«Урока»Выбор жизненного пути лирическим героем Николая Гумилева (по стихотворению «Крест»)»

Буравель Анна Иннокентьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №9»
г. Краснокаменска Забайкальского района


Тема урока:
Выбор жизненного пути лирическим героем Николая Гумилева (по стихотворению «Крест»)

Цели урока: знать особенности мировоззрения и лирики Н.С.Гумилева;
уметь интерпретировать стихотворение, выявляя авторский замысел и различные средства его воплощения.

Методы: проблемно-поисковый, творческое проектирование.
Методические приемы: аналитическое и творческое чтение, беседа, исследование.

Оборудование урока: портрет Н.С.Гумилева, сборники стихов Гумилева,
у каждого учащегося текст стихотворения «Крест».

Эпиграфы к уроку: Каждый выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя
Ю. Левитанский

И понял я, что заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен
Н. Гумилев

Ход урока.
I. Активизация учащихся:
- Исходя из темы урока, определите цели урока.
- Чтение наизусть стихотворения Н.Гумилева «Крест» (для более глубокого вчувствования, восприятия и осознания стихотворение читают 2-3 подготовленных учащихся):
Крест
Так долго лгала мне за картою карта,
Что я уж не мог опьяниться вином.
Холодные звезды тревожного марта
Бледнели одна за другой за окном.

В холодном безумье, в тревожном азарте
Я чувствовал, будто игра это - сон.
« Весь банк,- закричал, - покрываю я в карте.
И карта убита, и я побежден.

Я вышел на воздух. Рассветные тени
Бродили так нежно по нежным снегам.
Не помню я сам, как я пал на колени,
Мой крест золотой прижимая к губам.

Стать вольным и чистым, как звездное небо,
Твой посох принять, о, Сестра Нищета,
Бродить по дорогам, выпрашивать хлеба,
Людей заклиная святыней креста!»

Мгновенье и в зале веселой и шумной
Все стихли и встали испуганно с мест,
Когда я вошел, воспаленный, безумный,
И молча поставил свой крест

- Выявление восприятия, оценивание чтения в соответствии с общей тональностью, авторским замыслом.
В ходе обмена мыслями о восприятии приходим к выводу, что стихотворение Гумилева «Крест» - это не бытовая сцена, где показывается поведение и раскрываются чувства героя, проигравшегося в карты. Это стихотворение требует глубоких философских рассуждений, так как в его центре - проблема жизненного выбора, состояние человека, совершающего покаяние.
- Да, лирический герой Гумилева сделал свой выбор. Что такое выбор?
( Выбор – это грань между «да» и «нет», добром и злом, правдой и ложью, правильностью решений и ошибкой. Выбор существовал во все времена, и порой не знаешь, что выбрать, что будет верным. Но каждый человек выбирает)

Читается наизусть стихотворение Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя»

II. Работа над эпиграфами к уроку.
- Связаны ли наши наблюдения, рассуждения и стихотворение Гумилева «Крест» с прозвучавшими строками из стихотворения известного русского поэта Ю.Левитанского и строками из стихотворения Н.Гумилева «Стокгольм»? (Учащиеся зачитывают строки, записанные на доске, делятся своими мнениями).

-Можно ли использовать их как эпиграфы к сегодняшнему уроку? (Ответы учащихся мотивируются положительными отзывами, активные участники уже на этом этапе урока могут оцениваться).

III. Постановка проблемного вопроса (учащиеся, предлагая вопрос, обосновывают его выбор как проблемного):
- Попытаемся понять, почему лирический герой Гумилева сделал именно такой выбор? Почему человек, после покаяния, возвращается к прежней жизни, к игре в карты?

IV. Работа над стихотворением, подводящая к ответу на проблемный вопрос:
-Наблюдаем за поведением и чувствами героя:
- «Побежденный» герой (картой!) покидает игральный зал, выходит на «воздух».
- Что руководит им? Как вы определили этот момент? (перечитываем 3-4 строфы, определяем, что герой обращается к Богу, кается.)

V. Выступление ученика, проводившего исследование по этому вопросу:

В Православии такой момент именуется пробуждением души от сна, духовным восстанием: «Душа моя, душа моя! Восстань, что ты спишь?.. конец приближается, и ты смутишься? Итак, трезвись же, дабы тебя пощадил везде сущий, все исполняющий Христос Бог (Канон Великий, Творение Святого Андрея Критского). Для Гумилева, как и для его героев, цель жизни - ведома. Это свободное спасение своей души, сочетающее собственные усилия личности с действием благодати, даруемой христианину при крещении и вновь и вновь обретаемой им в таинствах церкви, прежде всего – в покаянии и Причастии Святых Тайн.
В Православном учении о спасении, вопрос о том, грешит человек или не грешит, не является главным: все грешны. Главный вопрос – кается ли человек или не кается, - и более того – если кается, то как, каково качество его покаяния и каковы его возможные плоды.
Дело в том, что подлинное покаяние вне церкви невозможно не только с мистической стороны, но даже с психологической стороны. Воцерковленный человек знает добро так же опытно, как он знает и зло. Бог телесно соединяется с ним в миг приобщения его Святых Даров, он чувствует реальное освобождение от груза совершенных грехов в таинстве Исповеди. Невоцерковленный человек, каким бы высоким не было его «новое религиозное сознание», он будет лишь в лучшем случае догадываться о «цели настоящей жизни». Таким оказался герой и Гумилева.
VI. Ответ на проблемный вопрос:
- Таково мировоззрение Гумилева, таковы его жизненные принципы. Почему же не хватило ни силы, ни уверенности герою Гумилева порвать с жизнью, воплощающей зло, разрушение?
В ходе выступлений групп, размышлений выстраивается схема (примерная):
Церковь «воздух» Герой игральный зал
Крест рассветные тени проигравшийся шум
Освобождение нежные снега побежденный холодное безумие
Очищение звездное небо безумный тревожный азарт
Добро, свет воля воспаленный зло
Ясность
Покаяние «Невозможность покаяния

-Какое слово в стихотворении определили как ключевое? (Крест)

Крест над церковью вознесен,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой

- А это строки из стихотворения Н.Гумилева «Городок» (1916г.) Десять лет отделяет эти два стихотворения, где ключевым является слово «крест».

Сообщение - справка учащегося о литературной деятельности Н.Гумилева:

-1906г. – молодой Гумилев увлекается поэзией старших символистов Бальмонта и Брюсова. Поэтому в его творчестве много слов-символов.
- 1910г. – Гумилев – основатель нового литературного направления: «акмеизм» и «адамизм»- с греч.- «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь» (ст. «Наследие символа и акмеизм»).
-1916г. – Гумилев – известный поэт, издано уже несколько поэтических сборников, появляются и углубляются новые темы. В поздних стихах Гумилев – одновременно и акмеист, и крайний футурист, и имажинист. Символистом оставался всегда.
В стихотворении «Городок» слово «крест» однозначное – это крест православного храма, символ веры. Поэтому уже в начале стихотворения автором объявляется:
Знаю, в этом городке-
Человечья жизнь настоящая.
Жизнь лирического героя – игра. Он порабощен игрой в карты, им руководит азарт, страсть. Мы уже определили, что герой - невоцерковленнный. Но ведь у него на шее крест – символ веры, православия, святости. Именно этот крест герой (в беспамятстве!) прижимал к губам:
Людей заклиная святыней креста!
Обращаем внимание: крест - золотой! Оказывается, это прилагательное тоже символично.

Выступление учащегося с исследованием «Символика драгоценностей»:

-В поэзии Гумилева прилагательное «золотой» является наиболее активным и частотным (69). Используется для цветообозначения самых разных объектов, например:
Цветообозначение времени суток: Ярче золота вспыхнули дни(В небесах); И речи дивные шептала о золотом, пурпурном дне(Дева Солнца).
Цветообозначение элементов ландшафта:
Горизонт в русском языке, как и у Гумилева, часто бывает золотым: Снова полюбим влекущую даль мы и золотой луны горизонт(Возвращение Одиссея)
Огромную роль в поэзии Гумилева играет цветоообозначение минералов. Цвет минералов является их ключевой характеристикой. Золото – благородный металл желтого цвета. Колорема золотой связана с экзотическим колоритом в творчестве поэта: Хранившие золото в темном порту(Капитаны); Червонное золото Так золото манит и радует взгляд (Сон Адама)
Поэт часто описывает реалии религиозного мира, используя и для этого
цветоообозначение золотой: На них золотые кресты (Родос); Но старикам - золотоглавые Святые белые скиты(Старые усадьбы); В тот золотой и белый монастырь (Пятистопные ямбы).
В «Африканской ночи» читаем: «Им помогает черный камень, нам - золотой нательный крест».
Золото – благородный металл желтого цвета, но золото может вызывать и зависть, может ослеплять глаза человеку, вызывать гордыню, символизировать зло: Я поднял меч к великим воинам,
Я плавал в злате и крови( Дева Солнца).
- Может, это еще одна причина, что герой Гумилева – «воспаленный, безумный» возвратился в «залу» и « молча на карту поставил» свой «крест» - выбрал свой жизненный путь (второе значение слова «крест»).
Нес свой крест Христос за всех нас грешных. Да, можно сказать: он тоже сделал свой выбор. Но вспомните, в каких условиях и как это произошло?
А герой стихотворения сознательно возвращается в мир зла, безумия, азарта. Просил Бога, молился, но не в церкви «перед символом власти ясной,
Отеческой» : « невоцерковленный» слаб духом оказался.
VII. Заключительное слово. Рефлексия.
-Это у автора было «твердое сознание», «большая внутренняя осознанность», это он ведал, знал цель жизни. «К высокой мужественности относятся его твердые «да» и «нет»,- увы, столь редкие в душах неопределенных и расплывчатых,- писала о Гумилеве О.А.Мочалова.- Он любил говорить и писать: « Я знаю, я твердо знаю, » - что свидетельствует о большой внутренней осознанности. Думается, что основная тема его творчества – потеря рая. Он там был. Оттуда сохранилась память о серафимах, об единорогах. Это не поэтические «украшения», а живые спутники души. Оттуда – масштабность огненных напряжений , светов, горений. Оттуда и уверенная надежда: « Отойду я в селенья святые». ( Жизнь Гумилева, Л.,1991)
- Право выбора остается за каждым человеком. Н.С.Гумилев выбрал путь поэта Православия. Что это означает?

- Приходилось ли вам осуществлять выбор? Как это вам давалось? Насколько выбор был серьезен? Чем руководствуетесь вы, что-либо выбирая?
- Обобщите наблюдения сегодняшнего урока и проведите полный анализ стихотворения Гумилева «Крест».
- Проведите сопоставительный анализ со стихотворениями Н.Гумилева «Городок» или «Заблудившийся трамвай» (это задание предлагается выполнить сильным учащимся).
























15

Приложенные файлы


Добавить комментарий