«Урок «В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».»

49
7а от 04.04.
7б от 04.04.
7в от 04.04.
2017

Тема: «В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цель урока: погружение в поэтический мир поэта, способствующее воспитанию нравственных основ личности и развитию образного мышления, восприятия искусства слова.

Задачи:

предметные:
формирование умений анализа поэтического текста;
формирование и развитие общеучебных действий;

метапредметные:
развитие устной и письменной речи, освоение литературоведческих терминов;

личностные:
воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства; создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы урока: слово учителя, индивидуальная работа, коллективная работа.

Технология: исследовательско - информационная.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Ведь если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно?
В.В.Маяковский
Послушайте!      Ведь, если звезды зажигают -      значит - это кому-нибудь нужно?      Значит - кто-то хочет, чтобы они были?      Значит - кто-то называет эти плевочки       жемчужиной?      В этом своеобразном вступлении поэт начинает раскрывать метафору, на которой построено все стихотворение. Маяковский обращается к «детскому» вопросу: «Кто зажигает звезды на небе?» и пытается понять – действительно, кто? И если этот кто-то их зажигает, значит, в этом есть смысл. Значит, есть смысл в существовании планеты, над которой горят звезды, и в существовании людей, населяющих эту планету. Таким образом, постепенно звезда становится символом чего-то высшего, светлого - надежды, смысла бытия. 
Анализируют, обобщают, делают выводы.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.
Оформление тетради.

Работа над темой урока.

Знакомство с биографией поэта.
Футуризм – направление в русской поэзии рубежа веков. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям и провозгласили задачу создания нового искусства XX века.
Чтение и анализ стихотворения.
- Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем анализировать.
- О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?
(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)
- Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?
(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)
Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.
Работа с текстом. Восприятие и истолкование.
Послушайте внимательно стихотворение.
- Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
- О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?
(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)
реальное
фантастическое

Акулова гора
Дача Румянцева
Пригорок Пушкино
Закат
Жара
Июль
Усталость
Рисование плакатов
140 солнц
Дыра для солнца
Приглашение солнца на чай
Беседа с солнцем
Солнце заговорило басом
Плечо солнца
Двустволка солнца


- Прочитайте выразительно (по ролям) стихотворение. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?
(Автор использует гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.)
(Значения заранее записаны на доске, или кто-то из учеников работает со словарем.)
Плыла – 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Плыть на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край.
– В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово?
(Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.)
– Как в этой части представлено солнце? Его работа?
(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)
– Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.
Залить – 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь.
– В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить?
(Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)
– Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?
(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)
Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?
(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)
– Нет ли другого чувства у героя?
(Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)
– Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?
(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)
(На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)
– Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:
«...чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»?
Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.
Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.
– Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?
(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)
– Как передан испуг поэта? Чем он вызван?
(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.
Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)
– Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:
Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?
(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)
– В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?
Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.
(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)
– Как меняются взаимоотношения героев?
(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)
– В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?
(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)
– Как звучат последние строки:
Стена теней, ночей тюрьма...?
– Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?
(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)
– Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?
(Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится – звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)
– Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?
(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)
Просмотр учебного видео.

Анализируют стихотворение, отвечая на вопросы учителя.






Составление кластера.





Лексическая работа, подводящая к выводу.


Физминутка

Вы достать хотите крышу? (Потягивания руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Релаксация.

Рефлексия

Понравилось ли стихотворение?
Что особенно понравилось?
Какое настроение после урока?
Анализируют, обобщают, делают выводы.

Д/з., оценивание.

Стр.112-113.
Запись в дневник.










13PAGE \* MERGEFORMAT14315




ђ Заголовок 1Cђ Заголовок 2 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515

Приложенные файлы


Добавить комментарий