«Урок-мастерская в 11 классе по теме «Простое предложение. Синтаксические синонимы».»


Тема урока: Простое предложение: синтаксические синонимы. (11 класс. Русский язык).Тип урока: мастерская.
Цель урока: сформировать умение самостоятельно создавать синтаксические синонимы и свободно и правильно использовать их в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи:
Обучающие: Научить выявлять стилистические функции простых осложнённых предложений, их роль в художественном произведении.
Развивающие: Развивать навык синонимической замены. Развивать любовь к родному слову на примере произведений русской литературы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку и литературе как к национальному достоянию.
Оборудование:
УМК (учебник Н.Г.Гольцовой, книга для учителя), словари и справочники; электронная презентация.
План урока:
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Методическое обоснование.
1.Организационный момент. 2.Индуктор.
Слово учителя. Ответы учащихся. По фактам биографии определите, о каком писателе идёт речь:
1.Писатель признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».
2.У него были богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.
3. Большевики прозвали писателя «белогвардейцем».
4.Он стал первым русским писателем, которому была присуждена Нобелевская премия.
5.Он был первым писателем-эмигрантом, которого напечатали в Советском Союзе.
Отвечают на вопрос.
Правильно: Иван Андреевич Бунин. Актуализировать деятельность учащихся, создать мотивационную базу для активной творческой и исследовательской работы.
2. Активизация изученного материал 1.Что такое лингвистическое уравнение? Чем оно отличается от тождества? Какие языковые единицы могут быть синонимичными?
2.-Выполните задания в группах, решив лингвистические уравнения на примерах из произведений И.А.Бунина. Из каких рассказов эти примеры? Как изменился смысл предложений?
1 группа: односоставное предложение ≈двусоставное предложение.
2 группа: деепричастный оборот ≈ однородные члены.
3 группа: причастный оборот ≈ придаточное определительное.
4 группа: однородные члены ≈группа неосложнённых предложений.
-Структуру какого предложения – простого или сложного – мы анализируем в этих случаях? 1.ЛУ – это установление синонимических связей между языковыми средствами. Равенство в ЛУ чаще бывает приблизительным, т.к. синонимы имеют оттенки значений. Синонимия свойственна словам, словосочетаниям, предложениям.
2.Выполняют задания по карточкам в группах.
1 группа: Был конец ноября, до самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом; но плыли вполне благополучно.
≈ Был конец ноября, до самого Гибралтара мы плыли то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом; но плыли вполне благополучно. И т.д.
При замене исчезает модальное значение «действие вопреки воле».
2 группа: Приезжая в сумерки, я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке…
≈ Я приезжал в сумерки и иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке…
При замене утрачивается значение главного и второстепенного действия.
3 группа: На борту «Атлантиды» появился новый пассажир, возбудивший к себе общий интерес, — наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито…≈ На борту «Атлантиды» появился новый пассажир, который возбудил к себе общий интерес, — наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито.
Речь становится менее экономичной и более нейтральной: частично теряется книжность стиля.
4 группа: В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов…
≈ В декабре он надеялся наслаждаться … В январе он надеялся наслаждаться … Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии. Он надеялся наслаждаться памятниками древности. и т.д.
При замене речь становится однообразной и неэкономной.
- Мы анализируем структуру простого предложения. Повторение ранее изученного материала, активизация приёмов работы.
3.Формулировка темы, постановка цели и задач урока. Какой теме посвящён урок? Какие навыки мы будем совершенствовать? Тема - «Синтаксические синонимы» или «Параллельные синтаксические конструкции». Цель – достичь умения самостоятельно создавать синтаксические синонимы (на примере простого предложения) и грамотно и уместно употреблять их в речь. 4.Создание творческого продукта. Разрыв. Синонимия простых предложений проявляется не только в существовании семантически близких односоставных и двусоставных предложений, осложнённых конструкций, но и на уровне средств художественной выразительности. Решите лингвистические уравнения.
Сравнение≈метафораМетафора≈сравнение.
-Какие уравнения решить проще? Почему? В чём разница использования метафор и сравнений? Как вы думаете, метафор или сравнений больше в произведениях И.А.Бунина?
Возможна работа по группам (2,3,4 группы выполняют задания на замены предложений с инверсией на предложения с прямым порядком слов, парцеллированных предложений – на грамматически полные и т.д. – см. Приложение) Составляют и записывают лингвистические уравнения по группам.
Пример выполнения задания 1-й группой:
1) В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари печальный свет - =
В безграничном море темнеющих полей померк и потонул зари печальный свет.
2)Снова широко и гостеприимно открытый чертог столовой, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля…=Снова широко и гостеприимно открытая столовая, как чертог, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля…=
3) Домой он шел медленно – чаша его любви была полна с краями. («Митина любовь») =
Домой он шел медленно – его любовь была, как чаша, полна с краями.
Делают выводы о том, что метафора более компактна, чем сравнение, выраженное сравнительным оборотом, и, что более важно, она усиливает тождественность сравниваемых явлений.
Формирование у учащихся стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт, знания, умения.
5. Социализация. Слушаю, корректирую. Представляют коллективно созданные проекты. Обсуждают, исправляют ошибки, уточняют выводы. Объединение гипотез, взаимооценка созданных в группах проектов с целью сопоставить свои знания с опытом товарищей, скорректировать их с учётом полученной в процессе взаимодействия информацией. Взаимообогащение субъективного опыта партнёров. Интеграция идей, вариантов, оформление общего проекта.
6. Афиширование. Совместно с учащимися оцениваю. Создание синквейнов, схем, планов.
Пример синквейна:
Синтаксический синоним.
Вариантный, оттеняющий, украшающий.
Уточняет, разнообразит, обогащает.
Синтаксические синонимы – средство творческого мышления.
Обобщение. Презентация различных точек зрения на проблему в форме планов, схем, синквейнов.
7. Рефлексия. -На каком этапе урока вам было интереснее работать?
-На каком этапе возникали наибольшие трудности? Анализируют свою деятельность. Вербальное выражение переживаний, сопровождавших процесс творческой деятельности. Оценка наиболее важных моментов в ходе урока. Анализ успехов и ошибок.
8. Домашнее задание. Упражнение №498 из учебника Н.Г.Гольцовой. Прочтите текст из рассказа И.А.Бунина «В поле». Произведите различные виды синтаксических трансформаций (по выбору). Что изменилось в модальном плане текста? Записывают домашнее задание. Закрепление знаний, отработка навыков трансформации текста.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Упражнение 1.
Решите лингвистические уравнения: Сравнение≈метафора
В темнеющих полях, как в безграничном море, //Померк и потонул зари печальный свет… = 2)Лес, точно терем без призора, //Весь потемнел и полинял... = 3)Льёт дождь, холодный, точно лёд...= 4)Зарницы лик, как сновиденье, //Блеснул — и в темноте исчез.= 5)В блестках инея, точно в алмазах, //Задремали, склонившись, березы. = 6)То там, то здесь в листве сквозной //Просветы в небо, что оконца.=
Упражнение 2.
Решите лингвистические уравнения:. Метафора≈сравнение.
1)Березы желтою резьбой// Блестят в лазури голубой…= 2)Снова широко и гостеприимно открытый чертог столовой, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля…= 3) Домой он шел медленно – чаша его любви была полна с краями. («Митина любовь») = 4)В темную осень земля// Укрывается желтой листвой, а под ней //Дремлет побегов и трав прозябание,// Сок животворных корней.=  5)…меня озаряет сине-лиловый пламень неба, налитого между руинами храмов…= (Море богов) 6)А зеленый хрусталь под бригантиной был так прозрачен, что видно было все дно ее.= ( Море Богов)
Упражнение 3.
В предложениях сравнение выражено творительным падежом существительного. Перестройте их в предложения со сравнительными оборотами. Объясните знаки препинания.

1)Солнце меж тем скрывается за Стамбулом - и багряным глянцем загораются стекла в Скутари…= (Тень Птицы) 2)Но даже и эти спокойнейшие люди изумленно смотрят круглыми глазами на то, что блещет перед нами золотыми руинами в жарком синем небе…= 3)…в жаркие и нежные дни ранней приморской весны цветут розовыми восковыми свечечками темно-зеленые платаны…= (Тень Птицы)   4)…из-за древних садовых стен снегом белеют цветущие плодовые деревья … 5)…яркой бирюзой сквозит вода в щели моста… 6) Желтые ржи, далеко озаренные, Морем безбрежным стоят...
Упражнение 4.
Найдите в следующих упражнениях примеры инверсии. Перестройте предложения таким образом, чтобы порядок слов был прямым. Что изменилось? С какой целью используется инверсия в художественной речи?
1)На борту «Атлантиды» появился … наследный принц одного азиатского государства, … , человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый… 2)…В бинокль уже виден был кусками сахара насыпанный у подножия чего-то сизого Неаполь.. 3)Но темных сосен звонкие верхи //Поют, поют над морем, точно струны. 4)Туманов пелена //В лощинах и лугах становится белее, //Звучнее лес, безжизненней луна //И серебро росы на стеклах холоднее. 5)И воздух слышен мне в открытое окно, //Весенним ароматом напоенный... 6)Неслышно выхожу из двери на балкон //И тихо светлого восхода ожидаю...

Приложенные файлы


Добавить комментарий