств в мире, постоянно участвует в военных конфликтах. Правит Николай 1, который вводит в России жесткую цензуру на литературные произведения и жестоко наказывает людей, которые позволяют себе высказывать вслух вольнодумные мысли. Дворянство по большей части не работает, тратятся огромные деньги на балы и светские развлечения. Больше половины людей в стране являются крепостными крестьянами и живут в сложнейших условиях. В армии служат 25 лет. За жестокие наказания Николай 1 получил прозвище Николай Палкин.
Итак, что нам категорически нельзя делать в сороковых годах 19 века?
Нельзя открыто выражать свое мнение по поводу политике, а значит, будем держать язык за зубами и больше смотреть по сторонам и слушать.
Что еще мы должны сделать, чтобы влиться в окружающую обстановку
О: переодеться и сделать соответствующие прически.
Правильно. А теперь давайте послушаем о моде 19 столетия__________________
Ученик читает сообщение( примерно 1 минута).

Мода середины 19 века
Мода середины XIX столетия не отличалась постоянством: фасон женского платья заметно менялся каждое десятилетие, а мужчины переодевались в костюм, все больше напоминавший современный. Именно в это время появились пиджаки и длинные прямые брюки, Тогда же из Франции в Россию пришли духи, лосьоны, порошки – и культ чистоты.

Женщины
В середине 19-го столетия популярными стали модели с пышными юбками и кринолином. Самая распространенная модель платья– узкий маленький верх в сочетании с необыкновенно широкой юбкой. Две части платья обычно были разделены баской, а достаточно узкие в плечах рукава становились шире к локтю, открывая кружево, оборки или второй рукав.
Несмотря на ширину и объем юбки, платья с кринолином были достаточно легкими – в отличие от пышных нарядов прежних времен. В таких платьях можно было свободно перемещаться и танцевать на балах. 
Идеалом женской красоты считалось лицо, обрамленное локонами. Локоны могли быть спиралеобразными, трубчатыми, ленточными. Женщины активно использовали шиньоны, накладные косы и пучки волос, перегружали прическу бантами и лентами, из-за чего волосы были приподняты, оставляя затылок открытым.
Итак, с женской одеждой понятно. А что же одеть мальчикам? Сообщение_____________
Ученик читает сообщение( примерно 1 минута).

Мужская мода середины 19 века.
Главным предметом в мужском гардеробе был фрак – к середине века он стал универсальной одеждой, которую можно было носить и на улице, и на различных приемах. Как и в начале века, предпочтение отдавалось однотонному и преимущественно темному. Из-за дороговизны фрака для торжественных мероприятий многие брали его напрокат. С фраком обычно надевали жилет, самые популярные модели которого шили из ткани в полоску или крапинку. К костюму мужчины подбирали панталоны в обтяжку, доходившие лишь до колен. Для пешей прогулки или езды верхом панталоны надевали с высокими сапогами, для бала был предусмотрен более нарядный вариант – панталоны, чулки и туфли. Завершением наряда служили цилиндр, трость и шейный платок – белый либо пестрый, повязанный замысловатым узлом. Ближе к середине века этот аксессуар заменил черный галстук, который непременно дополняла бриллиантовая булавка.
В начале 1830-х годов в мужской моде произошло важное изменение – на смену коротким и узким панталонам пришли широкие и длинные брюки, напоминающие сегодняшние. Такую одежду надевали на выход и для прогулок по улицам; на балах же по-прежнему чаще встречалась короткая модель. 
Прически постепенно приближаются к современным. Для мужчины допустимы короткие усы и бородка.
Итак, теперь мы знаем как одеться и о чем ни стоит говорить. Мы с вами отправляемся на бал в Казань. А теперь давайте познакомимся с русскими традициями проведения балов______________
Ученик читает сообщение( примерно 1 минута).

Бал собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непременно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых игровых столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных скамейках, установленных полукругом. Потанцевав минут пять, старики усаживались за карты, а молодежь продолжала танцевать. Балы часто использовали для места показа дочерей, чтобы найти им жениха.


Во время каждого сообщения идут соответствующие слайды, после сообщения ребята обсуждают подготовку к предстоящему путешествию.

3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.
Итак, с какой целью полковник, скорее всего, привез Вареньку на бал?
О: чтобы найти ей мужа. Возможно, им стал бы Иван Васильевич.
Какие эпитеты вы выписали из части бала?

Учащиеся зачитывают свои ответы.
Описание чего становится кульминацией части бала?
О: описание танца полковника с дочерью.
Какой именно танец они танцуют?
О: мазурку
Точно, одним из самых популярных танцев 19 века является польский народный танец, который пришел в Россию еще в конце 18 столетия(Ребята смотрят двухминутное видео, на котором танцуют мазурку актеры, одетые в стиле 19 века.)
Что главный герой думает о полковнике во время танца?
О: полковник-старый военный, который заботится о своей дочери. Особенно его умиляют четырехугольные носки полковничьих сапогов. Он скромно одевается, чтобы выводить в свет свою. Дочь. Лицо полковника светится такой-же открытостью и радостью, как и лицо дочери.
Где оказывается герой после великолепного бала?
О: на улице.
И что же из себя представляет улица середины 19 века? Расскажет нам_____________
Улица 19 века
В городах улицы были покрыты мостовыми-выложенными из камня. Для современного человека могли бы показаться очень грязными и опасными, так как единственным видом транспорта было передвижение на лошадях и убирались улицы крайне нерегулярно. Для освещения использовались газовые фанари, которые были только на центральных улицах. Зимой часто по улицам стелился дым, так как топили углем и дровами. Под ногами было месиво из снега и грязи. Ночью только центральные улицы могли считаться относительно безопасными от воров и разного рода преступников.
Богатые люди передвигались в собственных экипажах.
Какие эпитеты вы выписали из второй части?
Ученики зачитывают ответы
Какое событие стало кульминационным (самым ярким) для второй части рассказа?
О: избиение солдата
Давайте послушаем историческую справку о наказании___________________
Историческая справка
Наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.
Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (шомпол, которым чистили ружья), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 17011705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

Итак, рассказ построен на противопоставлении каких самых ярких моментов?

Бал и наказание.
Как называется такой прием в литературе?
О:Прием контраста?
Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.
Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.
В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.
(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)

Чья личность является ключевой и на балу и во время наказания?
Полковника.
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным? (это свойственно человеку)
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? (надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника? (живет по законам, придуманным крепостническим обществом)


Итак, сделаем вывод: композиционно данное произведение является рассказом в рассказе и построено на приеме контраста.
Рассуждение (Устно): Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:
А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? (в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика о несправедливости, царящей в мире)
Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль? (образ Вареньки соотносил с ее отцом)
В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу? (не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)

Черновой вариант
Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».


. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

4. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)
5. Завершающий контроль. Выполнение теста.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
А) последовательность излагаемых событий
Б) цикличность излагаемых событий
В) контраст, противопоставление.
2. Каков тип композиции рассказа?
А) рассказ в рассказе
Б) повествование от первого лица
В) авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
А) отчуждение Б) возмущение В) восторг
4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) замшевая перчатка
Б) блестящие глаза и радостная улыбка
В) «домодельные» сапоги.
5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.
6. Определите основную идею рассказа.
А) судьба человека зависит от случая
Б) идея личной ответственности человека
В) осуждение деспотизма


6. Самооценка учащихся.
7. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: почему утро изменило жизнь главного героя?

Примерные тексты сообщений учеников:
Историческая основа рассказа:
В 1844 году Сергей Николаевич, брат Льва Толстого учился в Казанском университете и был сильно влюблен в Варвару КорЕйшину, дочь военного градоначальника. Однако в последний день Масленицы после бала (примерно 27 февраля) он стал свидетелем избиения солдата и после этого переменил свое мнение. В 1903 году этот случай стал основой для рассказа «После бала»

40-е годы 19 века
В 40-е годы 19 века Россия является одним из самых сильных государств в мире, постоянно участвует в военных конфликтах. Правит Николай 1, который вводит в России жесткую цензуру на литературные произведения и жестоко наказывает людей, которые позволяют себе высказывать вслух вольнодумные мысли. Дворянство по большей части не работает, тратятся огромные деньги на балы и светские развлечения. Больше половины людей в стране являются крепостными крестьянами и живут в сложнейших условиях. В армии служат 25 лет. За жестокие наказания Николай 1 получил прозвище Николай Палкин.

Мода середины 19 века
Мода середины XIX столетия не отличалась постоянством: фасон женского платья заметно менялся каждое десятилетие, а мужчины переодевались в костюм, все больше напоминавший современный. Именно в это время появились пиджаки и длинные прямые брюки, Тогда же из Франции в Россию пришли духи, лосьоны, порошки – и культ чистоты.

Женщины
В середине 19-го столетия популярными стали модели с пышными юбками и кринолином. Самая распространенная модель платья– узкий маленький верх в сочетании с необыкновенно широкой юбкой. Две части платья обычно были разделены баской, а достаточно узкие в плечах рукава становились шире к локтю, открывая кружево, оборки или второй рукав.
Несмотря на ширину и объем юбки, платья с кринолином были достаточно легкими – в отличие от пышных нарядов прежних времен. В таких платьях можно было свободно перемещаться и танцевать на балах. 
Идеалом женской красоты считалось лицо, обрамленное локонами. Локоны могли быть спиралеобразными, трубчатыми, ленточными. Женщины активно использовали шиньоны, накладные косы и пучки волос, перегружали прическу бантами и лентами, из-за чего волосы были приподняты, оставляя затылок открытым.
Мужчины
Главным предметом в мужском гардеробе был фрак – к середине века он стал универсальной одеждой, которую можно было носить и на улице, и на различных приемах. Как и в начале века, предпочтение отдавалось однотонному и преимущественно темному. Из-за дороговизны фрака для торжественных мероприятий многие брали его напрокат. С фраком обычно надевали жилет, самые популярные модели которого шили из ткани в полоску или крапинку. К костюму мужчины подбирали панталоны в обтяжку, доходившие лишь до колен. Для пешей прогулки или езды верхом панталоны надевали с высокими сапогами, для бала был предусмотрен более нарядный вариант – панталоны, чулки и туфли. Завершением наряда служили цилиндр, трость и шейный платок – белый либо пестрый, повязанный замысловатым узлом. Ближе к середине века этот аксессуар заменил черный галстук, который непременно дополняла бриллиантовая булавка.
В начале 1830-х годов в мужской моде произошло важное изменение – на смену коротким и узким панталонам пришли широкие и длинные брюки, напоминающие сегодняшние. Такую одежду надевали на выход и для прогулок по улицам; на балах же по-прежнему чаще встречалась короткая модель. 
Прически постепенно приближаются к современным. Для мужчины допустимы короткие усы и бородка.









Бал

Бал) собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непременно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых игровых столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных скамейках, установленных полукругом. Потанцевав минут пять, старики усаживались за карты, а молодежь продолжала танцевать. Балы часто использовали для места показа дочерей, чтобы найти им жениха.

Мазурка
С конца 18 века и до середины 19 самым популярным танцем у молодежи являются мазурка. Быстрый танец, который пришел к нам из Польши.

Улица 19 века
В городах улицы были покрыты мостовыми-выложенными из камня. Для современного человека могли бы показаться очень грязными и опасными, так как единственным видом транспорта было передвижение на лошадях и убирались улицы крайне нерегулярно. Для освещения использовались газовые фанари, которые были только на центральных улицах. Зимой часто по улицам стелился дым, так как топили углем и дровами. Под ногами было месиво из снега и грязи. Ночью только центральные улицы могли считаться относительно безопасными от воров и разного рода преступников.
Богатые люди передвигались в собственных экипажах.



Наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.
Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 17011705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.























Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».
Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Ф. И.__________________________________
1. Ответьте письменно:
А) На какие две части делится сюжет рассказа?
1) ________________________ 2) ______________________________
Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

2. Выписать эпитеты в описании сцен рассказа:
Эпитеты в описании бала
Эпитеты в описании наказания солдата

Знаменитые музыканты, __________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
Жесткая, нехорошая музыка, ________
____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________


3. Выписать из литературоведческого словаря понятие КОНТРАСТ
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

4. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом «а» и однородными членами предложения.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________


5. Устно ответить на вопросы:
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером?
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?
6. Композиция рассказа. Прослушать сообщение и кратко записать:
А) Особенность композиции - .
Б) Основа композиции - ...

7. Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:
А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?
В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?
Черновой вариант
Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».


8. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)
Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Завершающий контроль
Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
А) последовательность излагаемых событий
Б) цикличность излагаемых событий
В) контраст, противопоставление.
2. Каков тип композиции рассказа?
А) рассказ в рассказе
Б) повествование от первого лица
В) авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
А) отчуждение Б) возмущение В) восторг
4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) замшевая перчатка
Б) блестящие глаза и радостная улыбка
В) «домодельные» сапоги.
5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.
6. Определите основную идею рассказа.
А) судьба человека зависит от случая
Б) идея личной ответственности человека
В) осуждение деспотизма

Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)
1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ
2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ
3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ
4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ
Заголовок 415

Приложенные файлы


Добавить комментарий