«Урок-конспект «Связь времен и поколений» 6 класс»


Тема четверти: Преобразующая сила музыки.(6 класс)
Тема урока: «Связь времен и поколений»
Цель: Сформировать чувственное ощущение времени, в котором жили композиторы, и познакомить с музыкой далекого прошлого, раскрыть сущность светской и духовной музыки.
Задачи:
Образовательные: закрепить технику «очищения дыхания» по методике А.Н. Стрельниковой, закрепить представление о работе органов дыхания;
организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний о светской и духовной (религиозной музыке), о времени эпохи барокко, сформировать умение различать и сравнивать различные направления музыки (духовной и светской).
Развивающие: развивать логическое мышление на основе упражнений, в анализе, сравнении и обобщении; развивать эмоционально-волевую сферу на основе эстетического восприятия учебного материала.
Воспитательные: воспитывать чувство радости и любви к музыке, чувство сопричастности времени, истории, понимания духовности как художественного явления в искусстве.
Тип урока: Творческая лаборатория (практическая деятельность, которая требует неоднократного повторения), урок расширения и углубления знаний
Вид урока: урок-концерт (слушание, исполнение).
Оборудование и материалы: Компьютер, телевизор, музыкальный центр, партитуры произведений. .
Музыкальный материал:
1 а. Канон. Август Мюллинг (1786-1847) –исполнение по партитуре
1б. Веселый канон. Луидже Керубини (1760-1842) - исполнение по портитуре2. Ave Maria. Джулио Каччини (1546-1618) -исполнение
3. Ave Maria. Джулио Каччини ( в исполнении лондонского хора мальчиков Libera)- слушание
4. Шутка (Сюита № 2) И.С. Бах (1675-1750) - слушание
5. Песня «Музыка» слова и музыка И. Крутого - исполнение
6. Песня «Мир искусства» слова и музыка А. Петряшевой - исполнение
Эпиграф: «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский)
Ход урока
ОРГ Момент
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
Распевание.
Изучение нового материала.
Закрепление пройденного.
Вход в класс под музыку Баха «Инвенция» в исп. Куркиной Л.Р.(«живая музыка»)
Орг. Момент. Музыкальное приветствие. СЛАЙД №2
Закрепление пройденного материала на основе домашнего задания.
Органы дыхания. Гимнастика А.Н. Стрельниковой. СЛАЙД №3 Вокальная разминка.
Учитель: С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera  комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.
ВОПРОСЫ: (дополнительно и ответы ребят) Слайды №4 Дома вам нужно было поработать со словарем и найти: - Что такое канон? Как вы думаете, когда появились каноны с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. (ответы)
Делаем вывод (основываясь на ответах ребят): В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала.
- Что такое полифония и гомофония? Объясните на примере канона. (ответы)СЛАЙД №5
-Как называют певческий коллектив, исполняющий многоголосную вокальную музыку? (хор)СЛАЙД № 6
- Как называют дирижера в хоре? (хормейстер) СЛАЙД № 7
- Человек, который аккомпанирует исполнителям? (концертмейстер)
-Самый высокий женский голос? (сопрано)
-А самый низкий женский голос? (контральто)
-Что подразумевается под «пением» (исполнение музыки при помощи певческого голоса с правильной позицией, артикуляцией и певческим дыханием) (Молодцы)

-А теперь вернемся к канону и вспомним авторов этих канонов?
Канон. Август Мюллинг (1786-1847)- Магдебург (Германия) капельмейстер и соборный органист, играл духовные дуэты и песнопения, оркестровые произведения. СЛАЙД № 8
Веселый канон. Луидже Керубини (1760-1842)- итальянский педагог, композитор. СЛАЙД № 9
Ребята, я вам предлагаю начать нашу работу над каноном с сольфеджирования по «живому» нотоносцу, следовательно, только добившись чистого унисона, а это - гомофония (молодцы!), мы переходим к следующему этапу это – полифония. Сначала делимся на 2 команды - это 2х- голосие , а затем на 3 команды исполняем – 3х- голосие.)
Концертное исполнение (2х, затем 3х голосие).
Учитель: Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, фольклорную, танцевальную культуру.
Ave Maria. Джулио Каччини- (пение с сольфеджированием, затем исполнение с текстом. Исполнение детей в замкнутом круге.) СЛАЙД №10
А сейчас, я предлагаю вашему вниманию презентацию- Ave Maria. Джулио Каччини в исполнении хора мальчиков из Лондона Libera ) , смотрим внимательно и наслаждаемся замечательным звучанием детских голосов. Что для вас необычного в этом звучании? (обсуждение после прослушивания) СЛАЙД №11
-Вспомните, как называется высокий детский голос? (дисконт)
-А высокий мужской голос? (тенор)
- Исполнение вокального произведения без текста? (вокализ) СЛАЙД № 12 - Подумайте: - известный композитор, органист XVIII столетия, фамилия которого в переводе с немецкого означает «ручей» (ответ)
Учитель: Первые профессиональные музыканты — композиторы, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. Самый яркий представитель этого времени Иоганн Себастьян Бах. СЛАЙД №13
-Ребята, а какую музыку писал Бах? (чаще всего писал музыку для органа и хора). Ему были близки человеческие страдания, и он знал им цену, но он знает и цену радости. Он пишет очень много танцев, под которые танцевали на светских балах (сарабанда, жига, буре, гавот, менуэт).
-Как вы думаете, в какую эпоху жил композитор?(ответы) СЛАЙД №14
Вывод: Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Существуют и другие предположения. (рассуждения ребят по слайдам) СЛАЙД №15
Вывод: Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной пластике фасадов игре светотени, приобрели живописность и динамичность. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.
Бах писал СЮИТЫ. Сюита – это жанр инструментальной музыки, переводится с французского языка как «ряд», «чередование», «последовательность». Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла. Сюита 17-18 вв. состояла из ряда танцев (куранты, сарабанды, жиги, гавота, менуэта) «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», поэтому в искусстве нашего времени появляется понятие «стилизация», «полистилистика» – использование стилей прошлого в контексте музыки наших дней …«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости» (А.С. Пушкин). Классическое искусство – это нестареющая эстетическая ценность, утверждающая идею красоты и гармонии.
Прозвучит одна из частей Сюиты № 2 «Шутка». Бах написал это произведение для инструментов, а мы послушаем в переложении, для французского вокального ансамбля «Swingle Singers». Обратить внимание на технику исполнения (дикцию, тембр). Слушание. СЛАЙД - ВИДЕО №16
-Можем ли мы назвать классическую музыку современной? (ответы) Все чаще и чаще обращаются наши современники-музыканты к классическим образам прошлого, осовременивая их, наделяя музыкальными красками нашего времени.
ВЫВОД: Появляются новые течения:  компьютерная музыка,   электронная музыка. И вот в музыке XXI века, такой сложной и противоречивой, прошедшей через множество новых течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого…Керрубини, Бах, Моцарт, Бетховен…
- Почему музыка и другие виды искусства обращаются к прошлому? (ответы)
- Что хотят там найти? (стремление понять человека, его чувства, переживания, мысли, стремления).
Рефлексия.
-Что вам больше запомнилось на уроке? Может что-то удивило или порадовало? (ответы) - Кто- то может назвать тему нашего урока? (ответы)
Тема нашего урока: «Связь времен и поколений» СЛАЙД №17
-Какая песня перекликается с темой нашего урока? (ответы)
Исполнение песни «Музыка» И. Крутого (текст, фонограмма - минусовка) СЛАЙД №18
Кабалевский Д.Б. «Искусство поможет вам стать настоящими, сильными, мужественными, умными и добрыми людьми!» СЛАЙД №19
Наша школа с углубленным изучением предмета «музыка» и поэтому нам очень близки слова песни «Мир искусства» слова и музыка А. Петряшевой - исполнение ребят (фонограмма - минусовка) (звук-минусовка) №19
Дом. Задание: Какие еще композиторы писали произведения, обращенные к Деве Марии? Найдите примеры.

Приложенные файлы


Добавить комментарий