«Урок-исследование. Рассказ Е.Носова «Темная вода»

УРОК - исследование.

РАССКАЗ Е. НОСОВА “ТЕМНАЯ ВОДА”.

Мини-викторина - подступ к теме.
УЧИТЕЛЬ: На этот урок я принесла записи литературных находок . Они очень легко запоминаются и, думаю , вы сразу назовете автора этих строк.
Высокое Поле было тем самым местом , где не обидно бы и жить и умереть.
Увы, там не пекли хлеба .Там не торговали ничем съестным.
Веяло Мамаевым нашествием при виде золотистых пшеничных стеблей, вдавленных в неповоротное месиво чернозема.
По рани единственная женщина стояла там , торгуя молокомМеня поразила ее речь.
«От машин да тракторов альнишь земля дыбомТрактора нынче выше хаты стали , а все толку нема.»
Что на завтрак, она не объявляла , да это и догадаться было легко : картовь необлупленная, или суп картонный
«Одной картошкой жила. Ну да с картошкою чаю не выпьешь. А без чаю и вовсе жить нечем.
Все мы жили рядом с ней и не поняли , что есть она тот самый праведник , без которого, по пословице , не стоит село .
Ни город.
Ни вся земля наша.
Кто автор этих строк? Верно, это строки из разных произведений , но поразительно едины их авторы и в выборе незатейливых ,тихо живущих героинь , и в том, что говорят они на языке , который сегодня собирают ученые – языковеды по крупицам , и в том , что таится в их образах поражающая читателя мудрость и праведность , А еще похож стиль писателей - вдумчивое наблюдение, неторопливое. как и движения их поседевших героинь, словно попытка понять не больше и е меньше - смысл всей жизни. Можно ли попытаться быть таким же внимательным, как А. Солженицын и Е. Носов? Попробуем.
Потому задача нашего урока: попытаться постичь стилевые особенности писателей Е. Носова , опираясь на уже известные нам А. Солженицына , с тем , чтобы создать свою работу в жанре сочинения –размышления, эссе, возможно, рассказа.
2. Основная часть урока
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ (три колонки) – А.Солженицын и Е.Носов, стилевые особенности.
Коротко об авторах . О Е.Носове – полнее , т.к. уч-ся знают его больше по произведениям военной тематики.
Говорить о Е. Носове – всегда удовольствие. Прекрасный рассказчик , он заставляет всех сопереживать вместе с ним –ужасаться или смеяться до боли. Особые отношения у писателя с природой. Страстный рыбак и грибник , он знает ее, относится к ней бережно и уважительно. И рисовальщик он незаурядный , не просто копиист, умеющий похоже перенести увиденное на бумагу ,его этюды – настоящие произведения искусства, жаль , что он их не выставляет, Чем привлекает к себе творчество этого писателя? Прежде всего показать увиденное зримо , выпукло, ярко, живописно. Как художник ищет цвет . оттенок , который мог бы соответствовать натуре , так Носов ищет единственное слово , которое передает цвет , звук , явление , состояние , настроение. Писатель заставляет нас думать через главным образом о человеке. Родившийся в русской глубинной деревне , он сохранил бережное отношение к сельским людям, к их нелегкой жизни , посвятив им немало своих произведений : «Шумит луговая овсяница», «Подпасок «, « Пятый день осенней выставки» , « потрава « и многие другие. Известного ранее Носова – писателей военной тематики сегодня все чаще называют
одиноким тихим лириком нашей эпохи, ставя его рядом с В. Астафьевым И В. Распутиным.
Особенно похожа героиня рассказа «Темная вода» на Матрену А.И. Солженицына.
А теперь обратимся к заглавию. Что оно должно отражать?(Тему или основную мысль произведения.) Мы помним , что первоначально произведение А. Солженицына «Матренин двор» называлось очень претенциозно «Не стоит земля без праведника» , но по предложению А. Т. Твардовского название было изменено .Рассказ же ,благодаря названию, приобрел глубинный смысл – это размышление и обо всей нашей истерзанной Родине, которая разоряется как двор беззащитной Матрены. Название звучит просто ,но содержит в себе несколько смысловых понятий.
ЗАПИСЬ: простое , но глубокое по смыслу заглавие.
Как можно раскрыть смысл заглавия рассказа Е. Носова?
Темная вода – так в народе называют катаракту , болезнь , возникающую при потере питания зрительного нерва, когда на глазу образуется нарост , словно третье веко. Слова обладают и переносным смыслом – это болезни нашего общества: бездуховность , эгоизм ,утрата народных вековых традиций в погоне за западной культурой , это бесконечная ненасытность денежная. В «М.д» работали за палочки трудодней , не могли добиться пенсии, были забыты медицинской службой , вынуждены были воровать самими же добытый торф , терпели подлецов –руководителей ,торгующих лесом ,разоряли по злобе души свое и чужое добро,
бражничали и гибли по пьянке , обвиняли людей , не гонящихся «иметь» в неумении жить -
тем самым разоряли наш общий дом У Носова - издевательство и пошлость вошли в норму, уже нет даже и вида благочестия или стыда:
Допрежь хоть в колхозных бумагах две буквы ставили . А теперь я из всех бумаг выставлена.
Трактором переехаловот и вся недолга( о муже).Председателя в район на должность забрали. Посудись теперича с ним, когда пузом вперед ходит.
Дети об Ульяне не помнят, крестница не вспоминает. Не могут люди да и не хотят знать , кто кем кому приходится,”зять или племянник”
Разнобоем живем, по нескольку дворов .Как лумумбы на островах.
Не навещают старухи друг друга от немощи. А дети ,разъехавшись , ездят по заграницам , живут в белокаменных домах,.. продают всякому встречному секреты варварской охоты на дикую птицу:
Я один раз на арбузную корку заловилКогда утка заглотнет , то больно шумит , крыльями хлопает. А в камышах не видно., Мало ли кто хлопает . Может, местные гуси купаются.
Кровля дома Ульяны похожа на надгробие. .. Будто все заражено единой болезнью.
Запись в тетради: смысл названия раскрывается на разных этапах работы( общий , частный , подтверждающийся все новыми конкретными фактами , автор все глубже проникает в нтересующую его проблему ),воздействуя на сознание читающего.
2. Мы знакомы с понятием «композиция рассказа». Выстроим его схему.
Экспозиция –ретроспектива; Экспозиция –размышление автора об охоте;
Завязка-описание двора Матреныны; Завязка - охота на кабана –ошибка –встреча с Ульяной;
Кульминация-слом горницы; Кульминация- рассказ Олеги о «настоящей» охоте;
Развязка –событие на переезде; Ульяна нашлась;
Забитая изба Матрены. Развязка - прощание с героиней .
3.Как вводят нас писатели в мир своих рассказов?
Это воспоминания ,размышления о сокровенном, рассказы внешне непритязательны, один автор словно принимает эстафету у другого, и читатель понимает , что уже и не важно уточнять , далеко ли от Москвы находится эти Верхние и Нижние Чапыги . Героини вводят нас в свой мир, рассказывая о своей жизни почти не жалуясь , смиренно преклоняясь перед трудностями , живя фактически впроголодь , не вспоминая о своей немощности , вечно испытывая странное чувство вины перед теми , кто был когда-то рядом. Оба автора обстоятельно описывают нам своих героинь. Навсегда всем запомнится некогда мелькнувшая на лице улыбка Матрены . И ничем не стереть из памяти « в подлобных впадинах , затененных нависающим платком красноватые , слезливые прорези глаз , в сыромясой глубине которых уже нельзя было распознать , есть ли там что-либо живое , способное воспринимать внешний мир». Особое внимание авторы уделяют характерам своих героинь , противопоставляя их всем остальным героям произведения .Ульяна чуть не погибла в застойной воде , но делает все сама : в магазин идет за сто верст, зверобой ,душицу и смородину на заварку запасает, пучки вяжет, нет маргарина – «жареное семя покатаю, ненужное отвею, а нужное –в суп», а еще ей скоро картошку копать. Не забывают авторы рассказать нам о биографии своих героинь , поражая читателя превратностями их судеб. Матрена в глубокой старости еще платит долги за несостоявшуюся семейную жизнь с Фаддеем ,Ульяна не имеет пенсии по гибели мужа из-за невнимательности молодого тракториста : «А я, говорит , думал, что это чья-то кухвайка лежит». Из-за жадного Фаддея и пьяницы-тракториста гибнет Матрена. Из-за невнимательного Олеги чуть было вместо кабана не пристрелили Ульяну. Матрена и Ульяна всей своей жизнью выбирают «быть»: « Ты уж, голубь мой , скажи дома , дескать , видел бабку Улю, кланяется она всем. Сама – то я добрести до вас не смогу. Теперь я и своей хаты не вижу».
Запись в тетради: противопоставление мира и характера героини др. персонажам ,раскрытие характера через факты биографии , особое внимание – к повседнемному , обыденному поведению.
4.Деталь портрета. Обратим внимание : оба автора практически не дают нам портретного описания своих героинь , можно заметить только улыбку, глаза. Но эта деталь портрета выписана настолько точно , что навсегда запечатлевается в сознании читателя.
В избу возвращалась Матрена уже просветленная , всем довольная, со своей доброй улыбкой,.. лучезарная улыбка
В подлобных впадинахобозначились красноватые , слезливые прорези глаз , в сыромясой глубине которых нельзя было распознать , есть ли там еще что-либо живое.
Просветленный –полный ясности, радостный успокоенный. Толкование этого слово записано в «Толковом словаре» С.И.Ожегова (стр.504).На сегодняшний день достаточно редко употребимое, говорящее о состоянии души человека. Никакое другое слово ( н.п. светлый) не может сравниться с ним и встать на его место. А в сознании читателя остается именно такая улыбка Матрены.
Лучезарная –высок., сверкающий , сияющий.
Сыромясый – это слово является неологизмом Е. Носова. В словарях такого не существует. Но слово натуралистически точно «схватывает» ,одним мазком художника, заставляя нас поразиться этой точности , содрогнуться от этой «насыщенности краски» , точности ее подбора.
Запись в тетради : точность и меткость слова в описании портрета, его неповторимость, эпитет, заменяющий подробное описание.
5.Как раскрывается авторская философия? Противопоставления героинь окружающим их людям не просто приобретает символический смысл , а несет в себе своего рода авторскую философию жизни. Авторы показывают читателю искажения , которые произошли в народной жизни – разрыв семейных отношений (внук не знает о крестной бабке),
читатель «спотыкается» о слова «дурнишник», «полусак» , «самотканый платок», «рядно»,
«допрежь» , «тутотка», «кухвайка». А.Солженицын говорит о том, что его Игнатич ищет «нутряную Россию»,останавливая наш взгляд на настоящей русской избе, а Е. Носов описывая «хатку» и рассказывая о том , что его рассказчик весьма поверхностно знает об охоте , привлекает внимание читателей к этим фактам. Когда и где употребляется слово «хата»? Что мы с вами знаем о настоящей русской охоте ? Обратимся к словарям (Заслушивается справка.)
Хата – крестьянский дом в украинской , белорусской и южнорусской деревне.(С.И.Ожегов)
На границе распространения слов изба и хата существуют обе эти лексемы .
В ряде говоров они синонимы , но есть диалекты , в которых их значения разнятся :в этом случае хата может обозначать кирпичную постройку , а избой зовут деревянную; или же хата – это плохая постройка , а изба – хорошая . Параллельное употребление упомянутых слов можно найти в художественной литературе. Например , у Пушкина :
По мшистым , топким берегам
Чернели избы тут и там .

В ночь погода зашумела,
Взволновалася река,
Уж лучина догорела
В дымной хате мужика.

У Есенина :

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.


О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба – старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш старины.


Специально подготовленный ученик дает справку о различии построек согласно
названиям.
Хотя Е. Носов не дает никакого комментария той постройке , в которой живет его
Ульяна, следует уточнить толкование данных слов.

Запись в тетради: употребление авторами лексики в соответствии с обозначенной проблемой - утратой национальных корней , предоставление вследствие этого возможности читателю стать «соучастником» поиска ответа на вопрос , который интересует писателя.
5. Какова суть ключевых фраз у писателей?
В размышлениях о праведности язык Е. Носова схож с солженицынским глубоко заложенной в него народной мудростью ,но Носов как бы не философствует даже , его героиня просто проговаривает то , что слышала ,возможно , от своих отца с матерью: «Нужда жернов вертит» , Смерть причину найдет , когда Бог отвернется», «Даже не знаю ,куда лицом стою: домой али от дому», «Вот как Господь вывел». Слова ,которые произносит Ульяна у себя во дворе – «тут-то я зрячая»- помогают понять читателю всю тяжесть вины каждого из нас , претендующих на все мирские блага , перед старухой , видящей много десятков лет душой ,а не незрячими глазами. В ключевых фразах заключен философский смысл восприятия мира писателем . «Нет ничего досаднее , как возвращаться с пустой охоты»- фраза будет рассмотрена в конце урока.
Запись в тетради : ключевые фразы как отражение философского отношения к жизни писателя и его героев.
6.Чего больше в рассказах авторов :диалогов, монологов , повествования , описания ?

У Солженицына –повествование и монологи , у Е. Носова - герои рассказа чаще всего беседуют между собой ,хотя оба автора ведут на страницах своих рассказав внутренний диалог сами с собой , т . к . находятся в постоянной поиске и мысленно удивляются поступкам своих героинь и их способу существования. Чем поражает Е. Носов ,так это удивительным лиризмом , похожим на спокойно льющуюся гоголевскую речь. Помните: «Чуден Днепр »;на лирические отступления М. Булгакова в «Мастере и Маргарите» о туманах:
Прочтение и сравнение отрывков. Язык повествования меняется. Предложения становятся буквально безразмерными , синтаксические конструкции сложны , автор употребляет иные знаки препинания –точку с запятой , меняется лексика : «промельки, засидки, всенощный спор, рьяная палевость зари, хрупкое бытие» - речь приобретает торжественность ; употребляются укороченные формы слов – «зрим и слышим» , «всякий пес и лис».
Наличие в речи распространенных определений в изобилии:
После спора о политике , особенно распаляющей неуступчивость и не дающей сосчитать выпитое
Средь чавкающих хлябей , сокрытых невесть откуда взявшимся туманом
послестрельбы по загогулине , чернеющей на молочно парящей поверхности воды
по болоту , в один день истоптанному десятками охотничьх бродней , осыпанному свинцом..
стеблей ,вдавленных в неповоротное месиво чернозема
до заброшенной церквушки , убого , пустоглазо замершей среди бурого , заматеревшего бурьяна...
между двух библейских ветел , растресканных и грубо сморщенных в кряжистом обножье
У Солженицына предложения тоже достаточно громоздкие , но изобилуют они чаще всего оборотами уточняющей направленности.
Я не преминул поставить себе разведку- так Матрена называла розетку.
замуж Матрена вышла еще до революции,.. и сразу к печке ( то есть не было в живых ни свекрови , ни старшей золовки незамужней , и с первого послебрачного утра взялась Матрена за ухват).

Запись в тетрадь: смена лексики и синтаксических конструкций в зависимости от цели повествования автора .

7.В чем особенность диалогов и монологов в рассказах писателей?
Герои раскрывают перед нами свое внутренний мир , рассказывая о себе , реагируя на события.Речь их неповторима\
Матрена: « порция» -порча, « молонья» – молния, «куда крутей» , «голосом балует».
Ульяна : «тутотка», «альнишь», «захолонуло» «милай», «квасоля» , «дуля» .
В разговоре проявляется хоть и малая образованность героинь, но глубокая мудрость и чистота восприятия всего происходящего, речь их напевна ; недаром аворы говорят, что героини «мурлыкают» себе под нос , пропевают. Спокойное восприятие всего происходящего -печать больших страданий и духовных мук . Героини одиноки не только «по судьбе» , но и по невписываемости их жизненного восприятия в нынешнюю жизнь.
Говорят героини чаще всего небольшими фразами при полном отсутствии эпитетом и других
образных выражений в речи.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: индивидуальная неповторимость речи героев – основа характеристики .
8.Еще есть нечто достойное нашего внимания. Обратимся к началу произведения

Автор – рассказчик присутствует в произведениях обоих писателей ,но но у Солженицына повествование тесно связано с биографией автора и практически неотделимо от нее, «судьба одна на двоих» с небольшой разницей местах пребывания, потому так быстро сошлись характерами герои.
Е. Носов не соединяет в нечто единое Ульяну и рассказчика. Более того, он только искал и предчувствовал существование где-то чего-то настоящего, «охотился» за ним , а увидев , поняв(ЭВРИКА!), остался, в оцепенении , по другую сторону жизни , т.к. искать начал поздно и ничего уже не исправить. Жизнь Ульяны уже почти превратилась в эхо Если сопоставить возраст героинь двух рассказав этих авторов , то Ульяне может быть около ста лет , если воспринимать ее как солженицынскую Матрену.
«Нет ничего досаднее , чем возвращаться с пустой охоты» ,- пишет автор.
ОХОТА- на кого-нибудь , за кем-нибудь. Поиски, выслеживание зверей и птиц с целью умерщвления или ловли. Охота за перепелами.2)Совокупность людей и обзаведения , необходимого для таких поисков. Держать соколиную охоту. 3)Занятие ловлей , содержанием и разведением животных . Голубиная охота. ( по С.И. Ожегову)
Из трех толкований слова по С.И.Ожегову на страницах произведения Н.Носова осталось проявление только одного - первого ( бьют с крыльца дома , ловят на пенопласт , бегут стрелять кабана водиночку) , а автор –рассказчик называет многие признаки не сколько охоты –убийства , охоты – наблюдения за птицей ( «уткакоротает свое время на хлебных верхах, ведет свой едва ставший на крыло выводок к еще недавно тихому родному болоту,.. утиный рисунок четко , чеканно проступает на рьяной палевости зари,..краккавскрякивает, наставляя несмышленый молодняк , несчастливо родившийся в пору предельно усовершенствованных «тозов» и «зауэров», выстреливая их хрупкое бытие. Автор заинтересовывает читателя этой тайной. Обратимся к ней

Окажись мы знатоками природы и своей национальной культуры , мы бы знали , что охота открывалась в августе месяце после трех праздников :
1 августа –Спаса на воде;
6 августа – Спаса на горе ;
16 августа –Спаса на полотне;
да еще и после первого ,молодого, бабьего лета , которое длится до 20 августа. А с 1 сентября , в некоторых местах с 8, длится неделю бабье лето. Не сама ли природа металась сейчас на страницах Е. Носова ,ища спасения от кровавой бойни , которую устроили люди? Не она ли смотрела на нас «сыромясыми впадинами глаз» , ища свой дом, всеми забытая, брошенная ,заболевшая «темной водой» застоявшейся человеческой подлости? До сих под посылает она, воспитавшая нас , окрестившая , нам доброту соей памяти и заботы, живя сама по себе на маленьком островке , который В. Распутин назвал «Матерой», а Носов - затерявшимся кусочком земли , на который не посмели зайти несостоявшиеся охотники. Так в Ульяне , как и в Матрене , проявляется образ Родины – женщины , матери , земли ,природы.
Справка об охоте – разновидности птиц и правила охоты на них. (См. приложение –«Полная энциклопедия быта русского народа»,сост. И. Панкеев, изд. «Олма –пресс» ,1998 г.)

Запись в тетради : умение передать через частную судьбу общее – философское видение проблемы.


ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОДЫ:
Что же отмечали мы сегодня как особенности авторского стиля Е. Носова.
Умение:
просто и ясно в коротком произведении рассказать о событиях ,
точно дать портретную характеристику через выявление всего лишь одной , но главной детали,
точно передать речь и с помощью нее раскрыть характер и судьбу героини,
заинтересовать читателя необычными словами , сведениями , чтобы он стал соучастником разговора,
использование метких , ключевых выражений для сосредоточения некоторых выводов автора,
образно передать картины природы и т. д., используя для этого особую лексику и синтаксис,
на судьбе одной героини передать судьбу целого поколения ,всей страны , Земли ,Жизни как таковой,
- озаглавить произведение в соответствии с выявленной проблемой.
Критик Михаил Колосов сказал о Е. Носове такие слова : «Знание жизни – необходимое качество для писателя, и Е. Носов обладает им в полной мере». Думаю , что это высказывание как нельзя лучше отвечает на вопрос : « В чем секрет стиля писателя Е. Носова?» (Библиотека юношества, Е. Носов . «В чистом поле над проселком». Москва. Художественная литература 1990 г.)



Подведение итогов урока. Оценки.

Домашнее задание. Создать свое произведение - рассказ. эссе. сочинение- размышление на одну из личных тем ,которая вас недавно заинтересовала , поразила , открыла вам нечто важное для понимания жизни. Это сочинение вы озаглавите самостоятельно








13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED MSPhotoEd.3 1415



Root Entry

Приложенные файлы


Добавить комментарий