«Уроки по роману Е.Замятина «Мы»


Уроки литературы по роману Е.И.Замятина «Мы» в 11 классе. Учитель Попова Е. Н.
Тема: Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».
Предмет: литература
Цели урока:
1) углубить представление учащихся о жанре антиутопии;
2) познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е.Замятина, историей публикации романа «Мы»;
3) развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста; помочь школьникам разобраться в проблематике романа;
4) воспитать у ребят чувство ответственности за будущее, умение делать свой выбор.
Понятия, термины: утопия, антиутопия, тоталитарное государство, оксиморон (оксюморон).
Эпиграфы: Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?
Н.А.Бердяев.
Назначение утопии состоит, прежде всего, в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.
М.А.Нянковский


Ход урока.

1. Организационный момент. Работа с эпиграфом.
- Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова (Утопия - вымышленная картина идеального жизненного устройства).
- Итак, утопия – мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока.
- Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра - антиутопического романа.
( Термин ученики записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока)
2. Возникновение жанра антиутопии (сообщение учители или заранее подготовленного ученика).
- Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братства на протяжении четырех веков не давала людям покоя, поэтому с XVI по XIX столетия в мировой литературе создаётся немало утопий. Наиболее яркие примеры таковых - Т.Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478 – 1535), критикуя эксплуатацию общества, изображал мир, где все трудятся и все счастливы; итальянский гуманист Т. Кампанелла «Город солнца» (1568 –1639); английский писатель – социалист В. Моррис «Вести ниоткуда»; Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны); М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города» (Угрюм-Бурчеев). Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех.
В XX веке, после того, как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав, тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.
Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда – возникновение нового жанра, жанра антиутопии.
3. Краткие биографические сведения о писателе и история публикации романа «Мы».
Замятин Евгений Иванович(1884-1937) - прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905-1907 г., подвергался репрессиям. В 1906-1911г. жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть "Уездное". Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был очень русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия. Его отношение к старой России можно определить словами: "любовь-ненависть". Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости, азиатщине, резервуару дикости и бескультурья, который, как казалось писателю, невозможно исчерпать в обозримое время. Но писатель видел и др. Россию. В рассказах "Три дня" и "Непутевый" (где выведен "вечный студент" Сеня, гибнущий на баррикадах) автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть "На куличках" писатель был предан суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован.
В 1916 году писатель уезжает в Англию. Буржуазная цивилизация, превращающая человека в машину, дала материал для сатирической повести "Островитяне" (1918) и рассказа "Ловец человеков" (1918). Осенью 1917 года Замятин возвращается в Россию. В Петрограде он встретил Октябрьскую революцию, пережил события гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры, однако более существенным было собственное художественное творчество Замятина этих лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи (до выхода его в 1925 году за рубежом в переводах) фантастический роман "Мы", а также много-численные рассказы, сказки, драматические "действа", в которых писатель так или иначе касался "больных" сторон революционной и послереволюционной действительности: "Рассказ о самом главном"(1923), "Дракон"(1918),"Арапы" (1920), "Сподручница грешных", "Пещера" (1920), "Мамай" (1920), "Икс" (1926), "Слово предоставляется товарищу Чурыгину"(1926),"Огни святого Доминика"(1920) и др. В то суровое время многими пролетарскими писателями и литературными критиками это было воспринято как отступничество, как измена.
Главным произведением Замятина этих первых послереволюционных лет был, бесспорно, фантастический роман "Мы", воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего. "Мы" - краткий художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Но в то же время - и сегодня это очевидно - вещь остросовременная. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью, насилием, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее, математически выверенное счастье путем упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли. Это общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь (на запись на любого нумера, с правом опустить в комнате шторки), одинаковой нефтяной пищи, строжайшей, неукоснительной дисциплины, механической музыки и поэзии, имеющей одно предназначение - воспевать мудрость верховного правителя, Благодетеля. Счастье достигнуто - воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина - Интеграл, долженствующий распространить это безусловное, принудительное счастье на всю Вселенную. В романе "Мы" писатель стремился рассказать о "так называемой "конвергенции" (на которую тайно или явно рассчитывали многие), то есть о смешении социальных систем в один технократический котел". Здесь выявляется борьба двух полярных начал: за человека или (якобы для его же блага) против него; гуманизм или фанатизм, исходящий из того, что люди, народ нуждаются в жестоком пастыре. Неважно, кто он – обожествленный тиран или свирепый творец всего сущего; важно, чтобы человека можно было бы (ему на пользу) загнать в раба, в муравья, обезличенный "нумер".
К концу 20-х годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача – психиатра (выходца из России) Г. Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой.
Осенью 1929 года в пражском журнале "Воля России" без ведома автора (в обратном переводе с английского) был напечатан, с сокращениями, роман "Мы".
Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обреченный на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя И. В. Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году его просьба была удовлетворена.
Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.
4. Анализ романа.
- Вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении? ( Далёкое будущее, XXXI век. Казалось бы, создано, наконец, то государство – мечта, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно, ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. Будущее ему всегда представлялось прекрасным еще со времен долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры-самолёты и сапоги-скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть – самобранка для достатка и сытной жизни и пр.)
- Для чего изображается столь далёкое будущее – XXXI век?
- Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.
- Что в центре внимания автора? (Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники – это еще не прогресс человечества.)
- Сегодня на уроке уже говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа – предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.
После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории.
Е.И. Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привел к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого, гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов - романтиков, обнаруживается бездушный казарменный строй. В нем не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы»; в котором не человеческое общество, а сложный неодушевленный механизм, т.е. полная противоположность желаемому.
- На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своём произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.
Оксиморон (оксюморон; от греч. oxymoron - букв.: остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.
- Приведите примеры оксюморонов из романа. ( Примерные ответы: дикое состояние свободы, благодетельное иго разума, наш долг заставить их быть счастливыми, самая трудная и высокая любовь – жестокость и др.) Чего достигает, добивается автор, используя эту стилистическую фигуру?
Вывод: именно оксюмороны подчеркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приёма показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.
Итог урока.
– Можно ли назвать государство, показанное в романе, назвать идеальным?
- Итак, «мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.
- Запишите, как вы поняли, что такое антиутопия. Теперь сверьте ваше представление об антиутопии с тем, что записано на доске (на обратной стороне доски запись: антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу).
- «Мы» - первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях на пути
реализации утопической идеи.
- Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?



Тема: Судьба личности в тоталитарном государстве.
Предмет: литература
Цель урока: 1) показать гуманистическую направленность романа;
2) проследить утверждение писателем человеческих ценностей;
3) развивать навыки анализа и синтеза материала;
4) воспитать у ребят чувство ответственности за будущее, умение делать
свой выбор.

Эпиграфы: Своя воля лучше.
Ф.М.Достоевский.
Благими намерениями мостят дорогу .
Афоризм.

Ход урока.
Жизнеустройство Государства и Нумеров.
- Итак, сбылась мечта. Построено Единое Государство, где все должны быть равны и счастливы. Расскажите, что это было за Государство.
(Чтение отрывка из Записи 9-й от слов: «Площадь Куба» до «суммы над единицей»)
- Перескажите кратко эпизод выборов.
- Каково жизнеустройство в Государстве? (Пересказ отрывка из Записи 2.)
( Примерный ответ ученика: Постройки, Зеленая Стена – из стекла, улицы
прямые, жилища – божественные прозрачные параллелепипеды, кругом - серо-
голубые шеренги нумеров. В 35-м году была изобретена нефтяная пища: и хотя
выжило лишь 0,2 населения земного шара, зато лицо земли стало чистым и сияющим, избавившись от тысячелетней грязи. Много говорится о строительстве Интеграла, о факте испытания Интеграла: когда ракетный двигатель запустили вхолостую, под ним оказался десяток зазевавшихся Нумеров, от которых остались крошки и сажа, но никто не испытал арифметически безграмотной жалости древних.
Вывод: Жизнь в Едином Государстве устроена точно по науке. Всё просчитано и строго продумано, до механичности.
- Как в Едином Государстве организовано правосудие? ( Пересказ сцены наказания преступника из Записи 9; рассказ о назначении Газового Колокола из Записи 15, о результате операции Д-503.)
Вывод: Правосудие вершилось с помощью хранителей, которые успешно вылавливали врагов счастья, ради которого Государство беспощадно и цивилизованно избавлялось от инакомыслящих.
2. Личность в Едином Государстве.
- Как протекала личная жизнь Нумеров? ( «Точного решения счастья ещё нет и у нас»: два раза в день от 16 до 17 и от 21 до 22 установленные Скрижалью Личные часы («обязательные прогулки, точное урегулирование сроков еды, иначе «поголовное убийство»), Сексуальная жизнь («всякий из нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер»), Материнские и Отцовские нормы (регуляция деторождения, Детско – воспитательный завод, т.е. воспитание за счет государства).
Интимная жизнь нумеров – это государственная обязанность, выполняемая сообразно «Табелю сексуальных дней»)
Вывод: Личная жизнь четко регламентирована и контролировалась. Это - норма, само собой разумеющееся. Все человеческие ценности подмены. Идея всеобщего равенства здесь - всеобщая одинаковость, идея гармонии личного и общего – идея абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни, а малейшее проявление индивидуальности – ошибка, добровольный отказ от счастья, преступление.
- В романе можно проследить судьбу человека, т.к. это и история Д-503, рассказанная им в дневниках, вскрывающая взаимоотношения личности и государства. В этой истории мы прослеживаем духовную эволюцию героя от «Я – микроб» до «Я – Вселенная». Д-503 не лишен сомнений с самого начала истории, пытается рефлексировать (ведёт дневник), посещает Древний Дом, слушает музыку Скрябина, не желает доносить на I-330. Изменение речи героя, душевная раздвоенность и ощущение болезни - мы можем с полным правом говорить о том, что у Д-503 есть душа.
- «Только влюбленный имеет право на звание человека», - писал в своём стихотворении «Когда вы стоите на моем пути...» (1908) Александр Александрович Блок. А в Едином Государстве любовь – смертельный враг.
На страницах романа мы видим три ипостаси любви: I, О, Ю. Главный герой проходит испытание любовью.
Вывод: Пробуждение любви приводит к пробуждению “я” в обезличенном нумере, пробуждению Человека, личности. Это не случайно, так как любовь по своей природе личностна, избирательна, индивидуальна, и уже этим противостоит обезличенному миру. Любовь всегда великая тайна, поэтому недопустима в Едином Государстве, где все должно быть на виду. Благодаря любви пробуждается душа, фантазия; индивидуальное сознание героя растворяется в коллективном разуме масс: «Я надеюсь - мы победим. Больше я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить». Но развязка истории трагична: «Я» героя не в силах вынести нравственных мучений, которые не свойственны единому организму, называемому «мы».
3. Подведение итогов.
- Какой тип государства изобразил Замятин? (тоталитарное государство)
- Вспомните признаки тоталитарного государства.
(1.Единая развернутая идеология. 2. Единственная массовая партия с диктатором во главе. 3. Система террористического полицейского контроля. 4. Контроль за средствами СМИ. 5. Контроль за вооруженными силами и экономикой.)
- Утопия начала путь к тоталитаризму. Тоталитарное государство – это реальный, непредсказуемый результат утопических мечтаний, которые сумели, в какой-то мере, изобразить литературные антиутопии.
- Исходя из этого, как мы можем сформулировать тезис об антиутопии XX века?
( Антиутопия XX века – это художественное зеркало тоталитарного общества)
- Вернемся к эпиграфу к уроку. Каким словом закончим афоризм? (в ад)
- Итак, что такое «мы»? «Мы так счастливы», «Мы - счастливейшее среднее арифметическое», «Мы победим». Насилие над волей, совестью, душой в Едином Государстве усиливаются. Сможет ли выстоять человек – главный вопрос романа Замятина. Чётко прослеживается авторская мысль о том, что право выбора всегда остаётся за человеком, и если воздействие тоталитарной силы сильнее воли человека, то он перестаёт быть таковым. Идеальный мир не может быть построен только на разуме, но без души.


Используемая литература

Акимов В.М. На ветрах времени: Очерки. - Л.: Детская литература, 1991.
Акимов В.М. Человек и Единое Государство: Возвращение к Евгению Замятину//Акимов В.М. Перечитывая заново: Литературно-критические статьи. Л.,1989
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ века.11 класс.: Поурочные разработки. Метод. Рекомендации для учителя.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2002.
Замятин Евгений. Мы. Серия: Школьная хрестоматия. Авторский сборник.- АСТ, 2002 г.
Литература. Справочник школьника, М.: "Слово", 1997 г.
Справочник школьника: 5 - 11 классы. М.: АСТ - Пресс, 2002.
Творческое наследие Е.Замятина: Взгляд из сегодня: В 6 кн./ под ред. Проф. Л.В. Поляковой.- Тамбов,1994-1997




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий