«Урок-исследование по русскому языку «Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова « Хамелеон »»

Тема урока: Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова « [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] »

Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный
Тип урока:
Урок-исследование
Ход урока:
1.Орг.момент.
Объявления учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
2.Викторина (подступ к теме)
На столе учителя заставка «Бюро литературных находок»
Учитель:
- И снова на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок». Какой-то чудак принес сюда «рассказы», утверждая, что нашел его в своем почтовом ящике. Однако в этом рассказе много фраз показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменте из его
(Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)
Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?
-Только знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может еще что-то?
(Ученики говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)
-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль?Обратимся к словарю литературоведческих терминов
(Ученики находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)
Стиль писателя - особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.
- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова
2.Основные часть урока
- Начнем с начала, то есть с заголовка. Что должно отражать заголовок произведения?
(Тему или основную мысль произведения)
- Верно. По мнению Чехова, заголовок-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким ... и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа« Жестокий урок »...-неудачно. В нем нет простоты. Надо назвать рассказ каким-либо одним словом: «Гувернантка», нет, точнее,
«Размазня».
- Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чем могут быть рассказы с таким названием: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Хамелеон»?
(Ученики высказывают свои предположения)
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткие заголовок
Запись в тетради:
1.Коротке, простой заголовок
- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции
(Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова.Докажем это на примере рассказа
«Хамелеон».
(Ученики находят в рассказе элементы композиции
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдирин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой
Кульминация:-Это, кажись, генерала Жигалова! - Говорит кто-то из толпы
Развязка: Толпа смеется над Хрюкина.)
Запись в тетради:
2.Традицийна композиция: завязка-кульминация-развязка
- Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
(Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдирин, время действия полдень)
Запись в тетради:
3.Гранично короткая завязка: место, время, действующих лица
-Чего больше в рассказах Чехова: рассказ, описания, диалога?
- Откуда мы узнаем о горе, что постигла Хрюкина?
(Из диалога)
- В чем особенность диалогов Чехова? Только они двигают сюжет или много говорят о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]рассказа. Прослушайте диалог из книги
(Инсценированные отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учащихся
- Какими вы увидели героев рассказа?
Запись в тетради:
4.Диалогова построение рассказов
5.Индивидуальна неповторимость речь героев как основа их характеристики
- Как еще Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Или рисует писатель портреты героев? Прочитайте, какими мы видим Очумелова, Елдирина, Хрюкина?
- Едва ли кажутся странными вам эти портреты? Что от них осталось?
(Конфискован крыжовник в руках Елдирина и шинель с узелком в руках Очумелова)
- Какую роль играют эти детали? О чем они говорят?
- Очень часто Чехов заменяет описание «говорящего деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие ваше мнение
(Шинель. Ученики читают отрывки из книги)
Запись в тетрадях:
6. «Говорящий деталь», заменяющий описание
-Задержимся на авторском повествовании: в чем своеобразие чеховской фразы?
- Какие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] использует автор: простые или сложные? Приведите примеры
- Много ли эпитетов, сравнений?
(Почти нет)
-Любимая часть речи?
(Глагол)
-Слова причудливые, непонятные?
(Простые и точные)
Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи
- А почему писатель избегает хорошие эпитеты, сравнения?
(Чехов рассказывает о некрасивые явления жизни. Тут уж не до красивостей)
3. Итоги урока
-Сделайте обобщение: какие стилистические особенности рассказов Чехова
(Ученики, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)
Учитель:
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно». Ли это?Действительно в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернемся к рассказу «Хамелеон», которое человеческое качество высмеивает писатель?
(Угодничество, чинопочитание лицемерие)

Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя











Урок по произведению А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока:  1) Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию. 2) Поработать над диалогом; инсценировать эпизод. 3) Воспитывать чувство собственного достоинства в детях. Наглядность: 1) Портрет А. П. Чехова. 2) Стенд с иллюстрациями произведений автора. 3) Выставка произведений. Оборудование: Карточки для индивидуальной работы. Эпиграф: «Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов. «Чеховумеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». М. Горький.  Ход урока. I. Орг. момент. II. Вступительное слово учителя. Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Еще мы поработаем над диалогом, поучимся инсценировать. III. Актуализация опорных знаний. 1. Словарная работа. Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи). Юмор – добрый смех. Лютеранство – вероисповедание (протестантство). Антитеза – противопоставление. Херес – сорт крепкого виноградного вина. Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.  Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи. 2. Беседа по вопросам: - Какие рассказы Чехова вы читали? - Какие это рассказы? (Юмористические) - Что такое юмор? - Инсценировка эпизода в рассказе «Лошадиная фамилия». Что вы видите смешного в рассказе?
 IY. Работа над темой урока. 1) Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».
Викторина:
Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
Имя Тонкого. (Порфирий)
Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
Место, где встретились друзья. (Вокзал)
Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
Кличка Тонкого. (Эфиальт)
Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, » (окаменел) Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера) 2)Стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова. План работы над стилем рассказа. 1. Заглавие простое, предельно краткое. 2. Краткая завязка (вступление, начало). 3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание. 4. Построение рассказа – диалог. 5. Речь героев проста и лаконична. 6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка. 1. Заглавие простое, предельно краткое. (Тема и основная мысль) 2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица. (Встречаются 2 друга на вокзале) - Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза) (Толстый и тонкий Антонимы – богатый и бедный.)  3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание. («Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность) Карточка N1 Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”? Опишите устно внешность, одежду. -А какая походка была у этого героя? (“Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, “Пахло от него хересом”- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно). Слово учителя: Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека. Карточка N2 Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д. («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей») Слово учителя: Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)
 4. Построение рассказа – диалог. (Чтение диалога между встретившимися друзьями).
Как передает автор радость при встрече друзей?
(Толстый – предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Тонкий – краткие восклицательные предложения.)
 5. Речь героев проста и лаконична. (Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)  6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка. Работа над отдельным эпизодом. (Кульминационный момент – Толстый говорит о своей должности)
Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.
(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел – главная метафора - был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса. « Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность. «Сам он съежился, сгорбился, сузился» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились» Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное – «с»). V. Подведение итогов урока. Беседа: 1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?
(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым) 2. Какова идея произведения? 
(Разоблачение подхалимства и угодничества) 3. Почему Толстый не возражает и уходит? (Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо). 4. Что должно отражать заглавие? (Тему и основную мысль рассказа) 5. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?
(Угодничество, готовность унижаться) VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение на тему «Краткость – сестра таланта» по рассказу Чехова.
Заголовок 1 Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий