«Уроки по творчеству Л.Н.Толстого «Война и мир»


Литература 10 класс урок 1 Роман «Война и мир»
История создания романа «Война и мир». (1863-1869)
Особенности жанра и композиции.
Цели занятия:
1. Дидактические: ознакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие.
Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.
2. Развивающие: способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.
Продолжить работу над развитием монологической речи.
3. Воспитательные: содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.
Ожидаемый результат: научиться создавать связный текст с опорой на слайды лекции, подготовленной учителем.
Межпредметные связи: история, информатика, русский язык
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником.
Ход урока
1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.
"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий
определению, столь дорогому сердцу составителей литературных
анкет: "величайший роман в мире",  - я выбрал бы "Войну и мир".
Джон Голсуорси
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика
новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего
старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.
Н. Страхов.
2. Проверка домашнего задания. Беседа по выявлению восприятия основной идеи «Севастопольских рассказов».
3. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.
Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самое значительное, возвышенное, нравственно чистое и жизнеутверждающее - это его роман "Война и мир".
Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.
Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли "акмэ", - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

План лекции.
1. Время создания и историческая основа романа
2. Смысл названия
3. Жанровое своеобразие
4. Система образов
5. Особенности композиции и сюжета

1.Время создания и историческая основа романа
Семь лет работал он над романом как художник и как историк (1863-1869). Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: "Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой".
Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его "невольную и естественную нежность" к своим героям-дворянам.
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год - начало замысла. Первоначально Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с 1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо."В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".
1825 год  - восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".
1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".
1805-1807 годы - заграничные походы русской армии."Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".
Однако автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией - Аустерлицем - "временем наших неудач и нашего срама", как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.".
Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869). Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.
1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага.
История создания в схеме
1863-1869гг – история создания
1857 ----------встреча с Пущиным и Волконским
1825 ---------восстание на Сенатской площади.
Повесть «Декабристы
1812---------Отечественная война
1805 ---- война с Наполеоном в союзе с Австрией
2.Смысл названия
По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры», затем «1805 год». В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается». В 1867 году – «Война и мир»
- Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой?
Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".
Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:
МИРЪ -
Отсутствие войны, ссоры
Согласие, единодушие
Спокойствие
МiРЪ -
Вселенная
Земной шар
Все люди
Община, общество крестьян
В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно.
Вот как определяются значения этих слов в академическом словаре:
МИР1
Все формы материи в земном и космическом пространстве
Земной шар, Земля
Всё живое, всё окружающее
Люди вообще
Порядок, строй жизни
МИР2
Согласие, отсутствие разногласий
Отсутствие войны
Прекращение военных действий, мирный договор
Покой, благополучие
Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества

3. Жанровое своеобразие
Роман-эпопея  - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
Объяснение понятия "роман-эпопея". Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Просто книга – как Библия.
Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что "Война и мир" - книга сложного жанра.
И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться "вся русская жизнь того времени". Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а "деятельность всех людей, принимавших участие в событии". Постепенно произведение становится "рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни". Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая "научных" характеристик "Войны и мира".
      Н. Страхов: «…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и быль семейная».
      И. С. Тургенев: оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов».
Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».
Эталон. От обычного романа он отличается:
- масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино); - количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);- представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
- большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий);
- показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)
Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:
исторический - обращение к реальным историческим событиям;
философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, "семейная проблематика": любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);
Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);
Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);
Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

 Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.       
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
4. Система образов
В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа
Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира") и нелюбимых ("люди войны"). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия. Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения.
Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях.
Люди мира - любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.
Лагерь «мира» Лагерь «войны» Спорные случаи
Ростовы (кроме Веры)
Болконские
М.Д. Ахросимова
В.ДенисовКапитан Тушин
Капитан Тимохин
Дядюшка, АнисьяРусские солдаты
Платон Каратаев
Багратион
Кутузов Вера Ростова
м-ль БурьенА.П. ШерерБерг
Офицеры-карьеристы (имена)
Александр I
Курагины
КарагиныРастопчинДавуНаполеон Соня
Старый князь Болконский
Лиза Болконская
Борис Друбецкой
Долохов
5. Особенности композиции и сюжета
В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.
Если в романах других писателей большую роль играли в композиции образов экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстаёт всегда в настоящем времени. История их жизни даётся вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов – его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.
Сюжетные линии связаны с семьями Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Причем, последние соотносятся с образом Наполеона. Семьи Ростовых и Безруковых, показанные в эпилоге, писатель считает своим идеалом.
Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествовательные линии положены в основу сюжета «Войны и мира». Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизменно находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон, приковывают его внимание: все 559 действующих лиц находят свое определенное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются ненадолго и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.
Но главным героем здесь является народ, в центре внимания автора — его массовый образ. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придворные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Безухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в «лоно католической церкви» в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так, перед читателем в плане антитезы выступают два социальных мира.Один из приемов композиции – антитеза,. важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления.
 Хронология романа.
В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.
В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.
Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.
3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.
4-й том - 1812 - 1813 г.г.
3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.
В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.
  В романе 4 тома и эпилог:    
I том — 1805 год.
 II том — 1806—1811 годы.
 III том — 1812 год.  
IV том — 1812—1813 годы
Эпилог - 1820 год.
Рефлексия знаний.
Вопросы для контроля:
Как в процессе работы изменялся замысел романа?
Как вы понимаете смысл названия "Война и мир"?
В чем заключается жанровое своеобразие "Войны и мира"? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?
Как группируется система образов в романе-эпопее?
Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание. Читать том 1, часть 1 гл.1-6. Светское общество в романе
Приложение
Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).
Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».
Но есть еще более интересные особенности в выборе прототипов для героев романа. Так, граф Безухов списан с бывшего канцлера Екатерины II Александра Андреевича Безбородко, который в 1775 году он был представлен императрице с рекомендацией П.А. Румянцева и получил должность ее секретаря. Вскоре Екатерина оценила его дарования, он стал для нее необходимым человеком. Он был главным докладчиком императрицы по вопросам внутренней и внешней политики, докладчиком по прошениям челобитчиков и советником по важнейшим вопросам правительственной политики. Его возвышение было головокружительным. В Петербурге именно благодаря своим деловым и личным качествам он сделал поразительную карьеру, пройдя по ступеням карьерной лестницы до высшей в империи должности Государственного канцлера. Его сильными сторонами были острая память, изобретательный ум, исключительная трудоспособность. Современники отмечали его просвещенный ум, точность суждений, редкое присутствие духа, знание языков, навык к работе, политическую проницательность, служебный и житейский такт.
Безбородко был единственным из приближенных Екатерины II, кто был оставлен на службе и при Павле I, и при Александре I.
Александр Андреевич Безбородко был крупным меценатом, он содействовал деятелям литературы и русской науки своего времени, способствовал развитию просвещения. Он был любителем и покровителем искусств. Свой петербургский дворец А.А. Безбородко наполнил удивительными художественными произведениями. Именно комнаты его дворца описаны на страницах романа, повествующих о его последних мгновениях жизни. Характерная деталь: портер императрицы Екатерины II в полный рост, заказанный Безбородко русскому художнику Д.Левицкому. И изображает он ее в виде законодательницы. (Демонстрируются репродукции с картин, изображающих канцлера Безбородко и Екатерину II)
Документы, свидетельства современников и работы историков сохранили образ Безбородко не только, как серьезного и деятельного министра, но и как человека, любившего жизнь и умевшего наслаждаться ею. На его обедах, балах и праздниках он был самым приветливым, щедрым и радушным хозяином. Он был любителем вольных маскарадов и разных увеселений. Много написано о его любви к прекрасному полу. Князь Безбородко женат не был, но от актрисы Ольги Дмитриевны Каратыгиной, балетной танцовщицы, у него была дочь Наталья Александровна Верецкая (1790-1826). Ей было дано большое приданое, прекрасное воспитание и она с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля». Вот вам и история Пьера, обретшего богатство как по мановению волшебной палочки.
Всего в романе свыше 550 действующих лиц. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века. Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Герои Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей. Да и сами герои - не суть портреты с одного человека, а чаще всего – образы собирательные.
Очень интересен в этом отношении образ Андрея Болконского. Существует несколько версий того, кто является прототипом Андрея. Вот истории двух героев, легшие в историю Андрея Болконского событийно.
Итак, Фердинанд Тизенгаузен.
20 сентября 1805 года, в сражении под Аустерлицем, любимый зять Кутузова, граф Фердинанд (Федор Иванович) Тизенгаузен, Кавалер ордена Святой Анны и австрийского ордена Марии - Терезии , - был тяжело ранен и скончался три дня спустя, 23 сентября. Граф Фердинанд фон Тизенгаузен - личность, по-своему легендарная. Он был очень храбрым человеком, уважаемым не только в кругу штабных офицеров, но и среди простых солдат. Странно, но о его смерти мы знаем более, чем о жизни. Любой из нас может раскрыть том романа "Война и Мир" Толстого и прочесть сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица... Князь Андрей, это и есть граф Федор Тизенгаузен, точнее его внешний прототип. И именно о нем Наполеон сказал эти слова "Вот прекрасная смерть!" - как признание доблести и мужества противника.
А вот с Бородинским полем связана еще одна история, не менее прекрасная, так как она повествует не только о мужской верности отечеству, но и о женской преданности (как в истории Наташи и Андрея). Александр Алексеевич Тучков (4-й) (1777 – 1812). Генерал-майор
В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны 1812 года на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым.

В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, а в конце того же года отправился в поход против французов. Бой под Голыминым был боевым крещением Тучкова, в котором 29-летний полковник показал редкое мужество и самообладание. В официальном документе записано, что он «под градом пуль и картечей действовал, как на учении». Через две недели после этого Тучков был назначен шефом Ревельского пехотного полка, с которым отныне оказалась связанной его судьба. Во главе этого полка в мае 1807 года он участвовал в авангардных боях под начальством Багратиона и заслужил орден Георгия 4-й степени.
В 1808 году Тучков со своим полком выступил в Финляндию. Отличившись в боях при Куопио и Иденсальми, он тридцати одного года был произведен в генерал-майоры. Весна 1809 года в Финляндии была на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35 градусов и лежал глубокий снег. Именно в это время Тучков воевал под Торнео и, по свидетельству современника, благодаря заботливости генерала в его полку вовсе не было обмороженных и отставших. В ночь на 3 мая Тучков с отрядом был направлен в тыл врага. Двадцать четыре версты шли русские, порой по пояс в ледяной воде, а утром вышли на берег и атаковали шведов, пораженных их неожиданным появлением. Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопровождала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделявшая с ним тяготы походной жизни.
После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Незадолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем.
Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот великий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у деревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя. По словам очевидца, бывшего в эти минуты рядом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала...». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра.
Прошло два месяца. Армия Наполеона, отступая из Москвы, двигалась мимо Бородинского поля, на котором истлевали более пятидесяти тысяч человеческих тел. Следом за французами на это страшное поле пришли крестьяне окрестных деревень. Надо было уничтожить останки людей и лошадей, чтобы они не стали источником заражения целого края. Запылали костры, на которых жгли трупы. И в дыму их, между группами крестьян и горами мертвых тел, двигались две фигуры, одетые в черное, – Маргарита Михайловна Тучкова и сопровождавший ее старый монах ближнего Колоцкого монастыря. Неутешная вдова искала останки своего мужа. И не нашла их.
Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ деревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. В 1826 году умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей.
Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее героев Отечественной войны 1812 года. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изображения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Федор Глинка, участник Отечественной войны, писал: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Отметим, что, вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков, бесспорно, заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле.
Так что же удивляться, что поведение Андрея Болконского и его ранение, когда полк стоял в арьергарде, так напоминает гибель Александра Тучкова.
Литература 10 класс Урок 2 Роман «Война и мир»
Высший свет в романе. (Анализ 1 главы романа)
Принципы изображения Толстым великосветского общества,
«срывание всех и всяческих масок».
Цель: 1. Показать срывание Толстым «всех и всяческих масок» великосветского общества.
2. Раскрыть конфликт с этим обществом Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Ход урока
I. Чтение и комментирование эпизодов, показывающих вечер в великосветском салоне фрейлины А. П. Шерер. Задание классу:
К А. П. Шерер на прием в великосветский салон приезжает цвет петербургской знати и интеллигенции. Внешне это прекрасные, хорошо воспитанные, умные, культурные, внимательные друг к другу лица. Никто не совершает неблагородных поступков, все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, о мировой политике.
1. Но от души ли это говорится? От чистого ли сердца идет?
2. Нет ли несоответствия между внешней формой и внутренним содержанием?
3. Обратить внимание на то, что говорят и как говорят.
II. Комментированное чтение 1 главы.
1. Толстой стоит за каждым из своих героев и является их постоянным судьей.
2. Он показывает героев в такие моменты, когда незаметно проявляется их истинное лицо.
3. Толстой либо ждет, когда герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него маску.
4. Не из партера, а из-за кулис видит Толстой своих аристократически вышколенных героев.
1) Что внешне можно увидеть в салоне? (изящество движений, светский такт, высокие политические разговоры, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость)
2) А на деле? (неискренность, позерство, фальшь, расчетливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие) 3) Какие детали это могут доказать?
а) князь Василий спрашивает о здоровье Анны Павловны, а в голосе – равнодушие и даже насмешка.
б) «Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили», - говорил князь по привычке, как заведенные часы, вещи, которым он и не хотел, чтобы верили.
в) Анна Павловна – энтузиастка в 40 лет. Порой ей этого не хочется, но она вынуждена ею быть, чтобы не обмануть ожидания окружающих. «Вечера несносны, нравственно страдаешь», сама больна – собирает вечер.
г) главная цель посещения князя Василия – узнать о назначении барона Функе в Вену, а об этом он спрашивает особенно небрежно.
д) лицо Анны Павловны «представило глубоко и искреннее выражение преданности и уважения, соединенного с грустью» (когда речь заходит об императрице).
е) Выражение лица князя Василия – «светлое», но вот затронули его интересы – в уголках губ неожиданно проявляется что-то грубое и неприятное.
4) В чем еще выражено отрицательное значение Толстого к аристократическим героям? (эпитеты и сравнения:
князь Василий – плоское лицо, говорит лениво, как актер, слова старой пьесы, как заводные часы)
III. Просмотрите 2 главу, отметьте детали, говорящие о неестественности и фальши этого общества. Что нового добавляет 2 глава в характеристике аристократического салона?
1. Обряд никому не нужной тетушки;
2. Особая манера поведения: не принято говорить о том, о чем интересно;
3. Иронически звучит сравнение салона Анны Павловны с прядильной мастерской;
4. «Угощение гостей» виконтом и аббатом.
IV. Вот в гостиной появляются два новых лица: Пьер Безухов и Андрей Болконский.
- Свои ли они в великосветской гостиной? Что их отличает от других?
Пьер Безухов Князь Андрей Болконский
1. Внешность:
взгляд Пьера – умный, робкий, наблюдательный, естественный.
2. Поведение:
нарушает заведенный у Шерер этикет (не дослушивает тетушку, уходит), неуклюжесть.
3. Как принимают?
поклон, относящийся к людям низшей иерархии.
Итог: Пьер в этой блестящей гостиной всем чужой, чужой среди чужих. Взгляд презрительный и скучающий; гримаса скуки.
в этом обществе он не медведь, он на равных правах, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.

его уважают (известен его отец, князь Болконский) и боятся.
Итог: князь Андрей для всех свой. Они для него чужие.
Зачем князь Андрей идет на войну?
V. Политический спор в салоне.Раскрытие прогрессивных воззрений Пьера и реакционного кружка Анны Павловны - идеи революции расцениваются здесь как идеи грабежа, убийства, а свобода и равенство являются громкими словами, давно скомпрометированными.
VI. Анекдот Ипполита.
Для чего в роман вводится французский язык? (Так раньше принято было говорить, это подчеркивает незнание родного языка, их пренебрежение к нему, отрыв от нации и Родины.)
Итог:
1. Французский язык подчеркивает отсутствие связей верхушки с народом.
2. Простым использованием то французского языка, то русского Толстой проявляет свое отношение к высказываемому (Пьер воспитывался за границей – он говорит по-русски; кн. Андрей говорит как француз, но говорит по-русски).
3. Там, где описаны зло или ложь, в роман врывается французский или (позднее) немецкий язык.
Роман Толстого отрицает нормы жизни высшего аристократического общества.
Дома: гл. 6-17.
- Одинаково ли принимают гостей у Ростовых и Шерер?
- В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?
- Кто главный гость у Шерер? у Ростовых?
- Каков характер разговоров с гостями тут и там?
- Каково отношение к войне?
- Есть ли сходство в интересах и поведении молодого поколения в Москве и Петербурге?
- Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?
- Как относится Толстой к тем и другим героям?
Литература 10 класс Урок 3 Роман «Война и мир»
Семьи Ростовых и Болконских в романе
Анализ сцены именин у Ростовых. Семья Болконских.
Подведение итогов 1 части 1 тома.
Цель урока:
1. На примере семьи Ростовых показать иные слои дворянства с иными нормами жизни.
2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.
3. Показать главные черты характера членов семьи Болконских, их взаимоотношения.
4. Подвести итоги 1части 1 тома.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.
II. Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Толстой подчеркивает сходство положений: там гости и тут гости.
III. Наша задача: выяснить, в чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?
IV. С какой целью приезжают гости в дом Ростовых? (В доме Ростовых семейный праздник.)
Хозяева дома:
1) Что вы скажете о хозяйке дома?
Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.
2) Хозяин дома:
а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково: мой дорогой, моя дорогая.
б) Так ли принимает гостей Анна Павловна?
в) Говорит он только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском.
3) Какой разговор ведут хозяева и гости? (О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере)
Молодое поколение
4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя!
5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых?
Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности.
Их интересы, увлечения еще не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).
6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодежь компании Курагина-Долохова?
Время там они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).
7) Утренний прием в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых?
А. М. Друбецкая ни о чем не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, ее старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)
II. Затем идут сцены вечернего празднования именин.
1. Кто главный гость у А. П. Шерер? (утонченный виконт-эмигрант)
А у Ростовых? (М. Д. Ахросимова)
2. Ее ждут, без нее не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15)
3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)
4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров?
5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых?
Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)
6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых?
Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.
7. Как принимают здесь Пьера?
После его выходки на него везде смотрят как на зачумленного, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)
III.1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16)
Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне.
2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер? у Ростовых?
3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)
а) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать.
б) Шиншин: зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома»
в) Илья Ростов, М. Ахросимова: их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья.
г) Николай Ростов: настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!
4. Выходка Наташи за столом, танцы ее с Пьером, который здесь себя чувствует проще.
5. Как же можно охарактеризовать Ростовых?
Простота, сердечность, естественность, близость к народу.
Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы.
5.Анализ эпизода «В имении Болконских Лысые Горы»
В 1 части 1 тома Толстой знакомит нас с различными группами и представителями дворянства. Мы уже побывали в аристократическом салоне А. П. Шерер, отметили, чем отличается от великосветских аристократов семья Ростовых, а теперь автор знакомит нас с новыми своими героями – семьей князя Андрея Болконского. Вслед за автором мы попадаем в родовое имение Болконских – Лысые Горы.
1. Что представляет из себя хозяин имения, отец князя Андрея и княжны Марьи, князь Николай Андреевич Болконский? (гл. 22)
2. Что вы можете сказать о его характере уже сейчас, при первом его появлении?
Почему его называли прусским королем? Справедливо ли такое название?
Н. А. Болконский – вельможа прошлого века, современник А. Суворова, Потемкина, Орлова. За строптивость был сослан в деревню еще при прошлом царствовании.
Это человек незаурядного ума, серьезного образования, широких интересов и разнообразных занятий. Его уважают и боятся. Даже теперь, когда он в отставке, безвыездно живет в деревне, не имеет никакого значения в делах государственных, все видные и высокопоставленные чиновники края долгом и обязанностью считали появление у князя н. А. Болконского, выход которого они также терпеливо и почтительно ждали, как и архитектора, и садовника, и княжны Марьи. Всеобщее чувство при его появлении – почтительность и страх.
3. Мы уже отмечали портрет князя Андрея Болконского, прочтем его еще раз (гл. 3).
4. Наконец, портрет княжны Марьи. Что можно сказать о ее характере?
5. Кто вам больше нравится: Лиза Болконская или княжна Марья? почему? Ведь внешне она и неловка, и худа, и некрасива?
6. Какие черты Болконских можно назвать фамильными, т. е. свойственными всем Болконским?
Болконские внешне: 1) невысоки ростом;
2) у всех у них строгие и сухие черты лица;
3) маленькие руки и ноги;
4) но едва ли не самое главное, объединяющее всех Болконских – сходство их глаз.
Княжна Марья: особенно хороши глаза, грустные, но глубокие и лучистые, оттого прекрасные.
Князь Андрей: «прекрасные глаза, они светились умным и добрым, непривычным блеском» (гл. 25).
Отец Болконский: Толстой всюду подчеркивает умные и блестящие глаза Болконского-отца.
7. Какие же черты характера свойственны всем Болконским?
Ум, гордость, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, аристократизм – вот характерные особенности семьи Болконских, скрываемые от посторонних, видимые через их портреты.
8. Как относятся отец, сын, дочь Болконские друг к другу? Любят ли они друг друга?
Княжна Марья и отец:
1) Анна Павловна говорит о ней, что она несчастлива с отцом, как камни. Вы согласны с нею?
2) Княжна Марья обожает отца и трепещет перед ним, его умом и воспитанием, не позволяет никому обижать его.
Отец – не мыслит жизни без нее, кричит, а сам смотрит на нее заботливо и ласково, строго и внимательно -нежно
Князь Андрей и отец : любовь и взаимопонимание без слов.
1) Почему князь Андрей непременно хотел к нему заехать?
(не только попрощаться, завещает воспитывать его сына, если его убьют).
2) Какое напутствие он дает сыну? (гл.25)
9. ” Своя” или нет в семье Болконских Лиза? Почему она не могла быть своей?
10. К кому ближе семья Болконских – Шерер или Ростовым?
(Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то своих элементах ближе к жизни Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, естественность поведения, большая близость в языке и во взаимоотношениях, к народу.)
В этом отношении они противопоставлены петербургскому высшему свету.
11. Чем же отличаются Болконские от Ростовых?
(Глубокая работа мысли, склонность к умственной деятельности. Фамильная черта – гордость.
Учитель.
Итог: в письме к Фету Толстой одобрил его определение двух видов ума – “ум ума”и “ум сердца”.
Где же (у Ростовых или у Болконских ) мы видим “ум ума” ярко выраженный, а где “ум сердца”?
Подведение итогов работы по I части I тома.
1. Какое время изображено в I части I тома?
(июль, август 1805г., назревает конфликт с Наполеоном)
2. Происходит ли в этой части столкновение двух миров- России и Франции? Какую роль оно играет? (это экспозиция, знакомство с обстоятельствами, основными героями).
3. Какие слои русского общества показывает здесь Толстой?
(дворянство, но разные группы его- в Москве, в Петербурге, в поместьях, слуги, гувернеры, конфликт князя Андрея со светским обществом, частично Пьер.
4. Какие же основные группы людей намечает Толстой в этом многолюдье, т.ч. не создается ощущение “толкотни и давки”?
(основные сюжетные линии: история семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких и своего рода семье- салоне Шерер.)
5. Какие события I части группируют вокруг себя эти герои?
(4 эпизода : вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, князь Андрей в Лысых Горах).
6. Главный прием, с помощью которого характеризует Толстой своих героев? ( контраст, сходство французских и русских языков?
7. Что повторяется во всех эпизодах, скрепляя их в единое целое?
(отношение к Наполеону, разговоры о нем позволяют видеть взгляды героев).
Д/з: Т. I ч.II главы 1,2,3,8,12,15,17,18,19,20,21.
1. Готова ли русская армия к войне?
2. Что предпринимал Кутузов?
3. Как представлял себе войну князь Андрей и свою роль в ней?
4. Почему после встреч с Тушиным князь Андрей подумал : “ Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся?” (гл.15-20-21).
(закладки о Кутузове, человеке и полководце, о князе Андрее)

Приложенные файлы


Добавить комментарий