Урок-пролог по литературе в 11 классе (технология критического мышления) Маяковский! Такая боль! Маяковский…!


Урок-пролог по литературе в 11 классе (технология критического мышления)
Тема: «Маяковский! Такая боль! Маяковский!...»Цели:
1.Обучающая: высветить личность поэта как трагическую фигуру в поэзии ХХ века, века социальных перемен, открытий; Маяковского как феномена нашей литературы (рождением своего времени он не мог не стать выразителем этого времени, в этом и есть трагизм поэта)
2.Развивающая: совершенствовать навыки сознательно-исследовательского, творческого го восприятия материала, способность видеть и оценивать литературные явления в контексте биографических данных поэта, развивать речь, творческие способности учащихся;
3.Воспитывающая: воспитывать культуру чтения, трудолюбие, аккуратность при работе дополнительной литературой; повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Оборудование к уроку:
Раздаточный материал с фактами биографии и творчества В.В. Маяковского, презентация по теме урока, мультимедиапроектор, учебники по литературе, сборники стихотворений поэта, видеофильм, где читает стихи В.Маяковский, запись песни И. Талькова «Поэты не рождаются случайно…», горящая свеча, портрет поэта, перо и две живые розы, мягкое кресло, алгоритмы написания творческих работ, нарисованное дерево с ветвями и листочками.
Ход урока.
I.Оргмомент. Приветствие.
II.Стадия вызова .
Приём «Вход в тему урока» (лирический пролог)
Звучит аудиозапись - песня в исполнении И.Талькова «Поэты не рождаются случайно…»
- Какие чувства вы испытали при прослушивании музыки И.Талькова?
- Как слова исполненной автором песни будут перекликаться с темой нашего сегодняшнего урока? Выдвинете свои предположения (приём предположений).
Сообщение учащимся. Эмоциональное слово Учителя.
- Сегодня мы проведём с вами урок-пролог к творчеству В.Маяковского
(чтение учителем газетного сообщения от 15 апреля 1930 года:
«Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра, своём рабочем кабинете, Лубянский проезд, дом 3, покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. При нём была найдена предсмертная записка:
(слайд №…
«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская... Любовная лодкаразбилась о быт.Я с жизнью в расчетеИ не к чему переченьВзаимныхбедИ обид. Счастливо оставаться. ВладимирМаяковский
- Так ли это? Давайте разберёмся. Погиб поэт революции, искренне считавший, что «И жизнь хороша, и жить хорошо».
- Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь (слайд №…).
- Итак, какие задачи нам необходимо с вами решить на уроке?
- Да, необходимо знать причины, толкнувшие поэта к роковому выстрелу, а для этого восстановим события предыдущих лет, прочитаем критическую и дополнительную литературу и, таким образом, выясним, что за личность, кто же он – Владимир Маяковский?
Актуализация опорных знаний учащихся.
1.- Дома у вас была возможность познакомиться с основными фактами биографии Владимира Маяковского, побывать с поэтом наедине ещё до урока. Восстановите, ребята, хронику событий 90 –летней давности.
- Шокировали ли вас новые стихи? Ваши первые впечатления.
(цитирование учащимися строк, поразивших их искренностью, новизной, едкостью).
- Как-то величайший мастер абсурда Даниил Хармс сказал фразу, которая, наверное, понравилась бы Маяковскому: « Стихи надо читать так, что, если, бросить стихотворение в окно, оно разобьётся». Добавить нечего. «Убойная сила искусства».
2. – А какое мнение сложилось у вас о поэте? Ваши ассоциации. Давайте составим пучок ассоциаций.
(дети составляют кластер – графический систематизатор; приём «кластер»).
III.Стадия осмысления
Учитель : Сегодня по-разному трактуют творчество В. Маяковского. Совсем недавно его строки мы повторяли как лозунги. Но надо помнить, что Маяковский пришёл в революцию через бои и тюрьмы. Поэт был плотью и духом времени, барометром революции. Не случайно он признавался: «Я ни одной строкой не могу существовать при другой власти. Если вдруг история повернётся вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла». Что это? Творчество? Может быть. Но ведь стихи не выбросишь. Они остались жить, ибо это часть времени, в котором жил сам поэт. Ему хотелось быть всегда в строю, вместе со страной. Вне Советской власти он не мог существовать. Воспоминания Б. Пастернака, В. Шкловского, В. Катаева помогут вам понять трагизм одиночества Маяковского в эти годы)
(учащиеся цепочкой цитируют высказывания)
- Петля изоляции стягивалась вокруг него. На выставку «20 лет работы» никто из писателей не пришёл, хотя он всем отправил пригласительные. Удручало и то, что никого не было из правительства.
Легко сказать - плюнуть…
Я уже не плюю, а харкаю кровью…
И это не было просто личными невзгодами поэта, это была среда – для диалектики его души. А значит, и поступков. И вот его рука нажала курок.
- Самому погасить свою свечу, я думаю, нужно мужество. Но в свой ли час он погасил её? Зачем он это сделал?
«У меня выходов нет», - скажет он в своём предсмертном письме. Так ли это? Что же заставило сильного, волевого человека В. Маяковского, осудившего самоубийство Сергея Есенина, через пять лет выстрелить в себя? - Сейчас вы, ребята, попытаетесь ответить на этот вопрос.
- Сформулируйте вашу познавательную задачу (какие факты, события могли подтолкнуть поэта к гибели?)
-Ваша задача: проанализировав факты, критическую и дополнительную литературу, выясните, какие версии звучат наиболее убедительно, аргументировано докажите их и представьте результаты своей самостоятельной работы на Дереве предсказаний (на доске висит нарисованное дерево)
Работать вы будете в малых группах. Я назначаю ведущим в группах…, эти ребята следят за работой и подсказывают направления поиска идей. Дальнейший алгоритм работы представлен у вас в памятках.
Приём «Мозговой штурм» (учащиеся работают в малых группах, на столах памятки работы при «мозговом штурме»)
IY. Рефлексия
1.Выступление учащихся
приём «свободного микрофона»
(выступает спикер от каждой группы и выдвигает свои версии наработанного материала:
поэт вступил в противоречие с властью;
одиночество;
личные невзгоды).
Учитель: Да, я согласна с вами, ребята. Из этого всего произошла катастрофа мировоззрения, идеалов, которым он следовал, к которым он яростно призывал и крах, который он своей поэтической интонацией чувствовал. Он понял, что ведёт его к пропасти. В этом тоже трагедия поэта. Вот и не мог он больше жить, иначе бы приспособился.
- Вот и подходит к концу наш сегодняшний разговор. Однако точку в нашем разговоре мы не ставим. Лучше многоточие, так как разговор о Маяковском и его стихотворениях у нас впереди. И что бы ни говорили поклонники и хулители поэта, - его поэзия существует, поэтому и нельзя изъять его из «пантеона поэтов». Он наш, «живой» и пришёл сегодня с нами «живыми» говорить.
(сюрприз учащимся - Видеозапись с Маяковским)
- Итогом нашей работы станет написание вами творческих работ по теме урока. Задание предлагаю на выбор. Каким вы увидели В.В. Маяковского? Чем он запомнился?
2. Творческое задание по теме урока:
- приём «Синквейн» о В. Маяковском;
- приём «Диаманта»;
-приём «Акростих»;
-приём «Нарисуй……»
(учащиеся выполняют задание индивидуально и зачитывают свои работы в «Авторском кресле»)
Приём «Авторское кресло»
Y. Оценки за урок, комментирование ответов.
YI. Домашнее задание
- Я предлагаю закончить сегодняшний разговор о Маяковском творческим домашним заданием на выбор:
1. Написать эпитафию на памятник поэту, причём строками самого поэта. Например:
Я своё земное не дожил,
На земле своё недолюбил.
Мне бы жить и жить,
Сквозь годы мчась.
2. Написать творческую работу описательного характера в стиле футуристов: Скучно нам. Думаем о доме.
В конце урока Учитель гасит свечу на столе (приём «Погаси свечу»).


Приложенные файлы


Добавить комментарий