«Урок-проект «Избранные басни И.А.Крылова»


Тема: Урок-проект "Избранные басни И.А.Крылова"
Парахина С.А.(МОБУСОШ № 3),
Цели как деятельность учеников.
Предметные:
умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывая родовую специфику, пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка, понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус, стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников; устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.
Метапредметные:
смысловое чтение, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение, соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия, формирование и развитие компетентности в области использования информации, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к истории своего Отечества, формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира
Используемые образовательные технологии: учебное проектирование
Тип проекта: информационный
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Этапы подготовки урока – проекта:
Подготовительный этап (3-4 недели до урока):
•знакомство с темой проекта;
•формирование тем исследований;
•распределение учащихся по творческим группам;
•разработка критериев оценивания докладов, презентации и буклетов.
Исследовательский этап:
•обсуждение плана работы творческих групп;
•поиск необходимой информации;
•выполнение и оформление проекта.
Заключительный этап:
•подведение итогов,
•рефлексия I. Организационный момент Мини-викторина «Откуда эти строки»
Вступительное слово учителя:
Да, это все известные строки из басен И.А.Крылова, который говорил:
«Люблю, где случай есть,   Пороки пощипать».И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
Учитель: В 2013 году 15 февраля исполнилось 244 года со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. Ко дню рождения Крылова мы подготовили электронный журнал (слайды) «Избранные басни И.А. Крылова».Над созданием журнала работали группы:
«Биографы»
«Теоретики-лингвисты»
«Критики-актеры»
Сегодня они готовы представить и защитить свой проект Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Слушать и слышать других
II. Актуализация знаний
Представление проекта-презентации.
Учитель: Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут
«Биографы»
«Теоретики-лингвисты»
«Критики-актеры»
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема, Интернет).4. Пользоваться ознакомительным ипросмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственныесвязи.
9. Строить рассуждения.
III. Открытие новых знаний.
«Биографы».
1. Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова.
Уч. 1 Начнем с портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.
Уч. 2 Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого Станислава.
Уч. 3 О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? О своих исследованиях расскажут группа «Теоретики - лингвисты».
2. Презентация слайдов группой «Теоретики-лингвисты».
Уч.4 Эзоп — родоначальник басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века, был рабом и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, согласно которой Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!» - говорит у Аристофана одно действующее лицо.
Уч.5 В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Он понимал людей и природу, воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства придают его басням особую выразительность. (Чтение басен пятиклассниками).
Учитель: В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер.
Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? (Класс отвечает)
- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
- Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.
В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».
«Теоретики-лингвисты»:
Уч.6 Мы нашли высказывание Н.В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
Вот, например:
Уч.7
«А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Уч. 8
«А воз и ныне там». Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
Уч. 9
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.
- Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах, парах).
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
3. Высказывать и обосновыватьсвою точкузрения.
4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
ФИЗМИНУТКА (проводит тренерская группа) IV. Открытие и применение нового знания. 3. Представление басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Группа «Критики-актеры» читает басню по ролям и объясняет ее смысл.
Вопросы и задания:
•Как перекликаются строчки басни с реальными событиями 1812 года?
•Как автор относится к Волку? Согласен ли он с решением Ловчего?
В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества.
4. В работу включаются «лингвисты». Объясните слова и выражения, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне:
попал на псарню
поднялся двор
и вмиг ворота на запор
ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть
пустился в переговоры
уставим общий лад
не делать мировой
выпустить на Волка гончих стаю
5. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
Вопросы и задания:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил»)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (использует лесть, хвалебные речи.«Вертит хвостом…и говорит так сладко, чуть дыша…»).
4. В чём заключается глупость вороны? (у неё преувеличенное самомнение.Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло».
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? (Лисица преследует цель, хочет любыми путями получить сыр.Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что всё сказанное Лисицей – правда).
6. В чём смысл басни? (нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности).7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?Вывод: И.А. Крылов даёт возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна («…лесть гнусна, вредна)
В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.
•Посмотрите мультфильм по басне. Удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны?
6. Задание "Кто быстрее закончит фразу": Продолжите фразу:-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…-А Васька…/ слушает да ест.-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…-У сильного…/ всегда бессильный виноват.-Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье.-Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может.-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновыватьсвою точкузрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
V. Рефлексия Чему учат басни Крылова?
После ответов учащихся слово учителя:
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Алгоритм самооценки
(вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности– «отлично».
Максимальный уровень– решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
VI. Итог урока Учитель: Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам. Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе мы встретимся с ним вновь, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца. Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

Приложенные файлы


Добавить комментарий